Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф87330
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения правил сбыта видов оружия, приобретаемых без регистрации в уполномоченных органах, патронов к оружию, пороха и капсюлей, их владельцами другим лицам

Существует необходимость введения правил сбыта видов оружия, приобретаемых без регистрации в уполномоченных органах, патронов к оружию, пороха и капсюлей, их владельцами гражданам и юридическим лицам.
Внесение данных изменений требуется в целях исключения произвольного привлечения владельцев оружия, патронов, пороха и капсюлей к административной и уголовной ответственности за незаконный сбыт оружия, патронов к оружию, взрывчатых веществ и взрывных устройств, реализации конституционных прав лиц на распоряжение своим имуществом и правильного исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. 18-П, которым федеральному законодателю предписано конкретизировать правила оборота оружия, имеющего культурную ценность.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П указывает на тот факт, что ст. 20 ФЗ Об оружии, предусматривает правила сбыта гражданам и юридическим лицам только тех видов оружия, которые подлежат регистрации в уполномоченном органе (им до 2016 года являлось ОВД, а с указанного года данное оружие регистрируют органы Росгвардии по контролю за оборотом оружия), а правила сбыта других видов оружия в ФЗ Об оружии отсутствуют, в силу чего, ст. 20 не согласуется с ст. 13 ФЗ Об оружии, а гражданин лишается права на сбыт оружия, приобретаемого без такой регистрации, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии, при этом отсутствие правил оборота определенных видов холодного оружия, не позволяет лицу, осознавать общественную опасность и противоправность своих действий.
Право на сбыт (кроме торговли) без лицензии, видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии и регистрации, патронов к оружию, пороха и капсюлей, следует из п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, согласно которым предметы могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте, а виды предметов, ограниченных в обороте, определяются в порядке, установленном законом. Согласно ст. 22 ФЗ Об оружии на хранение оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в уполномоченном органе не предусмотрена, не требуется получения разрешения. Виды оружия, на хранение которых необходимо получение разрешения, предусмотрены в ст. 13 ФЗ Об оружии. К ним относятся виды гражданского оружия, приобретаемые по лицензиям на приобретение соответствующих видов оружия.
Обязанности наличия каких-либо документов (лицензий на коллекционирование оружия, иных лицензий, разрешений на другие виды оружия, охотничьих билетов и т.п.), у лиц, хранящих виды оружия, на хранение которых не требуется получения разрешения, ФЗ Об оружии не предусматривает.
ФЗ от 5 декабря 2017г. ввел обязанность получения лицензии на коллекционирование оружия для приобретения антикварного оружия и иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, но не ввел регистрацию данного оружия (как в уполномоченном органе, так и в ином порядке), разрешения на его хранение и правила его хранения, а также правила приобретения огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, но не являющегося антикварным. Лицензия на коллекционирование оружия не является разрешением на его хранение и действует бессрочно, учитывая положения ст. 13 ФЗ Об оружии, поэтому на хранение оружия, имеющего культурную ценность, указанного в ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, не требуется получения разрешения. При этом в ФЗ Об оружии не содержится правил, обязывающих иметь лицензию на коллекционирование оружия всем лицам, хранящим данное оружие, имеющее культурную ценность. Это означает право любых лиц на его хранение без лицензии, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ГК РФ. Данное толкование закона лишает логического смысла введение обязанности граждан, приобретающих данное оружие, иметь лицензии на коллекционирование оружия, что требует отмены данной обязанности. Другими видами оружия, приобретаемого без регистрации в уполномоченном органе являются: охотничье холодное клинковое оружие, оружие, приобретаемое без лицензии и регистрации, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, а также оружие, правила приобретения которого отсутствуют в ст. 13 ФЗ Об оружии (спортивное холодное клинковое и спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие, а также огнестрельное оружие, имеющее культурную ценность, но не отнесенное к антикварному в ст. 1 ФЗ Об оружии). В отношении приобретения охотничьего холодного клинкового оружия ФЗ Об оружии предусматривает только правила его покупки у юридического лица, имеющего лицензию на торговлю гражданским оружием (ст. 13 ФЗ Об оружии), и его регистрацию торговой организацией при продаже в установленном порядке (в книге учета продаж оружия и патронов, в которой регистрируется все продаваемое оружие). Право на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия имеют граждане, получившие разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (до 1 января 2018 года охотничьего огнестрельного оружия, а с указанной даты – и охотничьего пневматического оружия (ст. 13 ФЗ Об оружии)). При этом охотничье холодное клинковое оружие приобретается без лицензии (ст. 9 ФЗ Об оружии), а на хранение оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в уполномоченном органе не предусмотрена, не требуется получения разрешения (ст. 22 ФЗ Об оружии). Поэтому ограничения на хранение такого оружия отсутствуют (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ). Правила приобретения и сбыта спортивного холодного клинкового оружия в ФЗ Об оружии отсутствуют.
ФЗ от 5 декабря 2017г. ввел в ст. 9 ФЗ Об оружии право на его приобретение без получения лицензии, но в ст. 6 ФЗ Об оружии сохраняется запрет на хранение и использование спортивного холодного клинкового оружия вне спортивных объектов. При этом в ст. 1 ФЗ Об оружии и в п. 5.1 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» спортивное холодное оружие отнесено к спортивным снарядам, которые являются конструктивно сходными с оружием изделиями, и никаких критериев, определяющих спортивное холодное клинковое оружие именно как вид оружия, ФЗ Об оружии и подзаконные акты не содержат. Это указывает на его отнесение к предметам, не являющимся оружием, что требует его исключения из перечня видов оружия в ст. 3 и 6 ФЗ Об оружии.
ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ ввел правила продажи, дарения и наследования видов оружия, приобретаемых без лицензии, но подлежащих регистрации в уполномоченном органе, и запрет на хранение гражданами и юридическими лицами найденных ими или преданных им видов оружия, собственниками которых они не являются, и права на приобретение которых они, согласно положениям ФЗ Об оружии, не имеют путем введения в ст. 20 ФЗ Об оружии указания на право продажи, дарения и наследования оружия, зарегистрированного в уполномоченных органах, гражданину, не имеющему лицензии на приобретение конкретного вида оружия или на его коллекционирование или экспонирование, но имеющему иное предусмотренное ФЗ Об оружии основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учета указанного оружия (в случае продажи оружия), и введения в ст. 22 ФЗ Об оружии запрета на хранение и использование гражданами и юридическими лицами найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с ФЗ Об оружии, за исключением случаев, установленных данным ФЗ. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.
Таким образом, ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ определены в ФЗ Об оружии правила сбыта, не являющегося торговлей, только видов оружия, подлежащих регистрации в уполномоченных органах, но установлены запрет на хранение гражданами и юридическими лицами видов оружия, найденных ими или переданных им, права на приобретение которых они не имеют, в особенности, если они не являются его собственниками, и обязанность сдачи ими данного оружия в уполномоченные органы. При этом не определены правила сбыта гражданами патронов к оружию, пороха и капсюлей.
ФЗ от 28.06.2021 № 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" планируется введение с 2022 года регистрации списанного оружия в уполномоченном органе без лицензирования его приобретения и права на его продажу, дарение и наследование гражданами без лицензии, но с уведомлением органов, в которых оно зарегистрировано, т.к. в ст.20 ФЗ Об оружии вводятся следующие правила: для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. О продаже или дарении списанного оружия лицо, его продавшее или подарившее, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту учета данного оружия. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Сделка по продаже и дарению списанного оружия должна совершаться в простой письменной форме. Введения правил сбыта других видов оружия, патронов, пороха и капсюлей не планируется.
Правила приобретения и сбыта (за исключением общих правил лицензирования торговли любым гражданским оружием (ст. 18 ФЗ Об оружии)) спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к антикварному, в ФЗ Об оружии отсутствуют. При этом в ФЗ Об оружии отсутствуют критерии отнесения огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия к спортивному или запрет на его отнесение к спортивному оружию, а также запрет на хранение и использование такого спортивного оружия вне спортивных объектов, что указывает на возможность отнесения такого оружия к спортивному и отсутствие ограничений на его приобретение, хранение и сбыт (за исключением торговли). Это нелогично, учитывая большую степень опасности любого огнестрельного оружия, чем холодного оружия, высокую поражающую способность крупнокалиберного огнестрельного гладкоствольного оружия и отсутствие в перечне видов гражданского оружия других видов огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия, предназначенного для причинения смерти человеку.
В ФЗ Об оружии отсутствуют нормы, позволяющие применять к обороту огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, правила оборота других видов оружия, поэтому для приобретения данного огнестрельного оружия, не являющегося антикварным, не требуется получения каких-либо документов и оно может быть приобретено любыми лицами.
Капсюли для патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, находились в свободной продаже до 16 января 2019 года. При этом данные капсюли используются в сигнальных пистолетах и револьверах, приобретаемых без лицензии, что указывает на отсутствие опасности в свободном обороте капсюлей. Это подтверждается нахождением в свободном обороте строительных патронов, не отнесенным к патронам к оружию, и наличием права любых лиц на приобретение без лицензии и других разрешительных документов сигнальных пистолетов и револьверов, предназначенных только для подачи сигналов с использованием сигнальных или строительных патронов калибра не более 6 мм, сигнальных устройств, не являющихся пистолетами или револьверами, и сигнальных ракет, а также охолощенного оружия, патронов к нему, и аэрозольных устройств, отнесенных к оружию самообороны, предназначенных для использования холостых патронов, содержащих только капсюль и различных видов патронов, содержащих капсюль и небольшое количество пороха («УДАР», «Добрыня» и др.). Формально указанные патроны не отнесены к патронам и являются элементами данных аэрозольных устройств. Существуют и виды патронов к оружию и другим устройствам, не содержащие капсюлей (патроны Флобера и другие виды патронов кольцевого воспламенения, а также патроны, не являющиеся унитарными, которые могут быть использованы в огнестрельном оружии, не имеющем капсюльного замка (имеющем фитильный, колесцовый или кремневый замок и т.п.)). При этом существуют виды оружия, приобретаемого без лицензии (аэрозольные устройства «Пионер» «Премьер» и др.) или по лицензии (огнестрельное оружие ограниченного поражения – пистолеты «Оса», «Кордон» и др.), а также других устройств, в которых воспламенение порохового заряда производится электрической энергией, а не капсюлем.
Вышеуказанные виды патронов и других устройств, как правило, представляют большую опасность, чем капсюли к патронам к огнестрельному оружию, при этом законодательством РФ разрешается приобретение без лицензии или разрешения и других устройств, отнесенных к конструктивно сходным с оружием изделиям или к видам пиротехнических изделий, приобретаемым без лицензии.
Поэтому капсюль не представляет достаточной для ограничений его оборота и оборота капсюлированных гильз степени опасности и не является неотъемлемым элементом патрона, огнестрельного и иного подобного оружия, что означает невозможность пресечения вооруженной преступности ограничением оборота капсюлей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил сбыта видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах, и правил приобретения и сбыта видов оружия, правила приобретения и сбыта которых отсутствуют, а также правил сбыта патронов к оружию, пороха и капсюлей их владельцами или другими лицами, хранящими или сдающими в уполномоченные органы указанные виды оружия, патроны к оружию, порох или капсюли.
Внесение данных изменений возможно путем указания в ст. 20 ФЗ Об оружии правила о том, что продажа, дарение и наследование оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, включая оружие, приобретение которого гражданами Российской Федерации в соответствии с ФЗ Об оружии допускается без получения лицензии, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, без уведомления и регистрации в уполномоченных органах, с учетом обязанностей сторон по предъявлению или оформлению необходимых документов на приобретение оружия, если их наличие требуется, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии, а продажа, дарение и наследование патронов к оружию и пороха производится владельцами оружия, лицами, владевшими оружием, либо лицами, сдающими данные патроны или порох, либо другими лицами (в особенности, в отношении патронов к оружию, приобретаемых без разрешения) вместе с оружием или в отдельности осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, без уведомления уполномоченных органов и совершении данных действий в отношении патронов к оружию и пороха, с учетом обязанностей сторон по предъявлению или оформлению необходимых документов на приобретение или хранение оружия (в отношении сбыта пороха или патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, подлежащему регистрации в уполномоченных органах), либо других документов на оборот данных предметов и веществ (в случае их введения в ФЗ Об оружии), либо без документов (в случае сбыта патронов, приобретаемых без разрешений на конкретные виды оружия и лицензий на коллекционирование оружия). При этом необходима отмена ограничений на оборот любыми лицами капсюлей и всех видов капсюлированных гильз, учитывая наличие видов оружия и других предметов, приобретаемых гражданами РФ и (или) иностранными гражданами без лицензий, или находящихся в свободном обороте, и отсутствие существенной опасности в их обороте любыми лицами. Возможна и отмена ограничений на приобретение пороха и всех видов патронов к гражданскому оружию в определенном или в любом количестве, учитывая меньшую их опасность, чем оружия, в котором они используются, равную их опасность в сравнении с патронами к предметам, не отнесенным к оружию, и другими устройствами, находящимися в свободном обороте, и законодательный опыт Российской империи и СССР, а также США и других стран мира.
Введение вышеуказанных правил в ст. 20 ФЗ Об оружии необходимо, учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П, указывающее на необходимость введения правил сбыта данных видов оружия, наличие судебных решений различных судов РФ, признающих незаконным сбыт видов холодного и огнестрельного оружия, приобретаемых без лицензии и регистрации, совершенный гражданами РФ, имеющими право на приобретение данного оружия, таким же гражданам РФ, и сбыт патронов и пороха гражданам, имеющим только лицензии на приобретение соответствующих видов оружия, совершенный законными владельцами оружия или их наследниками, а также сохранение уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного и метательного оружия, имеющего культурную ценность, и незаконный сбыт холодного, метательного и газового оружия в ст. 222 УК РФ, при введении уголовной ответственности за незаконный сбыт всех видов пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, и наличие в ст. 20.10 и 20.15 КоАП РФ (которые могут быть применены в случаях незаконной продажи других видов оружия и патронов к оружию, приобретаемых без лицензии и регистрации, или незаконной продажи видов оружия и патронов к оружию, указанных в ст. 222 УК РФ, признанной малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ)) необязательного дополнительного наказания в виде конфискации оружия.
При внесении данных изменений, учитывая степень опасности различных видов оружия и других предметов, необходима отмена ограничений на приобретение, сбыт и иной оборот холодного, метательного броскового, сигнального и списанного оружия, а также решение вопроса об их отмене на оборот других видов оружия, не представляющих большей степени опасности, нежели предметы, находящиеся в свободном обороте.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдение конституционных прав человека и гражданина, исключению двусмысленного толкования ст. 20 ФЗ Об оружии, исполнению Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П в части конкретизации правил сбыта всех видов оружия и упорядочиванию норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, исключение двусмысленного толкования ст. 20 ФЗ Об оружии, исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П в части конкретизации правил сбыта оружия и упорядочивание норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение правил сбыта видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах, и правил приобретения и сбыта видов оружия, правила приобретения и сбыта которых отсутствуют, а также правил сбыта патронов к оружию, пороха и капсюлей их владельцами или другими лицами, хранящими или сдающими в уполномоченные органы указанные виды оружия, патроны к оружию, порох или капсюли.
Внесение данных изменений возможно путем указания в ст. 20 ФЗ Об оружии правила о том, что продажа, дарение и наследование оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, включая оружие, приобретение которого гражданами Российской Федерации в соответствии с ФЗ Об оружии допускается без получения лицензии, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, без уведомления и регистрации в уполномоченных органах, с учетом обязанностей сторон по предъявлению или оформлению необходимых документов на приобретение оружия, если их наличие требуется, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии, а продажа, дарение и наследование патронов к оружию и пороха производится владельцами оружия, лицами, владевшими оружием, либо лицами, сдающими данные патроны или порох, либо другими лицами (в особенности, в отношении патронов к оружию, приобретаемых без разрешения) вместе с оружием или в отдельности осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, без уведомления уполномоченных органов и совершении данных действий в отношении патронов к оружию и пороха, с учетом обязанностей сторон по предъявлению или оформлению необходимых документов на приобретение или хранение оружия (в отношении сбыта пороха или патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, подлежащему регистрации в уполномоченных органах), либо других документов на оборот данных предметов и веществ (в случае их введения в ФЗ Об оружии), либо без документов (в случае сбыта патронов, приобретаемых без разрешений на конкретные виды оружия и лицензий на коллекционирование оружия). При этом необходима отмена ограничений на оборот любыми лицами капсюлей и всех видов капсюлированных гильз, учитывая наличие видов оружия и других предметов, приобретаемых гражданами РФ и (или) иностранными гражданами без лицензий, или находящихся в свободном обороте, и отсутствие существенной опасности в их обороте любыми лицами. Возможна и отмена ограничений на приобретение пороха и всех видов патронов к гражданскому оружию в определенном или в любом количестве, учитывая меньшую их опасность, чем оружия, в котором они используются, равную их опасность в сравнении с патронами к предметам, не отнесенным к оружию, и другими устройствами, находящимися в свободном обороте, и законодательный опыт Российской империи и СССР, а также США и других стран мира.
При внесении данных изменений, учитывая степень опасности различных видов оружия и других предметов, необходима отмена ограничений на приобретение, сбыт и иной оборот холодного, метательного броскового, сигнального и списанного оружия, а также решение вопроса об их отмене на оборот других видов оружия, не представляющих большей степени опасности, нежели предметы, находящиеся в свободном обороте.

К началу списка инициатив