Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф88766
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости четкого распределения мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов, запрещенных к купле-продаже или иному обороту в РФ, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий

Существует необходимость четкого распределения мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов, запрещенных к купле-продаже или иному обороту в РФ, хищение и (или) незаконный оборот которых влекут уголовную или административную ответственность либо не влекут уголовной или административной ответственности, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий, а также отмены административного ареста и других строгих административных наказаний за все виды хищений в небольшом размере, если они не повлекли тяжких последствий и (или) были совершены без применения насилия, повлекшего причинение вреда здоровью человека, либо примененного в целях облегчения совершения хищения или причинения вреда здоровью потерпевшего и (или) лиц, защищающих потерпевшего от применяемого к нему насилия, и все виды хищений продуктов питания и других предметов первой необходимости лицом, лишенным средств к существованию или иным образом лишенным возможности их приобретения, и за все виды хищений различных предметов, совершенных в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо в целях самообороны, либо для доказательства вины лица, причинившего существенный вред похитителю или иному лицу, а также в случаях своевременного возвращения похищенного или возмещения его стоимости, либо полной отмены административного ареста.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку ряд видов данных хищений не отнесены к хищениям нормами УК и КоАП РФ и (или) не влекут ответственности по нормам УК и КоАП РФ.
В частности, хищение многих предметов, запрещенных к обороту в РФ, не влечет ни уголовной, ни административной ответственности.
Хищение государственных наград СССР, РСФСР и РФ влечет ответственность только за их незаконное приобретение, наказуемое по ст. 324 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года, хищение паспорта и иных документов считается их похищением и не влечет лишения свободы в случае похищения паспорта или другого важно личного документа, наказуемого по ч. 2 ст. 325 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года.
При этом хищение большинства других видов государственных наград, видов огнестрельного оружия, имеющих любую оборотоспособность, всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или иного оружия, не запрещенного к обороту, предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и многих других предметов влечет уголовную ответственность по ст. 158 - 162, 164, 226 и другим нормам УК РФ о хищении имущества, предусматривающим строгие наказания (лишение свободы на сроки до 1, 2, 4, 5 - 15 лет), а хищение большинства видов наград, оружия и иного имущества в размере до 2500 рублей во многих случаях является мелким хищением и влечет административную ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ, что невозможно при квалификации хищения по ст. 324 и 325 УК РФ, при котором оно будет отнесено к преступлению или малозначительному деянию, не влекущему наказания.
Покушение на мелкое хищение и незаконное приобретение или иной оборот оружия и других предметов, не влекущие уголовной ответственности, административной ответственности не влечет и является ненаказуемым деянием, поскольку покушение на административное правонарушение ответственности не влечет, а отдельная административная ответственность за попытку совершения указанных деяний не предусмотрена. Поэтому покушение на их совершение может влечь административную или уголовную ответственность только при наличии иного состава административного правонарушения или преступления (оскорбление, побои, причинение вреда здоровью человека, влекущее ответственность по нормам УК или КоАП РФ либо законов субъектов РФ об административной ответственности, хулиганство, неповиновение законным требованиям полиции и ряда других представителей власти, применение насилия к представителям власти во время исполнения ими служебных обязанностей или в связи с их исполнением и др.).
Хищение огнестрельного оружия, предметов или документов, имеющих особую ценность, и ряда других предметов, открытые и насильственные хищения имущества (грабежи и разбои), а также квалифицированные его хищения, не отнесенные к грабежу или разбою, являются только преступлениями, влекущим строгие уголовные наказания (сроки лишения свободы до 4 - 15 лет), и могут быть признаны малозначительными деяниями на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ.
При этом вышеуказанные похищения предметов, не отнесенные к хищениям в УК РФ, не могут влечь указанных наказаний без умышленного причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека, как не повлекшего, так и повлекшего по неосторожности или умышленно смерть человека, а их совершение путем открытого или насильственного похищения не влияет на их квалификацию, сохраняя наказания за совершение части их видов (если отсутствует совокупность преступлений) и исключая наказуемость целого ряда других их видов (если отсутствуют признаки иного административного правонарушения или преступления).
Таким образом, лицо, похитившее целый ряд видов запрещенных к обороту предметов, включая холодное и оружие, не являющееся огнестрельным, запрещенное к обороту в РФ, и различные предметы, не имеющие стоимости, не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности либо может быть привлечено только к административной ответственности за незаконный оборот оружия или других определенных предметов с гарантией освобождения от административной ответственности в случае добровольной сдачи оружия (если похищено именно запрещенное к обороту неогнестрельное оружие), независимо от целей их похищения и причиненного вреда, а также от открытого или насильственного совершения их похищения (если отсутствует состав какого-либо преступления или иного административного правонарушения), а лицо, похитившее продукты питания, предметы одежды, лекарства и другие предметы первой необходимости, без доказанных крайней необходимости, других обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, либо малозначительности деяния, при отсутствии признаков мелкого хищения, влекущего административную ответственность, не только несет уголовную ответственность, но и может быть осуждено к лишению свободы, в том числе к достаточно длительным его срокам, независимо от наличия тяжелых жизненных обстоятельств, возврата похищенного, возмещения его стоимости и других смягчающих вину обстоятельств, а при наличии признаков указанного мелкого хищения - оно несет административную ответственность без гарантий освобождения от нее при возврате похищенного во всех случаях, когда отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. При этом малозначительность административного правонарушения сохраняет его отнесение к административным правонарушениям и устанавливает только право на освобождение лица от административной ответственности, учитывая положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Это явно нелогично и несправедливо, учитывая принцип высшей ценности человека (ст. 2 Конституции РФ) равную опасность всех видов хищений, влекущих причинение вреда человеку, в особенности, насильственных.
Усугубляется данная проблема отсутствием права на задержание или иное законное лишение свободы лица, совершившего похищение государственных СССР, РСФСР и РФ, важных личных документов или многих предметов, запрещенных к обороту в РФ, либо не имеющих стоимости, при его наличии в случаях совершения мелкого хищения или иного хищения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, поскольку в УПК РФ (ст. 91) предусмотрено право только на задержание на срок до 48 часов по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, срок которого исчисляется с момента фактического задержания (как и сроки большинства видов задержаний, предусмотренных ФЗ О полиции и иным законодательством РФ), и заключение за него под стражу в определенных случаях, а в КоАП РФ предусмотрено право на доставление в целях составления протокола об административном правонарушении, производимое в возможно короткий срок, или административное задержание на сроки до 3 или до 48 часов, исчисляемые с момента доставления лица или вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения (в ФЗ О полиции, КоАП РФ и ФЗ О статусе военнослужащих содержатся исключения из правила об исчислении срока задержания (до 3 или до 48 часов (в зависимости от наличия возможности применения дисциплинарного ареста за конкретный проступок)) с момента фактического задержания, а в случаях применения к любым лицам в возрасте от 16 лет административного задержания и применения задержания к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, совершившему дисциплинарный проступок. сроки задержания в указанных случаях исчисляются именно с момента доставления лица или со времени его вытрезвления), но составляющие, во всех случаях, не более 48 часов, учитывая положения ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, в определенных случаях лица, совершившего административное правонарушение. При этом за мелкое хищение и незаконный оборот оружия, не влекущие уголовной ответственности, предусмотрен административный арест, что дает право на задержание в установленных КоАП РФ случаях на срок до 48 часов и (или) на лишение свободы в случае его назначения на срок назначенного ареста.
В гражданском и ином законодательстве РФ отсутствует право на задержание лица, совершившего запрещенное законом деяние, не отнесенное к административным правонарушениям или к преступлениям, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. При этом лицо, совершившее любое преступление, может быть задержано любым лицом до его передачи органам власти с соблюдением положений ст. 38 УК РФ (четкие правила задержания лиц, совершивших преступления, не определены положениями УПК, УК и иного законодательства РФ, в отличие от УПК многих стран мира (включая страны СНГ) или Росгвардией до передачи полиции, но на срок не более 3 часов, согласно положениям ФЗ О войсках национальной гвардии), но лицо, совершившее противоправное деяние, не влекущее уголовной или административной ответственности либо дисциплинарной ответственности военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, не может быть кем-либо задержано на какие-либо сроки.
Следует отметить, что по УК РСФСР 1926г. кража, совершенная без применения каких-либо технических средств, в первый раз и без сговора с другими лицами, влекла лишение свободы или принудительные работы на срок до трех месяцев, но кража,
совершенная при тех же условиях, но вследствие нужды и безработицы, в целях удовлетворения минимальных потребностей своих или своей семьи, влекла не лишение свободы, а принудительные работы на срок до трех месяцев (исправительные работы), а кража, совершенная повторно, или в отношении имущества, заведомо являющегося необходимым для существования потерпевшего, влекла лишение свободы на срок до шести месяцев (п. "а" и "б") ст. 162). При этом в первых редакциях УК РСФСР 1926г. уголовно или административно не наказывалась кража материалов и орудий, совершенная на фабрике и заводе рабочим или служащим в пределах своего предприятия в первый раз и при стоимости похищенного не свыше пятнадцати рублей, которая влекла только дисциплинарное взыскание по особой, устанавливаемой Народным Комиссариатом Труда, табели (Примечание к ст. 162 УК РСФСР 1926г. в первых редакциях).
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.
При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, а также исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики, в первую очередь, именно хищений имущества, являющихся противоправными деяниями по законодательству всех стран мира, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия и исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен, с четким распределением в законодательстве РФ (путем их указания в одном или нескольких федеральных законах) предметов, оборот которых запрещен, предметов, на оборот которых наложены различные по строгости ограничения для ряда, многих или всех категорий граждан, лиц без гражданства и юридических лиц, и предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, по степени их опасности и необходимости для использования в качестве бытовых предметов и (или) в иных законных целях, а также введение права на сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ их владельцами или коллекционерами другим лицам и на их приобретение коллекционерами, либо отмена всех ограничений на их оборот, при декриминализации незаконных действий с холодным и иным оружием, не представляющим большой степени опасности, государственными наградами СССР, РСФСР и РФ, а также другими предметами, незаконный оборот которых не представляет большей степени опасности, чем незаконный и (или) законный оборот предметов, сходных с ним.
Необходима и полная отмена наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста, права на применение административного задержания за административные правонарушения, не причинившие вреда человеку, сроков административного задержания и задержания за дисциплинарные проступки военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, составляющих более 3 часов за административные и дисциплинарные правонарушения, не повлекшие причинения вреда здоровью человека, либо за все административные и дисциплинарные правонарушения, при установлении запрета на их применение за любые противоправные деяния, не отнесенные к преступлениям, а также введение исчисления всех видов задержания с момента фактического задержания, учитывая излишнюю строгость наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста как административных и дисциплинарных наказаний, негативное влияние на личность изоляции от общества, значительные затраты бюджетных средств на их исполнение, а также наличие целого ряда формально определенных категорий лиц, которым данные наказания не назначаются, отмену дисциплинарного ареста в РФ с 2002 по 2006 год с последующим его восстановлением только для части категорий военнослужащих, в отношении которых он был отменен с 2002 года, при условии его назначения только судом (военным судом), наличие более строгих правил применения административного задержания и задержания за вышеуказанные дисциплинарные проступки, чем правил задержания за преступления, включая запрет исчисления сроков только данных видов задержаний с момента фактического задержания, при исчислении с указанного момента даже сроков задержания за особо тяжкие преступления, а также наличие права на задержание лица за любое административное правонарушение или дисциплинарный проступок военнослужащего и гражданина, призванного на военные сборы, при отсутствии права на задержание лица за преступление, за которое не предусмотрено лишение свободы, за исключением случаев его задержания любыми лицами до передачи органам власти и его задержания Росгвардией до передачи полиции не более чем на 3 часа, и полном отсутствии права на задержание за многие виды дисциплинарных проступков и иные правонарушения, не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и упорядочиванию правовых норм УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.
При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, а также исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики, в первую очередь, именно хищений имущества, являющихся противоправными деяниями по законодательству всех стран мира, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия и исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен, с четким распределением в законодательстве РФ (путем их указания в одном или нескольких федеральных законах) предметов, оборот которых запрещен, предметов, на оборот которых наложены различные по строгости ограничения для ряда, многих или всех категорий граждан, лиц без гражданства и юридических лиц, и предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, по степени их опасности и необходимости для использования в качестве бытовых предметов и (или) в иных законных целях, а также введение права на сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ их владельцами или коллекционерами другим лицам и на их приобретение коллекционерами, либо отмена всех ограничений на их оборот, при декриминализации незаконных действий с холодным и иным оружием, не представляющим большой степени опасности, государственными наградами СССР, РСФСР и РФ, а также другими предметами, незаконный оборот которых не представляет большей степени опасности, чем незаконный и (или) законный оборот предметов, сходных с ним.
Необходима и полная отмена наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста, права на применение административного задержания за административные правонарушения, не причинившие вреда человеку, сроков административного задержания и задержания за дисциплинарные проступки военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, составляющих более 3 часов за административные и дисциплинарные правонарушения, не повлекшие причинения вреда здоровью человека, либо за все административные и дисциплинарные правонарушения, при установлении запрета на их применение за любые противоправные деяния, не отнесенные к преступлениям, а также введение исчисления всех видов задержания с момента фактического задержания.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 764 голоса

236

Против решения: 65 голосов

К началу списка инициатив