Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф88529
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению

Существует необходимость исключения отнесения незаконного приобретения предмета к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки), нескорректированность мер ответственности и наказаний за хищение различных видов имущества и незаконное приобретение государственных наград СССР, РСФСР и РФ, запрещенного холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным и многих других запрещенных к обороту предметов, и необходимость профилактики, в первую очередь, именно хищений имущества, являющихся противоправными деяниями по законодательству всех стран мира, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения.
В частности, хищение государственных наград СССР, РСФСР и РФ влечет ответственность только за их незаконное приобретение, наказуемое по ст. 324 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года, хищение паспорта и иных документов считается их похищением и не влечет лишения свободы в случае похищения паспорта или другого важно личного документа, наказуемого по ч. 2 ст. 325 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года. При этом незаконные хранение или перевозка государственных наград не влекут ответственности по нормам УК или КоАП РФ, а незаконное ношение государственных наград СССР, РСФСР и РФ влечет административную ответственность, предусматривающую предупреждение или штраф в размере до одной тысячи пятисот рублей (ст. 17.11 КоАП РФ). Об отнесении похищения государственных наград СССР, РСФСР и РФ к способам их незаконного приобретения указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. № 43 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации” в котором определено, что похищение государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР является одним из способов их незаконного приобретения и квалифицируется по статье 324 УК РФ. В тех случаях, когда наряду с наградами виновное лицо похищает иные предметы, являющиеся чужим имуществом, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 324 и соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации об уголовной ответственности за преступления против собственности. При этом акты Верховного Суда РФ не имеют силы закона и не могут противоречить законодательным актам. Поэтому необходимо принятие федерального закона, четко разграничивающего хищение, похищение и незаконное приобретение любых предметов, а также меры ответственности и наказаний за данные деяния по степени опасности конкретных деяний.
Похищение многих других документов может ответственность по ч. 1 ст. 325 УК РФ и лишение свободы на срок не более 1 года. Хищение кастетов, кистеней и сюрикенов, отнесенных к оружию, не имеющих культурной ценности, а также других видов запрещенного к обороту на территории РФ холодного, метательного и иного оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и целого ряда других предметов, не имеющих особой культурной или иной ценности, включая предметы, запрещенные к обороту в РФ, либо признанные не имеющими стоимости, не влечет ни уголовной, ни административной ответственности, но может влечь административную ответственность за незаконное приобретение оружия и патронов к оружию по ст. 20.10 КоАП РФ, предусматривающую более строгие наказания, нежели установленные за мелкое хищение (штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а не от 1 тысячи рублей, либо административный арест на срок от 5 до 15 суток, а не просто до 15 суток). Незаконные хранение и иной незаконный оборот оружия и патронов к оружию влекут равную административную ответственность, если отсутствуют признаки преступлений в сфере незаконного оборота оружия и патронов к оружию.
При этом хищение государственных наград, не отнесенных к государственным наградам СССР, РСФСР и РФ, видов огнестрельного оружия, имеющих любую оборотоспособность, всех видов оружия и других предметов, имеющих культурную ценность или иную особую ценность, или всех видов оружия, не запрещенного к обороту, предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и многих других предметов влечет уголовную ответственность по ст. 158 - 162, 164, 226 и другим нормам УК РФ о хищении имущества, предусматривающим строгие наказания (лишение свободы на сроки до 1, 2, 4, 5 - 15 лет), а хищение большинства видов наград, оружия и иного имущества в размере до 2500 рублей во многих случаях является мелким хищением и влечет административную ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ, что невозможно при квалификации хищения по ст. 324 и 325 УК РФ, при котором оно будет отнесено к преступлению или малозначительному деянию, не влекущему наказания. Хищение огнестрельного оружия, предметов или документов, имеющих особую ценность, и ряда других предметов, открытые и насильственные хищения имущества (грабежи и разбои), а также квалифицированные его хищения, не отнесенные к грабежу или разбою отнесены только к преступлениям, влекущим строгие уголовные наказания (сроки лишения свободы до 4 - 15 лет), и могут быть отнесены к малозначительным деяниям на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ.
При этом вышеуказанные похищения предметов, не отнесенные к хищениям в УК РФ, не могут влечь указанных наказаний без умышленного причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека, как не повлекшего, так и повлекшего по неосторожности или умышленно смерть человека, а их совершение путем открытого или насильственного похищения не влияет на их квалификацию, сохраняя наказания за совершение части их видов (если отсутствует совокупность преступлений) и исключая наказуемость целого ряда других их видов (если отсутствуют признаки иного административного правонарушения или преступления).
Это явно нелогично и несправедливо, учитывая принцип высшей ценности человека (ст. 2 Конституции РФ) равную опасность всех видов хищений, влекущих причинение вреда человеку, в особенности, насильственных.
Усугубляется данная проблема отсутствием права на задержание или иное законное лишение свободы лица, совершившего похищение государственных СССР, РСФСР и РФ, важных личных документов или многих предметов, запрещенных к обороту в РФ, либо не имеющих стоимости, при его наличии в случаях совершения мелкого хищения или иного хищения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, поскольку в УПК РФ (ст. 91) предусмотрено право только на задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и заключение за него под стражу в определенных случаях, а в КоАП РФ предусмотрено право на доставление или административное задержание в определенных случаях лица, совершившего административное правонарушение. При этом за мелкое хищение предусмотрен административный арест, что дает право на задержание в установленных КоАП РФ случаях на срок до 48 часов и (или) на лишение свободы в случае его назначения на срок назначенного ареста.
В гражданском и ином законодательстве РФ отсутствует право на задержание лица, совершившего запрещенное законом деяние, не отнесенное к административным правонарушениям или к преступлениям, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
На практике распространены случаи, когда к хищению предметов (краже или грабежу) относят присвоение найденных предметов или нахождение найденного предмета у лица на момент его обнаружения полицией и (или) владельцем. При этом находка предмета является способом его приобретения, а ст. 227 и 228 ГК РФ установлены правила совершения действий с найденным имуществом, обязывающие нашедшего потерянное имущество предъявить владельцу, иному лицу, имеющему право на его получение, либо полиции, органу местного самоуправления (если владелец имущества или место его пребывания неизвестны) или лицу, представляющему владельца помещения или транспортного средства (если имущество обнаружено в помещении или транспортном средстве. При этом данное ответственное лицо приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь), в котором оно обнаружено, и стать его собственником в случае, если владелец имущества не будет установлен в течение определенного срока (6 месяцев) или не заявит права на свое имущество. При этом нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи. Более того, присвоение найденного не требует применения способов завладения имуществом, характерных для воровства (кражи или грабежа), что делает его менее опасным деянием, нежели хищение.
При этом частое привлечение к уголовной или административной ответственности за хищение имущества лиц, которые не совершили всех действий, свидетельствующих об умысле на его хищение, или действия которых не представляют общественной опасности, и привлечения различных лиц, обнаруживших имущество, и отказавшихся его выдать или не сдавших его органам власти, владельцу либо иным определенным законом лицам немедленно или в установленный законом срок, либо взявших имущество на виду у владельца или иного ответственного лица без осознания его наблюдения за ними и (или) совершения своих действий вопреки его воле, не может способствовать профилактике и пресечению хищений, учитывая последствия наказаний и иных мер воздействия за хищения, привлечения к уголовной ответственности, и других репрессивных, тем более, связанных с лишением свободы, привлечением к труду или значительными штрафами.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению и четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений и незаконного приобретения различных предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.
При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия и исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия, и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен, а также введение права на сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ их владельцами или коллекционерами другим лицам и на их приобретение коллекционерами, либо отмена всех ограничений на их оборот, при декриминализации незаконных действий с холодным и иным оружием, не представляющим большой степени опасности, государственными наградами СССР. РСФСР и РФ, а также другими предметами, незаконный оборот которых не представляет большей степени опасности, чем незаконный и (или) законный оборот предметов, сходных с ними.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо исключение отнесения незаконного приобретения предмета к его хищению и четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений и незаконного приобретения различных предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.
При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия и исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия, и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен, а также введение права на сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ их владельцами или коллекционерами другим лицам и на их приобретение коллекционерами, либо отмена всех ограничений на их оборот, при декриминализации незаконных действий с холодным и иным оружием, не представляющим большой степени опасности, государственными наградами СССР. РСФСР и РФ, а также другими предметами, незаконный оборот которых не представляет большей степени опасности, чем незаконный и (или) законный оборот предметов, сходных с ними.

К началу списка инициатив