Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
56Ф77875
Уровень инициативы:
Федеральный

Ликвидация посреднических компаний в электроэнергетике, установление справедливой цены на электроэнергию

В нашей стране сложилась очень запутанная система снабжения электроэнергией конечного потребителя, имеется в виду население, мелкий бизнес и некрупные предприятия. Весь рынок контролирует НП "Совет рынка", который ставит условия и диктует правила всем остальным, в результате цена на электроэнергию непомерно завышена. Также вся территория России поделена на зоны, это 1 и 2 зоны, куда входит европейская часть Урал и Сибирь; неценовые зоны, где цена на электроэнергию регулируется государством. И также есть территориально изолированные системы (не входящие в единую энергосистему), где нет оптового рынка электроэнергии, это республики Северного Кавказа, Бурятия, Тыва, Карелия и Крым.
Что касается оптового рынка электроэнергии.
Даже если предприятие захочет самостоятельно закупать электроэнергию на оптовом рынке, чтобы сэкономить на оплате энергосбытовой компании, оно одновременно понесет дополнительные затраты в виде членских взносов в НП «Совет рынка» в сумме 300 000 рублей в квартал, а также на создание информационной системы АИИС КУЭ, соответствующей требованиям НП АТС и на обучение и содержание персонала, осуществляющего закупку электроэнергию на оптовом рынке. Всё устроено так, чтобы максимально усложнить прямой выход предприятия на поставщика электроэнергии, минуя оптовый рынок. Поэтому стремление предприятия сэкономить может привести к тому, что построенная система АИИС КУЭ не пройдет процедуру установления соответствия техническим требованиям оптового рынка в ОАО "АТС" и оно не будет допущено до участия в торгах на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Вследствие этого дата начала покупки электрической энергии с оптового рынка будет перенесена (срок может достигать 1 года). В общем, одни убытки.
Требования к участникам оптового рынка электрической энергии и мощности закреплены в п.23 "Правил оптового рынка электрической энергии и мощности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.
Таким образом, электроэнергию с оптового рынка электроэнергии могут покупать следующие потребители: крупные потребители напрямую (при условии, что их мощность энергопринимающих устройств свыше 20 МВа), потребители, не относящиеся к категории "Население" опосредованно через энергосбытовую компанию с которой у потребителя заключен договор энергоснабжения (при условии, что мощность энергопринимающих устройств потребителя превышает 750 кВа).
Все остальные потребители электрической энергии (предприятия менее 750 КВа и население) приобретают электроэнергию у гарантирующего поставщика на розничном рынке.
А какую же отпускную цену предлагают производители?
Основная масса электроэнергии производится АЭС и ТЭС, это около 90% всей электроэнергии в России, около 6-7% производят ГЭС, остальное приходится на СЭС, ВЭС и т.п.
Себестоимость электроэнергии на всех атомных электростанциях мира сильно разнится, но, цены находятся в пределах 20-50 копеек за кВт*час.
На ТЭС, если она потребляет мазут или природный газ, природный газ и мазут имеют в 2-3 раза выше теплоту сгорания, чем уголь. В то же время, мазут и природный газ стоят значительно дороже угля. В результате получается, что в зависимости от региона и ситуации на рынке энергоносителей, себестоимость электроэнергии произведенной на ТЭС находится в пределах 22-35 копеек и выше.
На ГЭС, например, на Красноярской ГЭС, себестоимость электроэнергии производимой за последние несколько лет, изменяется в пределах 8-12 копеек за киловатт*час, (данные за 2016 год) с учетом общезаводских расходов (бухгалтерия, заводоуправление, прибыль акционеров, охрана территории предприятия и пр.), цена продажи электроэнергии компании “Красэнерго” (основной покупатель) составила около 15-20 копеек за кВт*час. Розничная цена электроэнергии для потребителей за тот же период составляет 1,4-1,8 рубля за кВт*час. Для промышленных предприятий цена еще дороже (примерно на 30-60% больше чем тариф для населения). То есть, цена уже поднялась более, чем в восемь раз. Такой прибыли не даёт никакой другой бизнес.
Также цена сильно варьируется в зависимости от региона и так называемых зон.
Как мы видим, цена за электроэнергию сильно завышена, благодаря распределяющим компаниям, захвативших этот сегмент экономики. Сами энергосбытовые компании не производят электроэнергию, не транспортируют её, не осуществляют монтаж и эксплуатацию трансформаторов и подстанций, предоставив это предприятиям электросетей, а лишь успешно собирают деньги с населения. Также с отоплением многоквартирных домов – эти же компании, не осуществляют монтаж, ремонт и эксплуатацию тепловых сетей, но почему-то деньги за отопление собирают они. Так как в энергосбытовых компаниях работает много сотрудников, большой штат руководства, множество офисов в разных городах, все расходы на содержание таких компаний ложатся на плечи потребителя. В результате такого подхода, пущенного на самотёк государством, стоимость на электроэнергию в разных регионах и областях различается в разы. К примеру, если на 2020 года цена для населения за 1 кВ/час в Иркутской области составляла 1,1 рубля, то в В Чукотском АО она составляла 8,8 рубля за кВ/час, а в ХМАО – 2,87 рубля. Для бизнеса и промышленных предприятий цены ещё выше. Причём цена в основном не зависит от близости или отдалённости от электростанции (хотя этот фактор тоже влияет, но он не решающий), а зависит от целого ряда других факторов, таких как: количество посредников, аппетиты посредников, платежеспособность населения, количество субсидий от государства.

Практический результат

Взрывной рост экономики всей страны, поднятие с колен мелкого и среднего бизнеса, привлечение значительных инвестиций в крупные промышленные предприятия, значительное облегчение и улучшение качества жизни населения всей страны.

Решение

Централизовать в едином управляющем центр все генерирующие мощности: АЭС, ТЭС, ГЭС, СЭС, ВЭС и т.д и установить единую цену на электроэнергию для всех жителей страны.
Ликвидировать оптовый рынок электроэнергии, так как он н77875е способствует конкуренции. Взять под контроль государства транспортировку и передачу электроэнергии, а также национализировать все электрические сети, ЛЭП, трансформаторные подстанции и т.п. Исключить все посреднические частные предприятия в цепочке производитель-потребитель. Уравнять в ценовой категории мелкий бизнес и промышленные предприятия с обычными потребителями.

К началу списка инициатив