Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф79412
Уровень инициативы:
Федеральный

Отменить обязательное подтверждение знаний русского языка, истории и основ законодательства при получении РВП и ВНЖ супругами-иностранцами граждан РФ

Согласно пункту 1 Статьи 15.1. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 15.10.2020) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. Для этого нужно пройти соответствующие экзамены.
Согласно подпункту 9 пункта 5 той же статьи, от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство освобождаются иностранные граждане, имеющие родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации. Также освобождены от этой обязанности недееспособные (подпункт 1), несовершеннолетние (подпункт 2), престарелые (подпункты 3 и 4) или являющиеся высококвалифицированными специалистами (подпункт 6), и многие другие.
При этом не освобождаются от необходимости сдавать экзамен супруги-иностранцы граждан Российской Федерации. Иностранные граждане, находящиеся в браке с гражданами Российской Федерации и желающие переехать в Россию, оказываются лишены такой возможности, если не владеют в достаточной мере русским языком, не знают в достаточной мере русскую историю или основы русского законодательства.
В текущем виде закон допускает ситуацию, когда ребёнок гражданина РФ, проживающий с родителем-иностранцем за границей, имеет возможность получить разрешение на временное проживание или вид на жительство без подтверждения владения русским языком, а сам родитель-иностранец такой возможности не имеет. Это предпосылка для абсолютно недопустимого, антиконституционного разобщения семьи.
Знания, которые должен подтвердить иностранец для получения РВП или ВНЖ, возможно, обязательны для трудовых мигрантов, но не для членов семьи русского гражданина. Допустим, что трудовой мигрант действительно обязан знать, в каком году была Куликовская битва и каковы функции Совета Федерации. Также он обязан владеть русским языком, чтобы работать. Но иностранец, переезжающий с целью создания семьи, этого не обязан, потому что может некоторое время или постоянно находиться на содержании супруга-гражданина РФ и заниматься, например, домашним хозяйством, а уже затем, пожив какое-то время в России и овладев русским языком в естественной языковой среде, сдать экзамен и трудоустроиться. В любом случае, он переезжает в Россию к любимому человеку, а не на заработки и тем более не к Дмитрию Донскому. Нельзя ставить единство семьи и личное счастье людей в зависимость от знания того, кто такой Дмитрий Донской, при всём к нему уважении. К огромному сожалению, даже не все русские это помнят.
Граждане государств постсоветского пространства зачастую владеют необходимыми знаниями хотя бы на базовом уровне. Однако, граждане дальнего зарубежья не изучали в школах ни российскую историю, ни русский язык. Для них требование проходить экзамен означает годы изучения и годы разлуки с любимым человеком, а также огромные расходы на многократные приезды. Это нельзя охарактеризовать иначе, как дискриминацию. Кроме того, для интернациональной семьи, попавшей в такую затруднительную ситуацию, решением проблемы может стать эмиграция супруга-россиянина, ничуть не меньше страдающего от разлуки, на родину супруга-иностранца, что, безусловно, является негативным фактором для нашей экономики и демографии.
Экзаменационная программа вызывает недоумение. Во-первых, она ориентирована сугубо на трудовых мигрантов из постсоветской Средней Азии. В ней присутствуют задания вроде: «Вы устраиваетесь на работу грузчиком по рекомендации своего друга Ахмеда. Поговорите с работодателем». Абсурдно давать такое задание, например, гражданке Японии, которая переезжает к мужу-россиянину: очевидно, и грузчиком она работать не собирается, и друга по имени Ахмед у неё нет. Авторы как будто считают, что в Россию едут только из этих стран и исключительно на заработки. Это просто неуважение авторов экзамена к собственной стране! Во-вторых, экзамен «Основы законодательства» для РВП составлен некорректно: задания вроде «Найдите флаг России» или «Найдите русскую купюру» сочетаются с заданиями наподобие «Что не входит в функции Совета Федерации?». Кроме того, выполнение экзамена «Основы законодательства», равно как и экзамена по истории, требует владеть русским на более высоком уровне, чем тот, который требуется на экзамене по собственно русскому языку. Для прохождения этих двух экзаменов нужно владеть во много раз более сложной лексикой и грамматикой. Это методический нонсенс.
К слову о трудовых мигрантах с постсоветского пространства. Их без всяких экзаменов, патентов, разрешений, и нередко даже без регистрации завозят в Россию вагонами. Требование сдавать экзамен игнорируется этими людьми, не создаёт никаких препятствий для нелегальной миграции в Россию. А для законопослушных иностранцев, которые хотят простого семейного счастья, оно является огромной проблемой. Нередки случаи нарушения общественного порядка трудовыми мигрантами из Средней Азии. Даже законопослушные трудовые мигранты оттуда зачастую выводят заработанные в России деньги на свою Родину, потому что семья у них не здесь, а там. Напротив, граждане дальнего зарубежья, переезжающие в Россию с целью создания или воссоединения семьи, будут намного более законопослушны, а также не будут выводить деньги – ведь у них семья здесь, в России. Но почему же, несмотря на всё сказанное, создаются благоприятные условия для трудовой миграции с постсоветского пространства, и неблагоприятные – для супругов россиян из дальнего зарубежья? Причём создаются именно тем законом, который, казалось бы, должен наоборот сдерживать нелегальную миграцию!
Согласно пункту 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Согласно подпункту ж.1) пункта 1 статьи 72 Конституции РФ, государство обязано обеспечивать защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защищать институт брака, как союз мужчины и женщины; создавать условия для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Исходя из этого, искусственное препятствие, создаваемое перед интернациональными семьями обязанностью получать сертификат о владении русским языком, знании истории и основ законодательства, должно быть устранено, точно так же, как оно устранено для детей, родителей и опекунов граждан РФ, имеющих иностранное гражданство, и многих других категорий иностранных граждан.

Практический результат

Интернациональные семьи смогут беспрепятственно осуществлять своё право на совместную жизнь, быть вместе.
Осуществление иммигрировавшим в Россию супругом-иностранцем потребления и, в перспективе, трудовой деятельности на территории нашей страны без вывода заработанных средств позитивно скажется на её экономике, а вполне вероятное рождение детей станет вкладом в демографию.
Обсуждаемый закон станет более логичным и демократичным, правовой климат улучшится. В некоторой мере это может поспособствовать росту имиджа и авторитета нашей страны.

Решение

Освободить иностранных граждан, состоящих в браке с гражданами Российской Федерации, от обязанности подтверждать владение русским языком, знания истории и основ законодательства, при получении разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации. Внести соответствующие изменения в пункт 5 Статьи 15.1. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 15.10.2020) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", добавив упоминание иностранных граждан, находящихся в браке с гражданами Российской Федерации.

К началу списка инициатив