Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф93075
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости упорядочивания по степени тяжести причиненного вреда мер ответственности и наказаний за преступления и иные правонарушения в области дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также за другие опасные деяния

Необходимо упорядочивание по степени тяжести причиненного вреда мер ответственности и наказаний за преступления и иные правонарушения в области дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также за связанные с ними и другие подобные деяния, касающиеся нарушения правил обращения с различными видами техники и другими предметами, либо нарушениями правил проведения законных или незаконных экстремальных мероприятий, либо законным или незаконным совершением различных опасных действий.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку меры ответственности и наказаний за различные нарушения правил дорожного движения и иные вышеуказанные деяния распределены нечетко, произвольно и несправедливо, учитывая наличие уголовной ответственности за многие нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств и любые их нарушения пешеходами, пассажирами, велосипедистами и иными участниками дорожного движения, повлекшие по неосторожности причинение не менее чем тяжкого вреда здоровью человека, при наличии уголовной ответственности за ряд данных нарушений водителей, повлекшие причинение крупного ущерба, и за определенные нарушения правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение скорости более чем на 60 или 80 км/ч и др.), совершенные после привлечения к административной ответственности за их совершение (административная преюдиция) либо лицом, имеющим судимость за их совершение (уголовная преюдиция) или совершение ряда преступлений в области дорожного движения, повлекших определенные тяжкие последствия (ст. 264.1 и 264.2 УК РФ), и за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан или вреда имуществу, либо причинившее любой вред здоровью человека или иные тяжкие последствия (ст. 267 УК РФ), или совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасности транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ), а также за неправомерное завладение чужим транспортным средством без цели хищения (угон), как повлекшего, так и не повлекшего причинения любого вреда (ст. 166 УК РФ), умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества, причинившее значительный ущерб (ст. 167 УК РФ), который является оценочным понятием, но не может составлять менее 5000 рублей, согласно положениям ст. 158 УК РФ, повреждение или уничтожение чужого имущества путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, повлекшее причинение крупного ущерба (ст. 168 УК РФ), составляющего более 250000 рублей, согласно ст. 158 УК РФ, и другие правонарушения, повлекшие по неосторожности причинение вреда, либо совершенные с определенными предметами или в определенных ситуациях.
Наказания за многие нарушения правил дорожного движения, повлекшие причинение тяжкого вреда или смерти человеку (ст. 263 - 264, 266, 267 и 268 УК РФ), не превышают 2 - 7 или 10 лет лишения свободы, но их совершение водителем, находящимся в состоянии опьянения или оставившим место дорожно-транспортного происшествия, могут влечь срок лишения свободы до 15 лет, а нарушения ряда данных правил, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 и 3 ст. 267 УК РФ), либо крупного ущерба (ч. 1 ст. 263, ч. 1 и 2 ст. 263.1 и ч. 4 ст. 267 УК РФ), либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, либо имуществу, либо безопасности транспорта (ч. 1 ст. 267 и ст. 267.1 УК РФ), либо совершенные повторно после привлечения к административной или уголовной ответственности за их совершение (ст. 264.1 и 264.2 УК РФ), могут влечь такие же сроки лишения свободы (до 1, 2, 3 и 4 лет).
При этом неправомерное завладение чужим транспортным средством без цели хищения (угон) наказывается более строго, чем многие виды хищений и нарушений правил дорожного движения, независимо от наличия и размера причиненного вреда, а хищение чужого транспортного средства отнесено к общим видам хищений в ст. 158 - 162 УК РФ и не влечет более строгих наказаний, чем хищение многих других предметов.
За неправомерное завладение чужим транспортным средством без цели хищения (угон) в ст. 166 УК РФ предусмотрены большие сроки лишения свободы, чем за простые кражу, мошенничество, присвоение, растрату и грабеж чужого имущества (ч. 1 ст. 158, 159 – 161 УК РФ) и многие квалифицированные виды кражи, мошенничества, присвоения, растраты и грабежа (ч. 2 – 4 ст. 158, 159 – 160 и ч. 2 ст. 161 УК РФ), а также простой и многие квалифицированные виды разбоя чужого имущества (ч. 1 – 3 ст. 162 УК РФ), составляющие до 5, 7, 10 и 12 лет, и ряд других более строгих наказаний, чем за простые кражу, мошенничество, присвоение и растрату.
При этом хищение транспортного средства квалифицируется только по ст. 158, 159 – 162 УК РФ как хищение чужого имущества, а в случае оценки стоимости конкретного транспортного средства до 2500 рублей, - может быть квалифицировано и как мелкое хищение чужого имущества по ст. 7.27 КоАП РФ или ст. 158.1 УК РФ (стоимость транспортных средств, как правило, существенно превышает данную сумму), но его угон не может быть квалифицирован как административное правонарушение или преступление небольшой тяжести, являясь преступлением средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлением независимо от его целей и времени поездки.
За хищение транспортного средства путем простых кражи, мошенничества, присвоения и растраты, а также простого грабежа предусмотрены наказания, не превышающие 2 или 4 лет лишения свободы, а за их хищение путем квалифицированных кражи, мошенничества, присвоения, растраты и грабежа, а также многих видов разбоя, его максимальные сроки составляют не более 6, 7, 8, 10 и 12 лет, т. е. не превышают его сроки за многие виды их угона и являются меньшими, чем сроки за их угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору, без применения насилия, опасного для жизни или здоровья, или угрозы его применения, и чем за угон, совершенный с применения насилия, опасного для жизни или здоровья, или угрозой его применения, без признаков особо квалифицированного разбоя, предусмотренных в ч. 3 и 4 ст. 162 УК РФ.
При этом наказания за различные виды посягательств на владение транспортными средствами без их хищения являются менее строгими (до 2 или 5 лет лишения свободы), чем за их угон, хищение или многие нарушения правил дорожного движения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью людей или смерть одного человека.
При этом данные деяния не всегда отнесены к преступлениям, т.к. для их квалификации по ст. 165 или 167 УК РФ необходимо признание ущерба крупным (более 250000 рублей) или значительным (не менее 5000 рублей, но оценочно) даже при наличии признаков любого повреждения или уничтожения транспортного средства, сданного в прокат или аренду, либо поджога чужого транспортного средства.
За повреждение или уничтожение чужого имущества путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, повлекшее причинение крупного ущерба (ст. 168 УК РФ), составляющего более 250000 рублей, предусмотрено не более 1 года лишения свободы, а за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку во многих случаях, не связанных с нарушением правил дорожного движения, предусмотрено не более 1, 2, 3 или 4 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 118, ст. 109, ч. 2 ст. 124 и целый ряд других норм УК РФ), а в ряде случаев предусмотрено до 5 или 7 лет лишения свободы (ст. 128, 203, 225 и ряд других норм УК РФ).
Причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью человека не влечет уголовной ответственности во многих случаях, включая нарушения правил дорожного движения, оборота оружия и обращения с оружием, боеприпасами или военной техникой, проведения ремонтных и иных работ или игровых поединков, квестов и других экстремальных мероприятий, а также в случаях совершения нападений, избиений, пыток, участия в драках, незаконных поединках (дуэлях, кулачных боях и др.) и других опасных незаконных действий.
При этом причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью человека не влечет отдельной или любой административной ответственности в случаях нарушения правил оборота оружия и обращения с оружием, боеприпасами или военной техникой, проведения ремонтных и иных работ или игровых поединков, квестов и других экстремальных мероприятий, а также в случаях совершения нападений, избиений, пыток, участия в драках, незаконных поединках и многих других опасных незаконных действий, а причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку владельцем оружия или лицом, законно или незаконно завладевшим оружием, либо лицами, совершающими другие вышеуказанные законные или незаконные действия, не влечет лишения свободы или его сроков, предусмотренных за нарушения правил дорожного движения, повлекшие определенные тяжкие последствия, или совершенные в иных случаях, влекущих уголовную ответственность.
Более того, наказания, предусмотренные нормами УК РФ за многие нарушения правил дорожного движения и за незаконный оборот огнестрельного, холодного, газового и метательного оружия, а также пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, патронов и иных боеприпасов к огнестрельному оружию, его основных частей, взрывчатых веществ и взрывных устройств, превышают наказания, предусмотренные нормами УК РФ за побои (ст. 116 и 116.1), умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (ст. 115, 112 и 111 УК РФ), простое убийство и целый ряд других опасных насильственных преступлений, за которые лишение свободы не предусмотрено или предусмотрено на сроки до 2, 3, 5, 7, 8, 10, 12 или 15 лет, а наказания, предусмотренные за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, независимо от наличия и размера причиненного вреда, достигают наказаний, применяемых судами РФ за квалифицированное убийство, терроризм или геноцид, включая пожизненное лишение свободы.
Причинение по неосторожности легкого вреда здоровью человека было декриминализировано во многих случаях в УК РСФСР 1960г., а его причинение водителем, нарушившим правила дорожного движения, - в данном УК РСФСР с 1968 года. В УК РФ предусмотрено меньше деяний, связанных причинением по неосторожности легкого вреда здоровью человека, чем в УК РСФСР до его отмены в 1997 году.
Причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека во многих случаях, включая нарушение правил дорожного движения, обращения с оружием, поединки, драки и избиения, было декриминализировано в 2003 и 2004 годах. При этом было отменено наказание в виде лишение свободы за простое причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека и небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия (ст. 224 УК РФ), и смягчено за квалифицированное его причинение (ч. 2 ст. 118 УК РФ) и за причинение по неосторожности смерти одному человеку (ч. 1 ст. 109 УК РФ).
Дальнейшие изменения в УК РФ носили несистемный характер в части распределения мер ответственности наказаний за указанные и другие деяния.
За причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью, побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью и ряд других неосторожных и умышленных преступлений различной степени опасности в УК РСФСР 1960г. и в УК РФ до 2003 года, в различные годы, не предусматривалось лишение свободы или предусматривалось на сроки не более 1, 2 или 3 лет, а максимальные наказания за многие преступления различной степени опасности и максимальные сроки лишения свободы за любые преступления не превышали в УК РСФСР 1960г. 10 и 15 лет лишения свободы.
При этом (как и в настоящее время) отсутствовала отдельная уголовная и административная ответственность за причинение по неосторожности вреда здоровью или смерти человеку в случаях неосторожного обращения с оружием самим лицом, причинившим вред, и целым рядом других предметов, поединков (дуэлей и др.), нападений, драк, избиений, пыток, а также во многих других случаях, а наказания за нарушение водителем правил дорожного движения, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, соответствовали наказаниям за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека и простое убийство, а также срокам лишения свободы за квалифицированное убийство, за которое наиболее строгим наказанием являлась смертная казнь.
По УК РСФСР 1960 г. (ст. 148.1) и УК РФ (ст. 166) до 2002 года за угон предусматривались менее строгие или равные наказаниям за кражу и (или) иные виды хищений максимальные сроки или размеры наказаний. При этом по ст. 148.1 УК РСФСР 1960 г. наказывались угон транспортного средства, не требующего документов на управление им, или лошади, а также временное завладение чужим ценным имуществом, но данные деяния были декриминализированы.
Административная преюдиция устанавливалась и отменялась в УК РСФСР 1960г. за ряд нарушений правил дорожного движения и иных деяний.
Таким образом, нарушения водителем правил дорожного движения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, являлись наиболее тяжкими неосторожными преступлениями в УК РСФСР 1960г. и являются ими в УК РФ с 2019 года, а любые нарушения правил дорожного движения, влекущие уголовную ответственность, являются более тяжкими преступлениями, чем нарушения правил оборота оружия, проведения различных экстремальных мероприятий и совершения различных опасных действий, а наименее тяжкими или ненаказуемыми по нормам УК и КоАП РСФСР и РФ неосторожными деяниями являются неосторожное причинение вреда здоровью или смерти человеку, совершенное в результате неосторожного обращения с оружием и многими другими предметами, нарушения правил безопасности во время проведения законных поединков, квестов, соревнований и других игровых мероприятий, а также неосторожное их причинение во время поединков (дуэлей и др.), нападений, драк, избиений, пыток и совершения многих других незаконных действий. При этом существуют преступления, не всегда влекущие причинение какого-либо вреда, связанные с незаконным оборотом многих видов огнестрельного оружия, криминализированными незаконными действиями в отношении ряда его видов, холодным, метательным и газовым оружием, а также пневматическим оружием с дульной энергией более 7,5 Дж, и незаконным оборотом ряда других предметов, наказания за которые могут превышают сроки лишения свободы за неосторожные преступления и многие умышленные насильственные преступления, либо за большинство видов убийств и других наиболее тяжких преступлений.
Это требует внесения изменений в УК РФ, учитывая значительность вреда от частого или произвольного применения лишения свободы и увеличение его сроков в сравнении с УК РСФСР, т.к. они могут значительно превышать 10 и 15 лет лишения свободы и предусмотрено пожизненное лишение свободы.
В целом ряде стран предусмотрены меньшие максимальные сроки лишения свободы за неосторожные преступления (до 10 лет или менее), в Модельном УК СНГ, который является необязательным для стран СНГ, он составляет 7 лет, а в Уголовном Уложении России 1903г. запрещалось применение уголовных наказаний за неосторожные преступления к лицам, не достигшим возраста 21 года (они могли подлежать домашнему наказанию от родителей или иных законных представителей). Поэтому УК РФ содержит достаточно строгие положения о неосторожных преступлениях (максимальный срок лишения свободы составляет 15 лет для лиц в возрасте не моложе 18 лет, а минимальный возраст уголовной ответственности - 16 лет).
При этом внесение изменений в УК РФ должно быть произведено путем четкого распределения наказаний по степени причиненного деянием вреда с учетом наличия причинной связи деяния и вреда, а также возможности избежать его причинения.
Административная преюдиция является неправильным разграничением преступлений и административных правонарушений, т.к. она не является критерием общественной опасности и необходимо четкое разделение преступлений и других противоправных деяний по степени причиненного вреда, независимо от привлечения виновного лица к административной ответственности.
Уголовная преюдиция может быть допустима только в отношении тяжких и особо тяжких преступлений, причинивших опасный вред, но целесообразна ее замена размером причиненного преступлением вреда, учитывая конституционный принцип "не быть судимым и наказанным дважды" и возможность учета общего размера причиненного вреда при совершении новых преступлений.
Учитывая вышеизложенное, необходимы упорядочивание по степени тяжести причиненного вреда мер ответственности и наказаний за преступления и иные правонарушения в области дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также за связанные с ними и другие подобные деяния.
Данные изменения должны включать декриминализацию деяний, не причинивших вреда или причинивших незначительный вред, отмену лишения свободы за деяния, не причинившие вреда здоровью человека или вреда, который напрямую может его причинить, отмену длительных сроков лишения свободы, за деяния, не связанные с убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также максимальных его сроков и пожизненного лишения свободы за деяния, не связанные с убийством и другими подобными преступлениями, декриминализацию неправомерного завладения чужим транспортным средством, на управление которым необходимо получение прав, представляющим повышенную опасность для окружающих, без цели хищения (угона) в случаях отсутствия совершения преступлений с его использованием во время завладения им или тяжких последствий завладения им без цели хищения, при введении указания об отсутствии ответственности за неправомерное завладение чужим транспортным средством, на управление которым не требуется получение прав (специального права), либо полную его декриминализацию, при четком распределении мер ответственности и наказаний за все виды угона (если он не будет полностью декриминализирован) и хищений различных видов имущества (во всех случаях), повлекших различные по степени тяжести последствия, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий, а также четкое распределение наказаний за пытки, избиения, драки, поединки (в особенности, дуэли, совершенные с соблюдением правил честного поединка) и другие подобные опасные деяния.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, усиление противодействия коррупции, профилактика хищений транспортных средств, их повреждения, уничтожения и использования в преступных целях, правильное распределение наказаний, соответствующее степени опасности деяний и принципу пропорциональности, экономия мер уголовной репрессии, исключающая их применение за незначительные деяния, и упорядочивание правовых норм УК РФ и иного законодательства РФ.

Решение

Необходимы упорядочивание по степени тяжести причиненного вреда мер ответственности и наказаний за преступления и иные правонарушения в области дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также за связанные с ними и другие подобные деяния, касающиеся нарушения правил обращения с различными видами техники и другими предметами, либо нарушениями правил проведения законных или незаконных экстремальных мероприятий, либо законным или незаконным совершением различных опасных действий.

К началу списка инициатив