Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
34Ф78046
Уровень инициативы:
Федеральный

Принять федеральный закон, регулирующий процедуру рассмотрения петиций граждан

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует правовой и политический институт петиции. Создалась парадоксальная объективная действительность, когда человек и гражданин искренне верит, что может что-либо изменить в обществе заручившись подписями единомышленников, на поверку такой алгоритм действий в стране просто отсутствует. С прискорбием приходится констатировать. что петиции, как в электронном, так и в бумажном формате представляют собой исключительно "громоотвод" волнений в общественной среде и не являются реальным рычагом политической или правовой воли народа.
Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного права человека и гражданина «право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». По отношению к Конституции Российской Федерации все законы Российской Федерации носят подзаконный характер.
Статья 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обраще­ний граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ дета­лизирует и раскрывает положения Конституции Российской Федерации в следующем формате: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам», при этом ст. 4 указанного нормативного правового акта «Основ­ные термины, используемые в настоящем Федеральном законе» не упоминает возможность коллективного обращения граждан, ограничиваясь следующей интерпретацией: «…обращения граждан – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления». При этом равный по юридической силе Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает право гражданина на «сбор подписей под петициями», не разъясняя в своей общей части или преамбуле содержание понятия «петиция».
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации (которые, к слову говоря, признаны одним из источников права в Российской Федерации даже рьяными сторонниками романо-германской правовой системы) определяют петицию как коллективное обращение граждан. Ряд субъектов Российской Федерации в своем нормотворчестве также констатируют необходимость нормативного закрепления коллективного обращения граждан. Например, Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. № 124-З «О дополнительных гарантиях прав граждан на обращения в Нижегородской области» в гипотезе нормы права, указанной в п. 1 ст. 8, описывает все то, что современным человеком понимается под словом «петиция».
Таким образом, налицо явный пробел в законодательстве, который обусловлен конституционным правом на коллективное обращение граждан и отсутствием нормативного закрепления природы указанного правового института, включающей в себя как материальную часть (понятие, принципы, признаки, сфера применения), так и процессуальную – конкретный алгоритм действий по реализации обозначенного права.
Поэтому представляется целесообразным принятие федерального закона, регулирующего процедуру рассмотрения петиций граждан.


Практический результат

Граждане смогут проявлять свою правовую инициативу на всех уровнях, объединяться в коллективы. требовать изменения общественных отношений, получат реальные, зримые результаты своих петиций, смогут принять участие в их рассмотрении, осознают свою причастность к деятельности государства и его ветвей власти.

Дополнительные материалы

Решение

Принять федеральный закон, регулирующий процедуру рассмотрения петиций граждан, что позволит гражданам страны активным образом участвовать в правовой и политической жизни общества, в перспективе петиция может стать формой реализации демократических преобразований.

К началу списка инициатив