Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75429
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в КоАП и УК РФ отдельной ответственности за опасные противоправные действия в отношении потерпевшего от клеветы

Существует необходимость введения административной и уголовной ответственности за противоправные действия, совершенные в отношении потерпевшего от клеветы, связанные с его изоляцией от общества путем незаконного привлечения к административной или иной ответственности, незаконной принудительной госпитализацией и незаконного применения других мер, изолирующих лицо от общества, или с незаконным применением иных принудительных мер, связанных с привлечением лица к ответственности или принудительным медицинским вмешательством либо другими подобными действиями, ограничивающими права человека, либо с незаконной постановкой лица на учет в полиции по поводу совершения правонарушений или в диспансеры либо с его незаконной постановкой на иной учет, ограничивающей его права, незаконной постановкой диагноза о психическом или ином опасном заболевании, а также совершения иных противоправных действий, существенно ограничивающих права потерпевшего от клеветы лица, и включения в перечень квалифицирующих признаков клеветы ее совершения, соединенного с обвинением лица в совершении любого преступления, иных деяний за совершение которых обвиненное лицо может быть изолировано от общества или лишено специального права, и аморальных поступков, наиболее дискредитирующих лицо и способных повлечь ограничение его законных прав, и распространения заведомо ложных сведений о том, что лицо страдает психическими или иными опасными заболеваниями, наличие которых может повлечь его изоляцию от общества или иное принудительное медицинское вмешательство и существенные ограничения его законных прав, а также решения вопроса о включении в перечень квалифицирующих признаков клеветы наступления тяжких последствий и ограничения законных прав лиц, поскольку противоправные действия, ограничивающие законные права потерпевшего от клеветы, представляют большую степень опасности, чем клевета, и более опасной является не только клевета, соединенная с обвинением в лица в совершении видов преступлений, указанных в ч. 4 и 5 ст. 128.1 и ч. 3 ст. 298.1, но и клевета, соединенная с обвинением лица в совершении любого преступления, иных деяний, за совершение которых обвиненное лицо может быть изолировано от общества или лишено специального права, и аморальных поступков, наиболее дискредитирующих лицо и способных повлечь ограничение его законных прав, в особенности, повлекшая привлечение лица к ответственности, учитывая ограничения, установленные для лиц, имеющих судимость или привлеченных к уголовной ответственности, и опасность изоляции от общества потерпевшего от клеветы или других ограничений его законных прав.
Уголовная ответственность за незаконную принудительную госпитализацию в закрытые медицинские организации, оказывающие помощь больным опасными инфекционными и другими заболеваниями, предусмотрена в УК части стран мира. В частности, в ст. 131 УК Туркменистана предусмотрена ответственность за принудительное лечение заведомо здорового человека, заключающееся в помещении в психиатрический стационар либо в иное лечебное заведение закрытого типа лица, заведомо не нуждающегося в такой форме лечения.
Учитывая вышеизложенное, существует необходимость установления в УК и КоАП РФ ответственности за незаконное помещение в медицинскую организацию, оказывающую помощь больным инфекционными и другими опасными заболеваниями, и за незаконное принудительное оказание медицинской помощи, которая не является медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях незаконная постановка диагноза, которая может повлечь или повлекла опасные для лица последствия или существенное ограничение его законных прав, незаконная постановка на учет в диспансере, (незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, проведение медицинских опытов на человеке и т.п.).
При внесении данных изменений, к критериям разделения мер административной и уголовной ответственности за вышеуказанные деяния следует отнести умысел на их совершение, их совершение во время эпидемий, эпизоотий и пандемий, и причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку либо иных тяжких последствий, в особенности, распространение опасных для окружающих инфекционных заболеваний, а к критериям назначения наиболее строгих административных наказаний и уголовного наказания в виде лишения свободы (в особенности, на срок более 3 лет) – наличие последствий в виде причинения вреда здоровью человека или существенного нарушения законных прав человека (критерии установления наиболее строгих административных наказаний), либо причинения наиболее тяжкого вреда здоровью одного или нескольких лиц, в особенности, если оно совершено путем заражения опасным для жизни людей инфекционным заболеванием или применения насилия, а также распространения опасных инфекционных заболеваний, влекущих смерть большого количества людей, в особенности, если оно повлекло эпидемии, эпизоотии или пандемии указанных заболеваний, либо совершено во время эпидемий, эпизоотий и пандемий различных заболеваний (критерии назначения лишения свободы и разделения его сроков).
Установление повышенной ответственности за клевету, повлекшую тяжкие последствия, ограничение законных прав лиц или распространенную в анонимном письме обосновано повышенной опасностью данных видов клеветы. Клевета, повлекшая тяжкие последствия, влекла повышенную ответственность по УК части союзных республик СССР (Туркменской ССР, Узбекской ССР и др.) и влечет ее по УК ряда стран СНГ (Туркменистана, Узбекистана и др.) и части других стран мира (в частности, Болгарии), а клевета в анонимном письме с 1985 по 1996 года влекла ответственность по ч. 2 ст. 130 УК РСФСР 1960г., в которой с 1991 года более строгое наказание, чем за простую клевету, было заменено менее строгим наказанием путем исключения наказания в виде лишения свободы на срок до трех лет из санкции ч. 2 ст. 130 УК РСФСР (при этом в санкции ч. 1 ст. 130 было сохранено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года), а с 1996 года клевета в анонимном письме не является квалифицирующим признаком клеветы.
Учитывая вышеизложенное, существует необходимость декриминализации клеветы, не сопряженной с ограничениями прав потерпевшего, включающими его постановку на учет, влекущую существенное ограничение законных прав человека, ограничение или лишение его свободы или причинение ему иного опасного вреда, лицом, распространившим клевету, лицами, действующими по его указаниям, либо лицами, ограничивающими права потерпевшего по другим причинам, или полной ее декриминализации и решения вопроса об установлении уголовной ответственности за опасные противоправные действия в отношении лица, вызванные распространением в отношении него заведомо ложной информации, либо установления отдельной ответственности за деяния, связанные с незаконным помещением в медицинскую организацию, повлекшем опасные последствия, или с незаконным принудительным оказанием медицинской помощи, повлекшем указанные последствия (незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, повлекшее тяжкие последствия, проведение медицинских опытов на человеке, повлекшее тяжкие последствия, и т.п.), постановкой на специализированный учет, их повлекшей, незаконным привлечением к ответственности, ограничивающим законные права лица и другим подобным действиям.
Учитывая степень опасности клеветы и международную тенденцию декриминализации клеветы, следует полностью декриминализировать клевету, поскольку реальную общественную опасность представляет не сама клевета, а ее конкретные последствия и ограничение законных прав потерпевшего от клеветы лицами, знающими о том, что имел место факт клеветы, но игнорирующими или опровергающими данный факт.
Полная декриминализация клеветы допустима, учитывая возможность как пресечения клеветы привлечением виновного лица к гражданско-правовой или административной ответственности в установленном законом порядке, так и его привлечения к уголовной ответственности за некоторые другие преступления (вымогательство (статья 163 УК РФ), заведомо ложный донос о совершении преступления (статья 306 УК РФ), заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, эксперта или специалиста, заведомо ложное заключение эксперта или заведомо неправильных перевод, совершенные в ходе досудебного производства или в суде, по уголовным, гражданским и административным делам (за исключением дел об административных правонарушениях, исполнительного производства и дел о налоговых правонарушениях, рассматриваемых налоговыми органами), а также в арбитражном процессе (статья 307 УК РФ) и т.п.) в случаях, предусмотренных законом.
В случае введения административной ответственности за клевету и административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, сопряженные с клеветой, либо совершенные независимо от распространения клеветы, следует разделить меры наказания в зависимости от степени опасности данных деяний, наличие фактов их совершения во время эпидемий, эпизоотий, пандемий и других опасных обстоятельств, наличие фактов заражения потерпевших опасными болезнями, признание их недееспособными, их незаконного отнесения к лицам, совершающим административные правонарушения или преступления, либо склонным к их совершению, или наступление тяжких последствий, учитывая степень опасности конкретных противоправных деяний.
При внесении данных изменений необходима частичная или полная декриминализация клеветы и четкое распределение мер ответственности и наказаний клевету и противоправные деяния, совершенные против потерпевшего от клеветы различными лицами по причине распространения клеветы, в зависимости от тяжести наступивших последствий клеветы.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и упорядочиванию правовых норм УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходима декриминализация клеветы, не сопряженной с ограничениями прав потерпевшего, включающими его постановку на учет, влекущую существенное ограничение законных прав человека, ограничение или лишение его свободы или причинение ему иного опасного вреда, лицом, распространившим клевету, лицами, действующими по его указаниям, либо лицами, ограничивающими права потерпевшего по другим причинам, или полной ее декриминализации и решение вопроса об установлении уголовной ответственности за опасные противоправные действия в отношении лица, вызванные распространением в отношении него заведомо ложной информации, либо установления отдельной ответственности за деяния, связанные с незаконным помещением в медицинскую организацию, повлекшем опасные последствия, или с незаконным принудительным оказанием медицинской помощи, повлекшем указанные последствия (незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, повлекшее тяжкие последствия, проведение медицинских опытов на человеке, повлекшее тяжкие последствия, и т.п.), постановкой на специализированный учет, их повлекшей, незаконным привлечением к ответственности, ограничивающим законные права лица и другим подобным действиям.
Учитывая степень опасности клеветы и международную тенденцию декриминализации клеветы, следует полностью декриминализировать клевету, поскольку реальную общественную опасность представляет не сама клевета, а ее конкретные последствия и ограничение законных прав потерпевшего от клеветы лицами, знающими о том, что имел место факт клеветы, но игнорирующими или опровергающими данный факт.
Полная декриминализация клеветы допустима, учитывая возможность как пресечения клеветы привлечением виновного лица к гражданско-правовой или административной ответственности в установленном законом порядке, так и его привлечения к уголовной ответственности за некоторые другие преступления (вымогательство (статья 163 УК РФ), заведомо ложный донос о совершении преступления (статья 306 УК РФ), заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, эксперта или специалиста, заведомо ложное заключение эксперта или заведомо неправильных перевод, совершенные в ходе досудебного производства или в суде, по уголовным, гражданским и административным делам (за исключением дел об административных правонарушениях, исполнительного производства и дел о налоговых правонарушениях, рассматриваемых налоговыми органами), а также в арбитражном процессе (статья 307 УК РФ) и т.п.) в случаях, предусмотренных законом.
В случае введения административной ответственности за клевету и административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, сопряженные с клеветой, либо совершенные независимо от распространения клеветы, следует разделить меры наказания в зависимости от степени опасности данных деяний, наличие фактов их совершения во время эпидемий, эпизоотий, пандемий и других опасных обстоятельств, наличие фактов заражения потерпевших опасными болезнями, признание их недееспособными, их незаконного отнесения к лицам, совершающим административные правонарушения или преступления, либо склонным к их совершению, или наступление тяжких последствий, учитывая степень опасности конкретных противоправных деяний.
При внесении данных изменений необходима частичная или полная декриминализация клеветы и четкое распределение мер ответственности и наказаний клевету и противоправные деяния, совершенные против потерпевшего от клеветы различными лицами по причине распространения клеветы, в зависимости от тяжести наступивших последствий клеветы.

К началу списка инициатив