Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91631
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения из определения оружия в ФЗ Об оружии его предназначения только для подачи сигналов и понятия сигнального оружия как вида оружия

Существует необходимость исключения из определения оружия в ФЗ Об оружии его предназначения только для подачи сигналов и отнесения сигнального оружия, предназначенного только для подачи сигналов к конструктивно сходным с оружием изделиям, т.к. оружием, согласно ст. 1 ФЗ Об оружии, являются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, сигнальным является оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов, а сигнальным патроном - устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение для подачи светового, дымового или звукового сигнала и не предназначенное для поражения живой или иной цели, но указания на способность такого оружия и патронов к нему, поразить цель, в ФЗ Об оружии отсутствуют.
При этом не указано на степень опасности сигнального оружия для здоровья человека, свидетельствующую о необходимости их отнесения к оружию, а другие предметы, не предназначенные для поражения цели (строительные пистолеты, патроны к ним и т.п.), не относятся к оружию и патронам к оружию, что нелогично, учитывая не меньшую степень их опасности и наличие у всех данных предметов предназначения не для поражения цели, а для иного их использования, а также фактическое наличие возможности использования для поражения цели широкого перечня предметов, необходимых в быту.
ФЗ Об оружии не предусмотрены запреты на ношение и использование сигнального оружия в целях самообороны и его ношение в заряженном состоянии, но назначение данного оружия и его выделение ФЗ Об оружии в качестве отдельного вида оружия указывает на то, что оно не предназначено для самообороны и может быть использовано только для подачи сигналов в целях вызова помощи или выполнения задач, поставленных перед участниками конкретных мероприятий.
Виды сигнального оружия и категории лиц, имеющих право на его приобретение, четко не указаны в ФЗ Об оружии и подзаконных актах, при этом ФЗ Об оружии предусматривает необходимость получения гражданами лицензий на приобретение сигнального оружия, по которым гражданами РФ могут быть приобретены газовые пистолеты, револьверы и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, а иностранными гражданами - все виды гражданского оружия, приобретение которых иностранными гражданами допускается только по лицензии, обязывающей вывезти приобретенное оружие с территории РФ не позднее десяти дней.
Это указывает на возможность получения лицензии на приобретение сигнального оружия любым гражданином, не имеющим противопоказаний к владению оружием по лицензии, но требует уточнения правил его приобретения, учитывая специфику сигнального оружия и его отсутствие в перечне видов оружия самообороны (п. 1) ст. 3 ФЗ Об оружии) и отнесение к отдельному виду гражданского оружия в п. 4) ст. 3 ФЗ Об оружии.
Сигнальные пистолеты, револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним, которые по заключению МВД, не могут быть использованы в качестве огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и газового оружия, приобретаются без лицензии и регистрации любыми лицами, независимо от их гражданства и возраста (ст. 13 ФЗ Об оружии), при этом не указано, относятся ли такие сигнальные пистолеты, револьверы и патроны к ним к оружию, что требует уточнения их правового статуса как вида оружия или конструктивно сходного с оружием изделия.
Незаконный оборот сигнального оружия не влечет уголовной ответственности, если оно отнесено по характеристикам именно к сигнальному, а не газовому или огнестрельному оружию, но административная ответственность за незаконный оборот всех видов оружия и патронов к оружию с 2021 года усилена и возможно назначение наказаний в виде административного ареста и их конфискации, поэтому необходима отмена излишних ограничений на оборот сигнального и иного оружия, а логически правильным решением является исключение сигнального оружия из перечня видов оружия и решение вопроса об исключении из данного перечня газового оружия, иного нелетального оружия, холодного и метательного броскового оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность.
В законодательстве части стран мира сигнальное оружие в качестве вид оружия не предусмотрено либо отнесено к газовому или огнестрельному оружию. При этом в законодательстве части стран, в которых оно предусмотрено в качестве вида оружия, оно включено в перечень видов охотничьего оружия, а в законодательстве части стран, в которых оно не является видом оружия, к оружию не отнесены электрошоковые устройства и газовые баллончики или все виды газового оружия.
В законодательстве Абхазии и ряда других стран постсоветского пространства сигнальное оружие отнесено к оружию, приобретаемому без лицензии. При этом в Законе Об оружии Абхазии к нему отнесены все виды гражданского газового оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Согласно пп. iii) п. 2) Приложения I к Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, из перечня видов огнестрельного оружия исключаются предметы, предназначенные для поднятия тревоги, подачи сигналов, использования в спасательных действиях, на бойнях, для гарпунной добычи животных, производственного или технического использования, при условии их применения только для указанных целей.
Поэтому существует международная тенденция к исключению из перечня видов оружия, предметов, не предназначенных для поражения цели.
Учитывая вышеизложенное, следует внести ст. 1 ФЗ Об оружии уточнение о том, что устройства и предметы, конструктивно предназначенные для подачи сигналов, должны признаваться оружием только при наличии предназначения для поражения цели, если в случае их применения против человека возможно причинение ему вреда здоровью, а оружие может быть использовано для подачи сигналов, в том числе при использовании сигнальных патронов. При этом следует ввести перечень видов сигнального оружия и категорий лиц, имеющих право на его приобретение, не противоречащий положениям Конституции РФ, или отменить лицензирование приобретения всех видов сигнального оружия, отнести сигнальное оружие, предназначенное только для подачи сигналов, к конструктивно сходным с оружием изделиям и ввести определения световых, дымовых или звуковых сигналов, при подаче которых невозможно поражение цели.
Отмена лицензирования приобретения всех видов сигнального оружия и их исключение из перечня видов оружия являются наиболее правильным решением данной проблемы, учитывая отсутствие в перечне видов оружия других видов предметов, не предназначенных для поражения цели и положения Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами.
Внесение данных изменений необходимо в целях упорядочивания норм ФЗ Об оружии и реализации положений Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, исключающей из перечня видов огнестрельного оружия предметы, предназначенные для поднятия тревоги, подачи сигналов, использования в спасательных действиях, на бойнях, для гарпунной добычи животных, производственного или технического использования, при условии их применения только для указанных целей.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционности норм ФЗ Об оружии, разграничивающих виды оружия и предметы, не отнесенные к оружию, и упорядочиванию перечней видов оружия и ограничений на их оборот в ФЗ Об оружии.

Практический результат

Отмена лицензирования приобретения всех видов сигнального оружия и их исключение из перечня видов оружия являются наиболее правильным решением данной проблемы, учитывая отсутствие в перечне видов оружия других видов предметов, не предназначенных для поражения цели и положения Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами.
Внесение данных изменений необходимо в целях упорядочивания норм ФЗ Об оружии и реализации положений Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, исключающей из перечня видов огнестрельного оружия предметы, предназначенные для поднятия тревоги, подачи сигналов, использования в спасательных действиях, на бойнях, для гарпунной добычи животных, производственного или технического использования, при условии их применения только для указанных целей.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционности норм ФЗ Об оружии, разграничивающих виды оружия и предметы, не отнесенные к оружию, и упорядочиванию перечней видов оружия и ограничений на их оборот в ФЗ Об оружии.

Решение

Следует внести ст. 1 ФЗ Об оружии уточнение о том, что устройства и предметы, конструктивно предназначенные для подачи сигналов, должны признаваться оружием только при наличии предназначения для поражения цели, если в случае их применения против человека возможно причинение ему вреда здоровью, а оружие может быть использовано для подачи сигналов, в том числе при использовании сигнальных патронов. При этом следует ввести перечень видов сигнального оружия и категорий лиц, имеющих право на его приобретение, не противоречащий положениям Конституции РФ, или отменить лицензирование приобретения всех видов сигнального оружия, отнести сигнальное оружие, предназначенное только для подачи сигналов, к конструктивно сходным с оружием изделиям и ввести определения световых, дымовых или звуковых сигналов, при подаче которых невозможно поражение цели.

К началу списка инициатив