Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф86002
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости внесения изменений, смягчающих наказания за незаконный оборот различных видов оружия, в ФЗ от 28.06.2021 № 232-ФЗ об усилении административной ответственности и наказаний за незаконный оборот оружия и ряд нарушений правил его оборота

Существует необходимость исключения из ФЗ от 28.06.2021г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об усилении административной ответственности за незаконный оборот оружия, злоупотребление свободой массовой информации и участие в деятельности нежелательных организаций), наказания в виде конфискации оружия за незаконный оборот оружия (в особенности, не сопряженный с противоправным применением оружия, и не повлекший наступления тяжких последствий) и другие правонарушения, включая нарушение правил хранения оружия, повлекшее его утрату, исключения за незаконный оборот оружия наказания в виде административного ареста и его полное исключение из КоАП РФ, а также исключения ответственности за незаконный оборот холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, приобретаемого без лицензии, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также разделения мер наказаний за нарушение правил оборота оружия и патронов к нему и их незаконного оборота по степени опасности конкретных их видов.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая:
1) наличие существенных ограничений на оборот многих видов гражданского оружия гражданами РФ, весьма значительных ограничений на его оборот иностранными гражданами и запрета на его приобретение лицами без гражданства, которые имеют право только хранить собственное гражданское оружие, приобретаемое без лицензии и не подлежащее регистрации в Росгвардии;
2) отсутствие в КоАП РФ права на назначение любого административного наказания условно и на условно-досрочное освобождение от его отбывания, амнистии, помилования и права на реабилитацию, усиливающего строгость административного ареста и других наиболее строгих административных наказаний;
3) большую строгость правил административного задержания, чем задержания по подозрению в совершении преступлений и многих других видов задержания, при наличии права на задержание на срок до 48 часов за административные правонарушения, за которые предусмотрен административный арест, и на применение данного задержания за все административные правонарушения, если протокол невозможно составить на месте, а его составление является обязательным, т.к. наказание не может быть назначено на месте или лицо оспаривает его или событие правонарушения;
4) возможность использования конфискации оружия для изъятия ценного оружия в целях его передачи в собственность лиц, заинтересованных в его получении, поскольку конфискация предполагает дальнейшую реализацию или уничтожение оружия, отсутствие четких критериев отграничения нарушения правил оборота оружия от его незаконного оборота;
5) отсутствие общей ответственности за нарушение правил оборота всех видов оружия и патронов к нему и за незаконный оборот оружия и патронов к оружию во многих странах мира.
Наказание в виде конфискации оружия за нарушение отдельных правил его оборота является излишне строгим наказанием, в особенности, если данные деяния совершены впервые, не были сопряжены с совершением вооруженных преступлений и иных насильственных правонарушений, а также не повлекли наступления тяжких последствий, а в отношении видов оружия, приобретаемых без лицензии, оно, не имеет принципиального смысла, т.к. они могут приобретаться в любом количестве, в том числе лицами, привлеченными к уголовной ответственности.
Административная ответственность за незаконный оборот оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия установлена в случаях, когда он не влечет уголовной ответственности, но незаконный оборот огнестрельного оружия, патронов к нему и его основных частей и незаконные сбыт и изготовление других видов оружия, указанных в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, может быть признан малозначительным деянием и будет в данном случае влечь ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ.
При этом нормами УК РФ не предусмотрена уголовная ответственность за незаконные действия с видами оружия и иными предметами, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов, за исключением незаконных действий с ядерными материалами и радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ) или с оружием массового поражения (ст. 355 УК РФ), оружием и иными предметами, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и не предусмотрена отдельная административная ответственность за их незаконный оборот и нарушение правил их оборота. При этом ст. 6 ФЗ Об оружии запрещены указанные виды оружия и иных предметов, имеющие выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории Российской Федерации, но степень их опасности может быть выше, чем у большинства или всех видов оружия, незаконный оборот которых является преступлением.
Таким образом, в ст. 20.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконный оборот всех видов оружия и патронов к оружию, а уголовная ответственность определяется не степенью опасности конкретных видов оружия и патронов, а их формальным отнесением к огнестрельному оружию, патронам к нему, холодному, газовому и метательному оружию, а также пневматическому оружию с дульной энергией более 7,5 Дж и перечнем незаконных действий, влекущих уголовную ответственность, независимо от наличия причинения вреда.
Это явно требует внесения изменений в ст. 20.10 КоАП РФ.
Необходимо исключить наказание в виде административного ареста (от 5 до 15 суток) за незаконные приобретение, продажу, изготовление, использование, передачу, хранение, перевозку и ношение оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия в ст. 20.10 КоАП РФ в редакции данного ФЗ и отменить данный вид наказания в КоАП РФ полностью, поскольку он не соответствует степени опасности как данных деяний, так и любых административных правонарушений, и не предусмотрен за значительное число других административных правонарушений, но не предусмотрен за стрельбу из оружия в нарушение установленных правил (ст. 20.13), т. е. деяние, представляющее большую опасность в случаях, в которых возможно причинение вреда, чем незаконные хранение и ношение оружия, а также иной его незаконный оборот, и равную опасность в сравнении с нарушением правил использования и незаконным использованием в вышеуказанных случаях видов оружия, из которых невозможно производство выстрела (метательного броскового оружия, аэрозольных устройств, отнесенных к оружию и т.п.), либо всех видов оружия без производства выстрела (их метание, распыление опасных для здоровья веществ и т.п.), если его незаконное использование без стрельбы может повлечь или влечет не менее тяжкие последствия, чем стрельба. Меры наказания, связанные с изоляцией от общества справедливо предусматривать только за противоправные деяния, сопряженные с применением насилия к другим лицам или повлекшие причинение вреда здоровью человека или другие тяжкие последствия, учитывая тяжесть подобных мер и адекватность их применения только к лицам, совершившим данные противоправные деяния.
Следует разделить меры наказания за нарушение правил оборота и незаконный оборот холодного, газового, сигнального, электрошокового, метательного, пневматического и других видов оружия, не являющихся огнестрельным, а также огнестрельного оружия, холостых, газовых, сигнальных, травматических, дробовых и пулевых патронов в ст. 20.8 и 20.10 КоАП РФ, учитывая различную степень опасности различных видов оружия и патронов к нему.
Следует исключить из ст. 20.8 КоАП РФ ответственность за нарушение правил оборота и незаконный оборот холодного оружия, метательного броскового оружия, видов оружия, имеющих культурную ценность, или приобретаемых без лицензии, повлекшее их утрату, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и разделить меры наказания за данное деяние, совершенное в отношении видов оружия разной опасности и оборотоспособности, либо полностью отменить данную административную ответственность, учитывая равную опасность холодного оружия и метательного броскового оружия в сравнении с бытовыми предметами, отсутствие многих ограничений на оборот видов оружия, приобретаемых без лицензии, и учета данного оружия в уполномоченных органах.
Отдельная ответственность за нарушение правил оборота всех видов оружия и его незаконный оборот, предусматривающая равные наказания за незаконные действия со всеми видами оружия, отсутствовала в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик и отсутствует в КоАП и других законах многих стран постсоветского пространства и других стран мира. При этом в КоАП РСФСР и других законах об административной ответственности РСФСР, других союзных республик, СССР и РФ до 2002 года ответственность предусматривалась только за незаконные приобретение, хранение, передачу и продажу гладкоствольных охотничьих ружей, нарушение правил совершения данных действий в отношении гладкоствольного и нарезного огнестрельного оружия, продажи данного оружия торговыми предприятиями гражданам, не имеющим разрешений на приобретение охотничьего оружия, уклонение от реализации охотничьего огнестрельного оружия после выбытия из охотничьих обществ, а также за стрельбу из огнестрельного оружия в неотведенных для этого местах либо в отведенных местах с нарушением установленного порядка.
В КоАП многих стран СНГ и ряда других стран постсоветского пространства предусмотрена ответственность только за вышеуказанные незаконные действия в отношении огнестрельного оружия или за незаконные действия с рядом других, а не со всеми видами оружия.
В КоАП и других законах некоторых стран постсоветского пространства и других стран мира предусмотрены различные меры наказаний за незаконный оборот определенных видов оружия, а в УК и КоАП Белоруссии отсутствует ответственность за незаконные приобретение и хранение видов оружия, не являющихся огнестрельным, и за нарушение правил их приобретения и хранения.
Отдельная ответственность за нарушение правил хранения и ношения оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, отсутствует в КоАП и других законах многих значительного числа стран мира, поэтому допустимо и ее исключение из ст. 20.8 КоАП РФ.
Следует исключить из 20.10 КоАП РФ конфискацию оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия за их незаконные приобретение, продажу, изготовление, использование, передачу, хранение, перевозку и ношение, поскольку любой владелец гражданского оружия, приобретаемого по лицензии (в особенности, владелец, ранее имевший оружие на законном основании, но утративший его, либо наследник законного владельца оружия), имеет право на возмещение стоимости оружия при его изъятии (ст. 238 ГК РФ), а владелец гражданского оружия, приобретаемого без лицензии (в частности, определенных видов антикварного оружия и их копий или реплик), имеет право на возвращение оружия после привлечения к ответственности за нарушение правил его оборота, а четкие критерии назначения конфискации предметов отсутствуют. Поэтому такая мера наказания может, на практике, использоваться для безвозмездного изъятия дорогостоящих видов оружия и сходных с ними предметов, в т.ч. антикварных и их копий или реплик. Конфискация оружия и иных предметов в УК РФ, введена не была, поэтому они могут быть изъяты только возмездно (ст. 238 ГК РФ), например, стоимость изъятого из незаконного владения гражданского оружия, должна быть возмещена его собственнику, а оружие, приобретаемое без лицензии, должно быть возвращены владельцу.
Данный ФЗ не устранил нечеткость формулировок ч. 4 ст. 20.8 и других норм КоАП РФ о нарушении правил оборота оружия и патронов к оружию, поскольку в них предусмотрена ответственность за нарушение правил оборота оружия и патронов к нему, что подразумевает наличие ответственности именно за нарушение правил оборота видов сигнального, газового, огнестрельного и другого подобного оружия, в которых используются патроны, т.е. положения данных норм не относятся к холодному и метательному оружию, электрошоковым устройствам и искровым разрядникам, видам газового оружия, отнесенным к механическим распылителям, аэрозольным и другим устройствам, видам сигнального и огнестрельного оружия, в которых используются капсюли без патронов либо иные средства подачи сигналов или метания снаряда, не являющиеся патронами, многим или всем видам пневматического оружия (в зависимости от возможности использования в них пневмопатронов и отнесения пневмопатронов к патронам к оружию) и другим видам оружия, в которых не используются патроны (в частности, видам оружия, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов, не являющихся ядерными материалами и радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ) или оружием массового поражения (ст. 355 УК РФ), оружия, поражающее действие которого основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения).
Таким образом, после вступления в силу данного ФЗ возможно привлечение к административной ответственности и назначение равных наказаний за незаконный оборот всех видов оружия и патронов к оружию, но невозможно привлечение к ней за нарушение правил оборота видов оружия, в которых не используются патроны, независимо от степени их опасности, что явно нелогично и несправедливо.
На практике распространены решения судов и иных уполномоченных органов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения и ношения холодного оружия и его незаконные хранение и ношение. При этом данные решения не могут соответствовать Конституции РФ, т.к. в ст. 20.8 КоАП РФ допускается двусмысленное толкование правовой нормы, запрещенное Конституцией РФ. Это требует внесения соответствующих изменений в ст. 20.8, 20.12 и 20.14 КоАП РФ, учитывающих степень опасности конкретных нарушений и видов оружия.
ФЗ не установлена ответственность за нарушение правил продажи оружия и патронов к оружию гражданами (физическими лицами) и за нарушение правил приобретения и передачи патронов к оружию, при установлении ответственности любых лиц за их незаконные продажу, передачу, приобретение и изготовление, а также строгих наказаний за любой незаконный оборот оружия. Ответственность за нарушение правил продажи оружия и патронов к нему предусмотрена в ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ только для должностных лиц и юридических лиц, при наличии ответственности граждан за многие другие нарушения правил оборота оружия, а нарушение правил продажи, приобретения и передачи патронов к оружию не влечет административной ответственности. Это нелогично и несправедливо, т.к. допускает отсутствие ответственности или привлечение к ней с назначением строгих наказаний физическим лицам, совершающим сходные по степени опасности и многим признакам нарушения.
ФЗ не введено четких критериев отличия незаконных действий с оружием от нарушения правил его оборота, поскольку в примечании к ст. 20.10 КоАП РФ не указано про отнесение или запрет отнесения к незаконным действий, совершаемых законным владельцем оружия или в отношении оружия и патронов к оружию, не ограниченных к обороту ФЗ Об оружии, не запрещенных многим или любым лицам полностью (в частности, ношение законным владельцем оружия, приобретаемого без лицензии или по лицензии, в местах, в которых оно запрещено, ношение им оружия, имеющего культурную ценность, без исторического костюма и (или) вне проводимых в установленном порядке мероприятий, ношение им охотничьего холодного клинкового оружия вне охотничьих угодий и т.п.), поскольку, согласно примечанию к ст. 20.10 КоАП РФ незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьей являются действия, совершение которых законодательством РФ не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством Российской Федерации порядке виновному лицу предоставлено не было, а также если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления. При этом отсутствуют понятия не предусмотренных или запрещенных законодательством действиях и определение нарушений правил оборота оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия, не являющихся незаконными действиями. Это может создавать сложности при отграничении незаконных действий от иных нарушений и влечь произвольное привлечение к административной ответственности за незаконный оборот казанных предметов и нарушения правил оборота оружия и патронов к нему, за которые установлена административная ответственность. Поэтому необходимо введение определения нарушения правил оборота оружия и патронов к нему в ст. 20.8 КоАП РФ и четкое отграничение мер наказаний за незаконный оборот и нарушение правил оборота различных видов оружия и патронов.
Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретается без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку, и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии, а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, которые не запрещено проводить и в отношении антикварного холодного оружия, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам. Морские и иные военные кортики производства Дании, Голландии, Германии и многих или всех других стран не соответствуют критериям холодного оружия по причине изготовления рукоятей из хрупких материалов (дерево, покрытое тонкой пластмассой, делающей рукоять неудобной для удержания и травмоопасной, слоновая кость и т.п.), отсутствия заточки лезвий и острия клинка (у морских кортиков производства Германии), а также меньшей твердостью клинка (не более 25 HRC), соответствующей сувенирным изделиям, но не холодному оружию.
Принятие ФЗ от 28 июня 2021г. № 232-ФЗ и ряда других ФЗ, затрагивающих оборот оружия и меры наказаний за его незаконный оборот, указывает на необходимость отнесения спортивного холодного клинкового оружия к конструктивно сходным с оружием изделиям в ст.3 и 6 ФЗ Об оружии для упорядочивания положений ст.1, 3 и 6 ФЗ Об оружии и введения в ФЗ Об оружии правила, разрешающего его к свободному обороту, поскольку согласно п. 5 ГОСТ Р 51215-98 "Оружие холодное. Термины и определения" спортивное холодное оружие является спортивным снарядом, характеристики которого зафиксированы в правилах соревнований. Данное определение указанного спортивного оружия содержится в разделе ГОСТа Р 51215-98 о видах изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивных снарядах, конструктивно сходных с холодным оружием.
Согласно ст.1 ФЗ Об оружии к оружию не относятся спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, поэтому спортивный снаряд не может быть признан оружием даже в том случае, если он соответствует его характеристикам по основным признакам, а его отличие от оружия заключается только в его предназначении (по аналогии с хозяйственными ножами, мачете, топорами и т.п.) и определяется спецификой конкретных видов спорта. Специальные критерии отнесения спортивного холодного клинкового оружия к оружию в ФЗ Об оружии и подзаконных актах отсутствуют, что указывает на его отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии полностью запрещено хранение и использование вне спортивных объектов спортивного холодного клинкового оружия, что устанавливает более строгие ограничения на его оборот, чем на оборот спортивного метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов), спортивного пневматического и длинноствольного огнестрельного оружия, а также многих других видов гражданского и иного не запрещенного к приобретению гражданами оружия, которое можно хранить по месту жительства владельца.
Согласно ст.13 ФЗ Об оружии конструктивно сходные с оружием изделия приобретаются без лицензии и не регистрируются. При этом ответственность за нарушение правил хранения, использования и иного оборота конструктивно сходных с оружием изделий и за их незаконный оборот (за исключением незаконной их продажи (ст.14.2 КоАП РФ)) в УК и КоАП РФ отсутствует, а в ФЗ Об оружии и подзаконных актах отсутствуют правила приобретения, ношения, перевозки, передачи, сбыта и изготовления спортивного холодного клинкового оружия, что означает его нахождение в свободном обороте, за исключением его хранения и использования вне спортивных объектов (п.1 и 2 ст.129 ГК РФ и ст.6 ФЗ Об оружии).
С 1 января 2018 года ФЗ от 5 декабря 2017 г. № 391-ФЗ было отменено лицензирование приобретения спортивного холодного клинкового оружия, но правила его оборота (как предусматривающие его приобретение по лицензии, так и предусматривающие иной порядок его приобретения) отсутствовали и до указанной даты. Из законодательства РФ следует, что приобретение, ношение, перевозка, передача, сбыт и изготовление спортивного холодного клинкового оружия, а также его хранение и использование на спортивных объектах, разрешены любым лицам, учитывая положения ч.3 ст.15 Конституции РФ и п.1 и 2 ст.129 ГК РФ, при этом его хранение и использование вне спортивных объектов запрещено, но не влечет ответственности, поскольку ответственность в УК и КоАП РФ установлена за нарушение указанных правил оборота только оружия, а не конструктивно сходных с оружием изделий. Криминалистические требования на какие-либо виды спортивного холодного клинкового оружия отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное необходимо как его отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям, так и отмена ограничений на его хранение и иной оборот.
ФЗ не учитывается отсутствие правил оборота многих видов холодного оружия и ряда видов метательного, огнестрельного и иного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и отсутствие многих правил оборота ряда видов гражданского и иного оружия, не запрещенного к обороту в РФ (видов оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к старинному (антикварному) или холодному оружию, спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия, боевого холодного оружия и других видов боевого оружия, если они не запрещены к обороту в РФ, и не запрещены их продажа, мена, дарение и наследование, военного холодного и иного оружия, не отнесенного к боевому оружию и не запрещенного к обороту в РФ, если оно имеет отличия от видов гражданского и служебного оружия или не сертифицировано в качестве видов данного оружия и ряда других видов оружия), означающее, как было указано выше, их нахождение в свободном обороте или отсутствие ограничений на часть действий с ними соответственно и невозможность признания их оборота или конкретных действий с ними незаконными, а также отсутствие обязательной регистрации в Росгвардии или в ином порядке всех видов оружия, имеющего культурную ценность, и целого ряда других видов оружия, устраняющее контроль за их оборотом и многие ограничения на их оборот.
Необходимо внесение изменения в примечание к ст. 20.10 КоАП РФ (и в ст. 41.2 проекта КоАП РФ), исключающего отнесение к незаконному обороту оружия действий с оружием, не предусмотренных законом, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, относящих данные действия к законным, поскольку закон и иной нормативно-правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, не может применяться, если он не был официально опубликован для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), а правила оборота предметов и лица, имеющие право на их приобретение, должны быть указаны в законе или определены в порядке, установленном законом, а предметы правила оборота которых не определены, могут свободно отчуждаться.
Федеральный закон не может противоречить Конституции РФ, а противоречащие ей законы не могут применяться. При этом положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ могут быть изменены только принятием новой Конституции, проект которой может быть разработан только Конституционным Собранием, созванным для данной цели в порядке, установленном ст. 135 Конституции РФ, и а новая Конституция РФ может быть принята только после проведения всенародного референдума или голосования в Конституционном Собрании, инициируемых Конституционным Собранием. Это означает неизменность положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в особенности, учитывая их соответствие принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ) и наибольшую значимость данного принципа для личности, общества и государства.
Изменения в ст. 129 ГК РФ данным или другими ФЗ внесены не были, поэтому ее положение об оборотоспособности объектов гражданских прав сохраняют силу и будут применяться вместо примечания к ст. 20.10 КоАП РФ. При этом они полностью соответствуют ч. 3 ст. 15 Конституции РФ во взаимосвязи с ст. 2 Конституции РФ.
Поэтому необходимо исключение из примечания к ст. 20.10 КоАП РФ действий, не предусмотренных законом, как незаконных действий.
Отсутствие правил оборота многих видов холодного оружия и ряда видов огнестрельного оружия часто не учитывается судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ и уполномоченными должностными лицами, поскольку суды часто выносят обвинительные приговоры по уголовным делами по делам об административных правонарушениях о незаконных сбыте изготовлении и нарушении правил оборота кортиков, стилетов, шпаг и других видов холодного оружия, правила оборота которых отсутствуют или которые имеют культурную ценность.
О наличии таких неправосудных приговоров и других судебных решений свидетельствуют многочисленные официально опубликованные решения различных судов РФ о незаконных сбыте и изготовлении холодного оружия и незаконном обороте оружия, а также Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г.
В настоящее время готовятся изменения в законопроект № 1100184-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в части упрощения порядка хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия (кортиков)», отменяющий в ФЗ Об оружии обязанность получения бывшими сотрудниками государственных военизированных организаций разрешений на хранение и ношение кортиков, выдаваемых им при уходе в отставку, либо выданных им ранее. Данными изменениями планируется исключение кортиков, состоящих на вооружении в РФ, из перечня видов боевого холодного оружия (к которому они итак не могут быть отнесены, учитывая положения ст. 5 ФЗ Об оружии) и возможное исключение кортиков из перечня видов холодного оружия, поскольку они предназначены для церемониальных целей (ношения с парадной формой, исполнения воинских ритуалов и т.п.), а не для поражения цели и, тем более, решения боевых и оперативно-служебных задач.
Судебные решения по уголовным делам о незаконных сбыте и изготовлении газовых пистолетов и револьверов, луков и арбалетов встречаются намного реже, нежели по делам о незаконных сбыте и изготовлении холодного и огнестрельного оружия. При этом отсутствуют опубликованные судебные решения о незаконных сбыте и изготовлении запрещенного к обороту газового оружия и различных видах газовых баллончиков, патронов и иного газового оружия, не отнесенного к пистолетам и револьверам, а также о незаконных сбыте и изготовлении видов метательного оружия, не отнесенных к лукам и арбалетам или к сюрикенам, метательным ножам и другому подобному метательному бросковому оружию.
Это явно указывает как на наличие больших проблем в регулировании оборота оружия и отграничении оружия от иных предметов, так и на коррупционность правовых норм и наличие излишне строгих ограничений на оборот холодного и ряда других видов оружия, учитывая отсутствие фактов частого применения видов метательного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, многих других видов оружия и конструктивно сходных с различными видами оружия изделий.
В целях исключения произвольного отнесения предметов к оружию и патронам к оружию и привлечения к ответственности за его незаконный оборот, следует внести уточнения в определения оружия, сигнального оружия и сигнального патрона, а также отменить лицензирование приобретения всех его видов или исключить его из перечня видов оружия с отменой всех ограничений на его оборот, т.к. оружием, согласно ст. 1 ФЗ Об оружии, являются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, сигнальным является оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов, а сигнальным патроном - устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение для подачи светового, дымового или звукового сигнала и не предназначенное для поражения живой или иной цели, при этом указания на способность такого оружия и патронов к нему, поразить цель, в ФЗ Об оружии отсутствуют.
Поэтому следует внести ст. 1 ФЗ Об оружии уточнение о том, что устройства и предметы, конструктивно предназначенные для подачи сигналов, должны признаваться оружием только при наличии способности причинения вреда здоровью или смерти человеку, а если они не обладают достаточной мощностью, то они не являются оружием, либо указать в ст. 1 ФЗ Об оружии, что оружие может быть использовано для подачи сигналов, если это не запрещено законодательством РФ, либо просто исключить предназначение только для подачи сигналов из определения оружия.
Существует необходимость отнесения сигнального и списанного оружия к конструктивно сходным с оружием изделиям и отмены всех ограничений на его оборот, учитывая отсутствие у данных видов оружия признаков огнестрельного и иного оружия, предназначенного для поражения цели.
ФЗ не учитывается наличие фактического запрета на проведение криминалистических экспертиз холодного, метательного, пневматического, огнестрельного и иного оружия, имеющего культурную ценность, следующего из положений ст. 243 УК РФ, запрещающей повреждение или уничтожение культурных ценностей, и ст. 24 ФЗ Об оружии, с 2018 года запрещающей использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов, или иным способом, который может повлечь их повреждение, означающего невозможность отнесения любых культурных ценностей к оружию и привлечения к уголовной или иной ответственности за незаконный оборот оружия.
Учитывая положения данного ФЗ и других ФЗ, ужесточающих административную ответственность, существует необходимость введения в КоАП РФ и проекты КоАП и ПКоАП правила о признании малозначительным любого правонарушения, не причинившего вреда, и об отнесении в проекте КоАП РФ к грубым только правонарушений, совершенных с применением насилия, либо повлекших причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, а также решения вопроса об отнесении к административным правонарушениям ростовщичества, причинения по неосторожности легкого и средней тяжести вреда здоровью человека в результате применения насилия, неосторожного обращения с оружием, нарушения техники безопасности во время ремонтных работ и в иных случаях, в которых оно не влечет административной или уголовной ответственности по действующему законодательству РФ, и других опасных деяний, административная и уголовная ответственность за которые не предусмотрена в проекте КоАП РФ, действующем КоАП РФ и УК РФ.
Необходимо установить четкие критерии привлечения к административной ответственности за данные деяния, учитывая наличие в проекте КоАП РФ запрета на признание малозначительными грубых административных правонарушений, отнесение в нем к таким правонарушениям широкого перечня деяний, как правило, совершаемых без применения насилия, и не влекущих причинения вреда здоровью человека и иных тяжких последствий, наличие в проекте КоАП РФ ответственности за незаконный оборот любого оружия, совершенный без признаков уголовно-наказуемого деяния, и наказаний в виде административного ареста на срок от 5 до 15 суток и конфискации оружия, излишнюю строгость наказания в виде административного ареста как вида административного наказания, и отсутствие в УК, КоАП и проекте КоАП РФ ответственности за ростовщичество, общей ответственности за причинение по неосторожности легкого и средней тяжести вреда здоровью и ответственности за его причинения в значительном числе случаев, а также ответственности за целый ряд других деяний.
При введении четкого определения малозначительности административного правонарушения и ее отнесения к обстоятельствам, исключающим административную ответственность о всех случаях, необходимо указания минимального размера вреда, причиняемого административным правонарушением.
ФЗ не учитываются:
1) степень опасности холодного, газового, метательного, пневматического, сигнального и иного оружия, не являющегося огнестрельным, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения, основных частей огнестрельного оружия, патронов к данным видам оружия, пороха и наименее опасных видов огнестрельного оружия;
2) оборотоспособность конкретных видов оружия, его частей и патронов;
3) законодательные критерии их отличия от предметов, не отнесенных к оружию, основным частям огнестрельного оружия и патронам к оружию, но сходных с ними, и технические характеристики данных видов оружия, его частей, патронов к оружию, пороха и указанных предметов.
Холодное оружие не обладает большей поражающей способностью и, следовательно, не представляет большей степени опасности, нежели распространенные в быту предметы, т.к. оно может быть ими заменено при совершении насильственных преступлений или самообороне.
Газовое оружие не предназначено для причинения смерти человеку и может быть заменено другими устройствами, содержащими раздражающие вещества, используемые в быту, а часть газовых устройств законодательство относит не к оружию, а к бытовым средствам самообороны против животных или к спецсредствам МВД и других силовых структур. Поэтому не все устройства, конструктивно сходные с газовым оружием, обладающие не меньшей поражающей способностью, являются газовым оружием.
ФЗ не предусмотрены:
1) исключение газового оружия, приобретаемого без лицензии, из норм КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота всех видов оружия;
2) Отдельная ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота газовых пистолетов и револьверов и других видов газового оружия, не представляющих повышенной опасности для здоровья человека, или для изготовления которых не требуется использование пороха, других веществ, которые ограничены или запрещены к гражданскому обороту и представляют опасность для жизни или здоровья человека, и (или) веществ, предназначенных для снаряжения газовых баллончиков или патронов к газовому оружию, либо всех видов газового оружия.
Это является недостатком ФЗ, учитывая:
1) отсутствие ответственности за сбыт изготовление газовых устройств, не отнесенных к оружию, и ограничений на их сбыт, изготовление и иной оборот, предусмотренных ФЗ Об оружии для оборота газового оружия;
2) меньшую опасность процесса изготовления газового пистолета или иного устройства, не снаряжаемого веществами в процессе его изготовления, чем процесса изготовления газовых патронов, баллончиков и других подобных устройств, и отсутствие достаточной для его криминализации опасности процесса изготовления всех видов газового оружия в сравнении с процессом изготовления других подобных устройств, находящихся в свободном обороте или не отнесенных к газовому оружию, а также веществ, изготовление которых в части или во всех случаях не отнесено к преступлениям;
3) меньшую степень опасности газовых пистолетов и револьверов, чем многих других видов оружия, приобретаемых по лицензии или без лицензии, и различных предметов, не отнесенных к оружию, и небольшую распространенность в обороте в РФ газовых пистолетов и револьверов, приобретаемых по лицензии, и патронов к ним (на практике, газовые, пистолеты, револьверы и патроны к ним очень трудно найти в продаже);
4) наличие уголовной ответственности за незаконный оборот в целях сбыта или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ) и незаконный оборот химического оружия (ст. 355 УК РФ), делающее наличие уголовной ответственности за незаконные действия с наиболее опасными видами газового оружия избыточным.
ФЗ не предусмотрены смягчение или исключение ответственности за незаконный оборот всех видов оружия, приобретаемого без лицензии, при наличии в нем административной ответственности за незаконный оборот пневматического оружия с дульной энергией до 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм (его незаконный оборот приравнен к незаконному обороту других видов оружия, влекущему административную ответственность), при отсутствии законодательной возможности отнесения к огнестрельному и иному оружию списанного оружия, из которого невозможно производство выстрела метаемым снаряжением, необходимое для признания предмета огнестрельным оружием (при наличии удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2) или иным стрелковым оружием, и которое не имеет критериев, относящих его к конкретным самостоятельным видам оружия, предусмотренным в ст. 1 ФЗ Об оружии, т.к. в определении оно названо огнестрельным оружием, а также при отсутствии уголовной ответственности за незаконный оборот всех видов электрошоковых устройств, искровых разрядников и сигнального оружия, что нелогично, учитывая отсутствие опасности в их обороте, признанное законодателями государства, разрешившими их оборот без лицензии, неконтролируемость их оборота и не большую опасность многих из них, нежели конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, находящихся в свободном обороте.
Это требует смягчения или исключения ответственности за незаконный оборот всех видов оружия, приобретаемых без лицензии, в КоАП РФ.
Метательное оружие не представляет большей степени опасности, нежели пневматическое оружие, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности по УК СНГ, УК РФ и УК большинства других стран постсоветского пространства.
Незаконный оборот метательного оружия не влек уголовной и административной ответственности по законодательству СССР и союзных республик.
Пневматическое оружие не представляет достаточной опасности для ужесточения мер ответственности и наказаний за незаконные действия с ним, поскольку оно имеет сравнительно небольшую поражающую способность или конструкцию, затрудняющую его использование для совершения вооруженных преступлений, по причинам необходимости наличия специальных резервуаров для предварительной накачки сжатого воздуха, предназначенных для увеличения поражающей способности пневматического оружия, делающих оружие громоздким, и чувствительности конструкции оружия к температуре воздуха и механическим повреждениям, делающих пневматическое оружие менее надежным, чем огнестрельное.
Минимальным критерием отнесения предмета, сходного с пневматическим оружием, к пневматическому оружию является наличие дульной энергии более 3 Дж. Данные предметы, имеющие дульную энергию до 3 Дж, отнесены к конструктивно сходным с пневматическим оружием изделиям. Ограничено лицензированием приобретение пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм.
Критерии отнесения предметов к пневматическому оружию являются заниженными в сравнении с критериями отнесения предметов к огнестрельному и метательному оружию, поскольку минимальным критерием отнесения предметов к огнестрельному оружию является удельная кинетическая энергия 0,5 Дж на мм2, которая достигается, как правило, при значительно большей, чем 3 Дж дульной энергии, и большинство видов огнестрельного оружия имеют калибр намного превышающий 4,5 мм, а многие виды спортивных, охотничьих и старинных ружей имеют калибр, в два или даже в четыре раза превышающий данный небольшой калибр. К метательному стрелковому оружию отнесены луки и арбалеты, имеющие усилие натяжения тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, при котором дульная энергия во много раз превышает 3 Дж. Критерии отнесения других предметов к метательному стрелковому оружию отсутствуют, т.е. они могут иметь любую дульную энергию и находиться в свободном обороте (ГОСТ Р 51281-99 «Ружья и пистолеты для подводной охоты. Технические требования. Методы испытаний на безопасность» предусматривает, что максимальное усилие при заряжании гарпуна в данные ружья и пистолеты составляет 50 кгс, но указания на отнесение более мощных ружей и пистолетов к оружию и на применение данного требования к другим видам ружей и пистолетов, сходных с метательным или пневматическим оружием, законодательство РФ не содержит, притом что данное ограничение усилия при заряжании (50 кгс) превышает как ограничения дульной энергии пневматического оружия, равной 3, 7,5 и 25 Дж, так и критерии отнесения к метательному оружию луков и арбалетов (27 и 43 кгс соответственно).
При этом в огнестрельном оружии могут быть использованы приспособления для бесшумной стрельбы, что делает огнестрельное оружие более опасным при совершении преступлений, чем пневматическое, в особенности, учитывая наличие в ФЗ Об оружии (ст. 6) запретов только на установку приспособлений для бесшумной стрельбы на гражданское и служебное оружие и на их продажу (ФЗ Об оружии допускает их приобретение, хранение, ношение, изготовление, дарение и многие другие действия с ними, включая их установку на наградные пистолеты и револьверы, отнесенные к боевому оружию, на огнестрельное и другое подобное оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, и на предметы, сходные с огнестрельным и другим подобным оружием, но не отнесенные к оружию экспертными критериями), при наличии только административной ответственности за данные деяния (ст. 20.9 и 14.2 КоАП РФ), не влекущей конфискации оружия и патронов и лишение права на владение оружием (права на получение соответствующей лицензии) и ограничений на владение оружием, определенные виды деятельности и совершение определенных действий (в случае их продажи (ст. 14.2 КоАП РФ)).
Гражданское пневматическое оружие с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм подразделяется ФЗ Об оружии на спортивное и охотничье (при дульной энергии не более 25 Дж), приобретаемое по лицензии на приобретение соответствующих видов огнестрельного гладкоствольного оружия в целях занятий спортом или охоты, а также на оружие, имеющее культурную ценность, копии либо реплики старинного (антикварного) оружия. Старинное (антикварное) оружие и его копии либо реплики с 1 января 2018 года приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, но не подлежит регистрации и многие правила его оборота отсутствуют. Правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, и многие другие правила его оборота не предусмотрены, что означает его нахождение в свободном обороте на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
ФЗ Об оружии возможно отнесение пневматического оружия к боевому оружию, если оно является ручным стрелковым оружием, предназначенным для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятым на вооружение в РФ в установленном порядке (ст. 5 ФЗ Об оружии), но четкие виды такого оружия и его характеристики не определены.
Отдельная административная ответственность была предусмотрена с 2002 по 2021 год только за незаконные передачу, продажу или изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм без разрешения уполномоченных органов (ст. 20.10 КоАП РФ). Поэтому незаконные действия с пневматическим оружием, имеющим культурную ценность, и иным пневматическим оружием, не отнесенным к спортивному или охотничьему, отдельной ответственности не влекли.
ФЗ Об оружии допускается наличие видов пневматического оружия, не предусмотренного им, находящегося в свободном обороте, и отнесение части видов устройств, конструктивно сходных с пневматическим оружием, имеющих любые калибр и дульную энергию, не к оружию, а к спортивным снарядам и другим конструктивно сходным с оружием изделиям (маркеров для игры в пейнтбол, пневматических ружей и пистолетов для подводной охоты, пневматических строительно-монтажных пистолетов и т.п.).
При этом виды пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра не более или более 4,5 мм могут иметь удельную кинетическую энергию, не превышающую минимального значения, установленного для признания огнестрельных устройств огнестрельным оружием (0,5 Дж на мм2) и дульную энергию, соответствующую значениям, при которых отнесены к метательному оружию луки и арбалеты, т.е. они могут быть не более опасны, чем предметы, не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте. Соотношение удельной и дульной кинетической энергий таково, что увеличение калибра пули (площади поперечного сечения пули) увеличивает и дульную энергию, необходимую достижения значения удельной кинетической энергии 0,5 Дж на мм2. Поэтому для признания огнестрельным оружием его видов, имеющих средние и крупные калибры (от 7 мм до 12 и более мм) необходима дульная энергия в десятки Дж, а при калибрах до 4,5 мм дульная энергия составляет до 8 Дж и может составлять менее максимального предела, установленного для пневматического оружия, все виды которого приобретаются без лицензии, - 7,5 Дж (по мере уменьшения калибра).
Это означает отнесение к оружию и установление строгих ограничений на оборот именно пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4.5 мм, при отнесении к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождении в свободном обороте огнестрельных устройств имеющих данные или большие калибр и дульную энергию и отнесение к огнестрельному оружию огнестрельных устройств, имеющих калибр менее 4,5 мм и дульную энергию не более 7,5 Дж, а также отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождение в свободном обороте луков и арбалетов, имеющих дульную (начальную) энергию более 15 Дж, ружей и пистолетов для подводной охоты, имеющих дульную энергию, как не большую, так и превышающую 25 Дж, и нахождение в свободном обороте других метательных устройств, не отнесенных к лукам и арбалетам, а также к метательному бросковому оружию, учитывая отсутствие правил их оборота и критериев их отнесения к метательному оружию.
При этом пневматическое оружие представляет меньшую опасность, чем наиболее опасные виды сигнального оружия, незаконный оборот которого уголовной ответственности не влечет, и чем пороховые строительно-монтажные пистолеты, находящиеся в свободном обороте.
По вышеуказанным причинам незаконный оборот пневматического оружия не влек уголовной и административной ответственности по законодательству СССР и союзных республик и не влечет уголовной ответственности по УК РФ и большинства других стран постсоветского пространства.
В законодательстве целого ряда стран мира предусмотрены большие критерии дульной энергии, свыше которой необходимо получение лицензии на приобретение или регистрация пневматического оружия и (или) наступает уголовная ответственность за его незаконный оборот. В частности, в Законе Об оружии Абхазии он составляет 10 Дж, в УК и Законе Об оружии Латвии – 24 Дж, в Законе Польши Об оружии и боеприпасах – 17 Дж, в Законе Болгарии Об оружии, боеприпасах и пиротехнических изделиях ограничено лицензированием и регистрацией приобретение и хранение только пневматического оружия с дульной энергией более 24 Дж и т.п., а ограничения по калибру не предусмотрены для пневматического оружия в законодательстве целого ряда стран мира.
Поэтому 7,5 Дж и калибр 4,5 мм являются достаточно низкими критериями разделения видов пневматического оружия по степени их опасности.
Определение оборотоспособности огнестрельного оружия, а также мер ответственности и наказания за его незаконный оборот по типу его ствола и установление более строгих правил оборота огнестрельного оружия с нарезным стволом, чем указанного гладкоствольного оружия и многих других видов оружия, а также введение именно уголовной ответственности и строгих уголовных наказаний, равных наказанием за незаконный оборот опасного боевого огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, многих других видов боеприпасов, запрещенных к обороту, и за большинство других преступлений, за незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к ним нелогично и нарушает конституционные принципы справедливости и равенства всех перед законом и судом, поскольку несоответствует степени опасности данных видов оружия и патронов, учитывая как характеристики различных видов гладкоствольного и нарезного огнестрельного оружия и наличие равных правил оборота, мер ответственности и наказания за незаконный оборот нарезного огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию, незначительно превышающую 0,5 Дж на мм2, и такого оружия, имеющего любую большую удельную и дульную кинетическую энергию (3 Дж на мм2, 2000 Дж и т.п.), так и наличие видов гражданского гладкоствольного огнестрельного длинноствольного оружия (гладкоствольного оружия типа Ланкастер), патроны к которому имеют очень большое конструктивное сходство с патронами к короткоствольному и длинноствольному огнестрельному оружию с нарезным стволом, а его калибр может быть менее 9 мм, что делает его максимально сходным по характеристикам с нарезным огнестрельным оружием и уменьшает его поражающую способность в сравнении с видами стандартного и крупнокалиберного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
Данным Законом ношение оружия определено только как его нахождение на теле или в одежде лица и введено право на приобретение по лицензии гражданами Республики Абхазия, достигшими возраста 27 лет, в целях самообороны огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом (пистолетов и револьверов) и на приобретение по лицензии в целях охоты или спорта огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом указанными гражданами, достигшими возраста 21 года, а также право на приобретение резервистами действующего резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия огнестрельного автоматического и иного служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия в установленном законодательством порядке. При этом в вышеуказанном Законе отсутствуют правила оборота видов холодного и иного оружия, им не предусмотренных.
В законодательстве об обороте оружия ряда стран мира предусмотрено, что законами об оружии конкретных стран не регулируется оборот многих видов холодного клинкового оружия или всех видов холодного оружия, либо планируется принятие таких законов об оружии.
В частности, в Законе Об оружии и боеприпасах Польши 1999г. и в прежних законах об оружии Польши указано, что ими не регулируется оборот холодного оружия, за исключением ударно-дробящего холодного оружия.
На Украине планируется принятие законопроекта (проект закона № 1222), вводящего в действие Закон Об оружии, в котором будет указано, что он не распространяется на оборот холодного оружия, не являющегося метательным оружием (луками и арбалетами), которое законодательством Украины отнесено к холодному оружию (колюще-режущих и ударно-дробящих предметов, пригодных для использования в качестве оружия и бытового использования), предметов, не предназначенных для использования в качестве оружия, использование которых в качестве оружия возможно, имитационного оружия и старинного огнестрельного оружия, изготовленного до 1877 года, не предназначенного для использования патронов к запрещенному огнестрельному оружию или к огнестрельному оружию, на приобретение которого необходимо специальное разрешение, и вносящего изменения в УК и КоАП Украины, декриминализирующие незаконный оборот холодного оружия (ч. 2 ст. 263), старинного огнестрельного оружия и его копий, а также пороха и капсюлей, используемых для снаряжения патронов к огнестрельному оружию (ч. 1 ст. 263 действующей редакции ст. 263 УК Украины и ст. 263 планируемой редакции данной статьи) и устанавливающие только административную ответственность за незаконные ношение, сбыт, ремонт и изготовление луков и арбалетов (ч. 9 ст. 174.1 КУоАП, введение которой планируется данным законопроектом) без административного ареста. При этом в настоящее время оборот холодного и иного оружия регулируется ведомственными актами МВД и других органов власти Украины, предусматривающими частично более либеральные правила оборота холодного и иного оружия, нежели ФЗ Об оружии. В частности, ими разрешается приобретение охотничьего холодного оружия по отдельному разрешению на его хранение и ношение, что запрещено ст. 13 ФЗ Об оружии, предусматривающей обязанность получения разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия для приобретения такого холодного оружия.
За нарушение правил хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами, если оно не сдержит признаков уголовно наказуемого деяния, данным ФЗ введена административная ответственность и наказания в виде штрафа в размере от 500 до 2000 тысяч рублей с необязательной их конфискацией. В данной норме не учитывается степень опасности и распространенность в гражданском обороте капсюле и пороха, а также снаряжение порохом большинства видов патронов и других устройств, оборот которых может быть не ограничен и которые могут не относиться к оружию, и использование капсюлей в сигнальном и ином оружии и в других устройствах, находящихся в менее ограниченном обороте, нежели гражданское огнестрельное длинноствольное оружие, патроны к которому разрешено снаряжать их владельцам (охотничье и спортивное), либо в свободном обороте.
Недостатки распределения наказаний за противоправные деяния (включая незаконное ношение и иной незаконный оборот оружия) в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стенфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стенфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стенфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
В части введения понятия добровольной сдачи оружия и других подобных предметов в ст. 20.10 КоАП РФ в ФЗ необходимо ввести условие об исключении ответственности за незаконный оборот оружия и других подобных предметов с признанием основания исключения ответственности лиц, сдавших оружие и другие подобные предметы органам власти, отказавшихся от данных предметов или от совершения их незаконного оборота, либо передавших их другим лицам в целях добровольной сдачи органам власти, независимо от обнаружения указанных предметов при задержании или обыске и других подобных следственных действиях.

Практический результат

Стимулирование законного оборота оружия и других предметов, правомерного поведения владельцев оружия, представителей власти и других лиц, противодействие насильственной преступности и коррупции, а также отказ от продолжения преступной деятельности лиц, владеющих конкретными предметами в преступных целях или совершивших насильственные и другие подобные преступления, учитывая крайне негативное влияние на личность, общество и государство роста числа случаев применения наказаний, в особенности, для лиц, не причинивших вреда другим людям, или отказавшихся от продолжения своей преступной деятельности и (или) возместивших причиненный вред, соблюдение принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и других основных конституционных принципов, упорядочивание правил оборота оружия по степени опасности конкретных его видов.

Решение

Необходимо исключение из ФЗ от 28.06.2021 г. № 232-ФЗ наказаний в виде конфискации оружия за незаконный оборот оружия (в особенности, не сопряженный с противоправным применением оружия, и не повлекший наступления тяжких последствий) и другие правонарушения, включая нарушение правил хранения оружия, повлекшее его утрату, исключение за незаконный оборот оружия наказания в виде административного ареста и его полное исключение из КоАП РФ, введение более четкого определения незаконных действий, а также исключение ответственности за незаконный оборот холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, приобретаемого без лицензии, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального оружия и основных частей огнестрельного оружия, и разделение мер наказаний за нарушение правил оборота оружия и патронов к нему и их незаконного оборота по степени опасности конкретных их видов.

К началу списка инициатив