Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф93340
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости упорядочивания критериев пневматического и иного оружия

Необходимо исключить из проекта Криминалистических требований к оружию запрет на возможность выстрела из пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, и иного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж, а также охотничьего пневматического оружия любыми снарядами с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж соответственно и увеличить в ФЗ Об оружии значения дульной энергии конструктивно сходных с пневматическим оружием изделий до 7,5, 10 или более Дж и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, до 25, 50 или более Дж в соответствии с критериями поражающей способности стандартных видов снарядов к пневматическому оружию, и минимальными критериями поражающей способности огнестрельного оружия стандартных калибров и метательного стрелкового оружия (арбалетов), а также отменить максимальное значение дульной энергии охотничьего пневматического оружия.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку согласно положениям проекта Криминалистических требований к оружию пневматическое оружие с дульной энергией до 7,5 Дж и охотничье пневматическое оружие не должны без необратимых изменений конструкции обеспечивать возможность производства выстрелов снарядами, в результате чего им сообщается кинетическая энергия более 7,5 или 25 Дж соответственно. При этом данные требования не учитывают характеристики оружия, фактические значения дульной и удельной кинетической энергий снарядов различных калибра и массы, а также оборотоспособность различных видов пневматического оружия и минимальные критерии поражающей способности огнестрельного и метательного оружия (луков и арбалетов). Снаряд небольшого размера и (или) массы может иметь дульную энергию более 7,5 или 25 Дж, если оружие с данной энергией рассчитано под снаряды большего калибра и (или) массы, а удельная кинетическая энергия может составлять более порога поражаемости, учитываемого для отнесения предметов к огнестрельному оружию (0,5 Дж на мм2 - возможность нанесения проникающего ранения грудной клетки на расстоянии до 1 метра, если отсутствуют препятствия для поражения цели). При этом меньшие значения удельной кинетической энергии также являются значительными порогами поражаемости (более 0,3 Дж на мм2 - возможность нанесения непроникающего ранения грудной клетки с переломами грудины на расстоянии до 1 метра, а более 0,2 Дж на мм2 - возможность нанесения проникающего ранения кожи на указанном расстоянии), а ее значение для сквозного ранения грудной клетки (более 1,35 - 1,45 Дж на мм2) может быть достижимо в малокалиберном оружии с вышеуказанными дульными энергиями и в предметах, не отнесенных к пневматическому, метательному или иному оружию (в зависимости от калибра, усилия натяжения тетивы лука или арбалета или отнесения предмета к устройствам, не являющимся оружием по причине отсутствия критериев их отнесения к оружию (пружинные пистолеты, ружья и т.п.) или их основного назначения (ружья для подводной охоты, строительно-монтажные пистолеты и т.п.). Критерий удельной кинетической 0,5 Дж на мм2 установлен Криминалистическими требованиями только как критерий отнесения предметов к огнестрельному оружию, а другие ее критерии не учитываются для отнесения предметов к различным видам оружия и определения оборотоспособности огнестрельного и иного оружия. При этом сигнальное и газовое оружие, а также гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, согласно Криминалистическим требованиям, не должны обеспечивать возможности выстрела металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2. Для метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) установлены критерии отнесения к оружию только по натяжению тетивы (27 и 43 кгс соответственно), а критерии иных предметов, сходных с метательным оружием (пружинных пистолетов, ружей, духовых трубок и т.п.), не определены, что означает наличие запрета на их отнесение к метательному и иному оружию. При этом пружинные, тетивные, гидропневматические и пневматические пистолеты и ружья для подводной охоты могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс, но критерии их отнесения к метательному или пневматическому оружию не определены и правила их оборота как вида оружия отсутствуют.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж.
Таким образом, к пневматическому оружию применяются более строгие критерии отнесения к оружию различной оборотоспособности, чем огнестрельному оружию стандартных или крупных калибров и к метательному оружию, к которому отнесены только луки, арбалеты и метательное бросковое оружие, а также чем значения энергии ударов предметами, которые могут быть отнесены к холодному оружию при наличии всех необходимых признаков. Но данные критерии являются менее строгими, чем критерии отнесения к огнестрельному оружию огнестрельных устройств калибра до 4,5 и, тем более, до 2,8 мм, а также чем критерии отнесения к сигнальному, газовому и иному нелетальному оружию самообороны соответствующих устройств.
Излишняя строгость данных критериев подтверждается как самим значением удельной кинетической энергии огнестрельного оружия, так и указанием на недопустимость придания удельной кинетической энергии огнестрельного оружия именно металлическим снарядам, выстреливаемым из ряда видов гражданского нелетального оружия, распространенными калибрами огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, сигнального, а также иного подобного оружия и сходных с ним предметов, значениями усилий натяжения тетивы или иными усилиями при заряжании метательных устройств, определяющих отнесение к оружию луков и арбалетов или технические характеристики пистолетов и ружей для подводной охоты, придающими снарядам дульную энергию более 25 Дж и удельную кинетическую энергию более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, а также критериями отнесения предметов к холодному и метательному бросковому оружию (которое было отнесено к холодному оружию до 2020 года. При этом по Закону РФ Об оружии 1993 г. все метательное оружие было отнесено к холодному оружию), определяющими большие значения кинетических энергий нанесения предметами ударов или их метания (броска).
Поэтому критерии отнесения предметов к пневматическому, огнестрельному и иному оружию являются не упорядоченными, нечетко определяющими поражающую способность предметов и, фактически, не отграничивающими оружие от иных предметов и не разграничивающими виды оружия по степени их опасности для жизни и здоровья человека, т.е. ни не позволяют ограничить оборот опасных предметов и защищать людей от противоправных посягательств, но могут способствовать произвольному осуждению и ограничению прав большинства людей, которые могут не иметь противоправных целей или даже не владеть оружием (оно может быть им подложено или навязано под видом другого предмета), что требует их изменения.
При этом критерии дульной энергии пневматического оружия, составляющие более 7,5 и 25 Дж, не всегда влияют на его оборотоспособность, т.к. пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 Дж и калибра более 4,5 приобретается по лицензиям на приобретение охотничьего или спортивного пневматического оружия и (или) лицензиям на коллекционирование оружия, а правила его оборота не зависят от превышения значения дульной энергии в 7,5 Дж. Пневматическое оружие любого калибра с дульной энергией более 7,5 Дж может быть приобретено по лицензии на приобретение данного спортивного оружия и (или) лицензии на коллекционирование оружия, а его незаконные сбыт или изготовление с 2021 отнесены к преступлениям независимо от превышения значения дульной энергии в 25 Дж. Административная ответственность за незаконный оборот пневматического оружия или нарушения правил его оборота не зависит от его дульной энергии и определяется только его отнесением к оружию (дульная энергия более 3 Дж или отсутствие иного специального назначения предмета, исключающего его отнесение к оружию) и наличием ограничений на его оборот. поэтому установление критериев разграничения всех видов данного оружия - бессмысленно.
Критерий отнесения к охотничьему пневматическому оружию данного оружия именно с дульной энергией не более 25 Дж является сильно заниженным критерием и, во многих случаях, не имеет смысла, учитывая распространение в обороте охотничьего огнестрельного оружия с несоизмеримо большими значениями дульных энергий (до 2000 и более Дж), при отсутствии законодательного ограничения дульной энергии всех его видов (ружей, винтовок и карабинов) и возможности отнесения к огнестрельному оружию винтовок и карабинов с дульной энергией не менее 25 Дж в случае, если они имеют калибр не менее 8 мм, и ружей распространенных или крупных калибров с дульной энергией более 35 - 150 Дж, учитывая минимальное значение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2). Данный критерий является заниженным и в сравнении с минимальными критериями охотничьего метательного оружия (луков и арбалетов) - натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, т.е. критериями, при которых дульная энергия значительно превосходит 25 Дж, а удельная кинетическая энергия - 0,5 Дж на мм2 или даже 1,5 Дж на мм2 (в зависимости от диаметра стрелы или калибра пули ствольного арбалета (шнеппера)). Поэтому запрет использования на охоте и иного оборота пневматического оружия с дульной энергией более 25 Дж в качестве охотничьего является бессмысленным.
При этом максимальные значения дульной энергии спортивного и иного пневматического оружия, а также перечни видов запрещенного к обороту (Криминалистические требования запрещают оборот целого ряда видов гражданского оружия без номера и пневматического оружия, которое может быть использовано в качестве огнестрельного оружия (такое оружие может находиться в обороте или быть запрещено к обороту в качестве именно огнестрельного оружия)) или боевого пневматического оружия (т.е. оружия, состоящего на вооружении в РФ, предназначенного для решения боевых и оперативно-служебных задач (ст. 5 ФЗ Об оружии)) и четкие критерии отличия оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии (оружия, сертифицированного в качестве охотничьего, спортивного и иного гражданского оружия, либо отнесенного к боевому запрещенному к обороту в РФ оружию, а также огнестрельного и ряда других подобных видов оружия, отнесенных к служебному оружию) от оружия, им не предусмотренного (оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, находится в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ), в ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях к оружию отсутствуют.
Поэтому пневматическое оружие не может быть запрещено к обороту по признакам высокой поражающей способности и может быть отнесено к спортивному оружию или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, при любой дульной энергии и других характеристиках. При этом не запрещены магазины любой емкости и ведение стрельбы очередями.
Это делает наличие максимального ограничения дульной энергии охотничьего пневматического оружия и, тем более, заниженное его значение избыточным и бессмысленным, а наличие больших критериев поражающей способности большинства видов и образцов огнестрельного оружия, а также всех видов метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов), метательного броскового и холодного оружия, при отсутствии критериев отнесения к метательному и иному оружию различных видов духовых и механических стреляющих устройств (духовых трубок, пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей, иных пистолетов и ружей, не отнесенных к арбалетам, пневматическому, огнестрельному и иному оружию, и т.п.), делает бессмысленным установление и сохранение всех ограничений дульной энергии пневматического оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (3, 7,5 и 25 Дж), и даже критерия огнестрельного оружия, предусмотренного экспертными методиками и криминалистическими требованиями (0,5 Дж на мм2), учитывая возможность достижения указанных и больших значений дульной и удельной кинетической энергии в стреляющих устройствах и других предметах, не отнесенных к оружию и находящихся в свободном обороте.
Дополнительно целесообразность данных критериев опровергается ограниченностью перечня видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, и отсутствием допустимых критериев поражающей способности видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии.
Учитывая вышеизложенное, необходимо как исключить из проекта Криминалистических требований к оружию запрет на возможность выстрела из пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, и иного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж, а также охотничьего пневматического оружия любыми снарядами с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж соответственно, так и увеличить в ФЗ Об оружии значения дульной энергии конструктивно сходных с пневматическим оружием изделий до 7,5, 10 или более Дж и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, до 25, 50 или более Дж в соответствии с критериями поражающей способности стандартных видов снарядов к пневматическому оружию, и минимальными критериями поражающей способности огнестрельного оружия стандартных калибров и метательного стрелкового оружия (арбалетов), а также отменить максимальное значение дульной энергии охотничьего пневматического оружия.
При внесении данных изменений, в целях защиты конституционных прав человека и упорядочивания ограничений на оборот пневматического, огнестрельного, метательного и иного оружия, а также предметов, не отнесенных к оружию, по степени их опасности, необходимо исходить из значений кинетических энергий, достигаемых при нанесении человеком ударов без использования каких-либо предметов, либо с использованием бытовых предметов, либо при метании предметов рукой (броске), а также из значений указанных энергий, достигаемых при выстреле из духовых трубок с использованием мускульной силы легких человека, или при выстреле из иных видов простейших стреляющих устройств (пружинных пистолетов, простейших рогаток и т.п.) и других устройств, не отнесенных к оружию (пружинных ружей с любым усилием сжатия пружины, луков и арбалетов, не отнесенных к оружию (с натяжением тетивы не более 27 и 43 кгс соответственно), пистолетов и ружей для подводной охоты с усилием при заряжании гарпуна до 50 кгс и более, огнестрельных устройств, предназначенных для использования пистонов или капсюлей либо холостых патронов и иных огнестрельных устройств, имеющих удельную кинетическую энергию снаряда не более 0,5 Дж на мм2, либо не отнесенных к огнестрельному оружию по другим основаниям, и т.п.).
Учитывая значения вышеуказанных энергий удара, броска или выстрела и отсутствие частых фактов использования для совершения насильственных преступлений луков, арбалетов, пружинных пистолетов и ружей, духовых трубок и целого ряда других подобных предметов, при распространенности невооруженных насильственных преступлений и преступлений, совершенных с применением распространенных бытовых предметов (ножей, топоров и т.п.) либо огнестрельного и иного стрелкового оружия, распространенного в законном и незаконном обороте, ограниченного или запрещенного к обороту ФЗ Об оружии (охотничьих ружей, винтовок, их обрезов, боевых пистолетов, автоматов и т.п.), либо предметов, сходных с ним по внешнему виду (пистолетов, сходных с боевым оружием по внешнему виду и т.п.), либо взрывных устройств и других подобных опасных предметов (гранат, мин и т.п.), необходимо установление минимальных критериев всех видов оружия, превышающих средние значения данных энергий, удара, броска или выстрела из устройств, не отнесенных к оружию, а ограничение оборота оружия лицензированием или иным подобным способом, существенно уменьшающих круг законных владельцев оружия, необходимо только в отношении видов стрелкового оружия, кинетические энергии которых превышают максимальные значения данных энергий (включая удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2), имеющих высокую поражающую способность. Запрет на оборот в РФ допустим только в отношении стрелкового оружия, имеющего значительно большие значения кинетических энергий и чрезмерно высокую поражающую способность для гражданского оружия.
Поэтому в качестве минимальных критериев пневматического, огнестрельного и иного стрелкового оружия целесообразно установить критерии дульной и удельной кинетических энергий, не меньших их значений, достигаемых при натяжении тетивы (усилии при заряжании), составляющем 43, 50 или более кгс (в зависимости от достижения значений удельной кинетической энергии более 1,5 Дж на мм2 или больших значений данной энергии, увеличивающих опасность причинения смерти человеку на расстоянии более 1 метра), а критерии ограничения оборотоспособности стрелкового оружия или запрета на их оборот должны значительно превосходить данные критерии (значения энергий, при которых возможно причинение смерти человеку в любой одежде или определенных средствах бронезащиты, находящемуся на расстоянии более 10 или 100 метров, и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному и метательному бросковому оружию необходимо отменить, исключив данные предметы из перечня видов оружия и все ограничения на их оборот, учитывая их равную поражающую способность в сравнении с бытовыми предметами, их происхождение от бытовых предметов и меньшую опасность, чем стрелкового оружия, а также необходимость наличия для их эффективного использования в качестве оружия специальных навыков, позволяющих эффективно применить в качестве оружия любой предмет.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной и иной репрессии, а также упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной и иной репрессии, а также упорядочивание правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходимо как исключить из проекта Криминалистических требований к оружию запрет на возможность выстрела из пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, и иного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж, а также охотничьего пневматического оружия любыми снарядами с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж соответственно, так и увеличить в ФЗ Об оружии значения дульной энергии конструктивно сходных с пневматическим оружием изделий до 7,5, 10 или более Дж и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, до 25, 50 или более Дж в соответствии с критериями поражающей способности стандартных видов снарядов к пневматическому оружию, и минимальными критериями поражающей способности огнестрельного оружия стандартных калибров и метательного стрелкового оружия (арбалетов), а также отменить максимальное значение дульной энергии охотничьего пневматического оружия.
При внесении данных изменений, в целях защиты конституционных прав человека и упорядочивания ограничений на оборот пневматического, огнестрельного, метательного и иного оружия, а также предметов, не отнесенных к оружию, по степени их опасности, необходимо исходить из значений кинетических энергий, достигаемых при нанесении человеком ударов без использования каких-либо предметов, либо с использованием бытовых предметов, либо при метании предметов рукой (броске), а также из значений указанных энергий, достигаемых при выстреле из духовых трубок с использованием мускульной силы легких человека, или при выстреле из иных видов простейших стреляющих устройств (пружинных пистолетов, простейших рогаток и т.п.) и других устройств, не отнесенных к оружию (пружинных ружей с любым усилием сжатия пружины, луков и арбалетов, не отнесенных к оружию (с натяжением тетивы не более 27 и 43 кгс соответственно), пистолетов и ружей для подводной охоты с усилием при заряжании гарпуна до 50 кгс и более, огнестрельных устройств, предназначенных для использования пистонов или капсюлей либо холостых патронов и иных огнестрельных устройств, имеющих удельную кинетическую энергию снаряда не более 0,5 Дж на мм2, либо не отнесенных к огнестрельному оружию по другим основаниям, и т.п.).
Необходимо установление минимальных критериев всех видов оружия, превышающих средние значения данных энергий, удара, броска или выстрела из устройств, не отнесенных к оружию, а ограничение оборота оружия лицензированием или иным подобным способом, существенно уменьшающих круг законных владельцев оружия, необходимо только в отношении видов стрелкового оружия, кинетические энергии которых превышают максимальные значения данных энергий (включая удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2), имеющих высокую поражающую способность. Запрет на оборот в РФ допустим только в отношении стрелкового оружия, имеющего значительно большие значения кинетических энергий и чрезмерно высокую поражающую способность для гражданского оружия.
Поэтому в качестве минимальных критериев пневматического, огнестрельного и иного стрелкового оружия целесообразно установить критерии дульной и удельной кинетических энергий, не меньших их значений, достигаемых при натяжении тетивы (усилии при заряжании), составляющем 43, 50 или более кгс (в зависимости от достижения значений удельной кинетической энергии более 1,5 Дж на мм2 или больших значений данной энергии, увеличивающих опасность причинения смерти человеку на расстоянии более 1 метра), а критерии ограничения оборотоспособности стрелкового оружия или запрета на их оборот должны значительно превосходить данные критерии (значения энергий, при которых возможно причинение смерти человеку в любой одежде или определенных средствах бронезащиты, находящемуся на расстоянии более 10 или 100 метров, и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному и метательному бросковому оружию необходимо отменить, исключив данные предметы из перечня видов оружия и все ограничения на их оборот.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 964 голоса

36

Против решения: 54 голоса

К началу списка инициатив