Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф89206
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости четкого распределения мер ответственности и наказаний за все виды хищений оружия и других подобных предметов, влекущих уголовную или административную ответственность либо не влекущих данных мер ответственности за их хищение

Существует необходимость четкого распределения мер ответственности и наказаний за все виды хищений оружия и других подобных предметов, влекущих уголовную или административную ответственность либо не влекущих административной или уголовной ответственности, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий, а также отмены административного ареста и других строгих административных наказаний за все виды хищений в небольшом размере, если они не повлекли тяжких последствий и (или) были совершены без применения насилия, повлекшего причинение вреда здоровью человека, либо примененного в целях облегчения совершения хищения или причинения вреда здоровью потерпевшего и (или) лиц, защищающих потерпевшего от применяемого к нему насилия, и все виды хищений предметов первой необходимости лицом, лишенным средств к существованию или иным образом лишенным возможности их приобретения, и за все виды хищений различных предметов, совершенных в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо в целях самообороны, либо для доказательства вины лица, причинившего существенный вред похитителю или иному лицу, а также в случаях своевременного возращения похищенного или возмещения его стоимости, либо полной отмены административного ареста.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку хищения многих видов оружия, запрещенных к обороту в РФ, не отнесены к хищениям нормами УК и КоАП РФ.
В частности, хищение кастетов, кистеней и сюрикенов, отнесенных к холодному или метательному оружию соответственно, не имеющих культурной ценности, и других видов запрещенного к обороту на территории РФ холодного, метательного и иного оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию ФЗ Об оружии и экспертными критериями, не влечет ни уголовной, ни административной ответственности за хищение, но может с 9 июля 2021 года влечь административную ответственность за незаконное приобретение оружия и иной его незаконный оборот по ст. 20.10 КоАП РФ, многие наказания в которой превышают наказания за мелкое хищение, предусмотренные ст. 7.27 КоАП РФ (штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а не от 1 тысячи рублей, либо административный арест на срок от 5 до 15 суток, а не просто до 15 суток), но от ответственности по которой освобождается лицо, добровольно сдавшее оружие, в отличие от положений ст. 7.27 КоАП РФ и норм о хищениях, предусмотренных УК РФ, не содержащих обязательного освобождения от ответственности лиц, добровольно сдавших органам власти или возвративших похищенное.
При этом хищение видов огнестрельного оружия, имеющих любую оборотоспособность, всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или иного оружия, не запрещенного к обороту, предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и многих других предметов влечет уголовную ответственность по ст. 158 - 162, 164, 226 и другим нормам УК РФ о хищении имущества, предусматривающим строгие наказания (лишение свободы на сроки до 1, 2, 4, 5 - 15 лет), а хищение большинства видов неогнестрельного оружия и иного имущества в размере до 2500 рублей во многих случаях является мелким хищением и влечет административную ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ.
Покушение на мелкое хищение и незаконное приобретение или иной оборот оружия, не влекущие уголовной ответственности, административной ответственности не влечет и является ненаказуемым деянием, поскольку покушение на административное правонарушение ответственности не влечет, а отдельная административная ответственность за попытку совершения указанных деяний не предусмотрена. Поэтому покушение на их совершение может влечь административную или уголовную ответственность только при наличии иного состава административного правонарушения или преступления (оскорбление, побои, причинение вреда здоровью человека, влекущее ответственность по нормам УК или КоАП РФ либо законов субъектов РФ об административной ответственности, хулиганство, неповиновение законным требованиям полиции и ряда других представителей власти, применение насилия к представителям власти во время исполнения ими служебных обязанностей или в связи с их исполнением и др.).
Хищение огнестрельного оружия, предметов, имеющих особую ценность, и ряда других предметов, открытые и насильственные хищения имущества (грабежи и разбои), а также квалифицированные его хищения, не отнесенные к грабежу или разбою, являются только преступлениями, влекущим строгие уголовные наказания (сроки лишения свободы до 4 - 15 лет), и могут быть признаны малозначительными деяниями на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ.
При этом вышеуказанные похищения предметов, не отнесенные к хищениям в УК РФ, не могут влечь указанных наказаний без умышленного причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека, как не повлекшего, так и повлекшего по неосторожности или умышленно смерть человека, а их совершение путем открытого или насильственного похищения не влияет на их квалификацию, сохраняя наказания за совершение части их видов (если отсутствует совокупность преступлений) и исключая наказуемость целого ряда других их видов (если отсутствуют признаки иного административного правонарушения или преступления).
Таким образом, лицо, похитившее целый ряд видов запрещенных к обороту предметов, включая холодное и оружие, не являющееся огнестрельным, запрещенное к обороту в РФ, не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности либо может быть привлечено только к административной ответственности за незаконный оборот оружия или других определенных предметов с гарантией освобождения от административной ответственности в случае добровольной сдачи оружия (если похищено именно запрещенное к обороту неогнестрельное оружие), независимо от целей их похищения и причиненного вреда, а также от открытого или насильственного совершения их похищения (если отсутствует состав какого-либо преступления или иного административного правонарушения), а лицо, похитившее продукты питания, предметы одежды, лекарства и другие предметы первой необходимости, без доказанных крайней необходимости, других обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, либо малозначительности деяния, при отсутствии признаков мелкого хищения, влекущего административную ответственность, не только несет уголовную ответственность, но и может быть осуждено к лишению свободы, в том числе к достаточно длительным его срокам, независимо от наличия тяжелых жизненных обстоятельств, возврата похищенного, возмещения его стоимости и других смягчающих вину обстоятельств, а при наличии признаков указанного мелкого хищения - оно несет административную ответственность без гарантий освобождения от нее при возврате похищенного во всех случаях, когда отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. При этом малозначительность административного правонарушения сохраняет его отнесение к административным правонарушениям и устанавливает только право на освобождение лица от административной ответственности, учитывая положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Это явно нелогично и несправедливо, учитывая принцип высшей ценности человека (ст. 2 Конституции РФ) равную опасность всех видов хищений, влекущих причинение вреда человеку, в особенности, насильственных.
Усугубляется данная проблема отсутствием права на задержание или иное законное лишение свободы лица, совершившего похищение многих предметов, запрещенных к обороту в РФ, либо не имеющих стоимости, при его наличии в случаях совершения мелкого хищения или иного хищения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а также незаконного оборота оружия, поскольку в УПК РФ (ст. 91) предусмотрено право только на задержание на срок до 48 часов по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, срок которого исчисляется с момента фактического задержания (как и сроки большинства видов задержаний, предусмотренных ФЗ О полиции и иным законодательством РФ), и заключение за него под стражу в определенных случаях, а в КоАП РФ предусмотрено право на доставление в целях составления протокола об административном правонарушении, производимое в возможно короткий срок, или административное задержание на сроки до 3 или до 48 часов, исчисляемые с момента доставления лица или вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения (в ФЗ О полиции, КоАП РФ и ФЗ О статусе военнослужащих содержатся исключения из правила об исчислении срока задержания (до 3 или до 48 часов (в зависимости от наличия возможности применения дисциплинарного ареста за конкретный проступок)) с момента фактического задержания, а в случаях применения к любым лицам в возрасте от 16 лет административного задержания и применения задержания к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, совершившему дисциплинарный проступок. сроки задержания в указанных случаях исчисляются именно с момента доставления лица или со времени его вытрезвления), но составляющие, во всех случаях, не более 48 часов, учитывая положения ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, в определенных случаях лица, совершившего административное правонарушение. При этом за мелкое хищение и незаконный оборот оружия, не влекущий уголовной ответственности, предусмотрен административный арест, что дает право на задержание в установленных КоАП РФ случаях на срок до 48 часов и (или) на лишение свободы в случае его назначения на срок назначенного ареста.
Следует отметить, что хищение всех видов огнестрельного оружия (независимо от их назначения, калибра и типа стволов) было отдельно криминализировано только в УК РФ 1996г. (ст. 226), а по УК РСФСР 1926г. кража, совершенная без применения каких-либо технических средств, в первый раз и без сговора с другими лицами, влекла лишение свободы или принудительные работы на срок до трех месяцев, но кража,
совершенная при тех же условиях, но вследствие нужды и безработицы, в целях удовлетворения минимальных потребностей своих или своей семьи, влекла не лишение свободы, а принудительные работы на срок до трех месяцев (исправительные работы), а кража, совершенная повторно, или в отношении имущества, заведомо являющегося необходимым для существования потерпевшего, влекла лишение свободы на срок до шести месяцев (п. "а" и "б") ст. 162). При этом в первых редакциях УК РСФСР 1926г. уголовно или административно не наказывалась кража материалов и орудий, совершенная на фабрике и заводе рабочим или служащим в пределах своего предприятия в первый раз и при стоимости похищенного не свыше пятнадцати рублей, которая влекла только дисциплинарное взыскание по особой, устанавливаемой Народным Комиссариатом Труда, табели (Примечание к ст. 162 УК РСФСР 1926г. в первых редакциях).
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений оружия и других предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.
При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, а также исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики, в первую очередь, именно хищений имущества, являющихся противоправными деяниями по законодательству всех стран мира, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия, а также исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен, при декриминализации незаконных действий с холодным и иным оружием, не представляющим большой степени опасности, а также с другими предметами, незаконный оборот которых не представляет большей степени опасности, чем незаконный и (или) законный оборот предметов, сходных с ними.
Необходима и полная отмена наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста, права на применение административного задержания за административные правонарушения, не причинившие вреда человеку, сроков административного задержания и задержания за дисциплинарные проступки военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, составляющих более 3 часов за административные и дисциплинарные правонарушения, не повлекшие причинения вреда здоровью человека, либо за все административные и дисциплинарные правонарушения, при установлении запрета на их применение за любые противоправные деяния, не отнесенные к преступлениям, а также введение исчисления всех видов задержания с момента фактического задержания, учитывая излишнюю строгость наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста как административных и дисциплинарных наказаний, негативное влияние на личность изоляции от общества, значительные затраты бюджетных средств на их исполнение, а также наличие целого ряда формально определенных категорий лиц, которым данные наказания не назначаются, отмену дисциплинарного ареста в РФ с 2002 по 2006 год с последующим его восстановлением только для части категорий военнослужащих, в отношении которых он был отменен с 2002 года, при условии его назначения только судом (военным судом), наличие более строгих правил применения административного задержания и задержания за вышеуказанные дисциплинарные проступки, чем правил задержания за преступления, включая запрет исчисления сроков только данных видов задержаний с момента фактического задержания, при исчислении с указанного момента даже сроков задержания за особо тяжкие преступления, а также наличие права на задержание лица за любое административное правонарушение или дисциплинарный проступок военнослужащего и гражданина, призванного на военные сборы, при отсутствии права на задержание лица за преступление, за которое не предусмотрено лишение свободы, за исключением случаев его задержания любыми лицами до передачи органам власти и его задержания Росгвардией до передачи полиции не более чем на 3 часа, и полном отсутствии права на задержание за многие виды дисциплинарных проступков и иные правонарушения, не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и упорядочиванию правовых норм УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений оружия и других предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.
При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, а также исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики, в первую очередь, именно хищений имущества, являющихся противоправными деяниями по законодательству всех стран мира, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия, а также исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен, при декриминализации незаконных действий с холодным и иным оружием, не представляющим большой степени опасности, а также с другими предметами, незаконный оборот которых не представляет большей степени опасности, чем незаконный и (или) законный оборот предметов, сходных с ними.
Необходима и полная отмена наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста, права на применение административного задержания за административные правонарушения, не причинившие вреда человеку, сроков административного задержания и задержания за дисциплинарные проступки военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, составляющих более 3 часов за административные и дисциплинарные правонарушения, не повлекшие причинения вреда здоровью человека, либо за все административные и дисциплинарные правонарушения, при установлении запрета на их применение за любые противоправные деяния, не отнесенные к преступлениям, а также введение исчисления всех видов задержания с момента фактического задержания, учитывая излишнюю строгость наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста как административных и дисциплинарных наказаний, негативное влияние на личность изоляции от общества, значительные затраты бюджетных средств на их исполнение, а также наличие целого ряда формально определенных категорий лиц, которым данные наказания не назначаются, отмену дисциплинарного ареста в РФ с 2002 по 2006 год с последующим его восстановлением только для части категорий военнослужащих, в отношении которых он был отменен с 2002 года, при условии его назначения только судом (военным судом), наличие более строгих правил применения административного задержания и задержания за вышеуказанные дисциплинарные проступки, чем правил задержания за преступления, включая запрет исчисления сроков только данных видов задержаний с момента фактического задержания, при исчислении с указанного момента даже сроков задержания за особо тяжкие преступления, а также наличие права на задержание лица за любое административное правонарушение или дисциплинарный проступок военнослужащего и гражданина, призванного на военные сборы, при отсутствии права на задержание лица за преступление, за которое не предусмотрено лишение свободы, за исключением случаев его задержания любыми лицами до передачи органам власти и его задержания Росгвардией до передачи полиции не более чем на 3 часа, и полном отсутствии права на задержание за многие виды дисциплинарных проступков и иные правонарушения, не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями.

К началу списка инициатив