Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф86014
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости смягчения наказаний в ФЗ об усилении уголовной ответственности за незаконный оборот холодного, газового, метательного, пневматического и огнестрельного оружия, боеприпасов к огнестрельному оружию, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Существует необходимость исключения из ФЗ от 1 июля 2021г. № 281-ФЗ положений об усилении уголовной ответственности за незаконный сбыт и иной оборот многих видов оружия и о криминализации незаконных сбыта и изготовления пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, а также декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного и газового оружия или всех видов оружия, указанных в ч. 7 ст. 222 УК РФ, и всех видов оружия, имеющего культурную ценность, маломощных или неисправных оружия и патронов и основных частей огнестрельного оружия, при смягчении наказаний по ст. 222 – 223.1 и 226.1 УК РФ, и введении в качестве особо квалифицирующих признаков только наступления тяжких последствий в результате незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, их использования для совершения убийств и других подобных насильственных особо тяжких преступлений.
Данные изменения необходимы, поскольку данным ФЗ установлены чрезмерно строгие меры наказаний во всех случаях совершения незаконных действий с указанными в нем видами оружия и другими предметами, сопоставимые с наказаниями за многие имущественные и насильственные преступления.
ФЗ не учитываются положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. № 18-П, которым декриминализирован незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установлена обязанность федерального законодателя внести в ч. 4 ст. 222 УК РФ изменения, исключающие уголовную ответственность за его незаконный сбыт. Указание уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия в ч. 7 ст. 222 УК РФ не может отменить данное Постановление Конституционного Суда РФ или его отдельные положения, поскольку неконституционной признана сама уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, поэтому оно сохраняет силу и потребуется исключение уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, из ч. 7 ст. 222 УК РФ путем принятия отдельного федерального закона.
ФЗ не учитываются:
1) степень опасности холодного, газового, метательного и пневматического оружия, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения, основных частей огнестрельного оружия, патронов к данным видам оружия, пороха и наименее опасных видов огнестрельного оружия;
2) оборотоспособность конкретных видов оружия, его частей и патронов;
3) законодательные критерии их отличия от предметов, не отнесенных к оружию, основным частям огнестрельного оружия и патронам к оружию, но сходных с ними, и технические характеристики данных видов оружия, его частей, патронов к оружию, пороха и указанных предметов.
Холодное оружие не обладает большей поражающей способностью и, следовательно, не представляет большей степени опасности, нежели распространенные в быту предметы, т.к. оно может быть ими заменено при совершении насильственных преступлений или самообороне, поэтому уголовная ответственность его незаконный оборот является излишне строгой и бесполезной.
Незаконный оборот холодного оружия не является преступлением в УК большого числа других стран мира, а по законодательству Болгарии холодное и метательное оружие не отнесены к оружию и правила их оборота не установлены (Законом Об оружии, боеприпасах и пиротехнических изделиях регулируется оборот огнестрельного и неогнестрельного оружия, к которому отнесено только пневматическое, газовое и сигнальное оружие).
Газовое оружие не предназначено для причинения смерти человеку и может быть заменено другими устройствами, содержащими раздражающие вещества, используемые в быту, а часть газовых устройств отнесена к бытовым средствам самообороны против животных или к спецсредствам МВД и других силовых структур.
Пневматическое оружие с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм не представляет достаточной опасности для криминализации незаконных действий с ним, поскольку оно имеет конструкцию, затрудняющую его использование для совершения вооруженных преступлений, по причинам необходимости наличия специальных резервуаров для предварительной накачки сжатого воздуха, делающих оружие громоздким, и чувствительности конструкции оружия к температуре воздуха и механическим повреждениям, делающих пневматическое оружие менее надежным, чем огнестрельное.
При этом в огнестрельном оружии могут быть использованы приспособления для бесшумной стрельбы, что делает огнестрельное оружие более опасным при совершении преступлений, чем пневматическое, в особенности, учитывая наличие в ФЗ Об оружии (ст. 6) запретов только на установку приспособлений для бесшумной стрельбы на гражданское и служебное оружие и на их продажу, при наличии только административной ответственности за данные деяния (ст. 20.9 и 14.2 КоАП РФ), не влекущей конфискации оружия и патронов и лишение права на владение оружием (права на получение соответствующей лицензии) и ограничений на владение оружием, определенные виды деятельности и совершение определенных действий (в случае их продажи (ст. 14.2 КоАП РФ)).
Старинное (антикварное) оружие и его копии либо реплики с 1 января 2018 года приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, но не подлежит регистрации и многие правила его оборота отсутствуют. Правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, и многие другие правила его оборота не предусмотрены, что означает его нахождение в свободном обороте на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
Виды пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм могут иметь удельную кинетическую энергию, не превышающую минимального значения, установленного для признания огнестрельных устройств огнестрельным оружием (0,5 Дж на мм2) и дульную энергию, соответствующую значениям, при которых отнесены к метательному оружию луки и арбалеты, т.е. не более опасно, чем предметы, не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте.
По вышеуказанным причинам незаконный оборот пневматического оружия не влек уголовной и административной ответственности по законодательству СССР и союзных республик и не влечет уголовной ответственности по УК РФ и большинства других стран постсоветского пространства.
В законодательстве целого ряда стран мира предусмотрены большие критерии дульной энергии, свыше которой необходимо получение лицензии на приобретение или регистрация пневматического оружия и (или) наступает уголовная ответственность за его незаконный оборот. В частности, в Законе Об оружии Абхазии он составляет 10 Дж, в УК и Законе Об оружии Латвии – 24 Дж, в Законе Польши Об оружии и боеприпасах – 17 Дж и т.п., а ограничения по калибру не предусмотрены для пневматического оружия в законодательстве целого ряда стран мира.
Поэтому 7,5 Дж и калибр 4,5 мм являются достаточно низкими критериями разделения видов пневматического оружия по степени их опасности.
Уголовная ответственность за незаконные действия с холодным, метательным, пневматическим, газовым оружием, огнестрельным оружием ограниченного поражения и гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием в данном ФЗ распределена нечетко и нелогично, поскольку незаконные сбыт и изготовление предмета могут представлять общественную опасность только, если ее представляют его незаконные хранение, перевозка и передача, а если указанные действия не представляют общественной опасности, то ее не могут представлять его незаконные сбыт и изготовление.
Таким образом, данная уголовная ответственность не защищает людей от совершения в отношении их вооруженных преступлений и влечет излишние репрессивные меры в отношении лиц, совершивших незаконные приобретение, ношение, сбыт или изготовление холодного газового и метательного оружия без преступной цели, и формальное их отнесение к преступникам.
Незаконный оборот гражданского и иного огнестрельного гладкоствольного оружия, включая охотничье оружие, не всегда являлся преступлением по законодательству РФ и не является преступлением в значительном числе стран постсоветского пространства.
В законодательстве СССР и УК союзных республик исключалась уголовная ответственность за незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия (с 1924 по 1927 год), всех видов охотничьего огнестрельного оружия (до 1959 года в общесоюзном законодательстве и до 1974 года в УК ряда союзных республик), всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия (в ст. 182 УК РСФСР 1926г. с 1932 по 1933 год и в УК УССР 1960г. в 1961 году) и гладкоствольного охотничьего оружия (во всех нормах общесоюзного законодательства, в УК всех союзных республик до 1960 года, в УК многих из них с 1960 по 1974 год и в УК всех указанных республик с 1974 года).
В УК РФ незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия являлся преступлением до 2003 года, незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия, включая его незаконный сбыт, был декриминализирован в ст. 222 с 2003 по 2004 год, а незаконный оборот указанного гражданского оружия – до 2011 года. При этом в 2011 году был полностью криминализирован незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и незаконный сбыт указанного длинноствольного оружия.
Во многих странах постсоветского пространства криминализировано только незаконное изготовление всех видов огнестрельного оружия, а в ряде данных стран не является преступлением незаконный оборот охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.
Таким образом, законодательство СССР, РФ и других стран постсоветского пространства традиционно не признавало или не признает преступлением незаконный оборот охотничьего или ряда других видов гражданского огнестрельного оружия и не всегда признавало преступлением незаконный оборот всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия.
Сохранение за незаконные сбыт и изготовление холодного и иных видов оружия, указанных в ч. 4 ст. 222 и 223 действующей редакции УК РФ, наиболее строгого наказания в виде лишения свободы с необязательным дополнительным наказанием в виде штрафа, максимальные размеры которого непропорционально велики для их назначения за незаконный оборот оружия, не повлекший тяжких последствий, и увеличение срока лишения свободы за их незаконный сбыт до четырех лет, а также планируемое введение в ст. 222 (ч. 7) и ч. 4 ст. 223 уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, и незаконный сбыт основных частей гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему, а также за незаконный сбыт основных частей огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему необоснованны, нелогичны и не могут соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая излишнюю строгость данных наказаний в случаях отсутствия совокупности незаконного сбыта или иного оборота оружия и насильственных преступлений с его применением или тяжких последствий незаконного оборота оружия. Данные наказания являются избыточно строгими, в особенности, в случаях незаконного оборота холодного оружия, наиболее распространенного в гражданском обороте и заменяемого бытовыми предметами, различные виды которого могут использоваться в качестве предметов бытового, церемониального или коллекционного назначения.
При внесении данных изменений, ужесточающих уголовную ответственность за незаконный оборот многих видов оружия, планируется декриминализация незаконных переделки и снаряжения патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовому оружию и сохранение максимального срока лишения свободы (2 года) за незаконные изготовление и ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения и незаконное изготовление патронов к нему, холодного, газового и метательного оружия в ч. 4 ст. 223 УК РФ.
При введении уголовной ответственности за незаконный сбыт основных частей огнестрельного оружия ограниченного поражения не планируется ее введение за их незаконное изготовление, переделку и ремонт в ч. 4 ст. 223 и другие части данной статьи УК РФ.
Следует отметить, что в 2019 году депутатом ГД ФС РФ А. Е. Хинштейном и Росгвардией планировались подготовка и внесение в ГД ФС РФ законопроекта, предусматривающего декриминализацию незаконных сбыта и изготовления холодного оружия, но указанный законопроект не был подготовлен, а в данном ФЗ необоснованно сохранены уголовная ответственность и все наказания за незаконное изготовление холодного оружия в ч. 4 ст. 223 УК РФ, при увеличении максимального срока лишения свободы за незаконный сбыт холодного оружия до 4 лет. Это явно нелогично и несправедливо, поэтому необходима декриминализация незаконных сбыта и изготовления холодного оружия в данном ФЗ, т.к. данные деяния могут быть декриминализированы другим федеральным законом, учитывая их малозначительность, либо произойдет рост ложных обвинений в их совершении, провокаций их совершения и фабрикаций уголовных дел, репрессивных действий в отношении многих людей, а также массовое привлечение лиц, действия которых не представляют общественной опасности, к уголовной ответственности за данные незначительные деяния и назначение им строгих наказаний, включая реальное лишение свободы со штрафом или без него, что, в свою очередь, приведет к возвращению к вопросу о декриминализации данных деяний и их возможной декриминализации. Поэтому необходимо исключение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия из данного ФЗ.
Увеличение срока лишения свободы за незаконный сбыт холодного оружия до 4 лет повлечет необоснованное введение широких полномочий на задержание, заключение под стражу и реальное лишение свободы совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, его совершивших, независимо от количества случаев его совершения, поскольку задержание по подозрению в совершении преступления, согласно ст. 91 УПК РФ, может быть применено лишь к подозреваемому в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и одним из оснований его применения является наличие права на применение к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, что ограничивает его применение к совершеннолетним лицам только по делам о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок не более 3 лет, и для несовершеннолетних – по делам о преступлениях средней тяжести, запрещая его применение к несовершеннолетним по делам обо всех преступлениях небольшой тяжести (обо всех преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок не более 3 лет). Выявление оснований, исключающих применение меры пресечения в виде заключения под стражу, в процессе применения задержания влечет освобождение лица при любом сроке, прошедшем с момента фактического задержания.
При этом заключение под стражу по таким делам будет возможно при невозможности применения более мягкой меры пресечения, т.к. максимальный срок лишения свободы будет составлять более 3 лет, а право на применение заключения под стражу дает возможность применения других строгих мер пресечения – домашнего ареста и залога. При этом по любым уголовным делам возможно применение меры пресечения в виде запрета совершения определенных действий, ограничивающей многие права человека и гражданина, но заключение под стражу лиц, уклоняющихся от данной меры пресечения, или применение к ним мер пресечения в виде залога или домашнего ареста, возможно именно по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, если лицо является совершеннолетним, и по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет, если оно является несовершеннолетним.
Назначение наказания в виде лишения свободы не запрещено за любые преступления средней тяжести, совершенные впервые любыми совершеннолетними лицами и несовершеннолетними лицами, достигшими возраста 16 лет, поэтому отнесение незаконного сбыта холодного оружия к преступлениям средней тяжести повлечет введение права на назначение лишения свободы на срок от 2 месяцев до 4 лет любым лицам, подлежащим уголовной ответственности за его совершение. При этом осуждение к реальным наказаниям за незаконный сбыт холодного оружия совершеннолетнего лица и повторное совершение им данного деяния, либо его совершение данным лицом, ранее осужденным за любое преступление небольшой тяжести, будет влечь признание рецидива преступлений и назначение наказаний по правилам их назначения при рецидиве преступлений. При этом совершение незаконного сбыта холодного оружия ранее осужденными за преступления небольшой тяжести к любым наказаниям с 2003 года не признается рецидивом преступлений (понятие рецидива преступлений небольшой тяжести отменено в УК РФ с 2003 года).
Данным ФЗ сохранено отнесение к преступлениям небольшой тяжести незаконного изготовления холодного оружия и покушения на его незаконный сбыт, при сохранении прежнего срока лишения свободы за незаконное изготовление видов оружия, указанных в ч. 4 ст. 223 УК РФ, и незаконные переделку и ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения, введении в ч. 4 ст. 223 УК РФ ответственности за незаконное изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, а также увеличении максимального срока лишения свободы за покушение на незаконный сбыт видов оружия, указанных в ч. 4 ст. 222 УК РФ, с 1,5 до 3 лет.
Поэтому к подозреваемым, обвиняемым и осужденным за незаконное изготовление холодного оружия или покушение на его незаконный будут применяться прежние вышеуказанные менее строгие правила применения задержания, заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также назначения судом лишения свободы (условного или реального) за преступления небольшой тяжести и назначения любых наказаний совершеннолетним осужденным за данные преступления без признания рецидива преступлений (запрет применения к совершеннолетним лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений небольшой тяжести, наказуемых лишением свободы, задержания и заключения под стражу без наличия одного из четырех исключительных случаев, дающих основание для заключения под стражу за преступление небольшой тяжести (отсутствие постоянного места жительства в РФ, не установление личности, нарушение меры пресечения, уклонение от расследования или суда), и полный запрет их применения к указанным несовершеннолетним, запрет назначения несовершеннолетним осужденным, совершившим впервые преступления небольшой тяжести, наказания в виде лишения свободы, и его назначения за указанные преступления совершеннолетним осужденным, совершившим их впервые, при отсутствии отягчающих обстоятельств, а также запрет признание рецидивом совершения только преступлений небольшой тяжести).
Это явно нелогично, учитывая не меньшую опасность изготовления предмета, нежели его сбыта и отсутствие в УК РФ четких критериев меньшей общественной опасности покушения на преступление как неоконченного преступления и, в частности, на незаконный сбыт оружия и оконченного преступления, а малозначительное деяние, предусмотренное нормой Особенной части УК РФ, но не представляющее общественной опасности, не может быть признано оконченным или неоконченным преступлением (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Применение любых вышеуказанных ограничительных и репрессивных мер является необоснованным и излишне строгим к лицам, совершившим не только незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, но и к лицам, совершившим незаконные сбыт и изготовление всех видов оружия, указанных в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ. Поэтому необходима декриминализация их незаконного оборота и исключение новой подобной криминализации деяний, не являющихся общественно опасными и не всегда четко отличимых от противоправных действий, не влекущих уголовной ответственности (например, незаконный сбыт и изготовление сигнального оружия и другого оружия, не указанного в ст. 222 УК РФ, совершенные любыми лицами, как не повлекшее, так и повлекшее наступление тяжких последствий), или от правомерных действий (например, сбыт и изготовление ножей и других предметов, не отнесенных к холодному, метательному или иному оружию).
Отнесение в ФЗ незаконных сбыта, изготовления, переделки и ремонта многих видов огнестрельного оружия и боеприпасов, а также их иного незаконного оборота, совершенного при наличии квалифицирующих признаков, и незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств к тяжким и особо тяжким преступлениям повлечет распространение применения строгих мер воздействия к совершеннолетним и несовершеннолетним лицам, обвиненным в совершении данных деяний, поскольку задержание по подозрению в совершении преступления, заключение под стражу и наказание в виде лишения свободы при первой судимости могут быть применены к любым совершеннолетним и несовершеннолетним лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. Более того, в отношении совершеннолетних условно осужденных совершение тяжкого преступления влечет обязательную отмену условного осуждения и реальное исполнение наказаний по совокупности приговоров, а отношении указанных несовершеннолетних такие последствия влечет совершение особо тяжкого преступления.
Данные негативные правовые последствия являются необоснованными и излишне строгими для лиц, совершивших такие деяния, не повлекшие тяжких последствий и, тем более, иного вреда, без преступных целей или по необходимости. При этом наиболее неадекватными данные меры являются по отношению к лицам, совершившим незаконный оборот огнестрельного оружия и патронов к нему, имеющих культурную ценность, основных частей огнестрельного оружия, либо видов огнестрельного оружия, являющихся малокалиберными, маломощными, дульнозарядными, однозарядными или другими видами огнестрельного оружия и патронов к нему, имеющими значительно меньшую поражающую способность, эффективность и надежность, нежели стандартное современное боевое огнестрельное оружие и патроны к нему, а также огнестрельного оружия, приобретаемого без лицензии, не подлежащего регистрации в Росгвардии, либо к лицам, совершившим незаконный оборот небольшого количества патронов и других подобных видов боеприпасов, взрывчатых веществ (в особенности, пороха) и маломощных взрывных устройств.
Особенно негативным может быть применение данных мер к лицам, совершившим незаконный оборот пороха и других подобных веществ, используемых в оружии и патронах к нему только для его использования без преступной цели в огнестрельном и ином оружии, патронах к нему или в конструктивно сходных, пиротехнических и других подобных изделиях, не отнесенных к оружию, либо в правомерных целях, не связанных с использованием оружия и других подобных предметов, и к лицам, сдавшим огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства до, во время или после задержания, обыска и других подобных действий, либо избавившихся от них, либо уничтоживших их, в особенности, не совершавшим преступлений с их применением, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку.
Применение любых вышеуказанных ограничительных и репрессивных мер является необоснованным и излишне строгим к лицам, совершившим незаконный оборот основных частей огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия и патронов к нему, различных видов маломощного, дульнозарядного и иного подобного огнестрельного оружия, не имеющего большой поражающей способности, патронов ко многим или всем видам ручного огнестрельного оружия или пороха.
В части наличия дополнительного наказания в виде штрафа максимальное наказание по ст. 222 и 223 УК РФ является более строгим, нежели наказания, предусмотренные за незаконный оборот холодного и огнестрельного оружия в законодательстве СССР и в УК всех союзных республик, поскольку данное дополнительное наказание за незаконный оборот оружия в указанном законодательстве не предусматривалось. В УК многих стран постсоветского пространства и других стран мира не предусмотрено дополнительное наказание в виде штрафа за незаконные действия с холодным оружием и многими другими видами оружия (Белоруссии, Казахстана и др.) или всеми видами оружия (Украины, Польши, Израиля и др.), а в УК Армении с 2006 года запрещено назначение штрафа в качестве дополнительного вида наказания. В части размера дополнительного наказания в виде штрафа максимальное наказание по ст. 222 и 223 УК РФ является более строгим, нежели размеры данного наказания, предусмотренные за незаконный оборот холодного и многих других видов оружия или всех видов оружия в УК большинства стран постсоветского пространства и других стран мира (Кыргызстана, Абхазии, ПМР, США и др.).
Поэтому необходимо смягчение наказаний в соответствующие части ст. 222 и 223 и установление различных по строгости наказаний за общественно опасный незаконный оборот видов оружия, различающихся по степени опасности, или декриминализация их незаконного оборота.
Внесение аналогичных изменений требуется в отношении различных видов огнестрельного оружия и боеприпасов – в другие части ст. 222 и 223 УК РФ и в ст. 222.1 и 223.1 (в отношении незаконного оборота пороха и других взрывчатых веществ в различном количестве и предметов, их содержащих).
Незаконный оборот основных частей огнестрельного оружия не представляет общественной опасности, учитывая невозможность безопасного и эффективного производства выстрелов без наличия всех основных частей конкретного вида огнестрельного оружия, содержащих все необходимые детали (ударники (или) курки, спусковые крючки, боевые пружины и т.п.), означающего незаконный оборот самого оружия, и фактическую возможность производства выстрела из многих видов труб и других предметов, которые возможно зарядить снарядом, порохом или иным веществом, которое может произвести выстрел, и воспламенителем (фитилем, капсюлем и т.п.), а также сходство многих или всех основных частей и других деталей различных видов огнестрельного оружия с частями и деталями многих других видов стрелкового оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, и нахождение в свободном обороте других деталей огнестрельного оружия (курков, спусковых крючков, магазинов и др.).
Нарезной ствол может иметь не только современное огнестрельное, но и огнестрельное оружие, имеющее культурную ценность, пневматическое и метательное оружие, а также конструктивно сходные с огнестрельным оружием или многими другими видами стрелкового оружия изделия.
Поэтому необходима декриминализация незаконного оборота основных частей огнестрельного оружия, включая нарезные стволы ко всем видам огнестрельного оружия.
Незаконный оборот патронов к огнестрельному или иному оружию без незаконного оборота самого данного оружия представляет меньшую опасность, нежели незаконный оборот оружия и патронов к нему. При этом виды патронов к гражданскому и иному оружию, не запрещенные к обороту в РФ, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, и другие виды патронов к оружию (холостые патроны, патроны к сигнальному оружию, приобретаемому по лицензии, и ряд других видов патронов), а также патроны к видам оружия и другим подобным предметам, находящимся в свободном обороте (сигнальные, строительно-монтажные и т.п. патроны), представляют примерно равную степень опасности при их срабатывании вне оружия или стрельбе без поражающих элементов и могут представлять меньшую опасность, чем различные виды пиротехнических изделий, приобретаемых без лицензии, либо незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности, т.к. они не отнесены законом к взрывчатым веществам, взрывным устройствам, боеприпасам или оружию.
Фактическая опасность патронов зависит от их количества, но ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ не ограничено максимальное количество патронов к оружию, которые могут приобретать, хранить, носить, продавать или дарить граждане по разрешениям на хранение соответствующих видов оружия, лицензиям на коллекционирование оружия или без разрешительных документов (ограничено только приобретение патронов к наградному боевому короткоствольному ручному стрелковому оружию (не более количества на две обоймы конкретному оружию) и к другим видам боевого оружия, выдаваемым во временное пользование), а строительно-монтажные и иные патроны к предметам, не отнесенным к оружию, или к видам оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии (если оно изготовлено под патроны, отличающиеся от предусмотренных ФЗ Об оружии) могут быть приобретены в любыми лицами в любом количестве и их оборот не ограничен. Ограничена только перевозка патронов к гражданскому и служебному оружию владельцами такого оружия без специального разрешения (не более 1000 штук).
Существуют виды оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, в которых метание снаряда производится без использования патронов и пороха за счет энергии капсюля, т.е. роль патрона выполняет капсюль.
По законодательству РФ пистолеты, револьверы и иные предметы, использующие только капсюль для метания снаряда, могут быть к огнестрельному оружию, если они имеют удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, а при меньшей энергии – к сигнальному или иному оружию, если они соответствуют по своим характеристикам конкретным видам оружия, либо к конструктивно сходным с оружием изделиям или другим предметам, не отнесенным к оружию, если они имеют гладкий ствол без ограничителей необходимых размеров или нарезной ствол.
Капсюли находились в РФ в свободном обороте до 2019 года, но с указанного года капсюли патронов к огнестрельному оружию могут быть приобретены только гражданами, имеющими разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия. Ограничения на оборот других видов капсюлей и ответственность за незаконный оборот капсюлей не предусмотрены. При этом критерии отличия капсюлей патронов к огнестрельному оружию от многих других видов капсюлей отсутствуют, а в сигнальных и других подобных устройствах (пистолетах, револьверах и т.п.) часто используются именно капсюли патронов к огнестрельному оружию (как правило, гладкоствольному длинноствольному).
Незаконный оборот различных видов патронов и случаи фабрикаций уголовных дел о нем являются распространенным явлением, учитывая их небольшие размеры, а главным условием использования патронов для совершения вооруженных преступлений является наличие подходящего для производства выстрела различными видами опасных для жизни и здоровья человека снарядов оружия, либо пиротехнического изделия или взрывного устройства, в которых патроны могут быть использованы для усиления их поражающей способности.
Законодательством Российской империи разрешалось приобретение и хранение без документов многих видов оружия и патронов к нему и существовало детское оружие, которым являлось настоящее оружие уменьшенных размеров.
Законодательством СССР, РСФСР и других союзных республик долгое время не ограничивалось приобретение ряда видов огнестрельного оружия, приобретение которого ограничено лицензированием в современном законодательстве РФ (малокалиберного (до 1938 года и с 1954 по 1956 год) и гладкоствольного охотничьего (до 1940 года и с 1953 по 1959 год)), и патронов к нему, а также не ограничивалось приобретение огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года.
Законодательством многих штатов США (включая штаты, в которых огнестрельное оружие приобретается по лицензии) не ограничивается оборот патронов к оружию и к обороту разрешено детское оружие, являющееся огнестрельным оружием. При этом боевые патроны к огнестрельному оружию свободно продаются в хозяйственных и продуктовых магазинах и встречаются автоматы по продаже патронов к огнестрельному оружию. В штатах США распространены правила, разрешающие ношение незаряженных боевых пистолетов и иного огнестрельного оружия, или исключающие уголовную ответственность за незаконное владение огнестрельным оружием без патронов или патронов в отдельности.
Учитывая вышеизложенное, необходимы:
1) декриминализация незаконных действий с газовыми и иными патронами нелетального действия, незаконного оборота маломощных и малокалиберных патронов к огнестрельному оружию;
2) частичная или полная декриминализация незаконного оборота всех видов патронов к огнестрельному оружию, не запрещенных к обороту;
3) решение вопроса об отмене ограничений на продажу многих или всех видов патронов к гражданскому оружию.
Незаконный оборот пороха не может представлять большую опасность, нежели незаконный оборот патронов к оружию, других видов патронов и различных видов огнестрельного оружия, поскольку им снаряжены многие виды патронов и существуют виды патронов, не имеющие порохового заряда (патроны Флобера), а сам порох имеет способность к детонации только в замкнутом пространстве. При этом незаконный оборот всех видов пороха в любом количестве является преступлением наравне с незаконным оборотом других взрывчатых веществ и с 2014 года отнесен к более тяжким преступлениям, чем незаконный оборот огнестрельного оружия и боеприпасов (ст. 222.1 и 223.1 УК РФ).
Оборот пороха частично регулируется ФЗ Об оружии и право на его приобретение предоставлено только гражданам РФ, имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, т.е. охотничьего и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия (до 2019 года данное право предоставлялось ФЗ Об оружии только гражданам РФ, имеющим разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия). При этом порох не подлежит регистрации, а данные граждане имеют право на его приобретение и хранение в любом количестве.
Граждане, имеющие разрешения на хранение других видов огнестрельного оружия, газового и сигнального оружия или лицензии на коллекционирование оружия, не имеют права приобретать порох и капсюли, но могут приобретать в любом количестве патроны к ним или патроны, которые они коллекционируют, соответственно.
Любые лица имеют право приобретать строительно-монтажные, сигнальные и иные патроны к предметам, не отнесенным к оружию, видам оружия, не предусмотренным ФЗ Об оружии (если данные патроны имеют отличия от видов патронов, предусмотренных ФЗ Об оружии), или видам гражданского оружия, приобретаемым без лицензии, а незаконный оборот в любом количестве патронов, не имеющих поражающих элементов, других видов патронов, не предназначенных для поражения цели, сигнальных и газовых патронов, а также многих видов патронов к гражданскому оружию не влечет уголовной ответственности не влечет уголовной ответственности.
ФЗ криминализирован незаконный сбыт патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения и гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию.
Порох содержат большинство видов патронов к оружию и других патронов, а также картриджи к электрошоковым устройствам, поражающим цель на расстоянии, многие из которых отнесены к оружию, приобретаемому без лицензии, в ФЗ Об оружии и законах целого ряда других стран мира, но существуют виды патронов, не содержащие порохового заряда (патроны Флобера), а также виды оружия и других предметов, использующие только капсюль для подачи сигнала или метания снаряда.
Поэтому порох является компонентом многих видов патронов, имеющих любую оборотоспособность, и существуют виды патронов, оружия и других устройств, не использующие порох, что не выделяет порох как опасное взрывчатое вещество, оборот которого в любом количестве должен быть ограничен для многих лиц. Более того, извлечение пороха из патронов и других устройств, его содержащих, и его использование в правомерных целях, не связанных с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (демонстрация горения пороха с соблюдением требований безопасности, выжигание по дереву и т.п.), не влекут отдельной уголовной и иной ответственности и не запрещены законом, а охотничий порох не отнесен законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве к видам вооружения и иной продукции военного назначения.
Порох не являлся веществом, оборот которого в любых количествах ограничен для многих лиц в законодательстве Российской империи и СССР (до 1940 года и с 1953 по 1959 год) и не является им в законодательстве целого ряда стран мира.
Законодательством Российской империи разрешалось свободное хранение вне склада до 30 фунтов пороха и не предусматривалось излишне строгих наказаний за его хранение в большем количестве (был предусмотрен арест на срок до 6 месяцев с изъятием излишне хранящегося пороха).
На практике, встречаются случаи, когда незаконный оборот заряженного дульнозарядного огнестрельного оружия или данного оружия вместе с порохом для него, хранящимся в пороховницах или иных емкостях (бандельерах, газырях, бумажных и других патронах, не являющихся унитарными, металлических банках для пороха и др.), квалифицируется по двум статьям как незаконный оборот огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (ст. 222, 223, 222.1 и 223.1 УК РФ), а законный оборот данного огнестрельного оружия или оборот конструктивно сходных с ним изделий вместе с порохом к ним – как незаконный оборот взрывчатых веществ (ст. 222.1 УК РФ). При этом незаконный оборот патронов ко многим видам огнестрельного оружия может быть квалифицирован только по одной статье с незаконным оборотом огнестрельным оружием как незаконный оборот боеприпасов.
В УК ряда стран мира планируется декриминализация незаконного оборота пороха. В частности, проектом закона Украины от 02.09.2019 № 1222 Об оружии планируется декриминализация незаконного оборота пороха и капсюлей, используемых для снаряжения боеприпасов.
Учитывая вышеизложенное, необходимы:
1) введение в УК РФ минимального количества пороха, незаконный оборот которого
влечет уголовную ответственность;
2) введение в ФЗ Об оружии максимального количества пороха, которое разрешено к приобретению без ограничений;
3) введение в ФЗ Об оружии права на приобретение пороха в определенном или любом количестве лицами, имеющими лицензии на приобретения различных видов оружия, разрешения на их хранение, либо лицензии на коллекционирование оружия;
4) установление за незаконный оборот пороха не более строгих наказаний, чем за незаконный оборот оружия и патронов к нему, либо декриминализация незаконного оборота пороха, не повлекшего тяжких последствий, и отмена ограничений на приобретение, хранение и иной оборот пороха, не влекущий создание угрозы наступления тяжких последствий.
Незаконный оборот всех видов патронов к оружию влечет указанную выше уголовную и административную ответственность за незаконный оборот боеприпасов и незаконные действия с патронами к различным видам оружия, а иные виды патронов находятся в свободном обороте и не являются предметами преступлений и административных правонарушений в сфере оборота оружия, независимо от типа воспламенения заряда и от их отнесения к безгильзовым патронам, содержащим взрывчатые вещества, обеспечивающие сгорание корпуса патрона при выстреле.
Учитывая вышеизложенное, необходимы:
1) введение в УК РФ четкого указания об отсутствии уголовной ответственности за незаконный оборот капсюлей, всех видов капсюлированных гильз и патронов Флобера, при отмене ограничений на их приобретение;
2) введение в УК РФ минимального количества взрывчатых веществ, используемых для производства выстрела из огнестрельного оружия и других подобных предметов, незаконный оборот которого влечет уголовную ответственность;
3) введение в ФЗ Об оружии их количества, которое разрешено к приобретению без ограничений и права на их приобретение в определенном или любом количестве лицами, имеющими лицензии на приобретения различных видов оружия, разрешения на их хранение, либо лицензии на коллекционирование оружия;
4) установление за их незаконный оборот не более строгих наказаний, чем за незаконный оборот оружия и патронов к нему, либо декриминализация их незаконного оборота, не повлекшего тяжких последствий, и отмена ограничений на их приобретение, хранение и иной оборот, не влекущий создание угрозы наступления тяжких последствий.
Другие виды взрывчатых веществ (твердое ракетное топливо, тротил, гексоген, динамит и др.) используются в различных видах ракет на твердом ракетном топливе, для проведения взрывных работ (промышленные взрывчатые вещества), в артиллерийских снарядах, боевых ручных гранатах, гранатах для гранатометов, минометных и иных видах мин, авиационных и иных видах бомб и в других видах боеприпасах, а также в части видов взрывных устройств.
Данные виды взрывчатых веществ обладают большей энергией, нежели порох и другие взрывчатые вещества, предназначенные для производства выстрела или воспламенения порохового заряда, и запрещены к обороту физическими лицами. Поэтому они являются более опасными, чем порох, патроны к оружию и ручное огнестрельное оружие, что оправдывает их запрет к обороту и установление более строгих наказаний за их незаконный оборот, чем за незаконный оборот ручного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
Оборот большинства видов взрывчатых веществ, боеприпасов, боевого огнестрельного оружия, не отнесенного к ручному, других подобных видов огнестрельного оружия, а также взрывных устройств не регулируется ФЗ Об оружии и порядок многих действий с взрывчатыми веществами, предназначенными для проведения взрывных работ, артиллерийскими орудиями, гранатометами, минометами, ручными и иными гранатами, минометными и иными минами, и другими подобными видами огнестрельного оружия и боеприпасов регулируется подзаконными актами правительства РФ, определяющими правила оборота юридическими лицами взрывчатых веществ промышленного назначения, а также боевого оружия и боеприпасов в государственных военизированных организациях, и частично регулируется законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве, иным законодательством РФ, а также международными договорами РФ.
Отсутствие в РФ федерального закона о взрывчатых веществах и взрывных устройствах и о всех видах огнестрельного оружия и боеприпасов не учитывает степень их опасности и особенности конкретных их видов, а также мировую практику, поскольку большинстве стран мира приняты законы об оружии и боеприпасах или об оружии, взрывчатых веществах и пиротехнических изделиях.
Нелогично отклонение нескольких законопроектов о взрывчатых веществах и взрывных устройствах и отсутствие правил оборота всех их видов.
Учитывая вышеизложенное, необходимы:
1) введение в законодательство РФ минимального количества всех видов взрывчатых веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, количества и видов взрывчатых веществ, которые разрешены к приобретению без ограничений, минимальной поражающей способности боеприпасов и взрывных устройств, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность;
2) введение правил оборота всех их видов, соответствующих степени опасности конкретных предметов и веществ;
3) установление за незаконный оборот боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств не более строгих наказаний, чем за незаконный оборот огнестрельного оружия и патронов к нему, в случаях, когда конкретные виды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств имеют равную поражающую способность, либо когда их незаконный оборот влечет равные тяжкие последствия или сопряжен с совершением наиболее тяжких насильственных преступлений, либо декриминализация незаконного оборота распространенных в обороте боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, которые могут быть отнесены к взрывным устройствам, не повлекшего тяжких последствий;
4) отмена ограничений на приобретение, хранение и иной оборот указанных предметов и веществ, не влекущий создание угрозы наступления тяжких последствий, либо декриминализация их незаконного оборота, не повлекшего тяжких последствий, и отмена ограничений на их приобретение, хранение и иной оборот, не влекущий создание угрозы наступления тяжких последствий.
В целом, учитывая специфику различных веществ и предметов, их содержащих, для введения четких критериев отнесения конкретных веществ к взрывчатым и предметов к боеприпасам или взрывным устройствам, минимального количества взрывчатых веществ, способного причинить смерть или вред здоровью человека, соответствующей минимальной кинетической энергии боеприпасов, взрывных устройств и других предметов, содержащих порох и другие виды взрывчатых веществ, а также оборотоспособности различных видов взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств, необходимо как исследование мировой практики по данным вопросам, так и привлечение специалистов различных специальностей, способных определить степень опасности и распространенность в бытовом использовании конкретных видов предметов и веществ в определенном количестве.
Проведение указанной научно-исследовательской и законопроектной работы необходимо в целях четкого распределения мер ответственности и наказаний за незаконный оборот различных предметов и веществ и их оборотоспособности, которая должна зависеть от степени их опасности в сравнении с бытовыми предметами и веществами, а также распространенности в бытовом использовании, которое требуется в целях исключения случаев привлечения к уголовной и иной ответственности, а также иного ограничения конституционных прав лиц, действия которых не представляют общественной опасности, случаев произвольного привлечения к ответственности или ограничения конституционных прав лиц, и справедливого распределения наказаний для лиц, совершивших различные преступления и иные правонарушения.
Основными недостатками норм УК РФ о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, которые могут только усугубиться применением данного ФЗ, являются:
1) Отсутствие равных наиболее строгих наказаний за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, повлекший равные тяжкие последствия;
2) Отсутствие уголовной ответственности за применение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств при совершении насильственного преступления и наиболее строгих наказаний именно за их применение при совершении убийств и других наиболее тяжких особо тяжких преступлений;
3) Отсутствие четкого разделения мер ответственности и наказаний за незаконный оборот различных видов оружия и других предметов (незаконные сбыт и изготовление холодного и газового оружия, а также всех видов огнестрельного оружия ограниченного поражения приравнены к незаконному сбыту гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, но сбыт и изготовление предметов, не отнесенных к холодному, газовому или огнестрельному оружию, но сходных с ними по многим признакам, не является преступлением и, в отношении многих данных предметов, являются законными, незаконный оборот большинства видов огнестрельного оружия и боеприпасов, а также всех видов взрывчатых веществ и взрывных устройств является преступлением, но незаконный оборот предметов, сходных с огнестрельным оружием, патронов к ним и пиротехнических изделий не отнесен к преступлениям и, во многих случаях, является законным);
4) Сохранение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление предметов, не имеющих большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы (холодное и бросковое метательное оружие), или не предназначенных причинения смерти человеку (газовое оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения (в особенности, имеющее удельную кинетическую энергию снаряда менее 0,5 Дж на мм2));
5) Установление за незаконный оборот видов оружия, указанных в ст. 222 и 223 УК РФ, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств более строгих наказаний, чем за многие насильственные преступления (включая хулиганство, совершенное с применением оружия, других предметов и веществ, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека и даже убийство (для ряда видов убийств или категорий осужденных));
6) Отсутствие уголовной ответственности за небрежное незаконное хранение огнестрельного оружия, повлекшее тяжкие последствия, при наличии уголовной ответственности за небрежное законное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, и отсутствии уголовной ответственности за незаконное хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, независимо от его последствий;
7) Отсутствие исключения уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, указанного в ст. 222 и 223 УК РФ, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в случаях их применения в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости, а также при задержании лица, совершившего преступление, или их незаконного оборота в указанных целях;
8) Наличие наказания в виде лишения свободы за любое незаконное действие с оружием в ст. 222 и 223 УК РФ, при его отсутствии только за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, в ч. 1 ст. 224 УК РФ;
9) Наличие уголовной ответственности и наказания в виде лишения свободы за только за определенные незаконные действия с видами оружия, указанными в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ (незаконные сбыт и изготовление, а также ремонт и переделку ряда указанных видов огнестрельного оружия), совершенные при любых обстоятельствах;
10) Отсутствие четких определений понятий конкретных видов оружия и незаконных действий с ними
Целью введения уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и других опасных предметов является противодействие вооруженной насильственной преступности, но положения ст. 222 - 223.1 УК РФ не позволяют в полной мере противодействовать вооруженной преступности, поскольку конкретное незаконное действие с оружием и другими предметами, указанными в ст. 222 – 223.1 УК РФ, необходимо отдельно доказывать, независимо от тяжести преступления, совершенного с их применением, учитывая отсутствие отдельной уголовной ответственности за применение оружия или другого подобного предмета при совершении преступления и наличие возможности применение оружия без его незаконных хранения, ношения или совершения других незаконных действий с ним, т.к. предмет может законно находиться у виновного лица, его применившего, или может быть изъят у потерпевшего или другого лица, либо подобран на месте преступления, применен и оставлен на месте преступления либо добровольно сдан уполномоченным представителям власти.
Таким образом, сохранение уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, наступающей для любых лиц независимо от его последствий, при усилении наказаний за его незаконный оборот, может повлечь осуждение миллионов людей, не представляющих опасности для общества, но будет осложнять назначение наказаний по ст. 222 – 223.1 УК РФ лицам, совершившим вооруженные преступления, что явно несоответствует как Конституции РФ, так и общим принципам права, и может только увеличить количество различных преступлений.
Сроки и размеры наказаний, предусмотренные за незаконный оборот видов оружия и других предметов, указанных в ст. 222 – 223.1 УК РФ, значительно превышают сроки лишения свободы и других наказаний, предусмотренных за убийство, совершенное при превышении необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо в состоянии аффекта, что означает фактическое наказание лица, виновного в превышении пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо в причинении вреда человеку в состоянии аффекта и в незаконном действии с оружием, за незаконное действие с оружием, а не за деяние, повлекшее вред нападающему, и возможность назначение строгого наказания по ст. 222 – 223.1 УК РФ лицу, не допустившему превышений при применении незаконно обращаемого оружия в правомерных целях, и не сдавшему оружие добровольно до задержания или обыска.
Подобное распределение наказаний явно нелогично и несправедливо, поэтому необходима корректировка мер ответственности и наказаний за незаконный оборот оружия и других предметов, исключающая уголовную ответственность лиц, совершивших незаконные приобретение, хранение и иной их оборот именно в целях самообороны или в состоянии крайней необходимости без превышения установленных законом пределов, и назначение более строгих наказаний, чем предусмотрены за превышение пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания преступников, или за преступления против личности, совершенные в состоянии аффекта, лицам, совершившим незаконный оборот предметов и преступления против нападающих в состояниях необходимой обороны, крайней необходимости или аффекта.
Более того, ФЗ наказания за незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов, а также всех видов взрывчатых веществ и взрывных устройств усиливаются настолько, что максимальные сроки лишения свободы становятся равными его срокам, предусмотренным за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК РФ), убийство (ст. 105 УК РФ), планирование, развязывание и ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ), применение запрещенных международным договором средств и методов ведения войны, включая применение оружия массового поражения (ст. 356 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ), экоцид (ст. 358 УК РФ), наемничество (ст. 359 УК РФ) и другие наиболее тяжкие преступления, представляющие повышенную общественную опасность, отнесенные к тяжким и особо тяжким преступлениям (ФЗ предусмотрены максимальные сроки лишения за незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия, их основных частей и боеприпасов к ним – до 5, 8, 10, 12 и 15 лет, а за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств – до 8, 11, 12, 15 и 20 лет, т.е. сроки, равные многим его максимальным срокам за указанные наиболее тяжкие преступления). При этом данные сроки лишения свободы являются максимальными наказаниями за любые преступления для осужденных, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь (женщин совершеннолетнего возраста и мужчин, достигших возраста 65 лет) или сроки лишения свободы, превышающие 10 лет (несовершеннолетних и (в исключительных случаях (ст. 96 УК РФ)) лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет).
Установление сроков лишения свободы, предусмотренных данным ФЗ, означает введение в РФ наиболее строгих наказаний из предусмотренных УК других стран постсоветского пространства и законами большинства стран мира за незаконный сбыт холодного и многих других видов оружия.
Единственной страной СНГ, в УК которой установлено лишение свободы на срок до 20 лет за сбыт взрывчатых веществ и взрывных устройств, является Узбекистан. При этом в УК Узбекистана данное наказание предусмотрено за сбыт (указание на его незаконность в данном УК отсутствует) огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и за большинство наиболее тяжких насильственных преступлений, включая геноцид и ведение агрессивной войны. Более строгие наказания, которыми являются лишение свободы на срок до 25 лет и пожизненное лишение свободы, предусмотрены только за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, и терроризм. При этом данные наказания не могут быть назначены по УК Узбекистана несовершеннолетним, женщинам и мужчинам, которые достигли возраста 60 лет, а менее строгие наказания уменьшаются для данных категорий осужденных на одну треть и установлены существенные ограничения на назначение лишения свободы данным категориям осужденных за преступления, не отнесенные к тяжким и особо тяжким (в особенности, несовершеннолетним и лицам, имеющим право на пенсию по возрасту).
За другие незаконные действия с огнестрельным оружием в ст. 248 УК Узбекистана предусмотрено до 5 и 10 лет лишения свободы соответственно.
За незаконный оборот иного оружия в УК Узбекистана ответственность не предусмотрена.
Одной из немногих стран мира, в УК которой за незаконный оборот стрелкового оружия предусмотрены наиболее строгие уголовные наказания, является КНР. В УК КНР за незаконный оборот стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершенный при особо отягчающих обстоятельствах, предусмотрены наиболее строгие наказания в виде лишения свободы на срок до 15 лет, пожизненного лишения свободы и смертной казни (наказания, предусмотренные в УК КНР за убийство и умышленное нанесение тяжких увечий), но в случае, если данные обстоятельства отсутствуют, в ст. 125 УК КНР предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 10 лет, а в ст. 128 за незаконное владение стрелковым оружием и ряд других нарушений оно предусмотрено на срок до 3 лет, а если оно совершены при отягчающих обстоятельствах, — от 3 до 7 лет. При этом смертная казнь не может быть назначена лицам, достигшим возраста 75 лет, за исключением случаев совершения ими преступлений с особой жестокостью, а определенные сроки лишения свободы им сокращаются.
Незаконный оборот стрелкового оружия в незначительных случаях и многие незаконные действия с холодным оружием (включая незаконные сбыт, изготовление, приобретение и хранение, а также ношение вне мест проведения массовых мероприятий и общественного транспорта) влекут только административную ответственность по законодательству КНР.
В УК Эстонии сроки лишения свободы до 10 и 15 лет установлены только за незаконный оборот запрещенного и боевого огнестрельного оружия, а незаконный оборот других видов оружия уголовной ответственности не влечет.
Таким образом, максимальные сроки лишения свободы за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в УК большинства стран постсоветского пространства и многих других стран мира составляют менее 20 и 15 лет. В УК Узбекистана лишение свободы на срок до 20 лет предусмотрено только за сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а наиболее строгие виды уголовных наказаний огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств предусмотрены в УК КНР и ряда других стран мира.

Практический результат

Стимулирование законного оборота оружия и других предметов, правомерного поведения владельцев оружия, представителей власти и других лиц, противодействие насильственной преступности и коррупции, а также отказ от продолжения преступной деятельности лиц, владеющих конкретными предметами в преступных целях или совершивших насильственные и другие подобные преступления, учитывая крайне негативное влияние на личность, общество и государство роста числа случаев применения наказаний, в особенности, для лиц, не причинивших вреда другим людям, или отказавшихся от продолжения своей преступной деятельности и (или) возместивших причиненный вред, соблюдение принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и других основных конституционных принципов, упорядочивание правил оборота оружия по степени опасности конкретных его видов.

Решение

Необходимы исключение из ФЗ от 1 июля 2021г. № 281-ФЗ положений об усилении уголовной ответственности за незаконный сбыт и иной оборот многих видов оружия и о криминализации незаконных сбыта и изготовления пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, а также декриминализация незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного и газового оружия или всех видов оружия, указанных ч. 7 ст. 222 УК РФ, и всех видов оружия, имеющего культурную ценность, маломощных или неисправных оружия и патронов и основных частей огнестрельного оружия, при смягчении наказаний по ст. 222 – 223.1 и 226.1 УК РФ, и введении в качестве особо квалифицирующих признаков только наступления тяжких последствий в результате незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, их использования для совершения убийств и других подобных насильственных особо тяжких преступлений.
В части правильного разделения наказаний за преступления и иные правонарушения необходимо введение запретов на применение лишения свободы и других подобных наказаний за ненасильственные преступления, не повлекшие тяжких последствий, а максимальных его сроков - за преступления, не являющиеся убийствами и другими подобными наиболее тяжкими преступлениями, и четкое распределение наказаний по степени опасности конкретных деяний.
В части введения определений огнестрельного оружия и ряда других определений, вводимых ФЗ в ст. 222 – 223.1 УК РФ, необходимо введение определений всех видов оружия, боеприпасов и других подобных предметов, содержащие их минимальные критерии, указанные в Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию или в ФЗ Об оружии, а также определений всех незаконных действий с оружием и другими предметами, указанных в ст. 222 – 223.1 УК РФ, учитывая отсутствие в ФЗ определений многих видов оружия и других подобных предметов, минимальных критериев оружия и других предметов, указанных в ст. 222 – 223.1 УК РФ, и определений незаконных действий с ними, а также сложности правильного применения положений ст. 222 – 226.1 УК РФ, вызванных отсутствием четких определений предметов и незаконных действий с ними.
В части сохранения понятия добровольной сдачи оружия и других подобных предметов в ст. 222 – 223.1 УК РФ в ФЗ необходимо ввести условие об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и других подобных предметов с признанием основания прекращения уголовного преследования реабилитирующим всех лиц, не совершивших тяжких и особо тяжких преступлений, влекущих причинение смерти человеку или тяжкого вреда его здоровью, с применением данных оружия и других предметов, сдавших оружие и другие подобные предметы органам власти, отказавшихся от данных предметов или от совершения их незаконного оборота, либо передавших их другим лицам в целях добровольной сдачи органам власти, независимо от обнаружения указанных предметов при задержании или обыске и других подобных следственных действиях.
Возможно и введение правила об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и других предметов всех лиц, сдавших их органам власти, отказавшихся от них или от их незаконного оборота, либо передавших их другим лицам в целях сдачи органам власти.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 899 голосов

101

Против решения: 262 голоса

К началу списка инициатив