В настоящее время в России для расчёта заработной платы используют две составляющие - должностной оклад и дополнительные (стимулирующие) выплаты (премии, надбавки, доплаты и т. п.). Подавляющее большинство должностных окладов были утверждены ещё лет 20 назад при совершенно иных экономических условиях, уровне цен, курсе валют и пр.
Дополнительные выплаты дополняют низкие должностные оклады и доводят уровень дохода трудящихся до весьма относительного "среднего" уровня.
В итоге получается, что, к примеру, младший научный сотрудник (или инженер) имеет должностной оклад в 7 110 руб. в месяц. С учётом надбавок, премий и чего-то ещё его доход может составить 15 500 руб. Но если в государстве или в регионе изменится социально-экономическая ситуация, то в следующем месяце младший научный сотрудник (или инженер) может получить только 10 500 руб., а то и просто чистый оклад в 7 110 руб.
Естественно, такая нестабильная финансовая ситуация снижает производительность труда, создаёт психологический дискомфорт, препятствует созданию новых семей и разрушает старые. Работающие граждане не приобретают новые квартиры ввиду низкой зарплаты и неуверенности в стабильном режиме оплаты ипотечного кредита. Именно по этим же причинам служащие не могут себе позволить в течение года создать финансовые накопления на отпуск, поэтому проводят отпускной период в своих квартирах, на пригородных дачах или у родственников в деревнях.
А отсутствие стабильного потока туристов и отдыхающих, а также ежегодно снижающееся их количество, приводит к постоянно увеличивающимся тарифам на транспорт (железнодорожные и авиаперевозки) и путёвки в санатории, дома отдыха, гостиницы.
Выход из сложившейся ситуации только один - увеличивать доходы трудящихся.
Но увеличение доходов необходимо осуществлять не по сложным формулам интегрального и дифференциального исчислений, а по простому показателю - сумме коммунальных платежей.
К примеру, в СССР научный сотрудник (или инженер) имел оклад около 120 руб. А сумма платежей за коммунальные услуги (2-х или 3-х комнатная квартира) составляла от 8 до 15 руб. в месяц. В среднем, это составляло около 10% от суммы должностного оклада сотрудника.
Предлагаю применить аналогичный метод.
Предположим, что сумма платежей за коммунальные услуги в данном регионе колеблется от 3 до 5 тысяч рублей. Берём среднее значение - 4 000 руб. И эта сумма является 10% от должностного оклада работника. Следовательно, базовый должностной оклад сотрудника в данном регионе должен быть 40 000 руб. А вот премии, стимулирующие выплаты по результатам труда и пр. уже должны начисляться на величину этого оклада.
Главный принцип социально ориентированного государства: ежемесячно гражданин должен получать такой доход, который позволяет ему покрывать все коммунально-физиологические платежи (полноценное питание, отдых, занятия физкультурой, посещение культурных мероприятий, регулярное приобретение одежды и обуви и т. п.).
Практический результат
1. Улучшение социально-демографической обстановки, прекращение наплыва людей из провинциальных городов и деревень в крупные города и столицы.
2. Повышение производительности труда трудящихся по основному месту работы, сокращение сотрудников работающих по совместительству.
3. Укрепление семей, стимулирование рождаемости, увеличение количества приобретённого нового жилья.
4. Развитие инфраструктуры в небольших населённых пунктах, создание условий для полноценного отдыха граждан на курортах.
5. Препятствование постоянному росту стоимости тарифов на транспортные перевозки.