Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91464
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости в ФЗ Об оружии правила, устанавливающего четкие критерии отличия снаряжения патронов к оружию от их изготовления

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии правила, устанавливающего четкие критерии отличия снаряжения патронов к оружию от их изготовления, и справедливого распределения правил снаряжения патронов к различным видам оружия и мер ответственности и наказания за их незаконное снаряжение по степени опасности конкретных видов оружия и патронов, либо установления в ФЗ Об оружии запрета на отнесение снаряжения патронов к их незаконному изготовлению или переделке, поскольку снаряжение патронов выделено в ФЗ Об оружии в отдельное действие, но право на их снаряжение ограничено, а ответственность с 2011 по 2021 год была установлена только незаконное снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию (ч. 4 ст. 223 УК РФ), но данное деяние было декриминализировано ФЗ от 1 июля 2021 г. № 281-ФЗ (ч. 4 ст. 223 УК РФ) , что не препятствовало и не препятствует отнесению в судебной практике незаконного снаряжения патронов к огнестрельному оружию к их незаконному изготовлению. При этом снаряжение патронов является более легко выполняемым действиям, нежели их изготовление, а многие компоненты патронов (гильзы, пули, дробь, пыжи и т.п.) не ограничены к приобретению и их изготовление ответственности не влечет. Хранение капсюлей к патронам к оружию ФЗ Об оружии не запрещено и ответственность за незаконные действия с капсюлями как к патронам к длинноствольному огнестрельному оружию, владельцы которого имеют право на самостоятельное снаряжение патронов к нему, так и к иным патронам либо капсюлей, не предназначенных для использования в унитарных патронах, УК и КоАП РФ не предусмотрена, учитывая отсутствие их отнесения к оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам в ФЗ Об оружии и иных законодательных актах РФ. Правила оборота капсюлей к патронам к другим видам оружия или в других целях (для использования в сигнальных пистолетах, револьверах или иных сигнальных устройствах и т.п.) в ФЗ Об оружии не предусмотрены, что означает их нахождение в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. Порох имеют право приобретать только владельцы огнестрельного оружия, имеющие право на самостоятельное снаряжение патронов к нему, но часть видов патронов и других предметов, содержащих порох, имеют право приобретать и хранить любые лица и запрет на его извлечение из них без дальнейшего его отдельного хранения в ФЗ Об оружии отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, все вещества и материалы для снаряжения патронов или их изготовления можно считать доступными.
В ФЗ Об оружии предусмотрено определение производства оружия, которым является исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей (ст. 1) и правила его производства, запрещающие производство гражданского, служебного и боевого оружия физическим лицам и юридическим лицам, не имеющим лицензий на его производство (ст. 16). При этом с 16 января 2019 года ФЗ от 19.07.2018 N 219-ФЗ в ст. 1 ФЗ Об оружии введено определение самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, которым является самостоятельная сборка патронов для личного использования гражданами, являющимися владельцами охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия и (или) спортивного огнестрельного длинноствольного оружия.
В ст. 16 ФЗ Об оружии установлены правила производства оружия и патронов к нему и самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, что отделяет снаряжение патронов от их изготовления, но предусмотрено только право граждан РФ, являющихся владельцами гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, при наличии разрешения на хранение и ношение данного оружия вправе для личного использования, на производство самостоятельного снаряжения патронов к указанному оружию.
Определения изготовления и ремонта оружия, его частей и патронов к нему в ФЗ Об оружии отсутствуют.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 (ред. от 11.06.2019) "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, понимается их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию понимается изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.).
Незаконное снаряжение патронов к огнестрельному оружию, огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому и иному оружию, предназначенному для использование унитарных патронов может выражаться, в частности, в сборке патрона путем установки в гильзу средства инициирования выстрела, размещения метательного заряда, а также метаемого снаряжения травматического действия или слезоточивого, раздражающего вещества.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ не имеют силы закона и могут применяться в конкретных делах только в части, не противоречащей законодательству РФ. При этом данные определения не относят к изготовлению или переделке патронов к оружию их снаряжение, выделяя его в отдельное действие, что не противоречит положениям законодательства РФ.
В УК и КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконные ремонт, переделку или изготовление только части видов оружия, за незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконные переделку или снаряжение патронов только к двум видам оружия.
Уголовная ответственность предусмотрена за незаконные ремонт или переделку огнестрельного оружия и основных частей огнестрельного оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию ограниченного поражения (ст. 223 УК РФ), и взрывных устройств (ст. 223.1 УК РФ), и за незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ, огнестрельного, газового, метательного или холодного оружия либо пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж (ст. 223 и 223.1 УК РФ), а также за незаконное изготовление патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию (ч. 4 ст. 223 УК РФ).
Административная ответственность установлена в КоАП РФ за нарушение правил производства, продажи и хранения оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ч. 1 и 2 ст. 20.8 КоАП РФ) и за незаконное изготовление оружия, не отнесенное к преступлениям (ст. 20.10 КоАП РФ). При этом административной за нарушение правил производства, продажи и хранения оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств подлежат только должностные лица и юридические лица.
Таким образом, за незаконные ремонт или переделку видов оружия, не отнесенных к огнестрельному, и за незаконное изготовление видов оружия, не отнесенных к огнестрельному, газовому, метательному или холодному оружию либо пневматическому оружию, приобретаемому по лицензии, ответственность в УК и КоАП РФ не предусмотрена, а нарушение правил производства всех видов оружия и патронов к нему влечет административную ответственность только для должностных лиц и юридических лиц. При этом не предусмотрена ответственность за незаконное изготовление патронов к сигнальному и другим видам оружия, не отнесенным к огнестрельному или газовому оружию. Поэтому необходимо четкое отграничение снаряжения патронов от их изготовления, и установление точных критериев незаконности снаряжения патронов к оружию и мер ответственности за указанные незаконные деяния.
Ответственность за незаконные изготовление, переделку или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию была введена только с 1 июля 2011 года в ч. 4 ст. 223 УК РФ ФЗ от 28.12.2010 N 398-ФЗ, предусматривающую уголовную ответственность за незаконное изготовление как данных видов оружия, так и метательного или холодного оружия, и отменена с 2021 года ФЗ от 1 июля 2021 г. № 281-ФЗ. Ранее ответственности за незаконное снаряжение патронов к каким-либо видам оружия не предусматривалось. Не предусматривается она и в настоящее время. Поэтому понятие снаряжения патронов к оружию с 2011 по 2021 год являлось новым для российского уголовного законодательства.
Несмотря на отсутствие правил, приравнивающих к изготовлению патронов к оружию их самостоятельное снаряжение, встречаются судебные решения, относящие самостоятельное снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию лицом, не имеющим разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, к их изготовлению, что влечет осуждение за незаконное изготовление боеприпасов по ч. 1 ст. 223 УК РФ. Это указывает на необходимость введения в ФЗ Об оружии четких критериев отличия снаряжения патронов к оружию от их изготовления и решения вопроса о введении ответственности за незаконное снаряжение патронов ко всем видам оружия или введения в ФЗ Об оружии запрета на отнесение снаряжения патронов, не влекущего изменения их характеристик, в результате которого они приобретают свойства патронов к видам оружия, для приобретение которого необходимы другие основания, чем предусмотренные для приобретения конкретных видов оружия и патронов к нему, или запрещенных к обороту патронов к оружию, к их переделке или изготовлению, указывающего на отсутствие ответственности за сам факт незаконного снаряжения патронов к оружию.
Приравнивание снаряжения патронов к оружию к их переделке или изготовлению противоречит положениям ст. 1 и 16 ФЗ Об оружии, а устранение указанных противоречий путем его приравнивания к ним в данных нормах ФЗ Об оружии и УК РФ нелогично и может влечь массовое привлечение владельцев оружия и патронов к уголовной ответственности за незаконные изготовление или переделку различных видов патронов к оружию, провоцирование данных действий, фальсификацию доказательств по делам о незаконных переделке или изготовлении патронов к оружию, а также распространение случаев совершения различными лицами незаконных переделки или изготовления патронов к оружию, поскольку лица, имеющие противоправные намерения могут склонять владельцев оружия или конструктивно сходных с оружием изделий к совершению данных действий или фальсифицировать их совершение. При этом переделка и изготовление патронов являются более сложно выполняемыми действиями, чем и снаряжение, поскольку во время переделки необходимо изменение конструкции гильзы и (или) навески пороха либо внесение каких-либо других изменений в конструкцию имеющегося патрона, а во время его изготовления необходимо изготовление гильзы, подходящей по размерам к патроннику конкретного вида оружия, имеющей рант или проточку, необходимые для правильного размещения в патроннике или обойме и удаления стреляной гильзы экстрактором, эжектором либо зацепом выбрасывателя, и (или) правильная подгонка капсюля и других компонентов патрона к гильзе либо совершение действий, изменяющих конструкцию имеющихся гильзы или патрона, в целях создания патрона к другому виду оружия или переделки патрона к иному устройству в патрон к конкретному виду оружия.
Поэтому к переделке и изготовлению патронов к оружию следует отнести только действия, требующие наличия специальных навыков по производству оружия и патронов, влекущие изменение свойств имеющегося патрона или его отдельных компонентов, в целях создания патрона к другому виду оружия или переделки патрона к иному устройству в патрон к конкретному виду оружия либо изготовление патрона без использования готовой гильзы, начиная с изготовления самой гильзы.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в ФЗ Об оружии правила, устанавливающего четкие критерии отличия снаряжения патронов к оружию от их изготовления, и справедливого распределения правил снаряжения патронов к различным видам оружия и мер ответственности и наказания за их незаконное снаряжение по степени опасности конкретных видов оружия и патронов, либо установления в ФЗ Об оружии запрета отнесения снаряжения патронов к их незаконному изготовлению или переделке.
При внесении указанных изменений необходимо установить в ФЗ Об оружии четкие правила оборота пороха и капсюлей, исключающие произвольное признание действий с ними незаконными и привлечение к уголовной ответственности за незаконное хранение пороха или иной его незаконный оборот, учитывая наличие уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, ношение, перевозку, передачу или сбыт взрывчатых веществ (ст. 222.1 УК РФ) и отсутствие ответственности за временное извлечение пороха из патрона до его помещения в какой-либо патрон или использования.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии правила, устанавливающего четкие критерии отличия снаряжения патронов к оружию от их изготовления, и справедливого распределения правил снаряжения патронов к различным видам оружия и мер ответственности и наказания за их незаконное снаряжение по степени опасности конкретных видов оружия и патронов, либо установление в ФЗ Об оружии запрета отнесения снаряжения патронов к их незаконному изготовлению или переделке.
При внесении указанных изменений необходимо установить в ФЗ Об оружии четкие правила оборота пороха и капсюлей, исключающие произвольное признание действий с ними незаконными и привлечение к уголовной ответственности за незаконное хранение пороха или иной его незаконный оборот, учитывая наличие уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, ношение, перевозку, передачу или сбыт взрывчатых веществ (ст. 222.1 УК РФ) и отсутствие ответственности за временное извлечение пороха из патрона до его помещения в какой-либо патрон или использования.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 906 голосов

94

Против решения: 232 голоса

К началу списка инициатив