Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91894
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения ответственности за незаконную передачу оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей и за нарушение правил передачи оружия в случаях необходимости их передачи или отсутствия опасности в данных действиях

Необходимо исключение ответственности за незаконную передачу оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей и за нарушение правил передачи оружия в следующих случаях:
1) передачи любых данных предметов под принуждением;
2) передачи данных предметов при стечении тяжелых жизненных обстоятельств для их реализации, хранения или иных действий в состоянии крайней необходимости и других подобных ситуациях;
3) передачи данных предметов в целях самообороны от животных или людей, задержания лиц, совершивших насильственные преступления, либо для пресечения насильственных действий, содержащих признаки преступления;
4) передачи данных предметов лицам, представившимся представителями власти, лицами, подлежащими государственной защите, или иными лицами, имеющими право на использование или иной оборот оружия, либо на совершение законных действий, для совершения которых оно необходимо постоянно или в конкретный момент, независимо от их дальнейших действий;
5) передачи данных предметов лицам, обещавшим добровольно их сдать органам власти, но не сдавшим их по любым причинам;
6) публичной передачи оружия и других данных предметов без их сокрытия после передачи от органов власти;
7) передачи данных предметов для подачи сигналов или использования в целях, не связанных с применением оружия для поражения живой цели.
На передачу гражданского оружия, не имеющего культурной ценности, патронов к оружию, пороха и капсюлей наложены существенные ограничения положениями ФЗ Об оружии и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. N 814, затрудняющие его передачу даже в случаях, когда она не создает угрозы совершения общественно опасных деяний, и увеличивающие риск произвольного привлечения владельцев оружия и других лиц к административной и, в особенности, к уголовной ответственности.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии запрещена передача патронов к гражданскому оружию лицу, им законно не владеющему, за исключением их передачи лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных организациях, и передача пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию лицу, не имеющему разрешения на хранение и ношение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия.
Согласно ст. 22 ФЗ Об оружии юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.
Согласно главе V. Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему о передаче оружия и патронов:
«15. Оружие и патроны могут передаваться:
а) в органы внутренних дел - должностными лицами государственных органов, лицами, подлежащими государственной защите, военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, лицами, награжденными оружием, и гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов (на время отпуска, командировки, лечения и т.п.);
а.1) в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - частными охранными организациями для хранения, проведения ремонтных работ и технического обслуживания;
б) в организации, ведущие охотничье хозяйство, - гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся указанными организациями;
в) в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел - для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям;
г) в органы по сертификации, аккредитованные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, в испытательные лаборатории (станции) - для проведения сертификационных испытаний;
д) экспертам по культурным ценностям, уполномоченным Министерством культуры Российской Федерации, - для проведения государственной экспертизы (историко-культурной или искусствоведческой экспертизы) ввозимого в Российскую Федерацию и (или) вывозимого из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, коллекционируемого оружия, имеющего культурную ценность, а также изъятого и конфискованного оружия и патронов, в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации;
е) юридическим лицам, уставами которых предусмотрено осуществление перевозки оружия и патронов, - для перевозки оружия и патронов в установленном порядке;
ж) спортивным организациям, имеющим специально оборудованные помещения на стрелково-стендовых объектах, - гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований;
ж.1) в наградные фонды - для формирования наградных фондов оружия и патронов к нему;
ж.2) в музеи и иные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - для коллекционирования и (или) экспонирования оружия и патронов к нему;
ж.3) в спортивные организации и образовательные организации в системе одного вида спорта, связанного с использованием огнестрельного оружия, а также спортсменам - членам спортивных сборных команд Российской Федерации, членам спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации для временного использования - общероссийскими и региональными спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации по видам спорта, связанным с использованием огнестрельного оружия;
ж(4)) гражданам Российской Федерации, имеющим разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия либо лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, а также иной документ, подтверждающий право на хранение и ношение оружия, либо при отсутствии оснований для отказа в выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение оружия, установленных пунктами 2 - 4 и 9 части двадцатой статьи 13 Федерального закона "Об оружии", - спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб;
ж(5)) гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам на стрелковых объектах государственных военизированных организаций - спортивными и образовательными организациями государственных военизированных организаций для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия, а также для получения гражданами Российской Федерации начальных знаний в области обороны, их военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы;
ж(6)) гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам - спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, являющихся объектами спорта, и (или) стрелковых объектах образовательных организаций, а также на территориях, специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, - для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия;
ж(7)) сотрудникам служб авиационной безопасности для воздушной перевозки;
ж(8)) в органы внутренних дел - для производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом;
ж(9)) юридическим лицам, имеющим лицензии на производство оружия, - гражданами Российской Федерации и юридическими лицами для ремонта оружия, в том числе приведения его в рабочее состояние путем устранения неисправностей деталей или их замены, а также восстановления внешнего вида и элементов художественной отделки оружия;
з) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
15(1). Лицу, не достигшему возраста 18 лет, запрещается передача оружия и патронов в случаях, предусмотренных подпунктами ж(3), ж(5) и ж(6) пункта 15 настоящих Правил, при отсутствии лично представленного или нотариально удостоверенного письменного согласия его законного представителя на передачу указанному лицу оружия и патронов.
16. Иностранные граждане по завершении досмотра таможенными органами Российской Федерации вправе передать оружие и патроны, временно ввезенные ими в Российскую Федерацию в целях охоты, участия в спортивном мероприятии, выставке или историко-культурном мероприятии с возможностью экспонирования, юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, оформившим приглашения для участия в соответствующих мероприятиях и (или) заключившим договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, для обеспечения сохранности и транспортировки к месту проведения соответствующих мероприятий оружия и патронов.
17. Передача (возврат) поставщикам (продавцам) приобретенных у них оружия и патронов при обнаружении технических неисправностей осуществляется на основании заявления владельца с оформлением документов установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Передача (возврат) оружия и патронов осуществляется их владельцами с предварительным уведомлением об этом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа по месту учета данного оружия.
При замене неисправного оружия поставщик (продавец) обязан в 3-дневный срок направить информацию об этом в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальный орган по месту учета оружия.
18. Субъекты, указанные в подпунктах "б" - "ж" пункта 10 настоящих Правил, могут перераспределять сверхнормативные запасы оружия и патронов между своими структурными или территориальными подразделениями в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.».
При этом данные правила передачи оружия не распространяются на оружие, имеющее культурную ценность, поскольку Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанными Правилами (абз. 2 п. 1 Правил), к которым передача и многие другие правила оборота оружия не отнесены. Правила передачи и многие другие правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, не предусмотрены данными Правилами и ФЗ Об оружии, а специальные правила его оборота не приняты до настоящего времени (согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998г. N 814 Министерству культуры Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями надлежало в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по регулированию оборота оружия, имеющего культурную ценность, чего сделано не было).
Не решен вопрос о распространении данных правил передачи оружия на оружие, не подлежащее регистрации в органах Росгвардии, приобретаемое по разрешительным документам (охотничье холодное клинковое оружие и др.), и на гражданское оружие, приобретаемое без лицензии (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства с допустимыми выходными параметрами, пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм и списанное оружие, а также виды оружия, имеющего культурную ценность, и другие иды гражданского оружия, правила приобретения которых отсутствуют в ФЗ Об оружии). При этом на передачу оружия, приобретаемого без лицензии, данные правила не могут быть распространены по определению, т.к. оно может быть приобретено широким кругом лиц (совершеннолетними или любыми гражданами РФ и иностранными гражданами (перечень видов оружия, приобретаемого без лицензии, для иностранных граждан более ограничен, чем для граждан РФ)), учитывая положения ст. 13 и 14 ФЗ Об оружии, а перечень его собственников и лиц, которым оно временно предоставлено законодательно не ограничен.
Гражданское оружие, не подлежащее регистрации в органах Росгвардии, приобретаемое по разрешительным документам, исходя из положений ФЗ Об оружии, может быть передано любым лицам, имеющим право на его приобретение, но возможно и его толкование, разрешающее передачу данного оружия любым лицам.
Оружие и патроны к оружию, не предусмотренные ФЗ Об оружии, и предметы, формально не отнесенные к оружию, могут быть переданы любым лицам, учитывая отсутствие правил их оборота. При этом данные предметы могут не иметь существенных отличий от гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, т.к. ФЗ Об оружии не предусмотрены многие виды холодного оружия, не имеющие культурной ценности, и ряд других видов оружия и патронов к оружию, ее не имеющих, а критерии разграничения оружия и предметов, сходных с ним, являются формальными и не упорядоченными, поэтому они не отражают реальную поражающую способность предметов (для холодного оружия установлено более 30 критериев, определяющих их прочность, твердость (более 25 HRC), удобство удержания в руке и другие характеристики, четко установить которые может только эксперт, для броскового метательного оружия установлено ряд других критериев (в частности, вес сюрикена должен быть более 50 грамм), к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты с определенной силой дуги (27 и 43 кгс соответственно), к пневматическому оружию могут быть отнесены пневматические устройства с дульной энергией более 3 Дж (при любых калибре и удельной кинетической энергии), не имеющие специального назначения, к огнестрельному оружию могут быть отнесены огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2 (при любых калибре и дульной энергии), но для огнестрельного оружия ограниченного поражения минимальные критерии четко не определены, а критерии отнесения к другим видам оружия (газового, сигнального и др.) различных устройств четко не определены.
Таким образом, отсутствуют правила передачи оружия, имеющего культурную ценность, оружия и патронов к оружию, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и предметов, не отнесенных к оружию, имеющих любую поражающую способность, допускаемую законом. При этом правила передачи четко не определены для видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии, или не подлежащих регистрации в органах Росгвардии.
За нарушение правил передачи любого оружия и за незаконную передачу всех видов оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, с 2021 года предусмотрена административная ответственность в ч. 6 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ, а за незаконную передачу огнестрельного оружия с коротким или нарезным стволом либо служебного, боевого или запрещенного к обороту огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств предусмотрена уголовная ответственность в ч. 1, 3 и 4 ст. 222 - 222.2 УК РФ, если она не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). При этом с 2021 года в ст. 222 и 222.1 усилены наказания и УК РФ дополнен ст. 222.2 о незаконном обороте крупнокалиберного огнестрельного оружия, не отнесенного к гражданскому или служебному оружию, его основных частей и боеприпасов к нему.
Передача оружия, патронов, пороха и капсюлей в опасных ситуациях не подлежит наказанию в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости (37 и 39 УК РФ и ст. 2.7 КоАП РФ), под физическим или психическим принуждением или в иных связанных с крайней необходимостью состояниях (ст. 40 – 42 УК РФ), и в случае задержания лица, совершившего преступления (ст. 38 УК РФ), но данные обстоятельства имеют узкое толкование и связаны с наступлением момента самого опасного посягательства и с соотношением причиненного и предотвращенного вреда (в особенности, для признания состояния крайней необходимости), а физическое или психическое принуждение связано с состоянием крайней необходимости, поэтому их применение затруднительно в случае незаконной передачи и иного нарушения правил оборота оружия до возникновения опасных состояний или под принуждением, прямо не связанным с состоянием крайней необходимости.
При этом передача или сбыт оружия в целях уменьшения опасности до опасного состояния не является противоправным деянием по своему содержанию и может даже предотвратить посягательство уменьшить его негативные последствия.
Правила хранения, ношения и перевозки гражданского, служебного или боевого оружия (в особенности, видов оружия, приобретаемых по лицензии или специальным видам разрешительных документов) таковы, что крайне затруднительно быстро применить оружие против нападающих, не нарушая их, и, следовательно, случаи завладения оружием преступниками или принуждения к его передаче могут иметь широкое распространение.
Данные правила предусматривают обязанность хранить оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии, не имеющее культурной ценности, патроны к оружию, порох и капсюли в запирающимся на замок сейфе или деревянном ящике, обитом железом, в разряженном состоянии, перевозить оружие только в разряженном и разобранном состоянии, в специальной упаковке, отдельно от патронов, пороха и капсюлей (фактически неприменимо к холодному оружию и части видов метательного и иного оружия), а носить оружие, как правило, без его открытой демонстрации, в определенных местах (в особенности, если оружие не является оружием самообороны или сигнальным оружием, либо является холодным, метательным или огнестрельным длинноствольным оружием), в собранном и заряженном состоянии, в чехле или кобуре (если оружие является огнестрельным длинноствольным оружием соответственно), с ограничениями, установленными в отношении огнестрельного или пневматического оружия (запрещено досылание патрона в патронник без угрозы жизни или здоровью (неприменимо к револьверам, однозарядному, многоствольному и иному подобному оружию, всегда имеющему патрон в патроннике в заряженном состоянии), ношение пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии (данные понятия четко не определены)), или для ношения всех видов оружия (запрещено ношение любого оружия во время митингов, шествий и иных подобных массовых мероприятий (из ст. 31 Конституции РФ следует, что данный запрет распространяется на любое оружие, определенное в ФЗ Об оружии в качестве соответствующего вида оружия (холодное, пневматическое, огнестрельное и др.), соответствующее экспертным критериям оружия, включая оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии) и ношение спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом гражданами, не имеющими наградного разрешения на его хранение и ношение и иными лицами, не имеющими законного права на его ношение.
Таким образом, невозможность быстрого заряжания и применения оружия против нападающего без нарушения данных правил и завладения незаряженным или заряженным оружием либо принуждения к передаче оружия и (или) патронов к нему очевидна.
Учитывая вышеизложенное, правильным решением является именно введение права на передачу оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей либо исключение ответственности за незаконную передачу или нарушение правил передачи в указанных ситуациях.
Передача оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей лицу, имеющему лицензию на приобретение оружия или иной разрешительный документ, допускающий приобретение оружия, либо лицу, не имеющему разрешительных документов на момент передачи оружия, но имеющему подтвержденные основания для получения лицензии на приобретение оружия, либо занимающемуся видами деятельности, связанными с оборотом оружия не представляет опасности и должна быть разрешена, учитывая ее необходимость в определенных ситуациях, возможность провоцирования владельцев оружия и фабрикации дел уголовных дел или дел об административных правонарушениях о незаконной передаче или ином незаконном обороте данных предметов, а также наличия распорядительных полномочий и (или) статуса представителей власти у ряда групп данных лиц, означающее как доверие к ним со стороны государства и общества, так и страх перед ними и большую вероятность негативных последствий в случаях провоцирования ими владельцев оружия или других лиц и (или) фабрикации дел о правонарушениях, поэтому имеются основания для введение права на передачу данных предметов указанным лицам, а в случае совершения ими правонарушений с данными предметами, ответственности должны подлежать только они.
Передача оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей лицам, которым владелец оружия доверяет, не представляет опасности и обоснована, если лицо, получившее их, имеет право на приобретение оружия или знает правила обращения с ним, либо если владелец обучает лицо владению оружием и держит ситуацию под контролем, а владелец оружия осознает, что данному лицу можно доверить оружие или его можно обучить правильному обращению с ним.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение ответственности за незаконную передачу оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей и за нарушение правил передачи оружия в следующих случаях:
1) передачи любых данных предметов под принуждением;
2) передачи данных предметов при стечении тяжелых жизненных обстоятельств для их реализации, хранения или иных действий в состоянии крайней необходимости и других подобных ситуациях;
3) передачи данных предметов в целях самообороны от животных или людей, задержания лиц, совершивших насильственные преступления, либо для пресечения насильственных действий, содержащих признаки преступления;
4) передачи данных предметов лицам, представившимся представителями власти, лицами, подлежащими государственной защите, или иными лицами, имеющими право на использование или иной оборот оружия, либо на совершение законных действий, для совершения которых оно необходимо постоянно или в конкретный момент, независимо от их дальнейших действий;
5) передачи данных предметов лицам, обещавшим добровольно их сдать органам власти, но не сдавшим их по любым причинам;
6) публичной передачи оружия и других данных предметов без их сокрытия после передачи от органов власти;
7) передачи данных предметов для подачи сигналов или использования в целях, не связанных с применением оружия для поражения живой цели. Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, экономии мер уголовной репрессии и иных репрессивных мер воздействия, противодействию коррупции, развитию культуры безопасного обращения с оружием и упорядочиванию правовых норм.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, экономии мер уголовной репрессии и иных репрессивных мер воздействия, противодействию коррупции, развитию культуры безопасного обращения с оружием и упорядочиванию правовых норм.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, экономия мер уголовной репрессии и иных репрессивных мер воздействия, противодействие коррупции, развитие культуры безопасного обращения с оружием и упорядочивание правовых норм.

Решение

Необходимо исключение ответственности за незаконную передачу оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей и за нарушение правил передачи оружия в следующих случаях:
1) передачи любых данных предметов под принуждением;
2) передачи данных предметов при стечении тяжелых жизненных обстоятельств для их реализации, хранения или иных действий в состоянии крайней необходимости и других подобных ситуациях;
3) передачи данных предметов в целях самообороны от животных или людей, задержания лиц, совершивших насильственные преступления, либо для пресечения насильственных действий, содержащих признаки преступления;
4) передачи данных предметов лицам, представившимся представителями власти, лицами, подлежащими государственной защите, или иными лицами, имеющими право на использование или иной оборот оружия, либо на совершение законных действий, для совершения которых оно необходимо постоянно или в конкретный момент, независимо от их дальнейших действий;
5) передачи данных предметов лицам, обещавшим добровольно их сдать органам власти, но не сдавшим их по любым причинам;
6) публичной передачи оружия и других данных предметов без их сокрытия после передачи от органов власти;
7) передачи данных предметов для подачи сигналов или использования в целях, не связанных с применением оружия для поражения живой цели. Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, экономии мер уголовной репрессии и иных репрессивных мер воздействия, противодействию коррупции, развитию культуры безопасного обращения с оружием и упорядочиванию правовых норм.

К началу списка инициатив