Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф89597
Уровень инициативы:
Федеральный

Предоставить возможность формирования и использования страхового материнского пособия по уходу за ребенком для женщин в возрасте до 27 лет

Перечень проблем, решение которых заложено в настоящей инициативе:
1) Демографический упадок.
2) Недостаток средств на воспитание ребенка.
3) Неуклонно увеличивающийся возраст матери при рождения первого ребенка.
4) Непрозрачность использование средств Пенсионного фонда России.
5) Частично "серый" рынок труда.
Предлагается механизм увеличения ежемесячных пособий по уходу за ребенком за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Государство, будучи социально ориентированным образованием в силу ст.38 Конституции Российской Федерации, взяло на себя особую роль в защите материнства и детства. При этом забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Одной из форм такой поддержки государства с одной стороны, и выполнения обязанностей родителей с другой стороны, является выплата пособий на содержание детей в достойном размере. Проблема, касается не только увеличения денежного довольствия на содержание ребенка, но и прямым образом связана с прозрачностью использования средств Пенсионного фонда. Решение первой части проблемы в перспективе даст увеличение интереса молодой части населения (до 27 лет) к созданию семьи, повлияет на уменьшение среднего возраста женщины при рождении первого ребенка. Возрастная планка в 27 лет выбрана не случайно. По данным Росстата, средний возраст матери при рождении первого ребенка за последние тридцать лет неуклонно растёт и приближается к отметке в 28 лет (в 1994 году - 19 лет, в 2020 году - 27,5 лет).
Частичное решение второй части проблемы позволит увеличить рейтинг доверия населения к государству в срезе реализации пенсионных обязательств и обеспечит прозрачность использования некоторой доли пенсионных отчислений.

Практический результат

Реализация механизма целевого использования средств Пенсионного фонда России в данном контексте в общем случае позволит в лучшую сторону повлиять на демографическую ситуацию в государстве. Если судить о некоторых частных аспектах, то из них, можно выделить основные плюсы:
1) дополнительные средства на воспитание ребенка;
2) уменьшение среднего возраста рождения первого ребенка;
3) стимулирование рождаемости для женщин в возрасте до 27 лет включительно;
4) способствование официальному трудоустройству женщин в организации со 100% «белой» заработной платой;
5) возможность более прозрачного использования средств, сформированных за счет пенсионных отчислений;
6) возможность самостоятельного планирования расходов части пенсионных отчислений;
7) создание правового прецедента целевого использования средств Пенсионного фонда России.

Решение

Решением может быть механизм формирования страхового материнского пособия для женщин в возрасте до 27 лет, который заключается в следующем.
Предоставить женщине с момента ее официального трудоустройства право выбора направления пенсионных отчислений: на формирование собственного пенсионного благосостояния (по стандартному механизму, предлагаемому ПФР в настоящее время), либо на формирование страхового материнского пособия – в виде дополнительной услуги Пенсионного фонда России. Накопленные денежные средства будут выплачиваться молодой маме ежемесячно равными частями с учетом фактического размера произведенных отчислений с момента рождения первого ребенка и до достижения им трехлетнего возраста. Условия получения данного права: женщина официально трудоустроена и ее возраст до 27 лет включительно; возраст роженицы до 27 лет включительно.
Накопленные и полученные по такому механизму средства станут дополнением к программам социальной поддержки государства, что не должно отменять уже действующие пособия и выплаты по рождению ребенка и материнству.
Предлагаемая мера поддержки материнства и детства также никак не будет связана с дополнительным финансированием из федерального или местного бюджета, так как описанный механизм связан фактически лишь с перераспределением уже имеющихся отчислений в бюджеты. Основой таких отчислений являются обязательные взносы на пенсионное страхование.
Как известно из Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», величина тарифа страхового взноса составляет 22% от начисленной ежемесячной заработной платы, из них 6% – солидарная часть пенсионных накоплений, 16% – индивидуальная часть пенсионных накоплений. Для реализации предлагаемого механизма логично использовать индивидуальную часть пенсионных отчислений, которая аккумулируется на индивидуальном лицевом счете и является той частью пенсионных отчислений, которая предназначена для «формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица».
Использование именно индивидуальной части пенсионных отчислений является наиболее логичным и обоснованным, так как именно эти платежи формируют в будущем пенсионные платежи в пользу конкретного гражданина.

К началу списка инициатив