Ущерб от преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации за последние 2 года составил свыше 113 млрд. рублей: более 55 млрд. рублей в 2019 году, более 58 млрд. рублей в 2020 году. Высокая доля этих преступлений совершается в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Основные проблемы:
1. Недобросовестность чиновников (руководителей органов власти и местного самоуправления, различных бюджетных подведомственных учреждений), уполномоченных заключать государственные и муниципальные контракты. Основной мотив - личная заинтересованность (получение взяток, либо лоббирование интересов аффилированных организаций).
2. Слабая работа контролирующих органов, уполномоченных на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. В данной ситуации также имеет место быть личная заинтересованность руководителей и сотрудников данных органов.
3. Недобросовестность участников закупок: картельные сговоры, необоснованное завышение цен на поставляемые товары, работы и услуги; преднамеренное банкротство (т.е. ситуации, когда участник закупки, изначально не планируя исполнять контракт, выводит деньги). Данные обстоятельства приводят к тому, что поставляются товары, работы и услуги ненадлежащего качества (либо не поставляются вообще - при банкротствах), вследствие чего приходится объявлять новые закупки, либо производить реконструкцию и т.п.
Практический результат
Реализация предложенных мер позволит решить существующие проблемы в сфере закупок, повысить прозрачность закупок, а также их эффективность, в т.ч. экономическую.
Конечно, алгоритм дополнительных согласований потребует определенных временных затрат, однако можно разработать отдельный порядок (регламент) с указанием сроков и т.д. Кроме того, можно также предусмотреть исключения по дополнительным согласованиям в отношении закупок жизненно важных и необходимых товаров (например лекарств), либо закупок в периоды чрезвычайных ситуаций и т.п.