Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф93334
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконной переделки огнестрельного и иного оружия в огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, сигнальное, пневматическое или иное менее опасное оружие оружие и другие менее опасные предметы

Необходимо декриминализировать незаконную переделку огнестрельного оружия в огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, пневматическое, метательное, сигнальное и иное менее опасное оружие и в конструктивно сходные с оружием изделия, а также переделку иного оружия в менее опасное оружие или в конструктивно сходные с оружием изделия, исключить административную ответственность за указанные действия (ст. 20.10 КоАП РФ) и решить вопрос о введении правила, разрешающего данную переделку оружия его владельцами или другими лицами.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку в ст. 223 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, незаконное изготовление боеприпасов к огнестрельному оружию и патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, а также за незаконное изготовление газового, холодного, метательного и пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж. При этом в УК РФ не учитывается степень опасности незаконной переделки огнестрельного оружия в какой-либо предмет и отсутствие значительной степени опасности переделки огнестрельного оружия ограниченного поражение в газовое оружие или иной предмет, не являющийся огнестрельным оружием, а также в незаконном изготовлении газового, пневматического, метательного, сигнального и иного малоопасного оружия и предметов, не отнесенных к оружию, из огнестрельного оружия или иного оружия, представляющего большую опасность, чем изготовленный из него предмет.
За незаконное изготовление любого оружия и иной его незаконный оборот с 2021 года предусмотрена административная ответственность (ст. 20.10 КоАП РФ), применяемая к случаям незаконного оборота оружия, не предусмотренного УК РФ, или не представляющего общественной опасности на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. При этом не учитывается отсутствие опасности в изготовлении менее опасных видов оружия из огнестрельного и иного более опасного оружия, чем изготовленное (в особенности, если изготовлено нелетальное или сигнальное оружие либо оружие, представляющее равную опасность с распространенными в быту и свободном обороте предметами).
Переделка оружия ограничена ФЗ Об оружии и действия, связанные с производством оружия запрещены для физических лиц и ограничены лицензированием для юридических лиц, а для приобретения, хранения и иного оборота различных видов огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, пневматического и сигнального оружия, приобретаемого по лицензии, метательного и холодного оружия установлены различные виды лицензий и разрешений, допускающие оборот одного или нескольких указанных видов оружия и регистрацию в органах Росгвардии многих из них.
С 29 июня 2022 года переделка оружия будет запрещена в ФЗ Об оружии. При этом переделка оружия не всегда является опасным деянием, в особенности, не представляют опасности переделка, изготовление и иной оборот самодельных или переделанных из огнестрельного и иного оружия конструктивно сходных с оружием изделий, нелетального или иного оружия, приобретаемого без лицензии и не подлежащего регистрации, любым лицом, либо нелетального или иного малоопасного оружия, сходного с бытовыми предметами, владельцем огнестрельного или иного оружия, имеющим лицензию или разрешение на приобретение, коллекционирование или хранение какого-либо оружия, иным лицом занимающимся видами деятельности, связанными с оборотом или использованием оружия, или любым лицом (если конкретный вид оружия не представляет большой опасности или является сходным с бытовыми предметами). Для оборота менее опасного оружия, чем огнестрельное, необязательно введение дополнительных лицензий, разрешений или запретов для лицензированных владельцев огнестрельного или иного оружия или любых лиц, в отношении оружия, приобретаемого без лицензии, учитывая условия получения соответствующих лицензий и разрешений и достаточно свободный оборот оружия, приобретаемого без лицензии. При этом изготовление и иной оборот нелетального оружия необходимо поощрять, учитывая его меньшую опасность, чем огнестрельного и иного подобного оружия, предназначенного для причинения смерти человеку, а ограничения на оборот оружия, сходного с бытовыми предметами не имеют смысла и могут только ограничивать конституционные права человека.
К огнестрельному оружию ограниченного поражения отнесены пистолет, револьвер или огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, не предназначенные для причинения смерти человеку. Дульная энергия гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения не может превышать 91 Дж, а удельная кинетическая энергия – 0,5Дж на мм2. Дульная энергия служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны не может превышать 150 Дж.
К газовому оружию, приобретаемому по лицензии, отнесены только газовые пистолеты, револьверы и патроны к ним, к газовому оружию, приобретаемому без лицензии, - механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, а к сигнальному оружию отнесены устройства, предназначенные для подачи звуковых, дымовых или световых сигналов, которые приобретаются без лицензии только в случае, если они являются сигнальными пистолетами и револьверами калибра до 6 мм с патронами к ним, которые не могут быть использованы в качестве газового или огнестрельного оружия либо огнестрельного оружия ограниченного поражения.
К пневматическому оружию отнесены любые сходные с ним устройства, предназначенные для поражения цели с дульной энергией от 3 Дж, приобретаемые без лицензии, если дульная энергия не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм. Превышение данных значений дульной энергии и калибра означает их отнесение к охотничьему (при дульной энергии не более 25 Дж) или спортивному оружию, приобретаемым по соответствующим видам лицензий, т.к. к оружию самообороны пневматическое оружие в ФЗ Об оружии не отнесено.
К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс. Пружинные пистолеты, ружья, тетивные пистолеты и ружья, не являющиеся луками и арбалетами, духовые трубки и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию. Это означает свободный оборот всех указанных предметов и ограниченный оборот в качестве спортивного или охотничьего оружия либо средств с транквилизаторами для животных луков и арбалетов с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно (если они могут быть отнесены к нелетальному оружию при данных значениях натяжения тетивы).
Метательное оружие может быть приобретено гражданами, имеющими разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, а его использование разрешено только на спортивных объектах или в целях охоты либо для иммобиллизации или инъецирования объектов животного мира. к метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс.
Таким образом, правила оборота всех видов оружия формально различаются.
При этом минимальные критерии отнесения предметов к сигнальному и газовому оружию, а также к огнестрельному оружию ограниченного поражения не определены, стрельба сигнальными ракетами и другими снарядами, предназначенными для подачи сигналов (светозвуковыми пулями, снарядами, содержащими капсюли и т.п.), возможна из газового, пневматического и иного стрелкового оружия или сходных с ними изделий, а газовое оружие, приобретаемое без лицензии может быть предназначено для стрельбы шумовыми патронами и специальными патронами для подачи сигналов при любом калибре, что означает смешение различных видов оружия. Это смешение дополняется списанным (охолощенным) оружием, которое является переделанным огнестрельным оружием, но сходно с сигнальным оружием при любом калибре. Все это делает бессмысленными ограничения на оборот сигнального оружия.
Таким образом, газовые и сигнальные устройства, конструктивно сходные с пневматическим или метательным оружием, а также ружья, автоматы и другие подобные устройства, не являющиеся газовыми или сигнальными пистолетами и револьверами, предназначенные для использования только газовых и сигнальных патронов, либо иных подобных устройств, либо для распыления веществ, применяемых в газовом оружии самообороны, либо для подачи звуковых, дымовых или световых сигналов могут быть отнесены к пневматическому оружию при дульной энергии более 3 Дж или к метательному оружию, к которому отнесены только луки, арбалеты и метательное бросковое оружие, либо к механическим распылителям и другим устройствам, являющимся газовым оружием, приобретаемым без лицензии, либо к предметам, не являющимся оружием, но четкие критерии их отнесения к любым из данных предметов не определены. При этом максимальный критерий удельной кинетической энергии газового и сигнального оружия (0,5 Дж на мм2) превышает дульные энергии 3, 7,5 и (при калибре более 8 мм) 25 Дж, поскольку данное оружие имеет калибр свыше 4,5 и, тем более, 2,8 мм. Критерии метательного стрелкового оружия превышают данный критерий удельной кинетической энергии (0,5 Дж на мм2) за счет силы натяжения тетивы (27 и 43 кгс соответственно), а критерии всех предметов, не отнесенных к оружию четко не определены.
К гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны (ружью или карабину) может быть отнесено любое указанное оружие самообороны, охотничье или спортивное оружие, не имеющее культурной ценности, признаков данного служебного огнестрельного оружия (следообразования на гильзе) и характеристик огнестрельного оружия, запрещенного к обороту в РФ. При этом ФЗ Об оружии не устанавливает специальных правил оборот ружей, имеющих в стволах ограничители, рассекатели и иные конструкции, задерживающие металлические или любые снаряды, которые отнесены к огнестрельному оружию, если их удельная кинетическая энергия превышает 0,5 Дж на мм2, а ружья, имеющие конструкцию, отличающуюся от огнестрельного оружия, позволяющую распылять вещество аэрозольных баллончиков, или использовать специальные патроны, при не большей удельной кинетической энергии, чем 0,5 Дж на мм2, могут быть отнесены к газовому оружию, приобретаемому без лицензии (механическим распылителям, аэрозольным и другим устройствам), но четкие критерии их отнесения к данному оружию отсутствуют.
На приобретение и хранение ружей для самообороны выдаются отдельные виды лицензий и разрешений без права ношения, которые отличаются от лицензий и разрешений на приобретение, хранение и ношение данного охотничьего и спортивного огнестрельного оружия наличием полного запрета на их ношение (ношение в целях самообороны любого огнестрельного длинноствольного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, запрещено, но ношение охотничьего и ряда других его видов разрешено в установленных законодательством случаях, а применение любого оружия и других предметов для самообороны разрешено владельцам оружия и другим лицам (в зависимости от наличия состояний необходимой обороны или крайней необходимости)), участие с ним в охоте или других определенных мероприятиях, приобретение пороха и капсюлей, а также самостоятельное снаряжение патронов к нему и приобретение огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом после 5 лет владения ружьем (данное право возникает при владении им в качестве охотничьего или спортивного оружия, при условии приобретения соответствующего вида охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом). Наличие охотничьего билета, лицензии и разрешения на приобретение, хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия дают право и на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия (ножей, кинжалов и тесаков) и охотничьих луков и арбалетов, отнесенных к оружию, а также право на приобретение данного огнестрельного гладкоствольного оружия и иного вышеуказанного охотничьего оружия, пороха и капсюлей в части субъектов РФ с 16, а не с 18 лет, которое дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом с 21 года, а не с 23 или более лет (с 29 июня многие возраста приобретения оружия будут увеличены, но возраста 16 и 18 лет для приобретения указанного оружия сохранятся).
Отдельные виды лицензий и разрешений без права ношения на приобретение и хранение ружей для самообороны отличаются от других видов лицензий и разрешений на оружие самообороны и многих других видов оружия перечнем приобретаемых по ним видам оружия, исключающим приобретение иного оружия, и запретом на ношение оружия (по лицензиям и разрешениям на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения может быть приобретено только оно, по лицензиям и разрешениям на указанные действия с газовыми пистолетами и револьверами могут быть приобретены они, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие для ношения с казачьей формой или национальными костюмами народов РФ и т.д.).
Право на приобретение ряда других видов оружия и патронов к оружию любым гражданам, получившим соответствующие лицензии, дает лицензия на коллекционирование оружия.
При этом любые ружья, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, удельная кинетическая энергия не превышает 0,5 Дж на мм2, не отнесены к оружию, независимо от наличия или отсутствия в стволах ограничителей и других препятствий для выстрела металлическими или иными снарядами (ружья, переделанные из огнестрельного оружия, могут быть отнесены к списанному оружию, при соблюдении определенных условий, но четкий правовой статус списанного оружия как вида оружия ФЗ Об оружии не определен) и типа применяемых снарядов или патронов (законодательно не решен вопрос об отнесении ружей, сходных с сигнальным оружием, к сигнальному оружию, приобретаемому по лицензии (без лицензии приобретаются только определенные виды сигнальных пистолетов и револьверов калибра до 6 мм или сигнальные устройства, не являющиеся оружием)), калибра, дульной энергии и других характеристик. В частности, не могут быть отнесены к любому оружию и находятся в свободном обороте ружья, винтовки, пистолеты и другие огнестрельные устройства, удельная кинетическая энергия не превышает 0,5 Дж на мм2, не имеющие в гладком или нарезном стволе ограничителей полета снарядов. При этом к таким устройствам могут быть отнесены ружья и другие предметы любого калибра, предназначенные для стрельбы любыми патронами и металлическими или травматическими снарядами (пулей, дробью, картечью и т.п.), несмотря на возможность нанесения непроникающих ранений грудной клетки с переломами грудины, при удельной кинетической энергии от 0,34 до 0,50 Дж на мм2.
В частности, французские полицейские крупнокалиберные травматические пистолеты и ружья «Flash-Ball» калибра 44 мм, имеют удельную кинетическую энергию не более 0,2, 0,3 или 0,5 Дж на мм2, т.е. не являются огнестрельным оружием в РФ, стреляющие резиновыми снарядами (мячами) с дульной энергией до 270 или более Дж, теоретически, не причиняющими вреда здоровью человека и ран, но практика их применения указывает на их опасность жизни и здоровья человека (встречались случаи лишения глаз, перелома ребер или летального исхода во время подавления массовых беспорядков во Франции).
В ФЗ Об оружии данные виды оружия не могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, если они являются ружьями, а не пистолетами, револьверами или огнестрельными бесствольными устройствами российского производства. При этом данные пистолеты, бесствольные и другие подобные устройства не могут быть отнесены к разрешенному гражданскому или служебному огнестрельному оружию ограниченного поражения по причинам отсутствие ограничителя в стволе ствольного травматического оружия и высокой дульной энергии, в несколько раз превышающей разрешенные в РФ для огнестрельного оружия ограниченного поражения 91 и 150 Дж.
Поэтому данные ружья не отнесены в РФ к оружию и ограничения на их оборот отсутствуют, а такие пистолеты и другие подобные предметы могут быть отнесены к запрещенному огнестрельному оружию ограниченного поражения и являются предметами административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ, и преступлений, предусмотренных ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст.223 УК РФ, но четкие критерии отнесения к нему предметов, имеющих гладкий ствол, без ограничителя в стволе.
При этом любые пистолеты, ружья и другие подобные предметы, имеющие гладкий или нарезной ствол, предназначенные для производства выстрелов металлическими снарядами, имеющими удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, при любом калибре и дульной энергии не отнесены законодательством РФ к огнестрельному или иному оружию и находятся в свободном обороте.
Поэтому критерии отнесения предметов к пневматическому, огнестрельному и иному оружию являются не упорядоченными, нечетко определяющими поражающую способность предметов и, фактически, не отграничивающими оружие от иных предметов и не разграничивающими виды оружия по степени их опасности для жизни и здоровья человека, т.е. ни не позволяют ограничить оборот опасных предметов и защищать людей от противоправных посягательств, но могут способствовать произвольному осуждению и ограничению прав большинства людей, которые могут не иметь противоправных целей или даже не владеть оружием (оно может быть им подложено или навязано под видом другого предмета), что требует их изменения.
Учитывая вышеизложенное, необходимо декриминализировать незаконную переделку огнестрельного оружия в огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, пневматическое, метательное, сигнальное и иное менее опасное оружие и в конструктивно сходные с оружием изделия, а также переделку иного оружия в менее опасное оружие или в конструктивно сходные с оружием изделия, исключить административную ответственность за указанные действия (ст. 20.10 КоАП РФ) и решить вопрос о введении правила, разрешающего данную переделку оружия его владельцами или другими лицами.
При этом, в любом случае, необходимо исключение сигнального оружия из перечня видов оружия с отменой лицензирования его оборота и введение четких критериев газового оружия, при которых возможна отмена лицензирования оборота газовых пистолетов и револьверов, либо исключение газового оружия из перечня видов оружия.
Необходимо отменить критерии отнесения предметов к холодному и метательному бросковому оружию, исключив данные предметы из перечня видов оружия и все ограничения на их оборот, учитывая их равную поражающую способность в сравнении с бытовыми предметами, их происхождение от бытовых предметов и меньшую опасность, чем стрелкового оружия, а также необходимость наличия для их эффективного использования в качестве оружия специальных навыков, позволяющих эффективно применить в качестве оружия любой предмет.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной и иной репрессии, распространению в свободном обороте малоопасного нелетального оружия, а также упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной и иной репрессии, распространение в свободном обороте малоопасного нелетального оружия, а также упорядочивание правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходимо декриминализировать незаконную переделку огнестрельного оружия в огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, пневматическое, метательное, сигнальное и иное менее опасное оружие и в конструктивно сходные с оружием изделия, а также переделку иного оружия в менее опасное оружие или в конструктивно сходные с оружием изделия, исключить административную ответственность за указанные действия (ст. 20.10 КоАП РФ) и решить вопрос о введении правила, разрешающего данную переделку оружия его владельцами или другими лицами.
При этом, в любом случае, необходимо исключение сигнального оружия из перечня видов оружия с отменой лицензирования его оборота и введение четких критериев газового оружия, при которых возможна отмена лицензирования оборота газовых пистолетов и револьверов, либо исключение газового оружия из перечня видов оружия.
Необходимо отменить критерии отнесения предметов к холодному и метательному бросковому оружию, исключив данные предметы из перечня видов оружия и все ограничения на их оборот.

К началу списка инициатив