Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
30Ф81732
Уровень инициативы:
Федеральный

Совершенствование антикоррупционного законодательства улучшением нормативного регулирования работы в сфере обращения граждан

Отдельные нормы действующих федеральных законов не в полной мере отвечают приоритету прав и законных интересов граждан, которые согласно ст.2 Конституции Российской Федерации «являются высшей ценностью». Согласно этой статье Конституции РФ «защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Законодательные нормы отдельными ограничениями не обеспечивают со стороны государства достаточного уровня защиты прав человека от посягательств и нарушений. Так, действие Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не распространяется на взаимоотношения граждан с коммерческими (частными) организациями, на действия физических лиц от имени этих организаций, что позволяет им злоупотреблять служебными полномочиями, оставлять обращения граждан без ответа, а в случае его подготовки – не рассматривать обращения по существу поставленных вопросов, как работниками по принадлежности, а решать вопросы в пользу корпоративных интересов юридических лиц, экономическая деятельность которых связана с извлечением прибыли. Законодательные нормы не определяют состав лиц коммерческих организаций, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что связано с высокой степенью коррупциогенности. Отсылочная норма ответственности за нарушение принципа объективного и всестороннего рассмотрения обращений граждан в Федеральном законе № 59-ФЗ признается в юридической сфере коррупциогенным фактором. Типичной чертой резолютивной части ответов гражданам от организаций становятся характерные рекомендации обращаться в суд. Судьи по российскому законодательству наделены полномочиями, позволяющими корректировать условия состязательности и равноправия по своему усмотрению, а по факту и зачастую не в пользу слабой стороны – гражданина. Даже те лица, которые по законодательству обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов действуют вопреки законным интересам граждан.

Практический результат

1. Укрепление правовых основ защиты граждан в сфере их обращений в адрес уполномоченных организаций посредством:
1.1. расширения круга ответственных организаций, в том числе с публичными субъектами, с которыми граждане состоят в обязательственных отношениях
1.2. установления нормы персональной ответственности должностных лиц, в том числе руководителей организаций по принадлежности, за нарушение принципа объективного и всестороннего рассмотрения обращения граждан;
1.3. указания на получение, использования и предметное рассмотрение подлинных (аутентичных) документов, представленных гражданами.
2. Снижение коррупциогенности соответствующих федеральных законов расширением понятия коррупции от имени юридического лица, в том числе принимающего обязательства перед гражданином, и наделением обязанности Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг рассматривать заявления потребителей независимо от срока подачи претензии в адрес финансовой организации в рамках срока исковой давности и по вопросам, заданным потребителями, направлять результаты назначаемой им независимой экспертизы заявителю.
3. Дополнительные правовые ресурсы повышения социальной справедливости в обществе.

Решение

1 Внести изменения и дополнения в Федеральные законы: от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – указываются Федеральные законы по номерам)
1.1 в Федеральный закон № 273-ФЗ
1.1.1 подпункт б) пункта 1) статьи 1 после слов «в интересах юридического лица» до-полнить словами «в том числе повлекших нарушения принятых обязательств юридического лица в пользу получения юридическим лицом дополнительных имущественных выгод (неосновательное обогащение)».
1.2 в Федеральный закон № 59-ФЗ
1.2.1 придать действию закона более широкое применение внесением дополнительных адресатов обращений от граждан в соответствующие статьи Федерального закона (пункты 1 и 4 статьи 1; пункт 1) статьи 4 и проч.): вставить слова согласованием в соответствующем падеже в редакции: «иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также в организации, с которыми граждане состоят в договорных (обязательственных) отношениях». Перечень организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, может быть установлен по аналогии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 613.
1.2.2 в подпункте 2) пункта 1. статьи 10 после слов «необходимые для рассмотрения обращения…» вставить слово «подлинные».
1.2.3 дополнить отсылочную норму ст. 15 пунктом 15.1 в редакции прямой нормы ответственности «Ответственность за нарушение порядка рассмотрения граждан в части подпунктов 1) и 3) пункта 1. статьи 10 настоящего Федерального закона в отношении действий физических лиц и юридических лиц, от имени которых физические лица выступают, имеющих признаки коррупциогенности в целях получения выгоды для себя, влечет ответственность по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях».
1.3 в Федеральный закон № 123-ФЗ
1.3.1 пункт 1 ст. 16 дополнить словами в следующей редакции: «вне зависимости от срока подачи заявления в адрес финансовой организации по отношению к дате вступления в силу настоящего Федерального закона, определенной ст. 32 настоящего Федерального закона». Комментарий: предусматривается, что если заявление (претензия) в адрес финансовой организации подано до вступления в силу ФЗ № 123-ФЗ, но в пределах срока исковой давности, потребителю не требуется подавать заявление (претензию) повторно;
1.3.2 п.10 ст.20 дополнить абзацем следующего содержания: «Финансовый уполномоченный организует независимую экспертизу (оценку) по вопросам, содержащимся в заявлении, направленном потребителем финансовых услуг в адрес финансовой организации в соответствии с требованиями п. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, и (или) в обращении в адрес Финансового уполномоченного, что не исключает дополнений (ком.авт.: но не замещение) к указанным вопросам со стороны Финансового уполномоченного»;
1.3.3 после пункта 10 вставить текст пункта 10.1 в следующей редакции: «При принятии решения в соответствии с п.2 ст.22 настоящего Федерального закона об отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении обращения потребителя финансовых услуг на основе результатов независимой экспертизы (оценки) Финансовый уполномоченный обязан к решению, направляемому в адрес потребителя финансовых услуг, приложить экспертное заключение».

К началу списка инициатив