Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф8398
Уровень инициативы:
Федеральный

Ввод обязательной проверки аффилированности участников торгов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С момента начала действия Федерального закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сложились различные «эффективные» схемы проведения государственных закупок, крайне выгодные для коррумпированных должностных лиц и соответствующих «расторопных» поставщиков, подрядчиков и других участников размещения заказов.
Новый Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит теоретически актуальные положения о мониторинге процесса закупок и контрольных мероприятиях, преследующих цель осуществления надзора за соблюдением законодательства. Однако, вряд ли они будут действовать надлежащим образом, поскольку даже новый закон бессилен относительно следующих нарушений.
Нередко встречаются случаи участия в процедурах закупок аффилированных лиц, тогда как при подаче заявок на участие в аукционе или конкурсе участник размещения заказа торжественно заявляет об отсутствии у него аффилированных (дочерних) компаний. Тем не менее, в дальнейшем в процедуре проведения торгов могут принимать участие сразу несколько юридических лиц, имеющих в составе учредителей одних и тех же граждан.
Если посмотреть поверхностно на результаты торгов, размещенные на сайте http://zakupki.gov.ru, то можно увидеть, что в конкретной процедуре принимало участие, например, десять подрядчиков. Однако, если углубиться в сведения об участниках и проявить толику любопытства, вполне можно уяснить, что на самом деле соревнующихся сторон на торгах было раза в два меньше, поскольку заявки поданы взаимосвязанными юридическими лицами.
Наличие аффилированности может быть установлено и при оценке обоснования максимальной цены контракта, представленного в документации заказчика. Например, в документации указаны два коммерческих предложения от Компании А и Компании Б. При этом первое подписано генеральным директором Компании А, а второе коммерческим директором Компании Б. Достаточно получить сведения из ЕГРЮЛ и установить, что у этих двух компаний генеральный директор один и тот же, что позволяет подвергнуть сомнению обоснованность максимальной цены контракта, при отсутствии предложений от других поставщиков или подрядчиков в данной отрасли.
Следующий интересное действо происходит на электронных площадках. После подачи заявки участник в большинстве случаев сразу получает свой номер. Соответственно преждевременное получение номеров участниками аукционов позволяет им установить круг лиц, участвующих в процедуре торгов и заранее распределить, кому и что достанется.
Таким образом, система аукционов теряет свой смысл, поскольку утрачивается принцип состязательности участников.
Те же, кто не участвует в таких переговорах и участвуют в борьбе за заключение государственного контракта, порой вынуждены предельно снижать цену контракта в ходе торгов и в итоге либо забирать его себе в убыток либо оставаться ни с чем. Если же все- таки удалось победить в торгах, то далее такой поставщик или подрядчик пытается уместиться в рамки цены контракта, что вынуждает его поставлять низкопробные товары или оказывать услуги такого же качества, дабы нивелировать свои убытки.
В конечном счете от таких деяний страдают рядовые граждане Российской Федерации, поскольку в учреждениях здравоохранения (больницы, госпитали и т.д.) и образовательных учреждениях (детские сады, школы, интернаты и т.д.) их кормят непонятно чем, для лечения применяются самые дешевые аналоги медикаментов из имеющихся, ремонтные работы в домах и на дорогах производятся так, чтобы на следующий год можно было снова провести конкурс или аукцион и снова израсходовать средства налогоплательщиков, которые и так с трудом аккумулируются налоговыми органами.

Практический результат

Снижение уровня коррупции среди должностных лиц, задействованных в процессе государственных закупок.
Уменьшение объемов расходования бюджетных средств на приобретение товаров и услуг учреждениями, выступающими в роли заказчиков.
Повышение качества продукции и услуг, предоставляемых поставщиками и подрядчиками в рамках исполнения государственных контрактов.
Устранение монополий недобросовестных поставщиков и подрядчиков.

Решение

Предлагается ввести обязательную проверку аффилированности участников торгов, принимающих участие в одной и той же процедуре размещения заказа, а также юридических лиц, участвующих в формировании начальной максимальной цены контрактов при подготовке документации о проведении торгов.
Пересмотреть систему проведения торгов и создать механизм, который не позволит участникам и заказчикам заранее определять победителей процедур путем различного рода договоренностей как между собой, так и с представителями со стороны заказчиков.

К началу списка инициатив