Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф90694
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения правил оборота оружия, имеющего штык, и установки штыков на оружие или предметы, сходные с ним

Существует необходимость введения правил оборота оружия, имеющего игольчатый, неотъемный или иной штык и установки штыков на оружие или предметы, сходные с ним, либо отмены ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия, а также видов огнестрельного оружия, имеющих дульную энергию менее 25 Дж, оружия, имеющего культурную ценность, огнестрельного оружия, имеющего форму предмета, являющегося иным видом стрелкового оружия или конструктивно сходным с ним изделием, либо имеющего форму другого предмета, но отнесенного к оружию, имеющему культурную ценность, а также маломощного огнестрельного оружия, имеющего форму другого предмета (например, имеющего дульную энергию до 100 Дж), поскольку отдельные правила оборота оружия, имеющего штыки, установки штыков на гражданское или иное оружие и оборота различных видов штыков, либо запреты на установку штыков на гражданское и иное подобное оружие или другие предметы и (или) на оборот такого оружия или каких-либо видов штыков отсутствуют. При этом не запрещено отнесение оружия со штыком, имеющего культурную ценность, или самих данных штыков к гражданскому оружию и их приобретение по единым правилам, установленным для приобретения оружия, имеющего культурную ценность, но правила оборота различных видов современного холодного, огнестрельного и иного оружия существенно различаются, что может безосновательно затруднять приобретение конкретных видов штыков и оружия со штыком, не представляющих большой степени опасности, либо приобретаемых лицом, имеющим право на приобретение наиболее опасных видов гражданского огнестрельного оружия.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии на территории РФ запрещен оборот:
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия.
В Криминалистических требованиях отсутствует запрет на оборот штыков и оружия со штыком и иные запреты на оборот оружия не распространяются конкретно на штыки или данное оружие. При этом запрещены к обороту менее опасные виды холодного и метательного броскового оружия, не имеющие культурной ценности (автоматические ножи, имеющие длину клинка и лезвия более 90 мм, и метательные ножи) и определенные виды огнестрельного оружия (имеющие форму, имитирующую другие предметы, и ряд других видов огнестрельного оружия), не представляющие большей опасности, нежели оружие со штыком и различные виды гражданского и иного не запрещенного к обороту огнестрельного оружия, а любое оружие, имеющее культурную ценность, не соответствующее криминалистическим требованиям, не может быть отнесено к видам оружия, запрещенным к обороту в РФ, является гражданским оружием, согласно положениям ст. 3 ФЗ Об оружии, на их хранение не требуется получения разрешения (старинное (антикварное) оружие и его копии либо реплики приобретаются по лицензии на коллекционирование оружия, но не полежат регистрации (ст. 13 ФЗ Об оружии), а правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к холодному оружию, отсутствуют), но их ношение разрешено только с историческими костюмами на официальных массовых мероприятиях, проводимых в установленном порядке. Многие правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют, что означает наличие права на его оборот любыми лицами, учитывая положения п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. Использование оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия, включая производство выстрела из него, запрещено положениями ст. 24 ФЗ Об оружии.
Ограничения и запреты на оборот предметов, которые имеют сходство с оружием или могут быть к нему отнесены, распространяются только на виды оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии, многие из которых (включая штыки и оружие с креплениями для штыков или штыками), должны быть отнесены к оружию ФЗ Об оружии и экспертными критериями.
Для отнесения предмета к холодному оружию, согласно экспертной методике и криминалистическим требованиям, необходимо наличие более 30 критериев, включающих прочное крепление клинка в рукоятке предмета и достаточную прочность самой рукоятки. Отсутствие любого одного из данных критериев исключает отнесение предмета к холодному оружию, поэтому комбинированное оружие или сходное с ним изделие может быть отнесено к холодному оружию только, если его клинок достаточно прочно закреплен в рукоятке, а рукоятка может выдержать нанесение предметом, находящимся в руке человека, ударов при непосредственном контакте с объектом поражения, при наличии соответствия предмета другим критериям холодного оружия.
Минимальные характеристики метательного стрелкового оружия и правила его оборота предусмотрены только для луков и арбалетов. Им является натяжение тетивы более 27 кгс для луков и 43 кгс – для арбалетов, поэтому предметы, не имеющие тетивы, в виде пистолетов, ружей и других подобных предметов, фактически являющихся пружинным оружием и иными предметами, конструктивно сходными с метательным стрелковым оружием, не могут быть отнесены к метательному оружию, учитывая их конструктивные отличия от арбалета и недостаточную энергию пружины в пистолетах и других подобных пружинных устройствах небольшого размера, делающую невозможным их отнесение к пружинным арбалетам, являющимся оружием, согласно положениям ст. 3 ФЗ Об оружии и Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему. Поэтому комбинированное устройство, содержащее, например, кинжал и пружинный пистолет, не отнесенное к холодному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, находится в свободном обороте.
Отнесение оружия к пневматическому оружию зависит от дульной энергии устройства, метающего различные виды снарядов за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа, поскольку минимальная дульная энергия пневматического устройства, необходимая для его отнесения к пневматическому оружию, составляет более 3 Дж (ст. 3 ФЗ Об оружии), а для его отнесения к пневматическому оружию, незаконные сбыт и изготовление которых влекут уголовную ответственность, и приобретение которого в качестве охотничьего, спортивного или старинного (антикварного) оружия подлежит лицензированию при любом калибре ( включая калибр до 4,5 мм) – 7,5 Дж (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ и ст. 13 ФЗ Об оружии). Поэтому к пневматическому оружию, приобретаемому по лицензии, могут быть отнесены комбинированные устройства калибра более 4,5 мм с дульной энергией более 3 Дж, либо любого калибра с дульной энергией более 7,5 Дж, а к пневматическому оружию, приобретаемому без лицензии, могут быть отнесены данные устройства калибра до 4,5 мм с дульной энергией более 3 Дж.
К огнестрельному оружию могут быть отнесены только устройства, метающие снаряды за счет энергии порохового или иного заряда, имеющие удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2, для достижения которой крупному снаряду необходимо придать дульную энергию до 100 или более Дж, но для снарядов калибра до 4,5 мм достаточно дульной энергии до 7,5 Дж (при наименьших калибрах (от 1 до 2,8 мм) достаточно дульной энергии до 3 Дж), поскольку удельная кинетическая энергия определяется как отношение дульной энергии к площади поперечного сечения снаряда, поэтому увеличение площади поперечного сечения влечет увеличение дульной энергии, необходимой для достижения значения его удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2, а ее уменьшение уменьшает и необходимую дульную энергию. При этом правила оборота огнестрельного оружия являются одинаково строгими по отношению к огнестрельному оружию, имеющему любую дульную энергию (в особенности, к короткоствольному или имеющему нарезной ствол), если удельная кинетическая энергия составляет более 0,5 Дж на мм2, но для огнестрельного оружия ограниченного поражения минимального значения дульной и удельной кинетической энергии не установлено.
Незаконный оборот огнестрельного оружия с нарезным стволом, короткоствольного огнестрельного оружия, длинноствольного огнестрельного оружия, не являющегося гражданским, незаконные сбыт, изготовление, ремонт и переделка гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения являются преступлениями (ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ) при любой дульной энергии, а огнестрельное оружие ограниченного поражения может иметь удельную кинетическую энергию менее 0,5 Дж на мм2.
Устройства, конструктивно сходные с метательным оружием (пружинные и другие подобные устройства), часто не являются метательным оружием, учитывая наличие критериев отнесения предметов к метательному стрелковому оружию и правил оборота только луков и арбалетов, высокие критерии отнесения арбалетов к оружию (натяжение тетивы более 43 кгс), а также отсутствие у таких предметов характеристик метательного броскового оружия.
Пневматические устройства не относятся к пневматическому оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют дульную энергию до 3 Дж, а их виды, имеющие дульную энергию от 3 до 7,5 Дж являются пневматическим оружием, приобретаемым без лицензии и не подлежащим регистрации, если они стреляют снарядами калибра до 4,5 мм. При этом пневматическое с дульной энергией более 7,5 Дж может быть отнесено к охотничьему или спортивному оружию, приобретаемому по лицензии на приобретение такого огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, либо к оружию, имеющему культурную ценность. Пневматическое оружие с дульной энергией более 25 Дж, не имеющее культурной ценности, может быть отнесено к спортивному оружию, приобретаемому по данной лицензии. Иные виды пневматического оружия, не отнесенные к боевому оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии, не предусмотрены ФЗ Об оружии, а четкие правила оборота физическими лицами боевого пневматического оружия не предусмотрены ФЗ Об оружии и подзаконными актами.
При этом механические (пружинные или тетивные), гидропневматические и пневматические ружья и пистолеты для подводной охоты не относятся к оружию, должны иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс, согласно положениям ГОСТ Р 51281-99 «Ружья и пистолеты для подводной охоты. Технические требования. Методы испытаний на безопасность», т.е. ружья для подводной охоты, конструктивно сходные с метательным или пневматическим оружием, могут иметь максимальное усилие при заряжании гарпуна, превышающее значение минимального натяжения тетивы арбалета, отнесенного к метательному оружию (43 кгс), и, следовательно, минимальное значение дульной энергии пневматического оружия (3 Дж), минимальные значения дульной энергии пневматического оружия калибра до 4,5 мм, приобретаемого без лицензии, и любого пневматического оружия, незаконные сбыт и изготовление которых не влекут уголовной ответственности (7,5 Дж), а также максимальное значение дульной энергии охотничьего пневматического оружия (25 Дж) и минимальное значение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2), в особенности, имеющего калибр не более 8 мм. Критерии отнесения к метательному и пневматическому оружию ружей и пистолетов для подводной охоты, имеющих максимальное усилие при заряжании гарпуна, превышающее 50 кгс, не определены, что означает исключение возможности их отнесения к метательному, пневматическому или иному оружию. Ружья и пистолеты для подводной охоты, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, не предусмотрены законодательством РФ, но данные предметы, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, не могут быть отнесены к огнестрельному или иному оружию.
Вышеизложенное указывает на необходимость установления общего минимального критерия отнесения предметов к метательному и пневматическому оружию, составляющего не менее максимальных значений дульной и удельной кинетической энергии, достигаемых при усилии при заряжании 50 кгс или более, и распространения данного критерия на огнестрельное оружие (в особенности, не отнесенное к нелетальному оружию).
Устройства, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, могут быть отнесены к огнестрельному оружию, если они имеют удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2 при любой дульной энергии, но к огнестрельному оружию ограниченного поражения могут быть отнесены подобные предметы, использующие патроны травматического действия, не предназначенные для причинения смерти человеку, имеющие любую удельную кинетическую энергию. При этом данная энергия достижима при небольшой дульной энергии в малокалиберном оружии (при небольшой площади поперечного сечения снаряда), но в оружии нормального и крупного калибра она может быть достигнута только при значениях дульной энергии, во много раз превосходящих, 3, 7,5 или даже 25 Дж.
Таким образом, штыки или оружие со штыком, не отнесенные к холодному, пневматическому или огнестрельному оружию и оружие, отнесенное к неогнестрельному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, находятся в свободном обороте, а данное оружие, отнесенное к холодному или пневматическому оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, находится в обороте, установленном для конкретных видов гражданского и иного оружия, к которым они отнесены, т.е. пневматическое оружие не ограничено в обороте настолько строго, как некоторые виды холодного оружия и многие виды огнестрельного оружия и может быть приобретено без лицензии, а также не подлежит регистрации, если оно отнесены к определенным видам данного гражданского оружия, а оружие, отнесенное к холодному оружию может не подлежать регистрации и приобретаться в целях охоты или в качестве оружия, имеющего культурную ценность, при их отнесении к данным видам оружия, но ряд видов холодного оружия приобретается по лицензии и подлежит регистрации в уполномоченных органах (холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой или национальными костюмами народов РФ).
При этом приобретение целого ряда видов штыков и оружия со штыком может быть затруднено для граждан РФ наличием необходимости получения на его приобретения различных видов разрешительных документов, а часть видов лицензий и других разрешительных документов могут предусматривать возможность приобретения по ним различных видов холодного и стрелкового оружия, не допуская приобретение видов оружия, лишь формально отличимых от указанных в таких документах. В частности, на приобретение охотничьего огнестрельного оружия и охотничьего пневматического оружия с дульной энергией от 7,5 до 25 Дж в количестве до 5 единиц необходимо получение лицензии на приобретение данного оружия, а для его приобретения в большем количестве необходимо наличие как данной лицензии, так и лицензии на коллекционирование оружия.
Для приобретения охотничьего холодного клинкового и метательного оружия (луков и арбалетов) необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, выдаваемого гражданам РФ, после приобретения и регистрации в органах Росгвардии охотничьего огнестрельного оружия и охотничьего пневматического оружия с дульной энергией от 7,5 до 25 Дж. Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется только в книге учета продажи оружия, в которой регистрируется любое продаваемое оружие, регистрации в уполномоченных органах не подлежит и может быть приобретено в любом количестве без необходимости получения других документов, но охотничье метательное оружие (луки и арбалеты) подлежит регистрации в органах Росгвардии и может быть приобретено без цели коллекционирование в количестве до 5 единиц. При этом не предусмотрено четкой обязанности получения лицензии на коллекционирование оружия для его приобретения.
Старинное (антикварное) оружие, его копии либо реплики и холодное оружие, имеющее культурную ценность, приобретается по лицензии на коллекционирование оружия и регистрации не подлежит.
Правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют и оно может быть приобретено без документов любым гражданином РФ.
Многие виды спортивного оружия приобретаются по соответствующим лицензиям. При этом данные лицензии и разрешение на его хранение не дают права на приобретение холодного и метательного оружия, спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом может быть приобретено только по соответствующей лицензии на приобретение спортивного оружия в количестве не более 5 единиц без права коллекционирования. Запрет на отнесение к спортивному оружию и критерии отнесения к нему огнестрельного короткоствольного гладкоствольного оружия, а также правила оборота спортивного огнестрельного короткоствольного гладкоствольного оружия в ФЗ Об оружии отсутствуют, что означает его нахождение в свободном обороте и является законодательным пробелом, учитывая отсутствие четких критериев оборотоспособности различных по поражающей способности видов огнестрельного короткоствольного гладкоствольного оружия и их перечня. Правила приобретения спортивного метательного оружия отсутствуют, но его хранение и использование вне спортивных объектов запрещено, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для иммобилизации и инъецирования объектов животного мира, что указывает право его приобретения только юридическими лицами, имеющими спортивные объекты или занимающимися видами деятельности, связанными с охотой, охраной природы или другими подобными видами деятельности. Лицензии на приобретение огнестрельного оружия самообороны, а также лицензии и разрешения на приобретение и хранение ряда других видов оружия дают право только на их приобретение и хранение. Часть других видов лицензий дают право на приобретение нескольких видов оружия, не отнесенных к охотничьему или спортивному оружию.
Таким образом, гражданин РФ имеет право на одновременное приобретение современного огнестрельного и пневматического оружия в целях охоты или спорта, но не имеет права на одновременное приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного или пневматического и холодного клинкового или метательного оружия, если у него отсутствует разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия или лицензия на его приобретение. При этом наличие лицензии на приобретение только спортивного оружия или разрешения на его хранение не дает права на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия и метательного оружия, а также иных видов оружия, но для приобретения спортивного огнестрельного длинноствольного и пневматического оружия по лицензии в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия, дающей право на приобретение части видов оружия, имеющего культурную ценность, без регистрации и в любом количестве. При этом для приобретения спортивного огнестрельного короткоствольного оружия необходимо получение специальной лицензии, дающей право только на его приобретение в количестве до 5 единиц.
Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой или национальными костюмами народов РФ может быть приобретено только по лицензии на приобретение данного холодного оружия, газовых пистолетов и револьверов, а также сигнального оружия (до 2011 года она давала право на приобретение и огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства с патронами травматического действия, а травматические пистолеты и револьверы, имеющие ствол, были отнесены к газовым. При этом часть видов травматических пистолетов и револьверов, сертифицированы как газовые, а не как огнестрельное оружие ограниченного поражения), по которой может быть приобретено не более 5 единиц данных видов оружия, а для их приобретения в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружие. Приобретенное оружие подлежит регистрации в органах Росгвардии.
Таким образом, по одной лицензии возможно одновременное приобретение ряда вышеуказанных видов холодного оружия и сигнального оружия, приобретаемого по лицензии, а также газовых пистолетов и револьверов, а лицензия на коллекционирование оружия дает гражданину, имеющему указанную лицензию на приобретение вышеуказанных видов оружия, право на приобретение в любом количестве как данных видов оружия, так и видов оружия, имеющего культурную ценность, приобретаемого по ней. При этом оба данных видов лицензий не дают права на приобретение охотничьего и иного современного холодного оружия, а также других видов оружия.
Иностранные граждане имеют право на приобретение многих видов гражданского оружия по отдельной лицензии на приобретение гражданского оружия, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств, при условии вывоза из РФ приобретенного оружия в течение 10 дней со дня приобретения оружия. Оружие самообороны, приобретаемое без лицензии, и пневматическое оружие с дульной энергией до 7,5 Дж и калибра 4,5 мм, а также конструктивно сходные с оружием изделия иностранные граждане могут приобретать без получения лицензии и возрастное ограничение на приобретение ими оружия не предусмотрено. При этом им запрещено продавать гражданское оружие.
Лица без гражданства не имеют права на приобретение гражданского оружия.
Подобные правила оборота оружия нелогичны и противоречат здравому смыслу, необоснованно не позволяя гражданину РФ, не имеющему документов на приобретение всех видов охотничьего и иного гражданского оружия, одновременно приобретать несколько видов современного охотничьего и иного гражданского огнестрельного, холодного и метательного оружия или данное комбинированное холодное и стрелковое оружие, давая право на его одновременное приобретение гражданину РФ, имеющему документы на приобретение всех видов охотничьего и иного гражданского оружия, или на одновременное приобретение всех видов оружия, имеющего культурную ценность, а также давая право на одновременное приобретение нескольких видов гражданского оружия иностранному гражданину.
Оружие, отнесенное к огнестрельному оружию, имеющее форму, имитирующую другие предметы, запрещено к обороту в РФ, но критерии их отнесения к нему являются формальными, а достижение минимальной удельной энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) может быть затруднительно для видов такого оружия, имеющих небольшие размеры и нормальный или крупный калибр.
При этом большинство видов механического оружия (в особенности, имеющих форму, имитирующую огнестрельное или пневматическое оружие либо другие предметы, не имеющие внешнего сходства с луками и арбалетами) не могут быть отнесены к метательному оружию и находятся в свободном обороте независимо от наличия законодательной возможности отнесения к нему, поскольку критерии отнесения к оружию видов метательного оружия, не являющихся луками и арбалетами, ФЗ Об оружии, криминалистическими требованиями и экспертными методиками не предусмотрены, правила их оборота отсутствуют, а минимальным критерием отнесения к оружию арбалета является натяжение тетивы более 43 кгс, которое создает кинетическую энергию, превышающую значения дульной энергии, составляющие 3, 7,5 и 25 Дж, и значение удельной кинетической энергии, равное 0,5 Дж на мм2, являющееся критерием отнесения огнестрельного устройства к огнестрельному оружию, и порогом поражаемости человека в криминалистике (возможность нанесения проникающего ранения грудной клетки).
Вышеизложенное означает, что критерии отнесения предметов к метательному оружию и ограничения их оборотоспособности являются значительно менее строгими, нежели критерии отнесения предметов к огнестрельному или пневматическому оружию и ограничения оборотоспособности данных видов оружия, а критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию являются менее строгими, нежели критерии отнесения конкретных предметов к пневматическому оружию при всех основных калибрах огнестрельного оружия (в особенности, при крупных калибрах огнестрельного оружия), и более строгими – при небольших калибрах огнестрельного оружия (в особенности, при наименьших его калибрах), либо в случае отнесения огнестрельного устройства к огнестрельному оружию ограниченного поражения. При этом правила оборота многих видов гражданского и иного огнестрельного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, являются более строгими, нежели правила оборота пневматического оружия с дульной энергией до 7,5 Дж и калибра 4,5 мм или иного пневматического оружия, сопоставимого по кинетической энергии и калибру с различными видами короткоствольного и (или) нарезного огнестрельного оружия. Поэтому критерии оборотоспособности оружия в ФЗ Об оружии определяются не степенью его опасности и поражающей способностью, а принципом его действия, определяющим его отнесение к метательному, пневматическому или огнестрельному оружию.
Вышеуказанные нестрогие правила оборота любого оружия со штыком, при наличии равных или более строгих правил оборота предметов, из которых невозможно производство выстрела, или ряда видов предметов, отнесенных к нелетальному оружию, нелогичны и указывают на необходимость внесения изменений в правила оборота всех видов оружия, устраняющие излишние запреты на оборот ряда видов оружия и излишне строгие ограничения на оборот холодного и рада других малоопасных видов оружия, учитывая отсутствие высокой степени опасности в обороте холодного, броскового метательного и маломощного стрелкового оружия, при наличии запретов на оборот многих видов метательных и автоматических ножей, ряда других видов броскового метательного и холодного оружия, а также ряда видов нелетального оружия и маломощного огнестрельного оружия, а также при наличии существенных ограничений на оборот целого ряда видов холодного оружия, луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, огнестрельного оружия ограниченного поражения и ряда других видов нелетального оружия, многих видов маломощного пневматического оружия и всех видов маломощного огнестрельного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, и других подобных видов оружия, не представляющих высокой степени опасности и не имеющих большей поражающей способности, нежели распространенные в быту предметы, конструктивно сходные с огнестрельным или иным оружием изделия, а также другие предметы, не являющиеся оружием.
Дополняет данную аргументацию необходимости отмены излишних ограничений на оборот холодного или иного малоопасного оружия отсутствие частых случаев применения в качестве оружия стреляющих ножей и предметов, отнесенных законодательством РФ к метательному или холодному оружию, а также наличие возможности эффективного метания в цель любого ножа или иного предмета лицом, имеющим необходимую подготовку, и сложности прицельного метания метательных ножей и иного броскового метательного оружия лицами, не имеющими такой подготовки.
Игольчатые штыки, долгое время состоявшие на вооружении в России, СССР и многих других странах мира, не являются холодным оружием, поскольку не имеют рукоятки, удобной для применения в качестве оружия. При этом они могут иметь твердость до 25 HRC (в особенности, штык к винтовке Мосина) и, следовательно, не являться холодным оружием по нескольким признакам. Первые штыки – багинеты могут не являться холодным оружием, т.к. они имели узкую рукоятку, которая должна была вставляться в ствол ружья (калибр ручного стрелкового оружия прошлого мог составлять 15 – 20 мм) и не всегда имели гарду. Штыки-ятаганы, штыки-ножи и другие подобные штыки двойного назначения, имеющие удобную для удержания рукоятку, не всегда могут быть отнесены к холодному оружию, учитывая величину твердости их клинков, которая может составлять как более, так и менее 25 HRC, возможную недостаточную прочность клинка, недостаточные размеры гарды (ограничителя клинка) или ее отсутствие у ряда видов таких штыков и другие подобные признаки, исключающие отнесение предмета к холодному оружию по законодательству РФ. При этом часть видов штык-ножей и других подобных штыков имеет двойное назначение и может использоваться в качестве бытового ножа, пилы или другого хозяйственного инструмента, что исключало отнесение предмета к оружию по законодательству СССР и исключает ответственность за незаконный оборот оружия, а также ограничения на ношение или иной оборот предмета, являющегося холодным оружием или иным подобным предметом, по законодательству целого ряда стран постсоветского пространства и других стран мира. В ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют четкие критерии отличия части видов бытовых предметов (топоров, молотков, молотов, мачете и т.п.) от холодного оружия, основным признаком оружия является его предназначение для поражения цели, а предметы хозяйственно-бытового или производственного назначения, конструктивно сходные с оружием, не являются оружием (ст. 1 ФЗ Об оружии). Поэтому такие штыки могут не являться оружием и по законодательству РФ, а в ФЗ Об оружии необходимо внесение изменений, четко разграничивающих холодное оружие и другие предметы, или исключающих холодное оружие из перечня видов оружия.
Следует отметить, что ножи, кинжалы и ятаганы не считались оружием в Османской империи и подданные имели право носить их в городах (янычары не имели права носить в городе саблю, но могли законно носить ятаган). При этом сабли и иное холодное оружие имели право приобретать и хранить любые лица.
В средневековой Европе часто не относили к оружию кинжалы с длиной клинка до 600 мм и их можно было носить в городе для самообороны подданным всех сословий.
Встречались случаи установки штыков на пистолеты.
В современном законодательстве значительной части стран Европы (Великобритании, Франции, Нидерландах, Греции и др.) и других стран мира (Израиля, Иордании и др.) разрешено ношение и иное владение вне своего жилища любыми ножами и иным холодным оружием с длиной клинка более 100 мм в законных целях или в ситуациях, не противоречащих законодательству (legal reason), но цель самообороны, как правило, не считается законной. Такие предметы приобретаются без разрешений любыми лицами или лицами, достигшими определенного возраста (как правило, не менее 12 и не более 18 лет), без предъявления документов или с предъявлением только документа, удостоверяющего личность.
В настоящее время штыки и оружие со штыком, состоявшее на вооружении в прошлом, либо не состоящее на вооружении в РФ, изготовленное более 50 или 100 лет назад, или представляющее культурную ценность по иным причинам, являются оружием, имеющим культурную ценность, и могут быть отнесены к холодному, огнестрельному или иному оружию, если они соответствует критериям оружия, предусмотренным законодательством РФ, но его использование в качестве оружия, а, следовательно, и проведение криминалистических экспертиз запрещено ФЗ Об оружии и ст. 243 УК РФ.
В странах мира наблюдается тенденция снятия штыков с вооружения (в частности, в армии Австрии штыки-ножи были сняты с вооружения и заменены боевыми ножами в 1977 году, а в армии США штыки-ножи были сняты с вооружения в 2011 году) или исключения всех видов холодного оружия из перечня видов боевого оружия (в частности, в законе об оружии Эстонии).
В ФЗ Об оружии штык-нож, состоящий на вооружении в РФ отнесен к боевому оружию, но запрет его оборота гражданами и правила его оборота, а также четкие критерии его отличия от гражданского оружия отсутствуют, что означает наличие возможности нахождения в гражданском обороте данного штыка-ножа и, тем более, его копий, отнесенных к оружию. При этом не запрещено награждение им, если он не отнесен к ножам специального назначения.
Во многих странах мира боевое холодное оружие находится в гражданском обороте.
В Законе Об оружии Белоруссии боевое оружие не может находиться в собственности граждан, за исключением наградного, и подлежит изъятию на возмездной основе у граждан, приобретавших его на законных основаниях, или владевших им в качестве наградного. При этом в данном Законе РБ запрещено к обороту в качестве гражданского и служебного оружия огнестрельное длинноствольное оружие, имеющее крепления для штыков.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил оборота оружия со штыком и установки штыков на оружие или иные предметы, либо отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия, а также видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2 или дульную энергию менее 25 Дж, оружия, имеющего культурную ценность, огнестрельного оружия, имеющего форму предмета, являющегося иным видом стрелкового оружия или конструктивно сходным с ним изделием, либо имеющего форму другого предмета, но отнесенного к оружию, имеющему культурную ценность, а также маломощного огнестрельного оружия, имеющего форму другого предмета (например, имеющего дульную энергию до 100 Дж).
При внесении данных изменений необходимо установление менее строгих правил оборота маломощного огнестрельного оружия и упорядочивание правил оборота всех видов метательного, пневматического и огнестрельного оружия по степени их опасности, поражающей способности и возможности эффективного использования в качестве оружия, которое возможно путем отмены ограничений на оборот пневматического оружия с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2 или увеличения значений дульной и удельной кинетической энергий до значений, достигаемых при минимальном натяжении тетивы арбалета, отнесенного к метательному оружию (43 кгс), или максимальном усилии при заряжании гарпуна ружья для подводной охоты (50 кгс), либо при больших значениях данных энергий, и установления равных правил оборота видов огнестрельного, пневматического и метательного оружия, имеющих кинетические энергии, незначительно превышающие данные минимальные значения. При этом, в любом случае, необходимым правильным решением является отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия, действующих экспертных критериев холодного оружия и излишних ограничений на оборот нелетального оружия, а также декриминализация незаконных действий с холодным, метательным, пневматическим, газовым и маломощным огнестрельным оружием, а также с огнестрельным оружием, имеющим культурную ценность, в ст. 222 и 223 УК РФ.
Возможно и исключение из перечня видов оружия холодного и броскового метательного оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность, учитывая поражающую способность холодного и броскового метательного оружия, сложность их использования лицами, не имеющими специальной подготовки, или против лиц, вооруженных огнестрельным оружием, и наличие запретов на использование для поражения цели или подачи сигналов оружия, имеющего культурную ценность, и на приобретение без разрешений на хранение определенных видов современного огнестрельного оружия пороха, капсюлей и патронов к оружию, подлежащему регистрации в уполномоченных органах в ст. 24, 13 и 18 ФЗ Об оружии.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и упорядочиванию норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение правил оборота оружия со штыком и установки штыков на оружие или иные предметы, либо отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия, а также видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2 или дульную энергию менее 25 Дж, оружия, имеющего культурную ценность, огнестрельного оружия, имеющего форму предмета, являющегося иным видом стрелкового оружия или конструктивно сходным с ним изделием, либо имеющего форму другого предмета, но отнесенного к оружию, имеющему культурную ценность, а также маломощного огнестрельного оружия, имеющего форму другого предмета (например, имеющего дульную энергию до 100 Дж).
При внесении данных изменений необходимо установление менее строгих правил оборота маломощного огнестрельного оружия и упорядочивание правил оборота всех видов метательного, пневматического и огнестрельного оружия по степени их опасности, поражающей способности и возможности эффективного использования в качестве оружия, которое возможно путем отмены ограничений на оборот пневматического оружия с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2 или увеличения значений дульной и удельной кинетической энергий до значений, достигаемых при минимальном натяжении тетивы арбалета, отнесенного к метательному оружию (43 кгс), или максимальном усилии при заряжании гарпуна ружья для подводной охоты (50 кгс), либо при больших значениях данных энергий, и установления равных правил оборота видов огнестрельного, пневматического и метательного оружия, имеющих кинетические энергии, незначительно превышающие данные минимальные значения. При этом, в любом случае, необходимым правильным решением является отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия, действующих экспертных критериев холодного оружия и излишних ограничений на оборот нелетального оружия, а также декриминализация незаконных действий с холодным, метательным, пневматическим, газовым и маломощным огнестрельным оружием, а также с огнестрельным оружием, имеющим культурную ценность, в ст. 222 и 223 УК РФ.
Возможно и исключение из перечня видов оружия холодного и броскового метательного оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность, учитывая поражающую способность холодного и броскового метательного оружия, сложность их использования лицами, не имеющими специальной подготовки, или против лиц, вооруженных огнестрельным оружием, и наличие запретов на использование для поражения цели или подачи сигналов оружия, имеющего культурную ценность, и на приобретение без разрешений на хранение определенных видов современного огнестрельного оружия пороха, капсюлей и патронов к оружию, подлежащему регистрации в уполномоченных органах в ст. 24, 13 и 18 ФЗ Об оружии.

К началу списка инициатив