Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф85510
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконного оборота всех видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию до 0,5 Дж на мм2

Существует необходимость декриминализации незаконного оборота всех видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию снаряда, составляющую не более 0,5 Дж на мм2 или незначительно превышающую указанное значение (огнестрельного оружия ограниченного поражения, огнестрельного оружия, метательного и пневматического оружия), установления менее строгой административной ответственности за незаконные действия с указанным стрелковым оружием и с данным пневматическим оружием, чем за незаконные действия с более опасным стрелковым оружием, соответствующей степени их опасности, и решения вопроса об отнесении их к оружию, имеющего удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2, поскольку огнестрельным оружием, согласно криминалистическим требованиям и экспертным методикам, являются огнестрельные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2. При этом в ст. 3 и 6 ФЗ Об оружии указаны только максимальные значения дульной энергии разрешенного к обороту огнестрельного оружия ограниченного поражения, составляющие 91 Дж для его отнесения к гражданскому оружию, и не более 150 Дж для его отнесения к служебному оружию, а в криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию установлен запрет на возможность производства выстрела из огнестрельного оружия ограниченного поражения металлическими снарядами, имеющими удельную кинетическую энергию, превышающую минимальное значение, установленное для отнесения предмета к огнестрельному оружию, составляющее 0,5 Дж на мм2.
Правила оборота всех видов огнестрельного оружия ограниченного поражения являются более строгими, чем правила оборота многих видов гражданского оружия, и оно включено в перечень предметов преступлений, касающихся незаконных действий с огнестрельным оружием, предусмотренных ст. 224 – 226.1 УК РФ.
Правила оборота всех видов метательного стрелкового оружия в ФЗ Об оружии и других законодательных актах и критерии их отнесения к метательному оружию не предусмотрены, поэтому частично урегулированным является оборот только луков и арбалетов, а оборот пистолетов, ружей и других подобных предметов, которые могут быть отнесены к метательному оружию, не урегулирован и вопрос об их отнесении к метательному оружию остается нерешенным.
К пневматическому оружию отнесены пневматические устройства, имеющие дульную энергию свыше 3 Дж, которые отнесены ФЗ Об оружии к гражданскому оружию в ст. 3 ФЗ Об оружии, и любые устройства, не предназначенные для использования в целях, исключающих их отнесение к оружию, согласно положениям ст. 1 ФЗ Об оружии и других законодательных актов, а оборотоспособность конкретных его видов определяется значениями дульной энергии, составляющими 7,5 и 25 Дж, калибром 4,5 мм и более, длиной ствола пневматического оружия, имеющего дульную энергию свыше 7,5 Дж и калибр более 4,5 мм или отнесением пневматического оружия к оружию, используемому в культурных и образовательных целях, или видам оружия, не являющимся гражданским оружием.
Первым понятием, определяющим оружие травматического действия в законодательстве РФ об обороте оружия, было понятие огнестрельного бесствольного оружия, введенное только в ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года. К данному гражданскому оружию было отнесено огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, имеющими выходные параметры, разрешающие их использование. Указанное оружие иностранного производства или подобное оружие, имеющее выходные параметры, превышающие разрешенные значения, было запрещено к обороту в РФ. Многие образцы данного оружия самообороны имели меньшую удельную кинетическую энергию, чем минимальная данная энергия огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2), поэтому они могли быть отнесены не к огнестрельному, а к газовому оружию или к предметам, не являющимся оружием, что противоречило их названию.
Отсутствие прямого запрета на использование патронов травматического действия в газовых пистолетах и револьверах и распространение в гражданском обороте таких пистолетов и револьверов способствовали фактическому отнесению гражданского огнестрельного бесствольного оружия к газовому оружию.
Минимальных критериев поражающей способности данных видов травматического оружия установлено не было и в отношении оборота всех видов данного гражданского оружия действовали правила оборота газовых пистолетов, револьверов и огнестрельного бесствольного оружия самообороны, устанавливающие порядок приобретения данных видов оружия по одному виду лицензии и запрет их приобретения без лицензии на коллекционирование оружия в количестве более пяти единиц.
Виды огнестрельного бесствольного оружия и газовых пистолетов и револьверов с возможностью стрельбы резиновой пулей, соответствующие минимальным критериям огнестрельного оружия, включая его виды, запрещенные к обороту в РФ, не были учтены нормами ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ в качестве отдельных видов оружия, что осложняло правоприменительную практику по делам о незаконном обороте оружия, поскольку их отнесение к отдельным видам огнестрельного оружия означало наличие уголовной ответственности за их незаконное хранение и иной незаконный оборот по ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ, их отнесение к огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию с 2003 по 2004 год означало отсутствие уголовной ответственности за их незаконный оборот по ст. 222 УК РФ, а их отнесение к гражданскому огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию означало отсутствие уголовной ответственности за их незаконный оборот по ст. 222 УК РФ с 2003 по 2011 год.
С 1 июля 2011 года в ст. 1 и 3 ФЗ Об оружии огнестрельное бесствольное оружие самообороны и вышеуказанные виды газовых пистолетов и револьверов отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, включающему в себя пистолет, револьвер и огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия.
К огнестрельному оружию ограниченного поражения в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку. Поэтому ФЗ Об оружии разделяет виды короткоствольного и бесствольного оружия, не устанавливая их определений и критериев разграничения, а также правил оборота всех их видов.
Огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено как к гражданскому оружию самообороны, так и к служебному оружию в ст. 3 и 4 ФЗ Об оружии, а в ст. 6 ФЗ Об оружии установлен запрет на оборот гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж.
За незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, имеющего любую поражающую способность и оборотоспобность, установлена административная и уголовная ответственность в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ и ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ и все его виды исключены из ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ, но в ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ введена уголовная ответственность за все виды гражданского гладкоствольного огнестрельного оружия, не являющегося длинноствольным или огнестрельным оружием ограниченного поражения. Ответственность за незаконные действия с огнестрельным оружием ограниченного поражения включена и в ст. 224 – 226.1 УК РФ, учитывая наличие его исключения только из ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ и запрета применения уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ).
С 1 июля 2011 года существует коллизия норм КоАП и УК РФ, заключающаяся в установлении административной ответственности за незаконную продажу огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ и уголовной ответственности за незаконный сбыт данных видов огнестрельного оружия в ч. 4 ст. 222 УК РФ без указания условий привлечения к административной или уголовной ответственности за незаконную продажу указанных видов оружия.
При этом сохраняются проблемы квалификации действий со многими видами огнестрельного оружия ограниченного поражения обусловленные отсутствием правил, регламентирующих привлечение к ответственности за незаконный оборот видов оружия, сертифицированных как огнестрельное бесствольное оружие самообороны или газовое оружие до 1 июля 2011 года, и не сертифицированных как огнестрельное оружие ограниченного поражения до настоящего времени.
За незаконные сбыт и изготовление метательного оружия, имеющего любую поражающую способность и оборотоспобность, установлена уголовная ответственность в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, а иной его незаконный оборот может влечь административную ответственность за нарушение правил хранения, ношения и ряда других правил оборота оружия и патронов нему, предусмотренную ч. 1, 2, 4 и 5 ст. 20.8, ст. 20.11 – 20.14 КоАП РФ, привлечение к которой может быть оспорено, учитывая разделение понятий нарушения правил оборота оружия и его незаконного оборота в ст. 20.8 и 20.10 КоАП РФ, и указание именно на нарушение правил оборота оружия и патронов к нему, а не оружия и патронов, содержащегося в ч. 1, 2, 4, 5 ст. 20.8, ч. 2 и 3 ст. 20.12 и ст. 20.14 КоАП РФ, ставящего под сомнение наличие ответственности за нарушение многих правил оборота видов оружия, не предназначенных для использования патронов (холодного, метательного и пневматического оружия, газового оружия, не предназначенного для использования патронов, электрошоковых устройств и искровых разрядников и т.п.).
Незаконный оборот пневматического оружия в РФ не влечет уголовной ответственности, но его незаконные сбыт и изготовление являются преступлением, если оно имеет дульную энергию более 7,5 Дж (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ), а отдельная административная ответственность предусмотрена только за незаконный оборот оружия (ст. 20.10 КоАП РФ).
За незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия, имеющего любую оборотоспобность, установлена административная и уголовная ответственность в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, ч. 4 ст. 222 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ и все его виды исключены из ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ. К указанному оружию отнесены все виды огнестрельного оружия, соответствующие его экспертным критериям (имеющие удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2), являющиеся оружием самообороны, спортивным или охотничьим оружием либо оружием, используемым в культурных и образовательных целях, и не имеющее признаков видов оружия, не отнесенных к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию. При этом распространенные виды данного оружия имеют дульную энергию до нескольких тысяч Дж.
За незаконный оборот иного огнестрельного оружия, имеющего любую оборотоспобность, установлена уголовная ответственность в ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ, если соответствующие его экспертным критериям огнестрельного оружия (имеет удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2).
Таким образом, за различные незаконные действия с огнестрельным оружием установлена уголовная ответственность только, если они являются предметами, имеющими удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2, но определенные действия с огнестрельным оружием ограниченного поражения и метательным оружием влекут уголовную ответственность и при удельной кинетической энергии снаряда, составляющей не более 0,5 Дж на мм2.
На предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, но имеющие удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2, не являющиеся оружием, согласно ст. 1 ФЗ Об оружии, криминалистическим требованием и экспертным методикам, не распространяются ограничения и запреты, предусмотренные ст. 6 и другими нормами ФЗ Об оружии, а также криминалистическими требованиями в отношении огнестрельного оружия (данные предметы могут иметь форму, имитирующую предметы, не являющиеся огнестрельным оружием по внешним признакам, вести стрельбу очередями и иметь другие признаки огнестрельного оружия, запрещенного к обороту), и ограничения и запреты, распространяющиеся на все виды гражданского и иного оружия, включая запреты на установку приспособлений для бесшумной стрельбы или их наличие в конструкции оружия.
На виды стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию снаряда не более 0,5 Дж на мм2, распространяются все ограничения и запреты, действующие в отношении огнестрельного оружия ограниченного поражения, пневматического, метательного и иного оружия (ограничения на ношение и иной оборот оружия, запреты на оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, пневматического метательного и иного оружия, несоответствующего криминалистическим требованиям, и т.п.).
Для определения отнесения к огнестрельному или иному оружию, предметов, сходных с оружием, имеющих культурную ценность, необходимо проведение криминалистической экспертизы, определяющей соответствие предмета минимальным критерием конкретных видов оружия, в частности, наличие возможности производства выстрела с удельной кинетической энергии снаряда более 0,5 Дж на мм2, определяющей отнесение предмета к огнестрельному оружию, ее проведение в отношении оружия, имеющего культурную ценность, и других подобных предметов запрещено, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии, полностью запрещающих повреждать культурные ценности и производить выстрел и совершать другие действия, способные повредить оружие, имеющее культурную ценность, не связанные с его хранением, коллекционированием или экспонированием. При этом проведение криминалистической экспертизы видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, изготовленного под шпилечные патроны и другие нестандартные виды патронов, снаряженных дымным или бездымным порохом, часто является невозможным, учитывая отсутствие таких патронов в обороте и наличие запрета на самостоятельное изготовление, переделку или снаряжение унитарных патронов экспертами. Поэтому оружие, имеющее культурную ценность, на практике, не может быть отнесено к оружию, а его отнесение к оружию может влечь уголовную ответственность лиц, причастных к экспертизе оружия, за покушение на повреждение культурных ценностей (ч. 3 ст. 30 и ч. 1 или 2 ст. 243 УК РФ) или их повреждение (ст. 243 УК РФ) либо превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) или другие преступления, совершаемые путем незаконных следственных и иных действий либо фальсификации экспертных заключений и других подобных документов.
Предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, но имеющие конструкцию, исключающую возможность стрельбы металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, предназначенные для использования холостых, газовых и других специальных видов патронов, не являющиеся огнестрельным оружием ограниченного поражения или списанным оружием отнесены ФЗ Об оружии и криминалистическими требованиями к сигнальному или газовому оружию либо к конструктивно сходным с оружием изделиям (если они соответствуют криминалистическим требованиям, предъявляемым к конкретному виду оружия, или не отнесены к оружию).
Предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, имеющие конструкцию, исключающую возможность стрельбы металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, но имеющие гладкий ствол без ограничителя, препятствующего производству выстрелов металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, или нарезной ствол, не отнесены к оружию и их оборот не ограничен, несмотря на наличие запретов на использование гладкого ствола без ограничителя или нарезного ствола в огнестрельном оружии ограниченного поражения, газовом или сигнальном оружии, ствола без внесенных изменений, исключающих возможность производства выстрела из списанного оружия или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением (любыми поражающими элементами), с наличием возможности имитации выстрела светозвуковым патроном или без ее наличия, в списанном оружии и нарезного ствола в гражданском огнестрельном оружии самообороны.
В предметах, конструктивно сходных с огнестрельным оружием, имеющих конструкцию, исключающую возможность стрельбы металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, но имеющих гладкий ствол без ограничителя, препятствующего производству выстрелов металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, или нарезной ствол, могут использоваться металлические снаряды и стволы любой длины. При этом к указанным предметам могут быть отнесены и предметы, не имеющие ствола, не являющиеся огнестрельным оружием, огнестрельным оружием ограниченного поражения или другими видами оружия, предназначенные для использования металлических снарядов.
В предметах, конструктивно сходных с метательным стрелковым ствольным или пневматическим оружием, и в указанных видах оружия могут использоваться любые гладкие или нарезные стволы, не являющиеся основными частями огнестрельного оружия, и любые разрешенные виды металлических снарядов. Отнесение к оружию указанных предметов и разграничение данных видов метательного и пневматического оружия по оборотоспособности не зависят от наличия у них нарезного ствола. При этом критерии отнесения предметов к большинству видов метательного стрелкового ствольного оружия и правила их оборота не предусмотрены, а к пневматическому оружию отнесены многие виды пневматических устройств, имеющие дульную энергию более 3 Дж, и критериями ограничения оборотоспособности гражданского пневматического оружия являются отнесение его к спортивному или охотничьему оружию и наличие дульной энергии свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм либо дульной энергии более 25 Дж. Поэтому предметы, имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж на мм2, отнесенные к пневматическому оружию, находятся в ограниченном обороте, в отличие от аналогичных предметов, конструктивно сходных с огнестрельным оружием, не отнесенных к оружию.
Подобное распределение предметов, сходных с огнестрельным оружием, не ограниченных к обороту, и данных предметов, отнесенных к различным видам оружия, не отнесенных к огнестрельному оружию, либо отнесенных к списанному оружию или огнестрельному оружию ограниченного поражения, нелогично и не учитывает степень опасности конкретных предметов, поскольку пистолеты, револьверы и другие подобные предметы с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, не имеющие ограничителя в гладком или нарезном стволе, предназначенные для стрельбы металлическими снарядами, не могут представлять меньшую опасность для жизни и здоровья человека, чем огнестрельное оружие ограниченного поражения, пневматическое, метательное, газовое, сигнальное и, тем более, списанное оружие.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), не как минимальную энергию, позволяющую причинить легкий вред здоровью человека или телесные повреждения, его не повлекшие, а как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Таким образом, критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию являются примерными критериями отнесения именно к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, и превышают значения дульной энергии, установленные нормами ФЗ Об оружии в качестве критериев оборотоспособности охотничьего и спортивного пневматического оружия (3, 7,5 и 25 Дж). При этом поражающая различных видов металлических снарядов и снарядов травматического действия существенно различается, учитывая большую проникающую способность твердых металлических снарядов, чем упругих резиновых снарядов травматического действия. Поэтому возможно и необходимо четкое разделение правил оборота видов огнестрельного оружия ограниченного поражения и других видов стрелкового оружия по степени их поражающей способности, определяющей степень их опасности для жизни и здоровья человека, и установление минимальных критериев поражающей способности, относящих предметы к конкретным видам стрелкового оружия, с которыми они конструктивно сходны.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости декриминализации незаконного оборота всех видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию снаряда, составляющую не более 0,5 Дж на мм2 или незначительно превышающую указанное значение (огнестрельного оружия ограниченного поражения, огнестрельного оружия и метательного оружия), установления менее строгой административной ответственности за незаконные действия с указанным стрелковым оружием и с данным пневматическим оружием, чем за незаконные действия с более опасным стрелковым оружием, соответствующей степени их опасности, и решения вопроса об отнесении их к оружию, имеющего удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2. При этом необходимы декриминализация незаконного оборота менее опасных видов оружия, не предназначенных для причинения смерти человеку или не имеющих большей поражающей способности, нежели распространенные в быту предметы (газового оружия, холодного оружия и метательного оружия (в особенности, броскового оружия и оружия, являющегося луками и арбалетами)), и введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев отнесения предметов к огнестрельному оружию ограниченного поражения, отграничивающих их от конструктивно сходных с таким оружием изделий и других подобных предметов, не являющихся оружием, и критериев оборотоспособности видов огнестрельного оружия ограниченного поражения, представляющих различную степень опасности для здоровья человека.
При внесении данных изменений, необходимо установление минимальной величины дульной энергии, необходимой для отнесения предмета к метательному оружию, составляющей более 3 Дж, и указанной величины для отнесения предмета к огнестрельному оружию ограниченного поражения - в пределах от 7,5 до 25 Дж, учитывая критерии оборотоспособности различных видов пневматического оружия в ФЗ Об оружии и аналогичных законов многих стран мира, а также равную степень опасности видов метательного и пневматического оружия, имеющих сходные значения поражающей способности, и меньшую степень опасности резиновых пуль, чем металлических.
Внесение данных изменений необходимо для соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) и исключения противоречий норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ как положениям Конституции РФ, так и здравому смыслу.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, а также законных прав владельцев оружия, противодействию коррупции, борьбе с вооруженной и иной насильственной преступностью и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Внесение данных изменений необходимо для соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) и исключения противоречий норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ как положениям Конституции РФ, так и здравому смыслу.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, а также законных прав владельцев оружия, противодействию коррупции, борьбе с вооруженной и иной насильственной преступностью и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходима декриминализация незаконного оборота всех видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию снаряда, составляющую не более 0,5 Дж на мм2 или незначительно превышающую указанное значение (огнестрельного оружия ограниченного поражения, огнестрельного оружия, метательного и пневматического оружия), установление менее строгой административной ответственности за незаконные действия с указанным стрелковым оружием и с данным пневматическим оружием, чем за незаконные действия с более опасным стрелковым оружием, соответствующей степени их опасности, и решения вопроса об отнесении их к оружию, имеющего удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2. При этом необходимы декриминализация незаконного оборота менее опасных видов оружия, не предназначенных для причинения смерти человеку или не имеющих большей поражающей способности, нежели распространенные в быту предметы (газового оружия, холодного оружия и метательного оружия (в особенности, броскового оружия и оружия, являющегося луками и арбалетами)), и введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев отнесения предметов к огнестрельному оружию ограниченного поражения, отграничивающих их от конструктивно сходных с таким оружием изделий и других подобных предметов, не являющихся оружием, и критериев оборотоспособности видов огнестрельного оружия ограниченного поражения, представляющих различную степень опасности для здоровья человека.
При внесении данных изменений, необходимо установление минимальной величины дульной энергии, необходимой для отнесения предмета к метательному оружию, составляющей более 3 Дж, и указанной величины для отнесения предмета к огнестрельному оружию ограниченного поражения - в пределах от 7,5 до 25 Дж, учитывая критерии оборотоспособности различных видов пневматического оружия в ФЗ Об оружии и аналогичных законов многих стран мира, а также равную степень опасности видов метательного и пневматического оружия, имеющих сходные значения поражающей способности, и меньшую степень опасности резиновых пуль, чем металлических.

К началу списка инициатив