Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
63Ф8469
Уровень инициативы:
Федеральный

Ввести правовой механизм принудительного исполнения решений Конституционного Суда РФ и механизм ответственности должностных лиц за неисполнение решений Конституционного Суда РФ

Как оказывается, Конституционный Суд РФ - единственный из всех судов РФ не обладает правовым механизмом принудительного исполнения своих же решений.

ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" содержит нормы, устанавливающие обязательность решений Конституционного Суда РФ для любых физических и юридических лиц на территории РФ:

Согласно ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1 – ФКЗ решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Согласно ст. 81 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1 – ФКЗ
неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Однако вышеуказанные нормы являются пустыми декларациями и основаны исключительно на добрых пожеланиях добросовестного исполнения решений КС РФ.

А что делать в случаях, когда государственные органы РФ (например, суды) и их должностные лица отказываются, причём совершенно открыто и официально от исполнения решений КС РФ? Механизм принудительного исполнения решений КС РФ законом не предусмотрен.

В таком случае решения КС РФ остаются неисполнимыми, а конституционные права
конкретных заявителей, обращавшихся с жалобами в КС РФ - не восстановленными и незащищёнными! Вместо имеющего обязательную силу судебного акта высшего судебного органа государства в данном случае заявители по сути получают листы гербовой бумаги, целевое назначение которых не совсем ясно.

Как многократно указывал ранее Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) применительно к гарантиям права каждого на справедливое правосудие (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) исполнение судебного решения есть неотъемлемая часть любого вида судопроизводства и право заявителей на защиту их прав в судопроизводстве было бы иллюзорным, если допустить саму возможность неисполнения принятых судебных решений должностными лицами и органами, которых они касаются. Это мнение ЕСПЧ равным образом относится и к конституционному судопроизводству в КС РФ.

В моём личном вопиющем случае правового нигилизма исполнить вступившие в законную силу решения КС РФ отказались не кто иные, как федеральные судьи Самарского областного суда.

Согласно решениям КС РФ Самарский областной суд был обязан пересмотреть свои же ранее принятые решения - однако он не только не пересмотрел их, но и заново допустил то же самое нарушение конституционных прав заявителя, послужившее причиной обращения в КС РФ и принятия решений КС РФ!

Большего правового нигилизма со стороны самой судебной системы РФ невозможно даже себе представить - нижестоящие суды РФ дискредитируют своими решениями авторитет высшего судебного органа РФ - КС РФ, отказываясь исполнять решения КС РФ в части пересмотра принятых этими судами судебных актов И никаких правовых средств принудить эти государственные органы и их должностных лиц к надлежащему исполнению решений КС РФ не существует!

Такая ситуация превращает КС РФ из органа судебной власти в бесполезную, декларативную псевдоправовую фикцию, в посмешище для государства, считающего себя правовым согласно Конституции РФ.

Практический результат

Реальная, а не иллюзорная и декларативная защита прав граждан РФ в конституционном судопроизводстве

Укрепление роли и авторитета Конституционного Суда РФ как высшего органа судебной власти

Укрепление авторитета правосудия в целом, преодоление вопиющего и повсеместного правового нигилизма в первую очередь исходящего от федеральных и мировых судей РФ

Дополнительные материалы

Решение

Поэтому я предлагаю принять Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1 – ФКЗ", дополнив существующие положения ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1 – ФКЗ следующими положениями:

"В случае, если итоговое решение Конституционного Суда РФ предусматривает пересмотр дела заявителя компетентным органом в обычном порядке, Конституционный Суд РФ выдает заявителю исполнительный лист немедленно по вступлению в законную силу соответствующего решения Конституционного Суда РФ. Исполнительный лист направляется заявителю Секретариатом Конституционного Суда РФ одновременно с заверенной копией соответствующего решения Конституционного Суда РФ, для исполнения которого он выдан".

"предъявление исполнительного листа, выданного Конституционным Судом РФ к взысканию и совершение по нему исполнительных действий производится в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве".

"в случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ органами государственной (в том числе судебной) и муниципальной власти, учреждениями, организациями должностными лицами, гражданами, которых оно касается, заявитель, судебный пристав вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с заявлением о наложении судебного штрафа на лиц, виновных в неисполнении решения Конституционного Суда РФ . Вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании. Заинтересованные лица извещаются о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения и разрешения вопроса о наложении судебного штрафа.По итогам рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа Конституционный Суд РФ принимает Определение, которое является окончательным и обжалованию не подлежит. На виновное в неисполнении решения Конституционного Суда РФ физическое лицо может быть наложен штраф в размере до 100 000 рублей, на должностное лицо - в размере до 500 000 рублей, на юридическое лицо - до 1 млн. рублей. Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить решение Конституционного Суда РФ. В случае выявления в действиях (бездействии) заинтересованных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, Конституционный Суд РФ сообщает об этом в органы дознания либо предварительного следствия".

К началу списка инициатив