Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75628
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в законодательство РФ четких правил, приводящих в соответствие с Конституцией РФ меры, ограничивающие перемещение по общественным местам и учреждениям, охраняемым индивидуальной, частной или государственной охраной

Существует необходимость введения в законодательство РФ четких правил, приводящих в соответствие с положениями Конституции РФ и основных законодательных актов РФ порядок применения мер, ограничивающих вход, выход и иное перемещение по магазинам, вузам и другим общественным местам и учреждениям, законно не охраняемым отдельными сотрудниками и подразделениями охраны, охраняемым индивидуальной или частной охраной, либо охраняемым полицией или иной государственной охраной, поскольку во многих магазинах, вузах и других общественных местах и учреждениях часто устанавливаются турникеты и заграждения, препятствующие свободному входу, выходы или иному перемещению по их определенным зонам, или свободный проход через вход, выход и их отдельные зоны ограничивается охраной. При этом входы и выходы из различных магазинов распределены произвольно и часто необоснованно ограничивают и осложняют перемещение посетителей, а многие из указанных общественных мест и учреждений охраняются законной или незаконной индивидуальной или частной охраной либо не охраняются. Это требует введения четких правил применения ограничительных мер безопасности в данных местах и учреждениях и запретов на применение мер, требующих проведения досмотров, задержаний и физической силы охраной, иными сотрудниками или собственниками указанных мест и учреждений, любо демонстрации или сдачи охранникам или иным лицам каких-либо предметов или документов для выхода с объекта или из его отдельной зоны (в особенности, если данные предметы или документы явно не отнесены к чужому имуществу, похищаемому с объекта путем совершения преступления, и на объекте не совершается разбой или иное насильственное преступление), учитывая наличие запретов на производство личного и иного досмотра частными или индивидуальными охранниками и иными лицами, не уполномоченными на то законом, задержание ими на любые сроки и на содержание задержанных в каких-либо помещениях, а также на применение данной охраной физической силы в случаях, когда оно допускается законом для полиции, и необходимость соблюдения положений Конституции РФ.
Права частной охраны на задержание, применение физической силы и специальных средств, осмотры предметов, транспорта и людей, ношение оружия и т.п. сильно ограничены законом, а индивидуальная охрана не имеет специальных прав охраны, предусмотренных законом, и четкого правового статуса, закрепленного в законодательстве. При этом случаи превышения охранниками полномочий имеют широкое распространение.
Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности установлен запрет на занятие частной охранной деятельностью лицами, не являющимися частными охранниками, а в ст. 20.16 КоАП РФ с апреля 2020 года установлена административная ответственность за оказание охранных услуг лицами, не являющимися частными охранниками.
Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности установлен запрет на использование охранниками методов сыска, при наличии права на осмотр перемещаемых на объект охраны, на котором установлен пропускной режим, или с него предметов, и въезжающих на него (выезжающих с него) транспортных средств. Предусмотрено право на задержание лиц, посягающих на объект охраны, либо нарушающих пропускной и (или) внутриобъектовый режимы охраняемого объекта, с незамедлительной их передачей полиции. Применение физической силы разрешено только при наличии права на применение специальных средств и огнестрельного оружия, которое разрешено только в случаях опасного нападения на любых лиц, находящихся на охраняемом объекте, или оказании физического сопротивления лицами, совершившими преступление против охраняемого имущества.
Сторожа и иные лица, охраняющие объекты, не отнесенные к частным охранникам или государственным охранным структурам, не могут заниматься видами охранной деятельности, предусмотренными Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности и не имеют специальных прав на любые методы сыска, осмотр предметов, задержание, ношение и использование специальных средств и оружия, использование служебных собак и применение физической силы, специальных средств или оружия, а также не обязаны сообщать о преступлениях, совершенных на охраняемых объектах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Поэтому данные охранники не имеют права досматривать и осматривать транспорт, вещи и людей, применять другие методы сыска, задерживать лиц, не являющихся лицами, совершившими преступление, которых имеют право задерживать любые лица с соблюдением положений ст. 38 УК РФ, носить и использовать специальные средства и оружие, за исключением случаев наличие права на их ношение и использование, разрешенного или допускаемого ФЗ Об оружии или другим подобным законодательством РФ для их владельцев или других лиц, использовать служебных собак, за исключением случаев, когда оно разрешено законодательством для их владельцев или других лиц, применять физическую силу, специальные средства и оружие, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37, 38 и 39 УК РФ, ФЗ Об оружии и другими подобными ФЗ для любых лиц или лиц, указанных в конкретных ФЗ (например, владельцев оружия).
Поэтому необходимо введение в законодательство РФ четких критериев сроков задержания с незамедлительной передачей полиции и задержания лиц, совершивших различные преступления, лицами, не являющимися уполномоченными на задержания представителями власти, в целях передачи задержанных органам власти.
Пропускной и внутриобъектовый режимы охраняемого объекта должны соответствовать положениям Конституции РФ и законодательства РФ.
На практике, имеют широкое распространение случаи ношения частными и индивидуальными охранниками ручных металлоискателей для досмотров, установки на охраняемых данными охранниками объектах рамок металлоискателей и противокражных систем, турникетов и ограждений, произвольного разделения входа и выхода из магазина или с иного охраняемого объекта, незаконных досмотров охранниками транспорта, вещей и лиц, задержания (в том числе с применением физической силы) лиц, подозреваемых в совершении хищений и других правонарушений, проводимые как на охраняемом объекте, так и за его территорией, и доставления нарушителей в специальные помещения охраны, досмотровые комнаты или подсобные помещения, а также содержания там в течение нескольких часов до приезда полиции или без ее вызова. Вход в досмотровые комнаты и другие данные помещения многим лицам, как правило, запрещен и они могут запираться, но какие либо удобства в них отсутствуют и выход из них задержанных по любой необходимости запрещен, что делает режим содержания в них более строгим, чем режим содержания в любом законном помещении для содержания задержанных лиц, и создает условия для фабрикации обвинений в преступлениях и административных правонарушениях в отношении задержанных охраной лиц и для совершения в отношении задержанных других противоправных действий.
Распространены случаи использования в различных магазинах, вузах и других местах и учреждениях незаконных охранников или подразделений охраны, функционирующих как службы безопасности организаций или нарушения прав людей не охранниками, а другими сотрудниками или самим собственником объекта, что требует введения четких правил, устанавливающих равные права, обязанности и ответственности любых лиц, взявших на себя функции охраны, и профилактические меры, делающие более приемлемой и выгодной именно законную охранную деятельность.
Распространены случаи использования частной или индивидуальной охраной служебных и иных собак и встречаются случаи ношения охранниками пневматических пистолетов, являющихся оружием или не являющимся им в силу положений ФЗ Об оружии (имеющих дульную энергию не более 3 Дж), несмотря на законодательные запреты на использование частными охранниками служебных собак и видов оружия, не являющимися определенными видами гражданского и служебного огнестрельного оружия, газового оружия или электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками и на отнесение пневматического оружия и конструктивно сходных с ним изделий к гражданскому спортивному и охотничьему оружию и к конструктивно сходным с оружием изделиям, а не к гражданскому оружию самообороны или служебному оружию, что требует введения четких правил ношения и использования в целях охраны всех видов не запрещенного к обороту оружия, предметов, сходных с оружием, и собак любыми лицами, охраняющими общественные места и учреждения либо иные места, в которых часто бывает неопределенное или большое количество людей, (в особенности, учитывая наличие законодательных ограничений на перечень видов вооружения полиции, росгрвардии, ведомственной охраны и других государственных структур, которые могут выполнять функции по охране определенных или любых объектов охраны, и отсутствие специальных ограничений на использование оружия, других предметов, служебных, сторожевых и иных собак индивидуальными охранниками или другими лицами, что-либо охраняющими, не отнесенными к частным охранникам).
Учитывая вышеизложенное, необходимы четкое регулирование всех ограничительных мер на объектах, охраняемых различными видами охраны или законно не охраняемых, введение правового статуса и правил деятельности индивидуальных охранников, ограничение перечня объектов, охраняемых частной или индивидуальной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной и индивидуальной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра охранниками, задержание ими на любые сроки и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом, и использование ими средств досмотра, задержания и силового воздействия, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной или индивидуальной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной, либо запрещающих использование частными и индивидуальными охранниками средств досмотра, задержания и силового воздействия на любых физических лиц.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, усиление противодействия коррупции, насильственным и другим преступлениям, представляющим большую опасность для людей, и упорядочивание норм законодательства об охранной деятельности и иного законодательства.

Решение

Необходимы введение четкого регулирования всех ограничительных мер на объектах, охраняемых различными видами охраны или законно не охраняемых, введение правового статуса и правил деятельности индивидуальных охранников, ограничение перечня объектов, охраняемых частной или индивидуальной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной и индивидуальной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра охранниками, задержание ими на любые сроки и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом, и использование ими средств досмотра, задержания и силового воздействия, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной или индивидуальной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной, либо запрещающих использование частными и индивидуальными охранниками средств досмотра, задержания и силового воздействия на любых физических лиц.

К началу списка инициатив