Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75561
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в законодательство РФ четких правил, регулирующих соблюдение в частной охранной деятельности запретов на досмотр частными охранниками, задержание ими на любые сроки и применение ими физической силы в неопасных случаях

Существует необходимость введения в законодательство РФ четких правил, регулирующих соблюдение в частной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра частными охранниками, задержание ими на сроки до трех часов или более и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые процессуальным и иным законодательством в отношении задержанных полицией и другими уполномоченными законом субъектами на задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, либо находящихся в розыске или в других ситуациях, в которых задержание является законным в соответствии с ФЗ О полиции и иным законодательством РФ, или в отношении лиц, совершивших преступления, любыми лицами с соблюдением условий, установленных ст. 38 УК РФ, и на применение частной охраной физической силы в случаях, когда оно допускается законодательством РФ для полиции и других подобных субъектов в отношении лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, но не допускается Законом О частной детективной и охранной деятельности для частных охранников в отношении указанных лиц, поскольку частной охраной охраняются государственные парки, вузы, школы и многие другие подобные места и большинство частных магазинов, трц и других подобных объектов, но права частной охраны на задержание, применение физической силы и специальных средств, осмотры предметов, транспорта и людей, ношение оружия и т.п. сильно ограничены законом, случаи превышения охранниками полномочий имеют широкое распространение.
Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности установлен запрет на использование охранниками методов сыска, при наличии права на осмотр вносимых (ввозимых) на объект охраны, на котором установлен пропускной режим, или выносимых (вывозимых) с него предметов, и въезжающих на него (выезжающих с него) транспортных средств. Предусмотрено право на задержание охранниками лиц, посягающих на охраняемое имущество или объект охраны, либо нарушающих пропускной и (или) внутриобъектовый режимы охраняемого объекта, с незамедлительной передачей задержанных полиции. Применение физической силы разрешено только при наличии права на применение специальных средств и огнестрельного оружия, которое разрешено только в случаях нападения на охранников или других лиц, находящихся на охраняемом объекте, или оказании сопротивления лицами, совершившими преступное посягательство на охраняемое имущество. При этом частные охранники обязаны сообщать о преступлениях, совершенных на охраняемых объектах, руководству и в полицию, и оказывать содействие органам внутренних дел.
Частные охранники имеют право на ношение специальных средств (наручников, резиновых палок и т.п.), газового и огнестрельного оружия, отнесенного к гражданскому и служебному оружию, но ношение и использование данных видов газового и огнестрельного оружия охранниками ограничено законом по видам охранной деятельности и другим предусмотренным законодательством РФ критериям, а ношение и использование в охранной деятельности пневматического, холодного и метательного оружия запрещено. С 2015 года запрещено использование в частной охранной деятельности служебных собак. Поэтому полномочия частной охраны сильно ограничены по сравнению с полномочиями полиции и других силовых структур.
Задержание на срок до трех часов предусмотрено нормами КоАП РФ как административное задержание за многие виды административных правонарушений и нормами ФЗ О полиции, О войсках национальной гвардии, О статусе военнослужащих и рядом других законов, как задержание, производимое сотрудниками полиции, росгвардии и ряда других структур в отношении лиц, незаконно проникших или пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, нарушающих определенные правила на объектах, охраняемых полицией, росгвардией и рядом других подобных структур, или лиц, задерживаемых сотрудниками росгвардии за совершение преступлений в целях их передачи полиции, а также военнослужащих, совершивших многие дисциплинарные и административные правонарушения. Задержание на срок более трех часов (на срок до сорока восьми часов) предусмотрено нормами УПК РФ в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишение свободы, нормами КоАП РФ в отношении лиц, совершивших определенные административные правонарушения, включая административные правонарушения, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста, ФЗ О статусе военнослужащих в отношении военнослужащих, совершивших определенные административные и дисциплинарные правонарушения, включая указанные правонарушения, за которые возможно назначение дисциплинарного ареста, и рядом других ФЗ в отдельных случаях.
Сроки административного задержания и задержания военнослужащего за административные или дисциплинарные правонарушения исчисляется с момента доставления лица или времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения. Доставление лица может быть применено и без его дальнейшего административного задержания или задержания военнослужащего, совершившего административные или дисциплинарные правонарушения, и должно быть произведено в возможно короткий срок.
Срок вытрезвления лица и общий срок его административного задержания или вышеуказанного задержания военнослужащего на превышать сорока восьми часов.
Сроки других видов задержания, включая задержание по подозрению в совершении преступления, исчисляются только с момента фактического задержания лица в соответствии с нормами УПК РФ, ФЗ О полиции и других ФЗ.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, не может быть задержано по подозрению в его совершении, при отсутствии других оснований для его задержания, предусмотренных законодательством РФ.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, не может быть задержано по подозрению в его совершении, при отсутствии оснований для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, предусмотренных нормами УПК РФ, и других оснований для его задержания, предусмотренных законодательством РФ. При этом лицо, в отношении которого основания, исключающие применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, или другие основания, запрещающие применение к нему задержания по подозрению в совершении преступления, установлены во время применения к нему данного задержания, подлежит немедленному освобождению, независимо от прошедшего до их установления срока задержания.
По данным причинам, задержание охранником на срок до трех часов или на любой меньший срок нельзя признать задержанием охранником с незамедлительной передачей лица полиции, в особенности, учитывая отсутствие у частной охраны прав на составление протоколов и ведение дел об административных правонарушениях и, тем более, преступлениях.
Поэтому необходимо введение в законодательство РФ четких критериев сроков задержания с незамедлительной передачей полиции.
Наличие права частной охраны на задержание за нарушение пропускного и внутриобъектового режимов или посягательства на охраняемое имущество или иной охраняемый объект, при отсутствии права на применение физической силы, кроме случаев нападения или сопротивления лиц, совершающих преступления именно в отношении охраняемого имущества, означает отсутствие права на задержание многих лиц, совершивших деяния, не отнесенные к преступлениям, поскольку большинство нарушений пропускного или внутриобъектового режимов не являются преступлениями или административными правонарушениями и значительная часть посягательств на охраняемое имущество не отнесена преступлениям или административным правонарушениям (покушение на мелкое хищение или повреждение (уничтожение) чужого имущества, его неосторожное повреждение (уничтожение), временное завладение им), а большая часть из них не отнесена к преступлениям (мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), не отнесенное к преступлению, предусмотренному ст. 158.1 УК РФ, умышленное повреждение (уничтожение) чужого имущества, не причинившее значительного ущерба (ст. 7.17 КоАП РФ) и т.п.). При этом многие административные правонарушения и преступления, совершаемые на охраняемых объектах, не связаны с нападением или сопротивлением и охранники не обязаны сообщать в полицию о совершении на охраняемом объекте административных правонарушений.
Согласно определениям, указанным в Законе РФ О частной детективной и охранной деятельности, пропускной и внутриобъектовый режимы охраняемого объекта должны соответствовать положениям Конституции РФ и законодательства РФ, что не допускает установления таких режимов, устанавливающих правила, позволяющие нарушать конституционные права человека.
На практике, имеют широкое распространение случаи ношения частными охранниками ручных металлоискателей для досмотров, установки на охраняемых частными охранниками объектах рамок металлоискателей и противокражных систем, незаконных досмотров охранниками транспорта, вещей и лиц, задержания (в том числе с применением физической силы) лиц, подозреваемых в совершении хищений и других правонарушений, проводимые как на охраняемом объекте, так и за его территорией, и доставления нарушителей в специальные помещения охраны, досмотровые комнаты или подсобные помещения, а также содержания там в течение нескольких часов до приезда полиции или без ее вызова.
Учитывая вышеизложенное, необходимы ограничение перечня объектов, охраняемых частной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра частными охранниками, задержание ими на сроки до трех часов или более и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, усиление противодействия коррупции, насильственным и другим преступлениям, представляющим большую опасность для людей, и упорядочивание норм законодательства об охранной деятельности и иного законодательства.

Решение

Необходимы ограничение перечня объектов, охраняемых частной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра частными охранниками, задержание ими на сроки до трех часов или более и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной.

К началу списка инициатив