Существует необходимость решения вопроса о законности сохранения в Москве и других городах РФ мощеных узких улиц и переулков, не являющихся пешеходными, но не имеющих бордюров тротуаров и дорожной разметки, или внесения изменений в Правила дорожного движения, устанавливающих четкие правила движения по таким дорогам, исключающие создание опасных ситуаций на них и произвольное привлечение пешеходов и других участников дорожного движения к административной и иной ответственности, поскольку в центре города Москвы появились в последние годы ровные мощеные узкие улицы и переулки без бордюров тротуаров и дорожной разметки полос и пешеходных переходов, а также без необходимого пешеходного пространства, дающего пешеходом возможность передвигаться по дороге безопасно, не нарушая правил дорожного движения. Такими улицами и переулками, являются, в частности, Пушечная улица, Рыбный переулок, улица Малая Дмитровка и ряд других улиц города Москвы. При этом Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ, запрещают пешеходам передвигаться по проезжей части дороги, предоставляя право передвигаться по тротуарам велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по велосипедным дорожкам, обочинам или по краю проезжей части. Участники дорожного движения, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах и других подобных видах транспорта, данными Правилами отнесены к пешеходам. Велосипедисты имеют право передвигаться по тротуарам, велопешеходным и велосипедным дорожкам, а велосипедисты, достигшие возраста 14 лет, имеют право передвигаться по правому краю проезжей части. При этом велосипедисты обязаны спешиться в случаях перехода дороги по пешеходному переходу или наличия на пути пешеходов, если их невозможно объехать, и не имеют права пересекать дорогу по пешеходному переходу. Лица, управляющие мотоциклами, автомобилями и другими видами транспорта, на управление которыми необходимо получение прав, могут передвигаться по проезжей части, обязаны уступать дорогу пешеходам и могу парковаться в специально отведенных местах. Общественный транспорт может передвигаться по проезжей части дороги или ее специальным выделенным полосам, предназначенным для движения общественного транспорта, если они имеются на дороге.
Правила дорожного движения устанавливают специальную дорожную разметку полос движения транспорта и пешеходных переходов, которую необходимо соблюдать всем участникам дорожного движения.
За нарушение правил дорожного движения предусмотрена административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность. При этом главой 12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность лиц, управляющих транспортными средствами, на управление которыми необходимо получение прав, за многие нарушения правил дорожного движения, если они не влекут уголовной ответственности. В ст. 12.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность пешеходов, пассажиров, велосипедистов и иных участников дорожного движения, не управляющих транспортными средствами, на управление которыми необходимо получение прав, за любое нарушение ими правил дорожного движения. Создание помех дорожному движению и неосторожное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека усиливает административную ответственность пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения за нарушение правил дорожного движения (ст. 12.30, 12.24 и ряд других норм КоАП РФ), а неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку влечет их уголовную ответственность по ст. 268, 264 и ряду других норм УК РФ. При этом для лиц, управляющих видами транспорта, на управление которыми необходимо получение прав, за ряд нарушений правил дорожного движения предусмотрена уголовная ответственность и при наличии других определенных обстоятельств (крупного ущерба, привлечения к административной ответственности и совершения в течение года аналогичного деяния (административная преюдиция), наличия судимости за совершение аналогичного деяния или совершение определенных действий из хулиганских побуждений). За причинение вреда автомобилем или другим подобным транспортным средством в ГК РФ установлены строгие условия привлечения к гражданско-правовой ответственности, поскольку данные транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, а вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от наличия вины, лица, его причинившего.
Поэтому введение в городе Москве и других городах РФ узких улиц и переулков, не являющихся пешеходными, без бордюров тротуаров, обочин и дорожной разметки не может соответствовать Правилам дорожного движения и обеспечивать безопасность участников дорожного движения, т.к. пешеходы и многие другие участники дорожного движения могут передвигаться только рядом с автомобилями и (или) общественным транспортом по узким незащищенным участкам рядом с дорогой или по проезжей части, а небольшая ширина дороги заставляет пешеходов передвигаться не по краю проезжей части, а по всей проезжей части, нарушая правила дорожного движения, что может влечь опасные ситуации и (или) массовое или произвольное привлечение к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения пешеходов и других участников дорожного движения, поскольку нарушения данных правил будут распространенными и случайными или вынужденными, а нормы Правил дорожного движения и КоАП РФ не предусматривают исключений ответственности за нарушение правил на узких дорогах, исключая ответственность в случае крайней необходимости, при других подобных обстоятельствах, а также в случаях совершения административных правонарушений лицами, не достигшими возраста 16 лет, или находящимися в состоянии невменяемости, и давая уполномоченным должностным лицам, органам или суду право на освобождение от ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, необходимо приведение данных дорог в состояние, соответствующее Правилам дорожного движения и обеспечивающее безопасность его участников, или внесение изменений в Правила дорожного движения, вводящих условия правомерного и безопасного перемещения участников дорожного движения по таким дорогам, а также внесение изменений в КоАП РФ, устанавливающих минимальные условия привлечения к административной ответственности за все нарушения правил дорожного движения любыми его участниками.
Внесение вышеуказанных изменений возможно путем объявления данных дорог пешеходными или дорогами, предназначенными только для движения пешеходов и общественного транспорта, соблюдающего определенный безопасный скоростной режим, либо путем устройства у данных дорог тротуаров или обочин, обеспечивающих безопасное перемещение пешеходов, либо установки защитных ограждений проезжей части, не осложняющих движение пешеходов и транспорта, либо путем внесения соответствующих проектов законодательных актов, предусматривающих правила безопасного перемещения по узким дорогам без тротуаров, обеспечивающие безопасное перемещение пешеходов, определенный безопасный скоростной режим транспорта и другие меры безопасности на таких дорогах, соответствующие современному уровню развития транспорта, а также устанавливающих минимальные условия административной ответственности за нарушения правил дорожного движения любыми его участниками.
При этом внесение именно законодательных изменений позволит исключить появление новых таких дорог в городе Москве и по всей территории РФ или привлечение к ответственности лиц, чисто формально, случайно или вынужденно нарушивших правила дорожного движения.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и правил безопасности на дорогах.
Практический результат
Соблюдение конституционных прав человека и правил безопасности на дорогах.