Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
66Ф92084
Уровень инициативы:
Федеральный

Изменение порядка изъятия данных о судимости из базы ИЦ

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 года, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В соответствии с п.п.27, 28 указанного Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; основаниями учета преступлений являются в том числе постановление о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с п.п.40, 41 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Согласно п.п.2, 6 Типового положения об информационном центре МВД России (далее ИЦ), утвержденного Приказом МВД РФ от 28 марта 2002 года № 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях обеспечения статистической, оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной информацией; ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, в том числе настоящим Типовым положением.
К основным функциям ИЦ отнесены формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Порядок изъятия указанной информации определен приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России, Генпрокуратуры России от 12.02.2014 года № 89дсп/19дсп/73 дсп/1 адсп/113 дсп/108дсп/75дсп/93 дсп/19дсп/324дсп/1 ЗЗдсп/бЗдс п/14/19дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с требованиями данного приказа сведения хранятся независимо от снятия и погашения судимости. Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 15.2 учетные документы хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Такие случаи и порядок определены в ст.65 ТК РФ. Согласно указанной статье работодатель вправе требовать при заключении трудового договора от лица, поступающего на работу, предоставления справки о судимости, но только при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Таким образом работодатель вправе получать сведения о судимости только непосредственно от лиц, поступающих на работу (не запрашивать в органах внутренних дел), и только при заключении трудового договора (т.е. требовать предоставления справки о судимости от уже работающих сотрудников работодатель не вправе), и только в отношении работников, поступающих на определенные должности (связанные с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость).
Однако на практике все происходит совершенно по-другому: на сегодняшний день практически каждый работодатель проверяет новых сотрудников на наличие судимости через собственные Службы экономической безопасности (далее СЭБ), которые зачастую достаточно быстро получают необходимую им информацию. На основании этой информации работодатель, особенно работающий официально отказывает соискателю в работе. Данная практика уже распространяется даже на водителей транспортных компаний, грузоперевозки и такси.
Таким образом, человек, однажды осужденный, при этом неважно по какой статье и с каким наказанием, до 80 лет лишается возможности устроиться на достойную работу.
Если такой человек начинает заниматься бизнесом, на который еще необходимо заработать капитал, то ему необходимо выбирать такие сферы, которые не связаны с сотрудничеством с другими компаниями, т.к. абсолютно все контрагенты будут проводить проверку директора и учредителя на наличие судимости, и в случае ее обнаружения – в сотрудничестве будет отказано 100% (мои попытки открыть ПВЗ компании OZON, Яндекс-маркет провалились на проверке СЭБ).
Согласно ст.43 ч.2 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Однако в текущих реалиях получается так, что человек всю жизнь несет ответственность за свой проступок. Отсутствие перспектив многих толкает на совершение новых преступлений.
За прошедшие года было много обращений в судебные инстанции с целью снять отметки о судимости в базе данных ИЦ, однако суд всегда отвечает отказом, пример Решение № 2А-6457/2018 2А-6457/2018~М-5916/2018 М-5916/2018 от 12 ноября 2018 г. по делу № 2А-6457/2018.
В 2009 году я был осужден по ст.162 ч.1 на 3 года условно с выплатой штрафа и испытательным сроком в 5 лет. Судимость моя давно погашена. За 12 лет я полностью сменил круг общения, получил юридическое образование, у меня жена и дочь, квартира. О моей судимости знает только моя жена, т.к. мне очень стыдно рассказывать об этом кому-либо из друзей. На данный момент я работаю в крупной организации, у меня официальная заработная плата 50 000 рублей в месяц, ежегодно работодатель оплачивает за меня налоги в размере 297 930 рублей. Работодатель не знает о моей судимости, мне повезло устроиться в тот момент, когда сотрудник СЭБ моей организации находился на лечении.
Однако в скором времени наше подразделение планируют расформировать, и я останусь без работы. Я уже прошел 3 собеседования в других организациях, однако везде получил отказ, при этом в двух организациях мне признались, что я «не прошел проверку их СЭБ».
За 2020 год осуждено (без применения ареста) около 250 205 человек (статистика Судебного департамента при Верховном Суде России). Практически никто из этих людей уже не сможет устроиться на официальную работу. Часть их этих людей не сможет приспособиться к новым обстоятельствам жизни и совершит новые преступления, часть из них уйдет в теневые сферы экономики, оставив бюджет страны без новых поступлений, часть будет зарабатывать деньги на разных незаконных действиях, в том числе криминальных. Таким образом, система правосудия не отвечает ст.43 ч.2 УК РФ в том ключе, что наказание не предупреждает совершение новый преступлений, а наоборот, является их катализатором. К тому же, это косвенное нарушение ст. 37 Конституции РФ, пусть даже и не определяющее виновных лиц.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации, согласно официальным данным Росстата от 30.06.2021 составляет 56 614 рублей. Таким образом, налоговые поступления в бюджет РФ составляют порядка 337 341 р. с одного человека в год.
Если рассмотреть, что осужденные в количестве 250 205 человек смогут устроиться на официальную работу, и будут платить налоги, то бюджет РФ дополучит: 250 205*33 7341= 84 404 404 905 (восемьдесят четыре миллиарда четыреста четыре миллиона четыреста четыре тысячи девятьсот пять) рублей в год. Эта цифра не ограничена, т.к. будет зависеть от официальных заработных плат по стране.
Также хочу отметить, что в настоящее время в Российской Федерации наблюдается кадровый дефицит практически во всех сферах. Это наблюдается на всей территории страны, во всех отраслях и на разных уровнях, в том числе с руководящим составом.

Практический результат

- 84 404 404 905 (восемьдесят четыре миллиарда четыреста четыре миллиона четыреста четыре тысячи девятьсот пять) рублей новых налоговых поступлений (в год);
- снижение повторных преступлений (рецидивов) как минимум на 50%;
- появлении дополнительных кадров на рынке труда;
- соблюдение статей 43 ч.2 УК РФ (о целях наказания), ст.37 Конституции РФ;
- улучшение качества жизни граждан страны, ранее осужденных;
- репутация демократического строя Российской Федерации.

Решение

- пересмотреть порядок изъятия информации, который определен приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России, Генпрокуратуры России от 12.02.2014 года № 89дсп/19дсп/73 дсп/1 адсп/113 дсп/108дсп/75дсп/93 дсп/19дсп/324дсп/1 ЗЗдсп/бЗдс п/14/19дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» и установить возможность исключать сведения о судимости на основании судебных решений;
- наделить судебные инстанции полномочиями и возможностью рассматривать каждое обращение граждан об изъятии информации из базы ИЦ в индивидуальном порядке.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 849 голосов

151

Против решения: 201 голос

К началу списка инициатив