Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91462
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения правила об исключении из понятия изготовления оружия заточки лезвия, сборки оружия, установки на предмет готовых частей и других подобных простых действий, не требующих специальной квалификации

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии правила об исключении заточки лезвия и острия клинка или иной боевой (рабочей) части холодного или метательного оружия либо конструктивно сходных с ним изделий и сборки оружия из готовых частей или установки на предмет готовой части, придающей ему поражающие свойства оружия, либо незначительного увеличения дульной энергии пневматического оружия или иного пневматического устройства до значений более 3 или 7,5 Дж либо удельной огнестрельного устройства до значения огнестрельного оружия (более 0,5 Дж на мм2), либо силы натяжения тетивы лука или арбалета до значений метательного оружия (более 27 кгс для луков и более 43 кгс - для арбалетов), либо более значительного увеличения указанных характеристик до критериев конкретных видов оружия, если оно допускается конструктивными особенностями устройства или не требует специальных навыков либо использования предметов и веществ, запрещенных к обороту в РФ или оборот которых ограничен обязанностью получения лицензии или разрешения на приобретение и хранение предмета, а также совершения других действий, придающих предмету свойства оружия, не требующих наличия специальных навыков по производству оружия, из понятий изготовления и ремонта оружия, поскольку сама по себе заточка лезвия и острия клинка или иной боевой (рабочей) части не придает предмету свойств холодного или метательного оружия, определяемых совокупностью экспертных критериев (прочностью клинка и рукояти, твердостью клинка, углом заточки, наличием у рукояти ограничителя или подпальцевых углублений, длиной клинка и рукояти, другими характеристиками, обеспечивающими травмобезопасность рукояти, геометрическими параметрами, обеспечивающими правильное удержание предмета в руке и его использование в качестве оружия, толщиной обуха клинка и т.п.), отсутствие хотя бы одного из которых исключает признание предмета холодным оружием, а заточка клинка или иной боевой части холодного или метательного оружия не является его изготовлением, учитывая отнесение предмета к оружию. При этом экспертные критерии отнесения предмета к холодному оружию являются избыточными и не позволяют самостоятельно определить принадлежность предмета к холодному оружию, что создает условия для ложных обвинений в незаконном изготовлении холодного оружия лиц, имеющих указанное оружие или конструктивно сходные с ним изделия, и не учитывает направленность умысла лица не на изготовление оружия, а на придание клинку или иной боевой (рабочей) части конструктивно сходного с оружием изделия либо холодного или метательного оружия остроты, необходимой для его более эффективного использования в хозяйственных или иных законных целях. Более того, заточка, не влекущая изменение свойств предмета или его переделку в другой предмет, является необходимой процедурой по уходу за предметом, используемым в хозяйственный или иных законных целях, для выполнения которых требуется его заточка, или процедурой подготовки к законному использованию предмета, предназначенного для использования заточенным, но поставляемого на реализацию незаточенным, что исключает ее отнесение как к изготовлению, так и к ремонту оружия или иного предмета.
Сборка оружия из готовых частей или установка на предмет готовой части, придающей ему поражающие свойства оружия, не являются изготовлением или ремонтом оружия, учитывая отсутствие необходимости внесения изменений в конструкцию данных частей в целях правильной сборки оружия и наличие права любых лиц на приобретение комплектующих деталей ко всем видам оружия и основных частей холодного, метательного, газового, пневматического, сигнального и иных видов оружия, не отнесенных ФЗ Об оружии к огнестрельному оружию, и права на приобретение основных частей ограниченного к обороту огнестрельного оружия лицами, имеющими право на его приобретение и хранение, поскольку ограничения на оборот комплектующих деталей к оружию и основных частей видов оружия, не отнесенных к огнестрельному оружию, нормами ФЗ Об оружии не предусмотрены, а правила оборота огнестрельного оружия распространяются и на оборот его основных частей.
Сборка оружия из готовых частей может быть произведена путем сборки холодного (ножей, кинжалов, кастетов и т.п.), метательного (метательных ножей, луков, арбалетов и т.п.), пневматического (пневматических пистолетов, револьверов, винтовок и т.п.), огнестрельного (пистолетов, револьверов, ружей, винтовок и т.п.), сигнального (сигнальных пистолетов, револьверов и т.п.) и иного оружия из частей оружия, находящихся в свободном обороте или основных частей огнестрельного оружия, находящихся в законном или незаконном владении. При этом не требуется техническая доработка данных частей и наличие у лица навыков по изготовлению или ремонту оружия.
Установка на предмет готовой части, придающей ему поражающие свойства оружия, может быть произведена путем установки боевой дуги на арбалет для развлекательной стрельбы, после которой арбалет приобретает характеристики метательного оружия, замены ствола пневматического оружия калибра 4,5 мм на ствол большего калибра или ствол, придающий пуле энергию более 7,5 Дж, без внесения доработок в конструкцию оружия и т.п., что не требует технической доработки данных частей, обеспечивающей их установку на конструктивно сходные с оружием изделия или виды оружия, и наличия у лица навыков по изготовлению или ремонту оружия.
При этом в продаже часто встречаются модели пневматического оружия, имевшие дульную энергию более 7,5 Дж, указанная энергия которых была уменьшена до 3 Дж, но ее увеличение возможно без внесения значительных необратимых изменений в конструкцию оружия. Более того, их стоимость может быть такой же, как стоимость пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, или оружия, имеющего культурную ценность (до 63000 рублей и более).
В ФЗ Об оружии предусмотрено определение производства оружия, которым является исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей (ст. 1) и правила его производства, запрещающие производство гражданского, служебного и боевого оружия физическим лицам и юридическим лицам, не имеющим лицензий на его производство (ст. 16). В ст. 16 ФЗ Об оружии предусмотрены только право граждан РФ, являющихся владельцами гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, при наличии разрешения на хранение и ношение данного оружия вправе для личного использования, на производство самостоятельного снаряжения патронов к указанному оружию, и право владельцев огнестрельного оружия на самостоятельное производство ремонта и замены комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия.
Определения изготовления и ремонта оружия и его частей в ФЗ Об оружии отсутствуют.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 (ред. от 11.06.2019) "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, понимается их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию понимается изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.).
Постановления Пленума Верховного Суда РФ не имеют силы закона и могут применяться в конкретных делах только в части, не противоречащей законодательству РФ. При этом данные определения не относят к изготовлению оружия действия, заключающиеся в сборке оружия из готовых частей и, тем более, в заточке клинка или иной боевой части холодного или метательного оружия.
Существуют виды оружия и конструктивно сходных с ним изделий, которые законно могут быть укомплектованы частями, установка которых изменяет их поражающие свойства, или переделываемы в другие виды оружия или конструктивно сходных с ним изделий путем их разборки и сборки из их частей других видов оружия или конструктивно сходных с ним изделий. Ими являются, в частности, арбалеты для развлекательной стрельбы, к которым могут быть свободно приобретены как дуги с натяжением тетивы, недостаточным для их отнесения к метательному оружию, так и боевые дуги, установка которых влечет приобретение арбалетом характеристик метательного оружия, и ножи для выживания, отнесенные к охотничьему холодному клинковому оружию, у которых рукоять может быть заменена на древко копья. При этом арбалеты с боевыми дугами являются метательным оружием, а копья и другие виды холодного древкового оружия не отнесены к охотничьему оружию и правила оборота казанного холодного оружия, не имеющего культурной ценности, ФЗ Об оружии не предусмотрены, но предметы метательного действия, которые будут отнесены не к холодному, а к бросковому метательному оружию с 30 января 2020 года, запрещены к обороту на территории РФ, если они не имеют культурной ценности. Поэтому необходимо не только четкое разграничение в ФЗ Об оружии сборки оружия и его ремонта или изготовления, но и введение правил, регулирующих установку на предметы частей оружия, предназначенных для установки на них, придающих им свойства конкретных видов оружия, и оборот всех видов древкового холодного и метательного оружия и других видов оружия, оборот которых остается законодательно неурегулированным.
В УК и КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконные ремонт, переделку или изготовление только части видов оружия.
Уголовная ответственность предусмотрена за незаконные ремонт или переделку огнестрельного оружия и основных частей огнестрельного оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию ограниченного поражения (ст. 223 УК РФ), и за незаконное изготовление огнестрельного, газового, метательного или холодного оружия либо пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж (ст. 223 УК РФ).
Административная ответственность установлена в КоАП РФ за нарушение правил производства оружия (ч. 1 и 2 ст. 20.8 КоАП РФ) и за незаконное изготовление или иной оборот оружия (ст. 20.10 КоАП РФ). При этом административной ответственности за нарушение правил производства оружия подлежат только должностные лица и юридические лица, а указанной ответственности за незаконное изготовление или иной оборот оружия – граждане, должностные лица и юридические лица.
Таким образом, за незаконные ремонт или переделку видов оружия, не отнесенных к огнестрельному, и за незаконное изготовление видов оружия, не отнесенных к огнестрельному, газовому, метательному или холодному оружию либо пневматическому оружию с дульной энергией более 7,5 Дж, ответственность в УК РФ не предусмотрена, а нарушение правил производства и незаконное изготовление всех видов оружия влечет административную ответственность. При этом холодное, метательное, пневматическое и газовое оружие являются видами оружия, широко распространенными в гражданском обороте, а незаконные изготовление или переделка сигнального и других видов оружия, незаконные изготовление или переделка которых не влекут уголовной ответственности, могут влечь изменение их оборотоспособности и отнесение их к видам оружия, приобретение которых ограничено лицензированием или другими специальными основаниями либо запрещено, что, в свою очередь, может влечь привлечение их владельцев к административной ответственности за иные нарушения правил их оборота, за которые она установлена. Поэтому необходимо четкое отграничение ремонта, переделки и изготовления всех видов оружия от других действий, изменяющих характеристики конкретных предметов, и установление точных критериев незаконности действий владельцев оружия и конструктивно сходных с ним изделий, изменяющих характеристики предметов.
Специальная ответственность за установку на оружие или другие предметы частей, придающих им свойства определенных видов оружия, в УК и КоАП РФ отсутствует. При этом административная ответственность предусмотрена за установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты), порядок использования которых устанавливается Правительством РФ (ст. 20.9 КоАП РФ), т.е. за установку устройств, не влекущих отнесения конкретного вида оружия к другому виду оружия, только на гражданское или служебное оружие, что не учитывает наличие в гражданском обороте стрелкового оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и ряда видов боевого ручного стрелкового оружия (например, наградного), а также равную степень опасности установки таких устройств на любое стрелковое оружие, если оно используется для совершения преступлений или может быть использовано в преступных целях.
Таким образом, установка на оружие различных предметов отграничена от его ремонта, переделки или изготовления, а незаконной и наказуемой является только установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты), порядок использования которых устанавливается Правительством РФ, поэтому установка на оружие или другие предметы готовых частей, влекущая их отнесение к конкретным видам оружия, ответственности не влечет, но их дальнейшие хранение и иной оборот до снятия указанных частей могут влечь ответственность за нарушение правил оборота оружия или его незаконный оборот в случаях, предусмотренных УК и КоАП РФ.
Специальная ответственность за сборку оружия из готовых частей в УК и КоАП РФ не предусмотрена, поэтому наступление ответственности возможно только за нарушение правил его хранения или иного оборота либо за его незаконный оборот, в случаях, предусмотренных УК и КоАП РФ.
Несмотря на отсутствие правил, приравнивающих к ремонту, переделке или изготовлению оружия заточку лезвия и острия, сборку оружия из готовых частей или установку на предмет готовой части, придающую ему свойства конкретного вида оружия, встречаются как различные мнения, так и судебные решения, относящие заточку лезвия и острия к действию, направленному на изготовление холодного оружия, или приравнивающие установку дуги с натяжением тетивы более 43 кгс на арбалет, не отнесенный к оружию, либо сборку ножей, кинжалов, кастетов и других предметов, признаваемых оружием, к изготовлению оружия. Это указывает на необходимость введения в ФЗ Об оружии четких определений ремонта, переделки, изготовления оружия, а также сборки оружия и других действий, не требующих владения специальными навыками по производству оружия, отграничивающих указанные действия друг от друга.
Приравнивание заточки лезвия и острия, сборки оружия из готовых частей, установки на предмет готовой части, придающей ему свойства конкретного вида оружия, и совершения других действий, влекущих приобретение предметом свойств оружия, но не требующих наличия специальных навыков по производству оружия, к ремонту, переделке или изготовлению оружия, нелогично и может влечь массовое привлечение владельцев конкретных предметов к административной или уголовной ответственности за незаконные изготовление, переделку или ремонт различных видов оружия, провоцирование данных действий, фальсификацию доказательств по делам о незаконных ремонте, переделке или изготовлении оружия, а также распространение случаев совершения различными лицами действий, требующих наличия специальных навыков по производству оружия, направленных на незаконные ремонт, переделку или изготовление оружия, поскольку лица, не имеющие познаний в области законодательства об оружии и оружейного дела, могут совершить подобные действия по неосторожности, имея о владении свободно приобретаемые предметы, а другие лица, имеющие противоправные намерения могут склонять владельцев оружия или конструктивно сходных с оружием изделий к совершению данных действий или фальсифицировать их совершение. При этом лица, владеющие знаниями законодательства об оружии, могут своевременно разбирать оружие или снимать с него части, изменяющие его характеристики, либо совершать другие действия, исключающие обвинения в нарушении законодательства, не требующие значительных затрат времени и усилий, а лица, умеющие ремонтировать, переделывать или изготавливать оружие, могут совершать незаконные ремонт, переделку или изготовление оружия, используя свои специальные навыки, осознавая тот факт, что к изготовлению оружия могут быть приравнены действия, совершаемые и без использования специальных навыков.
Поэтому к ремонту, переделке и изготовлению оружия следует отнести только действия, требующие наличия специальных навыков по производству оружия.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в ФЗ Об оружии правила об исключении заточки лезвия и острия клинка или иной боевой (рабочей) части холодного или метательного оружия либо конструктивно сходных с ним изделий и сборки оружия из готовых частей или установки на предмет готовой части, придающей ему поражающие свойства оружия, а также совершения других действий, придающих предмету свойства оружия, не требующих наличия специальных навыков по производству оружия, из понятий изготовления и ремонта оружия.
Учитывая наличие в ст. 16 ФЗ Об оружии права владельцев огнестрельного оружия на ремонт и замену комплектующих деталей огнестрельного оружия, не являющихся его основными частями, и права владельцев определенных видов огнестрельного оружия на самостоятельное снаряжение патронов к нему, а также отсутствие в ФЗ Об оружии запрета на переделку ножа для выживания в копье путем замены его рукоятки на древко копья, которая возможна без внесения изменений в конструкцию клинка ножа, необходимо четкое разделение законных и незаконных действий по заточке и сборке оружия или совершению других подобных действий. При этом к указанным незаконным действиям следует отнести только опасные действия с оружием, повлекшие его незаконные хранение, ношение или иной незаконный оборот, совершение вооруженного преступления или иные тяжкие последствия, а условием ответственности за незаконные действия оружием, полученным путем совершения указанных действий, должно быть их после письменного предупреждения виновного лица уполномоченным органом или судом о недопустимости сборки конкретного вида оружия или установки на предмет части, придающей ему свойства оружия (например, установки боевой дуги на приобретаемый без ограничений арбалет), либо совершения других подобных действий и необходимости приведения предмета в исходное состояние (разборки оружия, снятие установленной на него части и т.п.) или его легализации в качестве конкретного вида оружия (получения лицензии или иного необходимого документа, сдачи его на хранение в уполномоченный орган или на реализацию и т.п.).
Учитывая степень опасности конкретных видов оружия и действий с ними, разрешенных или запрещенных законом, необходимо ввести в ФЗ Об оружии право любых лиц на ремонт, переделку, изготовление и иной оборот холодного оружия и распределить все законные и незаконные действия по сборке, ремонту, переделке и изготовлению оружия и ответственность за совершение незаконных действий по степени опасности конкретных видов оружия и указанных действий, совершаемых вне специальных производственных помещений.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии правила об исключении заточки лезвия и острия клинка или иной боевой (рабочей) части холодного или метательного оружия либо конструктивно сходных с ним изделий и сборки оружия из готовых частей или установки на предмет готовой части, придающей ему поражающие свойства оружия, а также совершения других действий, придающих предмету свойства оружия, не требующих наличия специальных навыков по производству оружия, из понятий изготовления и ремонта оружия.
Учитывая наличие в ст. 16 ФЗ Об оружии права владельцев огнестрельного оружия на ремонт и замену комплектующих деталей огнестрельного оружия, не являющихся его основными частями, и права владельцев определенных видов огнестрельного оружия на самостоятельное снаряжение патронов к нему, а также отсутствие в ФЗ Об оружии запрета на переделку ножа для выживания в копье путем замены его рукоятки на древко копья, которая возможна без внесения изменений в конструкцию клинка ножа, необходимо четкое разделение законных и незаконных действий по заточке и сборке оружия или совершению других подобных действий. При этом к указанным незаконным действиям следует отнести только опасные действия с оружием, повлекшие его незаконные хранение, ношение или иной незаконный оборот, совершение вооруженного преступления или иные тяжкие последствия, а условием ответственности за незаконные действия оружием, полученным путем совершения указанных действий, должно быть их после письменного предупреждения виновного лица уполномоченным органом или судом о недопустимости сборки конкретного вида оружия или установки на предмет части, придающей ему свойства оружия (например, установки боевой дуги на приобретаемый без ограничений арбалет), либо совершения других подобных действий и необходимости приведения предмета в исходное состояние (разборки оружия, снятие установленной на него части и т.п.) или его легализации в качестве конкретного вида оружия (получения лицензии или иного необходимого документа, сдачи его на хранение в уполномоченный орган или на реализацию и т.п.).
Учитывая степень опасности конкретных видов оружия и действий с ними, разрешенных или запрещенных законом, необходимо ввести в ФЗ Об оружии право любых лиц на ремонт, переделку, изготовление и иной оборот холодного оружия и распределить все законные и незаконные действия по сборке, ремонту, переделке и изготовлению оружия и ответственность за совершение незаконных действий по степени опасности конкретных видов оружия и указанных действий, совершаемых вне специальных производственных помещений.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 898 голосов

102

Против решения: 245 голосов

К началу списка инициатив