Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91764
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости уточнения в ФЗ Об оружии права на приобретение охотничьих патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны

Существует необходимость уточнения в ФЗ Об оружии права на приобретение охотничьих патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, приобретенному в целях самообороны, поскольку к оружию самообороны в ст. 3 ФЗ Об оружии отнесено гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия, но полный перечень патронов к данному оружию, приобретаемого в целях самообороны, в ФЗ Об оружии не предусмотрен. При этом максимальная дульная энергия патронов травматического действия определена в ФЗ Об оружии с 2011 года и составляет 150 Дж. Поэтому отсутствие четкого указания в законе на возможность приобретения охотничьих патронов с металлическими пулями, дробью или картечью к данному гладкоствольному длинноствольному огнестрельному оружию лицами, имеющими разрешение хранение указанного оружия как оружия самообороны, создает неопределенность в вопросе о приобретении и ином обороте данных патронов в целях самообороны, учитывая наличие у охотничьих патронов дульной энергии, достигающей 3500 Дж, и отсутствие максимального ограничения их дульной энергии в ФЗ Об оружии.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ Об оружии огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в п. 1, 2 и 3 ч. 2 ст. 3 данного ФЗ (данное оружие, отнесенное к оружию самообороны, спортивному или охотничьему оружию), граждане РФ имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.
Таким образом, для целей самообороны может быть законно приобретено любое охотничье или спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, что явно указывает на необходимость введения указаний на виды патронов, приобретаемых к данному оружию в целях самообороны.
В ст. 16 ФЗ Об оружии предусмотрено право граждан РФ, имеющих разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, на самостоятельное снаряжение патронов к данному оружию, а в ст. 18 данного ФЗ предусмотрено право указанных граждан на приобретение пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к данному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность. Поэтому граждане, владеющие огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием как оружием самообороны, не имеют права на самостоятельное снаряжение патронов к нему и на приобретение пороха и капсюлей, учитывая наличие в ст. 13 ФЗ Об оружии права на получение разрешения только на хранение такого оружия без права ношения. При этом наличие запретов на самостоятельное снаряжение патронов к данному оружию и на приобретения пороха и капсюлей для указанных граждан не означает его наличие и на приобретение патронов к данному оружию с металлическими поражающими элементами.
За время действия ФЗ Об оружии существовали различные неофициальные толкования правил приобретения патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны и в оружейных магазинах Москвы, Тверской области и других субъектов РФ встречались случаи как отказа в продаже охотничьих патронов к указанному оружию, так и их продажи гражданам, имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны.
Учитывая отсутствие четкого официального толкования вышеуказанных правил, необходимо введение четкого перечня видов патронов к указанному оружию самообороны.
Оружие самообороны как отдельный вид оружия было введено только в Законе РФ Об оружии 1993г., а огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие было отнесено к оружию самообороны, право на приобретение которого имеют любые граждане РФ, получившие лицензии на приобретение указанного оружия самообороны, только в ФЗ Об оружии, вступившим в силу 1 июля 1997 года.
До 1992 года в России, РСФСР, СССР и РФ гладкоствольные ружья находились в гражданском обороте как охотничье оружие и приобретались свободно до 1940 года и с 1953 по 1959 год. При этом с 1940 по 1953 год и с 1959 года они приобретались гражданами по охотничьим билетам, а с 1975 года – только по разрешениям органов милиции, выдаваемых с правом или без права охоты. Граждане, имеющие разрешения с отметкой «без права охоты», не имели права на приобретение патронов к ружьям, пороха, дроби и охотничьих ножей. Поэтому право на приобретение патронов к ружьям имели только охотники.
В 1992 году Указом Президента РФ от 8 ноября 1992г. N 1342 было введено право фермеров на приобретение в специализированных магазинах охотничьих гладкоствольных ружей без получения охотничьих билетов и были утверждены правила их приобретения и иного оборота, предусматривавшие право на получение разрешения на приобретение такого оружия без права охоты с записью «фермер» и на приобретение в специализированных магазинах к нему не более 20 патронов, снаряженных мелкой дробью, за один раз. При этом до 1 января 1994 года действовал Приказ МВД СССР от 1 декабря 1987г. N 246, содержавший запрет на приобретение патронов к охотничьим ружьям гражданами, имеющими разрешения на их хранение с отметкой «без права охоты», что исключало приобретение патронов к ружьям фермерами.
С 1 января 1994 по 1 июля 1997 года действовал Закон РФ Об оружии, предусматривавший право на приобретение гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия охотниками, имеющими соответствующие лицензии.
Таким образом, граждане, не являющиеся охотниками, не имели права приобретать патроны к охотничьим ружьям со времени введения ограничений на приобретение такого оружия до 1 января 1994 года, а с указанной даты было предусмотрено право фермеров на приобретение патронов к нему, снаряженных мелкой дробью, т.е. был четко определен тип ружейного патрона, приобретаемого в целях самообороны. Поэтому ФЗ Об оружии было расширено право на приобретение охотничьих ружей и патронов к ним в целях самообороны, учитывая введение права на их приобретение в указанных целях любыми совершеннолетними гражданами РФ, имеющими соответствующие лицензии, а не только фермерами, отмены количественных ограничений на приобретение патронов к ружьям в целях самообороны и отсутствие четко указанных видов патронов, которые могут быть приобретены в указанных целях. При этом указание на патроны травматического действия и отсутствие права на использование патронов с металлическими снарядами в других видах оружия самообороны, а также высокая поражающая способность большинства видов ружей вносят неясность в наличие права на приобретение таких патронов к ружьям в целях самообороны, что требует введения четкого указания на право их приобретения в данных целях, в особенности, учитывая наличие права на применение в целях самообороны спортивного, охотничьего и иного оружия его законными владельцами в ст. 24 ФЗ Об оружии и права на самооборону с применением любых предметов любыми лицами в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости в ст. 37 и 39 УК РФ.
В законодательстве других стран мира встречаются запреты на приобретение ружей в целях самообороны или запрещенными к приобретению многими или любыми лицами являются отдельные типы ружей (помповые и самозарядные), имеющие высокую скорострельность и поражающую способность, либо в качестве оружия самообороны разрешены любые виды гладкоствольных ружей без указания на какие-либо виды используемых патронов. При этом в законодательстве многих стран мира разрешено хранение и (или) ношение в целях самообороны пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, имеющих гладкий или нарезной ствол. Данные виды оружия отнесены к оружию самообороны в законодательстве многих странах мира, включая страны постсоветского пространства, входившие или входящие в СНГ. В частности, законом об оружии Грузии разрешено приобретение и хранение пистолетов (включая полностью автоматические) и револьверов в целях самообороны лицами, получившими соответствующие разрешения, Законом Об оружии Абхазии разрешено приобретение пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, в целях самообороны по разрешительным документам с 27 лет, а в законах об оружии ПМР и Молдовы предусмотрено право многих лиц на приобретение по лицензии пистолетов и револьверов для самообороны. Введение подобного закона об оружии планируется на Украине (получение лицензии будет возможно с 28 лет), а в ДНР и ЛНР действуют законы, разрешающее приобретение и регистрацию боевых пистолетов и револьверов гражданами.
Таким образом, в различных странах мира многие лица не имеют права на приобретение части или всех видов ружей в целях самообороны или права на приобретение в любых целях видов ружей, отнесенных к наиболее опасным, либо имеют право на приобретение всех видов ружей и патронов к ним, отнесенных к гражданскому оружию и патронам к нему, в целях самообороны (в законодательстве части данных стран разрешено ношение гладкоствольных ружей в целях самообороны), но во многих странах мира разрешено приобретение многими лицами пистолетов и револьверов в целях самообороны, что указывает на правильное обеспечение соблюдения права всех лиц на самооборону. Поражающая способность ружей, отсутствие ограничений дульной энергии и калибру охотничьих и спортивных ружейных патронов и наличие права на использование ружей в целях самообороны во всех случаях необходимой обороны указывают на нелогичность наличия запрета на отнесение к оружию самообороны пистолетов и револьверов, являющихся огнестрельным оружием, и установления более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, чем на оборот ружей и других видов оружия самообороны, но исключение всех видов ружей из перечня видов оружия самообороны или введение права на приобретение только наименее опасных патронов к ним нарушит основные конституционные права и свободы человека и гражданина (высшую ценность человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ)) и право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ)), учитывая наличие права всех законных владельцев любых видов оружия на их применение в целях самообороны и права любых лиц на применение любых предметов в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии четкого указания на право на приобретение охотничьих и спортивных патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, приобретенному в целях самообороны, или исключение из ст. 3 ФЗ Об оружии указания на примерные виды патронов, которые могут быть приобретены к данному оружию.
При внесении данных изменений, необходимо четкое указание в ФЗ Об оружии видов патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию или их видов, запрещенных к обороту, отмена ограничений на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия и запрета на приобретение луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, лицами, не имеющими разрешения на харанение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, и введение права на самостоятельное снаряжение патронов к указанному оружию самообороны и на приобретение пороха и капсюлей к ним, а также решение вопроса о введении права на приобретения в целях самообороны определенных или всех видов пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию (имеющих удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2), с установлением критериев лицензирования их приобретения и ограничений на их оборот с учетом дульной и удельной кинетической энергии данных видов оружия.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четкого указания на право на приобретение охотничьих и спортивных патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, приобретенному в целях самообороны, или исключение из ст. 3 ФЗ Об оружии указания на примерные виды патронов, которые могут быть приобретены к данному оружию.
При внесении данных изменений, необходимо четкое указание в ФЗ Об оружии видов патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию или их видов, запрещенных к обороту, отмена ограничений на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия и запрета на приобретение луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, лицами, не имеющими разрешения на харанение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, и введение права на самостоятельное снаряжение патронов к указанному оружию самообороны и на приобретение пороха и капсюлей к ним, а также решение вопроса о введении права на приобретения в целях самообороны определенных или всех видов пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию (имеющих удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2), с установлением критериев лицензирования их приобретения и ограничений на их оборот с учетом дульной и удельной кинетической энергии данных видов оружия.

К началу списка инициатив