Разрешить военнослужащим сдавать жилье из собственности в служебный фонд МинОбороны
Обеспечение жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, осуще-ствляется на основании ФЗ РФ «О статусе военнослужащих…», а также «Инструкции о предоставлении военнослужащим… жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны от 30.09.2010 г. № 1280, и других ведомственных актов.
Типичной ситуацией является следующая. Многие военнослужащие в свое время по-лучили какое-то жилье от МО, со временем приобрели право на улучшение жилищных условий, были признаны нуждающимися и в таком состоянии достигли момента увольне-ния или оказались за штатом. На основании закона военнослужащий выбирает «избранное место жительства» и переходит в режим ожидания, часто с разными осложнениями.
Одно из осложнений состоит в следующем. В настоящее время в соответствии с п. 14 упомянутой «Инструкции…» размер предоставляемой нуждающемуся военнослужащему жилплощади уменьшается на величину имеющейся у него и/или членов его семьи в собст-венности общей жилплощади. С одной стороны, это вроде бы правильно. Но, с другой стороны, формальное буквальное исполнение этого пункта создает серьезное, порой не-преодолимое препятствие для реализации права военнослужащего на улучшение жилищ-ных условий в избранном по закону месте жительства после увольнения. Дело в том, что некоторые военнослужащие в свое время непосредственно получали квартиру от войско-вой части в виде долевой собственности по акту и договору цессии, часто в недостроен-ном и неготовом к эксплуатации доме. И, чтобы узаконить пользование квартирой, были вынуждены оформить ее в собственность.
Раньше улучшение жилищных условий военнослужащих осуществлялось примерно следующим образом. Военнослужащий подписывал обязательство сдать прежнюю жил-площадь, переезжал на новое место жительства (службы), получал ордер и жилье, сдавал по акту прежнее жилье и получал об этом справку.
Теперь же, в описанном выше случае, военнослужащий имеет право получить недос-тающую до установленных норм часть жилплощади (а это может составить даже менее одной комнаты), причем по социальному найму и… в избранном месте жительства, т.е. в другом населенном пункте. Таким образом, у него оказывается жилплощадь, состоящая минимум из двух частей, в разных городах. Далее ему предстоит либо делить семью на части для проживания в разных городах, либо заниматься непривычными для него и рис-кованными операциями по купле-продаже недвижимости, теряя время, терпя убытки, тем более, что эти части жилплощади имеют разный статус (одна часть в собственности, дру-гая – в социальном найме), не говоря уже о необходимости переезда, обустройства семьи, детей, и т.д., и т.п. Получается эдакая ловушка – нуждающийся военнослужащий с семь-ей оказывается заложником жилья, оформленного в собственность.
При этом квартирные органы МО, уже после того, как военнослужащему вручили извещение о распределении полноценной квартиры с конкретным адресом и получили его согласие, а также его обязательство сдать прежнее жилье, спустя длительное время сооб-щают, что все отменяется, т.к. «порядок возврата имеющейся жилплощади не определен». Есть примеры таких ответов. (О том, как вся семья военнослужащего, уже готовая к пере-езду, переживает нешуточный моральный стресс, говорить не будем.)
Возникает вопрос, когда и кем будет определен этот порядок, и почему бы не сде-лать так, чтобы военнослужащий мог по упрощенной процедуре возвратить, сдать полу-ченную ранее от МО в долевую собственность квартиру, с последующей передачей ее, например, в служебный жилой фонд МО? И получать не кусочек-добавку жилой площа-ди к имеющейся, а полноценное жилье, положенное ему по установленным нормам, по закону, полностью в одном населенном пункте.
Это способствовало бы решению одновременно нескольких задач:
- упрощению и ускорению обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы;
- обеспечению равных прав и возможностей военнослужащим, пользующимся жиль-ем разного статуса, в улучшении жилищных условий;
- расширению служебного жилого фонда Министерства обороны и ускорению обес-печения военнослужащих служебными квартирами.
Реализация этого предложения не требует дополнительного специального финанси-рования, т.к. уже изначально потребность в жилье запланирована из расчета на всех нуж-дающихся военнослужащих с учетом состава их семей. А каждый возврат (сдача) кварти-ры позволяет решить жилищный вопрос двух нуждающихся семей военнослужащих – одни уезжают на постоянное место жительства, другие вселяются в освобожденную квар-тиру.
При этом процедура оформления могла бы выглядеть так. Военнослужащий предос-тавляет в квартирные органы МО обязательство о сдаче, возврате ранее полученной от него в собственность квартиры, подает заявление в Росреестр о добровольном безвоз-мездном отчуждении этой квартиры в государственную собственность (служебный жилой фонд МО), а в остальном процедура улучшения жилищных условий может быть такой же, как при сдаче служебной квартиры.
Для реализации этого необходимо внести изменения в соответствующие норматив-ные акты, в частности, отменить или изменить второй абзац п.14 «Инструкции…», утвер-жденной приказом МО №1280 от 2010 г., так, чтобы квартирные органы МО могли при-нимать обратно от военнослужащих ранее переданную им в собственность жилплощадь, и распределять этим военнослужащим жилье в избранном ими месте жительства по уста-новленным нормам, без всяких вычетов. (Вычетом можно будет считать сдаваемую квар-тиру.)
Именно такое положение, предусматривающее возможность добровольного отчуж-дения имеющегося в собственности у военнослужащего жилья и отмену при этом вычетов из размера предоставляемой ему жилплощади, уже утверждено Постановлением Прави-тельства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 и действует в «Правилах выпуска и реализации го-сударственных жилищных сертификатов…» (подпункт «в» пункта 16.1). Иначе говоря, подобный механизм уже предусмотрен для получающих ГЖС.
Такое же положение имеется и в приложении к Постановлению Правительства от 06 ноября 2009 г. №903 («Правилах приобретения… квартир для военнослужащих…», пункт 9, подпункт «в)», с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства от 24 сентября 2010 г. №760). В этом документе имеется даже утвержденная форма-образец Обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения (приложение №2 к «Прави-лам…»).
Помимо всего прочего одновременно была бы достигнута унификация нормативно-правовой базы.
С данным предложением я уже обращался в Государственную Думу, в Правитель-ство РФ и другие инстанции. Комитет ГД по обороне поддерживает это предложение, а Департамент жилищного обеспечения (ДЖО) МО возражает, считая, что это «может при-вести к значительному росту числа невостребованных квартир».
Считаю, что это возражение ДЖО МО не выдерживает никакой критики, является необоснованным, недальновидным, нерациональным и вызвано просто стремлением об-легчить свою задачу.
Во-первых, оно носит предположительный характер («…может привести…»); по-видимому, квартирные органы МО не располагают соответствующими точными данными о количестве, местонахождении имеющегося у военнослужащих жилья в собственности, о структуре контингента желающих вернуть жилье, и т.п.
Во-вторых, жилье, полученное ранее от МО, находится как правило в районах дислокации воинских гарнизонов, т.е. там, где всегда будет потребность в служебном жилом фонде.
В-третьих, в настоящее время МО испытывает большой дефицит служебного жило-го фонда (в частности, однокомнатных квартир) и, более того, Президентом РФ поставле-на задача решить эту проблему в 2013 году.
В-четвертых, сам термин «невостребованная квартира» вызывает большие сомне-ния. Ведь МО иногда передает целые жилые городки муниципальным органам власти. А если вести речь о продаже, то это лучше делать централизованно через полномочные и компетентные органы МО, например, Департамент имущественных отношений (ДИО), а не сбрасывать эту проблему на семьи военнослужащих. К тому же в перспективе целесо-образно иметь резерв в служебном жилом фонде МО.
В-пятых, как уже отмечено выше, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, а также от 06 ноября 2009 г. №903 и от 24 сентября 2010 г. №760 разреша-ют подобные процедуры возврата военнослужащими жилья, находящегося в собственно-сти. Получается, что разные документы в аналогичных случаях устанавливают разные права военнослужащих, чего быть не должно. Иначе говоря, п.14 упомянутой «Инструк-ции…» существенно ограничивает, нарушает права военнослужащих, и к тому же проти-воречит духу «Закона о статусе военнослужащих…».
Из всего вышеперечисленного следует, что возражение квартирных органов МО против целесообразности возврата военнослужащими жилья является несостоятельным.
Необходимо устранить это несовершенство законодательства и разрешить уволь-няющимся военнослужащим в ходе улучшения жилищных условий сдавать (возвращать) из собственности жилье, ранее полученное от МинОбороны.
Ветеран, полковник в отставке В. Н. Гуменный.
Практический результат
Повышение эффективности , ускорение и улучшение качества жилищного обеспечения семей военнослужащих, повышение справедливости и прозрачности в части их социальной защиты, унификация нормативно-правовой базы.
Дополнительные материалы