Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91262
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены ограничений на оборот кортиков СССР и РФ, состоящих на вооружении в РФ, введенных или сохраненных ФЗ от 29.11.2021г. № 387-ФЗ, для любых лиц

Учитывая небольшую степень опасности кортиков и их меньшую поражающую способность, нежели многих видов холодного и иного оружия, конструктивно сходных с оружием изделий и бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, значимость кортиков для офицеров, а также большой срок вступления данного ФЗ в силу (1 год), необходимо внесение изменений в ФЗ от 29.11.2021г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в части упрощения порядка хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия (кортиков)», и отмена в ФЗ Об оружии лицензии на приобретение кортиков, состоящих на вооружении в РФ, и других ограничений на их приобретение лицами любого возраста, независимо от их состояния здоровья и наличия у них постоянного места жительства и гражданства РФ или другого гражданства.
Внесение указанных изменений необходимо, поскольку данные кортики, согласно принятому ФЗ будут выдаваться сотрудникам государственных военизированных организаций без получения разрешений на их хранение и ношение, но при отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и с обязательной записью о наличии права на хранение и ношение кортика в документе о его выдаче. При этом данные кортики могут быть унаследованы у сотрудников государственных военизированных организаций, которым они выданы при увольнении, гражданами РФ, получившими лицензии на их приобретение, в порядке, установленном ст. 9 ФЗ Об оружии, в соответствии с ст. 20 ФЗ Об оружии, т.е. при отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, наличии постоянного места жительства и условий для хранения оружия (сейфа или специального ящика), а также отсутствии привлечений к административной ответственности за деяния, предусмотренные КоАП РФ, перечисленные в ст. 13 ФЗ Об оружии, отбывания уголовного наказания за любое преступление, непогашенной или неснятой судимости за умышленное преступление либо погашенной или снятой судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные с применением оружия.
Указанным гражданам РФ выдается разрешение на хранение данных кортиков.
При этом граждане имевшие данные кортики на момент вступления в силу ФЗ от 28.03.2017 N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии", регулирующего их оборот (с 1 июля 2017 года), обязаны были их зарегистрировать до 1 октября 2017 года, и получить соответствующие бессрочные разрешения, выдаваемые сотрудникам государственных военизированных организаций, ушедшим в отставку, или гражданам, наследующим их (ч. 1 ст. 2 ФЗ от 28.03.2017 N 37-ФЗ).
Соответствующие разрешения и лицензии выдаются гражданам РФ, не имеющим медицинских противопоказаний к владению оружием, приобретение которого ограничено получением разрешительных документов, и других препятствий к получению данных документов. При этом в ФЗ Об оружии и подзаконных актах не указан минимальный возраст получения разрешений на оборот таких кортиков гражданами, получившими данные кортики в порядке наследования до 1 июля 2017 года, а Административный регламент Росгвардии, устанавливающий порядок получения указанной лицензии данными гражданами определяет только наличие паспорта как документа, удостоверяющего личность гражданина, указывающего его возраст и определяющего наличие у него гражданства (аналогичные правила предусмотрены для выдачи лицензии на коллекционирование оружия), что означает наличие минимального возрастного ограничения равного возрасту получения паспорта гражданина РФ, составляющего 14 лет, или отсутствие возрастного ограничения и его определения гражданским законодательством, определяющим дееспособность лиц, не достигших возраста 14 лет в случае, если допустимо наличие заграничного паспорта.
На законопроект № 1100184-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в части упрощения порядка хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия (кортиков)», отменяющий в ФЗ Об оружии обязанность получения бывшими сотрудниками государственных военизированных организаций разрешений на хранение и ношение кортиков, выдаваемых им при уходе в отставку, выносились заключения правового управления Государственной Думы ФС РФ, в которых содержались замечания, указывающие на необходимость исключения кортиков, состоящих на вооружении в РФ, из перечня видов боевого холодного оружия (к которому они итак не могут быть отнесены, учитывая положения ст. 5 ФЗ Об оружии) и целесообразность исключения кортиков из перечня видов холодного оружия, поскольку они предназначены для церемониальных целей (ношения с парадной формой, исполнения воинских ритуалов и т.п.), а не для поражения цели и, тем более, решения боевых и оперативно-служебных задач. Во втором заключении правового управления указывалось на игнорирование замечаний первого его заключения, но оба заключения правового управления не были учтены при принятии законопроекта.
Вышеуказанный Административный регламент утвержден Приказом Росгвардии от 30.03.2018 N 107 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, разрешения на хранение и ношение огнестрельного короткоствольного оружия и патронов к нему либо разрешений на хранение отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков), полученных в порядке наследования, или хранение и ношение отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков) с военной формой одежды гражданам Российской Федерации".
Порядок выдачи лицензии на приобретение данных кортиков, гражданами РФ, унаследовавшими их не ранее 1 июля 2017 года, определен Административным регламентом Росгвардии, утвержденным Приказом Росгвардии от 11.05.2018 N 172 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика), унаследованной в соответствии с законодательством Российской Федерации", определяющим минимальный возраст получения данных лицензий, составляющий 18 лет. Данный возраст является достаточно высоким возрастным ограничением на приобретение оружия в ФЗ Об оружии и законах об оружии других стран мира и не соответствует степени опасности такого предмета как кортик, который справедливо можно отнести к наименее опасным видам холодного оружия или законодательно исключить из перечня видов оружия, учитывая его характеристики и церемониальное или коллекционное назначение.
Согласно ч. 1, 2 и 3 ст. 13 ФЗ Об оружии право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии на приобретение оружия с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту жительства. По лицензии на приобретение оружия допускается регистрация не более пяти единиц указанных видов оружия. Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Поэтому минимальные возрастные ограничения на приобретение целого ряда видов холодного иного оружия, получение лицензии на коллекционирование оружия и получение лицензии и разрешения на приобретение и хранение кортиков, состоящих на вооружении в РФ, гражданами, их унаследовавшими, в ФЗ Об оружии не предусмотрены, а лицензия на приобретение таких кортиков указанными гражданами является иным видом лицензии, нежели лицензия на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, и данные виды лицензий не могут быть взаимозаменяемы.
Четкие возрастные ограничения отсутствуют на приобретение как части видов кортиков, так и видов оружия, имеющего культурную ценность, спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия (если правовой статус и характеристики такого оружия будут законодательно определены), сигнальных пистолетов и револьверов, имеющих калибр не более 6 мм, которые не могут быть использованы как газовое, огнестрельное оружие ограниченного поражения или огнестрельное оружие (данные пистолеты и револьверы приравнены к конструктивно сходным с оружием изделиям в ст. 13 ФЗ Об оружии), охотничьего холодного клинкового и метательного оружия, а также патронов к оружию.
Правила приобретения многих данных видов оружия отсутствуют, поэтому их приобретение является свободным, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ГК РФ, и получения лицензии на коллекционирование оружия или иных разрешительных документов для их приобретения не требуется.
Возрастные ограничения на приобретение охотничьего холодного клинкового и метательного оружия и патронов к видам гражданского и иного оружия, приобретаемого по лицензии или другим видам разрешительных документов, определяются возрастными ограничениями на приобретение гражданами РФ охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или на приобретение охотничьего, спортивного и иного огнестрельного или другого оружия, в котором могут быть использованы патроны.
Возрастные ограничения на приобретение других видов патронов к гражданскому оружию, не запрещенных к обороту на территории РФ, определяются правилами оборота видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии, и патронов к ним или возможностью получения лицензии на коллекционирование оружия гражданами РФ для приобретения патронов к оружию, на приобретение которых необходимо получение разрешений, в целях коллекционирования.
Возрастные ограничения на приобретение кортиков, состоящих на вооружении в РФ, приобретенных до 1 июля 2017 года в порядке наследования, старинного (антикварного) оружия, холодного оружия, имеющего культурную ценность, и других видов оружия, приобретаемых по лицензии на коллекционирование оружия, определяются возможностью получения лицензии на коллекционирование оружия гражданином РФ, имеющим паспорт гражданина РФ.
Сигнальные пистолеты и револьверы, имеющие калибр не более 6 мм, которые не могут быть использованы как газовое, огнестрельное оружие ограниченного поражения или огнестрельное оружие, приобретаются без лицензии и не регистрируются (ст. 13 ФЗ Об оружии), а перечень лиц, имеющих право на их приобретение, не указан.
Таким образом, минимальный возраст получения лицензии на коллекционирование оружия и коллекционирования гражданского оружия, приобретаемого без лицензии, указанного в ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, составляет 18 лет, для части видов гражданского оружия предусмотрен более старший возраст получения лицензии на их приобретение, но для коллекционирования определенных видов оружия в части субъектов РФ установлен возраст 16 лет, а для регистрации, приобретенных в порядке наследования кортиков, состоящих на вооружении в РФ, старинного (антикварного) оружия и других видов оружия, приобретаемых только по лицензии на коллекционирование оружия, а также патронов к оружию, приобретаемых в целях коллекционирования, может быть необходимо достижение возраста, с которого гражданин РФ обязан иметь паспорт (14 лет), или не требуется достижения определенного возраста, в случае возможности предоставления заграничного паспорта и наличия достаточной дееспособности.
Не содержит четких возрастных ограничений на получение лицензии на коллекционирование оружия и соответствующий Административный регламент Росгвардии, определяющий, что получить данную лицензию могут лица, указанные в ст. 9, п. 4 и 8 ст. 10, ст. 13 и 25 ФЗ Об оружии, в которых отсутствуют возрастные ограничения на приобретение части видов оружия, и обязывающие иметь паспорт гражданина РФ получающего данную лицензию, а в п. 4 ст. 10 ФЗ Об оружии отсутствует указание на отнесение физических лиц, занимающихся коллекционированием или экспонированием оружия, к гражданам РФ, что дает основания для отнесения к ним иностранных граждан и лиц без гражданства, при наличии в ФЗ Об оружии существенных ограничений на приобретение гражданского оружия иностранными гражданами и отсутствии права на его приобретение у лиц без гражданства.
Подобное распределение возрастных ограничений нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, давая органам власти субъектов РФ возможность устанавливать пониженные возрастные ограничения на приобретение отдельных видов оружия без учета реальных обстоятельств, дающих основания для снижения возраста, и степени опасности конкретных видов оружия, и для установления, неустановления или отмены возрастных ограничений на приобретение различных видов оружия и патронов без учета степени опасности конкретных видов оружия и других значимых обстоятельств.
Кортики СССР, изготовленные более 50 лет назад, или кортики СССР или РФ, имеющие особое историческое или иное значение, отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, т.е. к гражданскому холодному оружию, приобретаемому по лицензии на коллекционирование оружия, но не подлежащему регистрации, поэтому кортики СССР и РФ, состоящие на вооружении в РФ, по прошествии 50 лет с даты их изготовления могут быть отнесены только к оружию, имеющему культурную ценность, что означает изменение порядка их оборота и снятие их с учета органом, их зарегистрировавшим, и данное правило распространяется на указанные кортики, изготовленные менее 50 лет назад, но признанные культурными ценностями, а кортики СССР, состоявшие на вооружении в СССР или РФ, либо состоящие на вооружении в РФ, изготовленные более 50 лет назад, и данные кортики СССР или РФ, изготовленные позднее, выданные сотрудникам государственных военизированных организаций, уходящим в отставку, или унаследованные как до, так и после 1 июля 2017 года, могут находиться в обороте только как оружие, имеющее культурную ценность, и не подлежат регистрации. При этом данные правила не предусмотрены ФЗ Об оружии и другими актами, регламентирующими оборот кортиков, состоящих на вооружении в РФ, но следуют из ФЗ Об оружии, что требует законодательного урегулирования.
В ст. 19, 20 и других нормах ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ об обороте оружия кортики, состоящие на вооружении в РФ, ошибочно отнесены к боевому оружию, поскольку в определение боевого оружия, предусмотренное ст. 5 ФЗ Об оружии, изменения внесены не были и данное определение исключает отнесение к боевому оружия, состоящего на вооружении в РФ, но не предназначенного для решения боевых или оперативно-служебных задач, т.к. кортики, предназначены не для решения боевых или оперативно-служебных задач, а для ношения с парадной или иной форменной одеждой и проведения определенных воинских ритуалов. При этом кортики могут иметь кнопку, без нажатия которой их невозможно извлечь из ножен, что затрудняет их применение в качестве оружия.
Порядок передачи кортиков государственными военизированными организациями определен нормами ФЗ Об оружии об обороте боевого ручного стрелкового и холодного оружия в них и Правилами оборота боевого оружия в данных организациях (Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»), а порядок их наследования определен нормой ФЗ Об оружии о продаже, дарении и наследовании гражданского оружия (ст. 20) и правила его наследования не отличаются от указанных правил, действующих в отношении гражданского оружия.
Согласно п. 21 (1) Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, переданные гражданам Российской Федерации отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики) для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды списываются с учета государственных военизированных организаций в соответствии с порядком, установленным государственными военизированными организациями.
Вышеизложенное указывает на переход права собственности на данные кортики от организации к гражданам, которым они переданы, и их наследникам, а контроля за их оборотом – к Росгвардии и МВД, и на порядок оборота данных кортиков, соответствующий порядку, действующему в отношении гражданского оружия, и отсутствие необходимости учета кортиков как боевого оружия или иного вооружения.
При этом правила продажи и иного сбыта данных кортиков или оборота указанных кортиков, снятых с учета государственных организаций по другим причинам, либо изначально на нем не состоявших по различным причинам, кортиков СССР, состоящих на вооружении в других странах (в основном, во многих странах постсоветского пространства), копий данных кортиков и кортиков, сходных с данными кортиками, производимых и (или) состоящих на вооружении в других странах (в частности, в Болгарии), не предусмотрены законодательством РФ, что указывает на наличие запрета на продажу и иной сбыт, не являющийся наследованием, и на приобретение, не связанное с наследованием, и иной оборот данных кортиков бывшими сотрудниками государственных военизированных организаций и наследниками, в случаях их сбыта или отсутствия у них права на приобретение данных кортиков, или другими лицами, поскольку законодательство разрешает и строго ограничивает только выдачу кортиков и их получение, наследование и хранение и ношение в установленном порядке, и на отсутствие ограничений на оборот других подобных кортиков, включая наградные, иного наградного холодного оружия и многих других видов холодного оружия, как состоящего, так и не состоящего на вооружении в РФ.

Подобное распределение ограничений на оборот кортиков и иного холодного оружия нелогично и требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, упорядочивающих их оборот, а степень их опасности указывает на необходимость отмены ограничений на их оборот.
Первым и основным законодательным актом СССР, относящим кортики к военному оружию, состоящему на вооружении в СССР, запрещенному или ограниченному к обороту, полностью отмененным в РФ только с 1 января 2021 года, было Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12.12.1924 "О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ".
Согласно данному Постановлению все находящееся в пределах Союза ССР оружие (в том числе орудия), огнестрельные припасы, разрывные снаряды и взрывчатые вещества разделялись на три категории:
А) типа военных и военно-морских образцов, принятых для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота;
Б) типа образцов, могущих быть использованными для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота;
В) типа образцов, не могущих быть использованными для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота и охотничьи.
2. К категории "А" относились следующие виды холодного оружия: шашки, сабли, кортики и пики военных образцов, кинжалы и клинки к перечисленным видам холодного оружия.
К категории "Б" относились следующие виды холодного оружия: предметы оружия кавказских и азиатских образцов: кинжалы, ятаганы, клычи и прочее боевое рубящее и колющее оружие.
К категории "В" относились следующие виды холодного оружия: холодное охотничье оружие, образцов, не входящих в категории "А" и "Б".
3. Производство предметов, отнесенных в категории "А" (ст. 2), выполнялось государственными заводами и могло быть допускаемо на частных заводах и в частных мастерских только Революционным Военным Советом Союза ССР по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением и Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР.
Производство предметов, отнесенных к категории "Б" (ст. 2) могло выполняться на частных заводах и в частных мастерских на основании особых на этот предмет правил, издаваемых Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР и народными комиссариатами внутренних дел союзных республик, а в отношении предметов, упомянутых в п. 1 категории "Б" по соглашению с Революционным Военным Советом Союза ССР.
Производство предметов, отнесенных к категории "В" (ст. 2), могло выполняться на частных заводах и в частных мастерских на основании особых на этот предмет правил, издаваемых народными комиссариатами внутренних дел подлежащих республик по соглашению с государственным политическим управлением и высшим советом народного хозяйства соответствующей республики.
4. Торговля допускалась только предметами, отнесенными к п. п. 2 и 3 категории "Б" и к категории "В", при чем таковая могла производиться лишь с разрешения соответствующих народных комиссариатов внутренних дел и их местных органов (по милиции) при соблюдении особых на этот предмет правил, издаваемых народным комиссариатом внутренних дел, по соглашению с государственным политическим управлением, высшим советом народного хозяйства и народным комиссариатом по внутренней торговле соответствующей республики.
5. Приобретение предметов, отнесенных к категории "А" (ст. 2) учреждениями, кроме органов Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, предприятиями и организациями, как государственными, так и частными, а также частными лицами не допускалось и таковые находились в исключительном ведении и пользовании Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, при чем Революционному Военному Совету Союза ССР по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением принадлежало право устанавливать изъятия из этого правила в особо исключительных случаях.
Приобретение, пользование и хранение предметов, отнесенных к п. п. 2 и 3 категории "Б" и к категории "В" (ст. 2) производилось: 1) предметов, перечисленных в п. п. 2 и 3 категории "Б" - на основании инструкции, издаваемой Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Революционным Военным Советом Союза ССР; 2) предметов, перечисленных в категории "В" на основании инструкции, издаваемой соответствующими народными комиссариатами внутренних дел (по милиции), по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением.
Многие положения данного Постановления были отменены в 1926 – 1953 годах и большинство его положений отменили до принятия Закона РФ Об оружии 1993г., но полностью оно было отменено на территории РФ только с 1 января 2021 года Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений". В процессе внесения данных изменений в СССР, было отменено право частных лиц на производство оружия и торговлю им, но в определенных законом местностях разрешалось изготовление охотничьего или национального холодного оружия отдельными лицами и отсутствовала уголовная ответственность за его незаконный оборот, а изготовление охотничьего ножа охотником с нанесением на него номера не признавалось преступным и противоправным деянием в судебной практике, в отношении кортиков вводилось и отменялось право на ношение кортиков с форменной одеждой дипломатами и определенными гражданскими служащими, существовавшее в СССР с 1943 по 1954 год, и было предусмотрено право офицеров, уходящих в отставку, на получение, хранение и ношение кортиков без разрешений милиции с записью в удостоверении личности офицера. При этом данные кортики не могли переходить по наследству и после смерти владельца изымались военкоматами.
Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утвержден перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, включающий вооружение, боеприпасы к нему, военную технику, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническую продукцию на их производство и эксплуатацию. При этом данный Указ имеет меньшую юридическую силу, чем законы РФ, федеральные законы и федеральные конституционные законны, учитывая положения Конституции РФ, не определяет виды вооружений и специального снаряжения личного состава военизированных организаций и правила их оборота, а также содержит в перечне именно вооружение и боеприпасы к нему, подразумевая под вооружением только огнестрельное и конструктивно сходное с ним оружие. Современное специальное снаряжение личного состава военизированных организаций не может включать кортики по определению, учитывая его предназначение для выполнения боевых и других специальных задач и отсутствие у кортиков такого назначения, т.к. они являются парадным оружием.
Законодательство РФ не предусматривало и не предусматривает правил оборота всех видов российского и иностранного военного холодного оружия и боевого холодного оружия, а также многих других видов холодного оружия, в особенности, различных видов кортиков, стилетов, шпаг, палашей, мечей и сабель. При этом только с 2012 и 2018 годов введены основные правила оборота всех видов холодного оружия, имеющих культурную ценность.
Закон РФ Об оружии 1993г. не предусматривал правил оборота кортиков, но оружие, им не предусмотренное, могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, определение боевого оружия мало отличалось от его определения в действующем ФЗ Об оружии (к боевому относилось любое оружие, предназначенное для решения боевых или оперативно-служебных задач, а не только указанное ручное стрелковое и холодное оружие (как в действующем ФЗ Об оружии)), а гражданское холодное оружие разделялось на охотничье и спортивное. При этом охотничье холодное оружие могли приобретать граждане, имеющие право на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, но оно не подлежало регистрации, а приобретение гражданами и хранение вне спортивных объектов спортивного холодного оружия было запрещено.
В Правилах оборота оружия, действовавших с 1994 по 1998 год, были предусмотрены ограничения на оборот оружия, не предусмотренного Законом РФ Об оружии, касающиеся его коллекционирования, но указывалось право на хранение в коллекциях без получения разрешения оружия, производство выстрела из которого исключено. Поэтому Закон РФ Об оружии 1993г. ограничивал оборот всех видов оружия, но законодательством предусматривалось право на хранение в коллекции без разрешения видов оружия, из которых невозможно произвести выстрел. Данное положение действовало и после вступления в силу ФЗ Об оружии до принятия новых Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в 1998 году.
ФЗ Об оружии, вступивший в силу с 1 июля 1997 года, не регулирует оборот оружия, им не предусмотренного, и не содержал правил оборота военных кортиков до 2017 года. При этом он не предусматривал правил оборота холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, до 2012 года, и не предусматривает правил оборота многих видов кортиков до настоящего времени, а виды гражданского холодного оружия, им предусмотренные, не предназначенные для использования в культурных и образовательных целях, имеют отличия от кортиков.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, действующие с 1998 года, не предусматривают правил оборота иных видов оружия, и не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо ими предусмотренных, но значительно ограничивают его ношение, делая невозможным его ношение военнослужащими и другими лицами без исторических костюмов и не во время проведения определенных мероприятий.
Таким образом, законодательство РФ до 2017 года не предусматривало правил оборота военных кортиков, состоящих на вооружении в РФ, и с 1997 по 2017 год не устанавливало ограничений на их оборот.
Кортики состояли на вооружении в СССР с 1924 по 1926 год и с 1940 года. Многие образцы кортиков СССР состоят на вооружении в РФ. Поэтому кортики не всегда состояли на вооружении в СССР и не все виды кортиков СССР состоят на вооружении в РФ, а с 2021 года отменен на территории РФ указанный выше основной законодательный акт СССР об обороте оружия, относивший кортики к оружию, состоящему на вооружении, запрещенному к гражданскому обороту, в одном перечне с боевым оружием, не запрещающий их отнесение к боевому оружию. При этом данный акт не имел на территории РФ силы закона и применялся только в части, не противоречащей ФЗ Об оружии и иному федеральному законодательству РФ, что исключало его применение вместо ФЗ Об оружии и подзаконных актов и, следовательно, применение его положений об оборотоспособности оружия, состоящего на вооружении и подобного ему оружия.
ФЗ от 29.11.2021г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в части упрощения порядка хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия (кортиков)», вносящий изменения в положения ФЗ Об оружии об обороте военных кортиков, выданных сотрудникам государственных военизированных организаций, уходящим в отставку, не учитывает степень опасности кортиков, необоснованное установление существенных ограничений прав их владельцев, а также законодательные пробелы в правилах оборота кортиков и возможность использования кортиков для незаконного или произвольного привлечения к административной ответственности за нарушение правил их хранения или их незаконные хранение, продажу или иной их незаконный оборот по ч. 4 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ, либо к уголовной ответственности за их незаконный сбыт или покушение на него (ч. 7 ст. 222 УК РФ или ч. 3 ст. 30 и ч. 7 ст. 222 УК РФ), поскольку он предусматривает только отмену разрешений на хранение кортиков самими указанными бывшими сотрудниками, их регистрации в уполномоченном органе, но сохраняет ограничения, связанные с его получением, и обязанность наследников получать лицензии на приобретение данных кортиков, регистрировать их в уполномоченном органе и получать разрешения на их хранение, при сохранении всех ограничений на выдачу им указанных лицензий и разрешений, а также на иной оборот данных кортиков.
При этом административная и уголовная ответственность за незаконный оборот оружия в 2021 году усилена, поскольку незаконный оборот любого оружия влечет штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей или административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия или без таковой, если отсутствуют признаки преступления (ст. 20.10 КоАП РФ), а максимальный срок лишения свободы за незаконный сбыт холодного оружия увеличен с 2 до 4 лет (ч.7 ст. 222 УК РФ). ФЗ от 28.06.2021 N 231-ФЗ с 1 июля 2022 года в ст. 1 ФЗ Об оружии планируется введение более строгих, чем предусмотренные в настоящее время в ст. 13 ФЗ Об оружии, запретов на выдачу лицензий и разрешений на владение оружием (запрет на получение лицензий и разрешений на оружие в течение 1 года для лиц, привлеченных к ответственности за совершение административных правонарушений, за которые предусмотрен административный арест и ряда других деяний, предусмотренных КоАП РФ, полный запрет на их получение лицами, осужденными за незаконный оборот оружия, экстремистскую деятельность и ряд других различных преступлений, предусмотренных УК РФ, или неоднократно осужденных за совершение любых преступлений и т.п.).
Поэтому данный ФЗ не вносит изменений, упрощающих и упорядочивающих оборот данных кортиков, что требует корректировки его положений.
Правила оборота современных иностранных кортиков, состоящих или не состоящих на вооружении в различных странах мира (включая кортики Украины), ФЗ Об оружии и подзаконными актами не предусмотрены и данные кортики могут быть отнесены только к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и находящемуся в свободном обороте.
В части стран мира кортики не состояли на вооружении или были с него сняты (в частности, в Германии (многие кортики Германии были сняты с вооружения после 1945 года, а кортики, принятые на вооружение в ГДР, - после объединения Германии в 1990 году)). При этом во многих странах мира, в которых кортики состоят или состояли на вооружении, они находятся в свободной продаже и могут быть выданы военнослужащему ил членам его семьи без ограничений (в частности, в Болгарии), либо свободно приобретаются военнослужащими и другими лицами за их счет.
В законодательстве многих стран мира отсутствуют ограничения на приобретение, хранение и сбыт холодного оружия, в особенности, такого оружия, как кортик (США и др.), либо отсутствуют ограничения на оборот всех видов холодного оружия и данное оружие может быть не отнесено к оружию в соответствии с законодательством государства (в частности, в Болгарии холодное оружие не регулируется законодательством об оружии с 1999 года и отсутствуют ограничения на приобретение и иной оборот метательного оружия, а к неогнестрельному оружию законодательство относит только газовое и пневматическое оружие).
В законодательстве целого ряда стран, ограничивающих оборот холодного оружия, оно не отнесено к боевому оружию (Эстония и др.), и (или) может быть приобретено лицом, достигшим возраста 14 лет (Сербия и др.) или более младшего возраста (Эстония и др.), либо лицом любого возраста (США и др.).
В законодательстве многих стран мира предусмотрен широкий перечень случаев, при наличии которых часть видов оружия или все его виды могут быть приобретены до достижения возраста 18 или 16 лет, либо установлен общий меньший минимальный возраст.
В законодательстве части штатов США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия.
В законодательстве Великобритании предусмотрен порядок получения разрешения на гладкоствольное ружье (Shotgun Certificate (SGC)), не содержащий указания на минимальный возраст лица, но запрещающий приобретение патронов к такому оружию лицами, не достигшими возраста 15 лет.
Учитывая вышеизложенное, необходимо внесение изменений в ФЗ от 29.11.2021г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в части упрощения порядка хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия (кортиков)» и отмена в ФЗ Об оружии лицензии на приобретение кортиков, состоящих на вооружении в РФ, и других ограничений на их приобретение лицами любого возраста, независимо от их состояния здоровья и наличия у них постоянного места жительства и гражданства РФ или другого гражданства.
Необходимо введение в ФЗ Об оружии минимального возраста получения лицензии на коллекционирование оружия и приобретения в целях коллекционирования всех видов оружия и патронов к оружию, не запрещенных к обороту на территории РФ и не запрещенных к приобретению в целях коллекционирования, соответствующего степени опасности конкретных видов оружия и патронов, либо четкого указания об отсутствии возрастного ограничения на получение лицензии на коллекционирование оружия и на приобретение видов оружия и патронов, возрастные ограничения на приобретение которых ФЗ Об оружии не предусмотрены, а также определении минимального возраста совершения юридически значимых действий, связанных с получением данной лицензии и приобретением конкретных предметов, только в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, не противоречащим положениям Конституции РФ.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующего правила оборота кортиков и приобретения по лицензии на коллекционирование оружия и иного приобретения в целях коллекционирования несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами РФ гражданского и иного оружия, не запрещенного к обороту на территории РФ или к приобретению в целях коллекционирования, возрастные ограничения на приобретение которого в ФЗ Об оружии не предусмотрены, и патронов к гражданскому и иному оружию, не запрещенных к обороту на территории РФ.
Указанные изменения необходимы, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, уменьшение коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочивание его норм.

Решение

Необходимо внесение изменений в ФЗ от 29.11.2021г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в части упрощения порядка хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия (кортиков)» и отмена в ФЗ Об оружии лицензии на приобретение кортиков, состоящих на вооружении в РФ, и других ограничений на их приобретение лицами любого возраста, независимо от их состояния здоровья и наличия у них постоянного места жительства и гражданства РФ или другого гражданства.
Необходимо введение в ФЗ Об оружии минимального возраста получения лицензии на коллекционирование оружия и приобретения в целях коллекционирования всех видов оружия и патронов к оружию, не запрещенных к обороту на территории РФ и не запрещенных к приобретению в целях коллекционирования, соответствующего степени опасности конкретных видов оружия и патронов, либо четкого указания об отсутствии возрастного ограничения на получение лицензии на коллекционирование оружия и на приобретение видов оружия и патронов, возрастные ограничения на приобретение которых ФЗ Об оружии не предусмотрены, а также определении минимального возраста совершения юридически значимых действий, связанных с получением данной лицензии и приобретением конкретных предметов, только в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, не противоречащим положениям Конституции РФ.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующего правила оборота кортиков и приобретения по лицензии на коллекционирование оружия и иного приобретения в целях коллекционирования несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами РФ гражданского и иного оружия, не запрещенного к обороту на территории РФ или к приобретению в целях коллекционирования, возрастные ограничения на приобретение которого в ФЗ Об оружии не предусмотрены, и патронов к гражданскому и иному оружию, не запрещенных к обороту на территории РФ.
Указанные изменения необходимы, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.

К началу списка инициатив