Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф94061
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены в ФЗ Об оружии обязательности получения лицензий на приобретение огнестрельного и иного стрелкового оружия для приобретения целого ряда видов холодного или иного менее опасного оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей

Необходима отмена в ФЗ Об оружии правил об обязательности получения лицензий и разрешений, по которым можно приобрести огнестрельное, газовое и иное стрелковое оружие, для приобретения целого ряда видов холодного, пневматического или иного менее опасного оружия, патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, поскольку ФЗ Об оружии разрешено приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой (Криминалистические требования распространяются только на казачьи и кавказские кинжалы и шашки), только по лицензии на приобретение сигнального оружия и газовых пистолетов или револьверов с последующей их регистрацией в Росгвардии (для их приобретения в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия), приобретение старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, с 2018 года разрешается только по лицензии на коллекционирование оружия, по которой можно приобретать различные виды оружия (в зависимости от наличия законных прав на их приобретение по конкретным видам лицензий и на их коллекционирование) без регистрации, а приобретение охотничьего пневматического оружия с дульной энергией более 3 или 7,5 (при калибре более 4,5 мм), но не более 25 Дж и спортивного пневматического оружия с дульной энергией более 3 или 7,5 Дж (при калибре более 4,5 мм) разрешено только по лицензии, дающей право на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия, с последующей их регистрацией в Росгвардии (для приобретения данных видов оружия в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия).
При этом охотничье и спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом разрешается приобретать только при наличии стажа владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием (5 лет) либо при наличии специальных оснований, предусмотренных для профессиональных охотников или стрелков-спортсменов высокого класса, с последующей регистрацией в Росгвардии (для его приобретения в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия), приобретение охотничьего холодного клинкового (Криминалистические требования распространяются только на охотничьи ножи, кинжалы и тесаки) и стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов) разрешено только при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия (приобретение данного метательного оружия в количестве более 5 единиц разрешено только в целях коллекционирования (может подразумеваться наличие лицензии на коллекционирование оружия)), приобретение пороха и капсюлей – при наличии разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия (охотничьего или спортивного), а приобретение патронов к видам оружия, приобретаемым по лицензии, - по разрешениям на соответствующие виды оружия. При этом возможно приобретение данных патронов по лицензии на коллекционирование оружия, но их приобретение по данной лицензии не указано в самом ФЗ Об оружии и, в соответствии с Правилами оборота гражданского, служебного оружия и патронов к нему, они не могут быть использованы в оружии, но отдельных запретов и мер ответственности за использование коллекционируемых патронов в оружии законным владельцев оружия или другим лицом ФЗ Об оружии, КоАП и УК РФ не предусматривают (если патрон имеет культурную ценность, - возможна ответственность по ст. 243 УК РФ).
При этом существенно различаются правила приобретения и иного оборота патронов к различным видам нелетального оружия, к огнестрельному гладкоствольному оружию и огнестрельному оружию с нарезным стволом, а огнестрельное гладкоствольное оружие, изготовленное под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом, запрещено к обороту в РФ, но не указано определений патронов к такому огнестрельному оружию и критериев различия патронов нарезному и гладкоствольному оружию и холостых патронов к огнестрельному и иному оружию. Фактически оборотоспособность патронов к оружию определяется сертификатом на них или заключением эксперта.
При этом в свободном обороте находятся строительно-монтажные патроны, не отнесенные к патронам к оружию, и предусмотрено право любых лиц на приобретение без лицензии и других разрешительных документов сигнальных пистолетов и револьверов, предназначенных только для подачи сигналов с использованием сигнальных или строительных патронов калибра не более 6 мм, сигнальных устройств, не являющихся пистолетами или револьверами, и сигнальных ракет, а также охолощенного оружия, патронов к нему, и аэрозольных устройств, отнесенных к оружию самообороны, предназначенных для использования холостых патронов, содержащих только капсюль и различных видов патронов, содержащих капсюль и небольшое количество пороха («УДАР», «Добрыня» и др.). Формально указанные патроны не отнесены к патронам и являются элементами данных аэрозольных устройств (БАМами).
В ФЗ Об оружии отсутствуют специальные ограничения и запреты на приобретение патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному оружию, правила приобретения которого отсутствуют (в частности, к спортивному гладкоствольному короткоствольному оружию), и к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, но четкие критерии отличия данных патронов от иных патронов и правила их оборота отсутствуют. При этом существуют данные виды оружия, предназначенные для использования патронов к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в Росгвардии. Это означает отсутствие возможности приобретения патронов к ним без приобретения оружия, приобретаемого по лицензии, подлежащего регистрации в Росгвардии, и получения на него разрешения. Поэтому лицо, имеющее оружие под патроны к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в Росгвардии, желающее приобрести патроны к своему оружию, обязано получить лицензию, приобрести по ней соответствующее оружие и получить разрешение на него.
При этом в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ об обороте оружия отсутствуют четкие критерии разграничения по степени опасности и поражающей способности видов гражданского и иного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, приобретаемых по лицензии или без лицензии, видов указанного оружия, правила приобретения и (или) многие другие правила оборота которых отсутствуют, включая различные виды огнестрельного и иного оружия, имеющего культурную ценность, спортивного оружия и многие виды боевого или иного наградного оружия, видов оружия, запрещенных к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, а также видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, патронов к различным видам оружия и предметов, сходных с оружием, но не являющихся им.
Поэтому различные виды оружия, патронов и других предметов не четко разграничены по степени опасности.
До 2011 года по лицензии на приобретение газовых пистолетов и револьверов, сигнального оружия, а также холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой приобретались также травматические пистолеты и револьверы, которые сертифицировались как газовые, и огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического действия, а часть видов указанных пистолетов и револьверов до настоящего времени сертифицированы как газовое оружие. Поэтому данная лицензия давала и может давать право на приобретение стрелкового оружия, наиболее конструктивно сходного с огнестрельным оружием.
С 2011 года травматическое оружие отнесено к огнестрельному оружию ограниченного поражения и приобретается по отдельному виду лицензий, но для получения лицензии на его приобретение, приобретение газовых пистолетов и револьверов, современных гражданского пневматического и огнестрельного оружия, приобретаемых по лицензии, необходимо наличие всех документов, без представления которых лицензия на приобретение оружия не выдается, включая справку о прохождении проверки знания правил безопасного обращения с оружием.
Для получения лицензии на приобретение сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, и лицензии на коллекционирование оружия не требуется получения справки о прохождении проверки знания правил безопасного обращения с оружием, но необходимы все остальные документы об отсутствии медицинских и иных противопоказаний к владению оружием, а для приобретения газовых пистолетов и револьверов, а также иного оружия, приобретаемого по отдельным видам лицензий на приобретение конкретных видов оружия, необходимо получение указанной справки для дальнейшего получения соответствующей лицензии.
Поэтому гражданин РФ, получивший необходимые документы, имеет право на приобретение по лицензиям многих видов оружия (в случае приобретения по лицензии оружия в целях охоты или спорта необходимо предварительное получение охотничьего билета или удостоверения спортсмена, занимающегося соответствующим видом спорта), а дополнительные основания необходимы только для приобретения современного гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, оружия, которым наградили, и кортиков, состоящих на вооружении в РФ, передаваемых по наследству гражданами, получившими их при выходе в отставку. При этом граждане РФ, имеющих указанные основания и (или) виды оружия, могут получать лицензии на приобретение других видов оружия, но любому лицу для приобретения и иного оборота различных видов оружия, приобретаемого по лицензиям или другим разрешительным документам, необходимо получение новых справок и лицензий, а также разрешений, предусмотренных ФЗ Об оружии, для законного оборота данных видов оружия.
Таким образом лицо, имеющее разрешение на хранение любого огнестрельного оружия, не может приобретать гражданское холодное, газовое, сигнальное и метательное оружие без получения соответствующих лицензий или разрешений, но лицо, их имеющее может приобретать широкий спектр видов холодного, сигнального, газового и (или) метательного, пневматического, а также огнестрельного оружия.
Поэтому ФЗ Об оружии устанавливает чисто бюрократические препятствия для приобретения оружия гражданами, имеющими отдельные или многие виды лицензий на его приобретение либо разрешения на его хранение, или другими лицами.
ФЗ Об оружии строго ограничивает оборот современного огнестрельного оружия с нарезным стволом или указанного короткоствольного гладкоствольного или нарезного оружия, не ограничивая подобным образом оборот пневматического и метательного оружия (ствольных арбалетов (шнепперов)) с нарезным и (или) коротким стволом, а также любых конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не отнесенных к оружию (пружинных пистолетов, ружей и т.п.), и не устанавливая упорядоченных правил оборота гладкоствольных пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, и предметов, сходных с огнестрельным оружием по принципу действия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2.
Действующие правила приобретения огнестрельного оружия с нарезным стволом обязывающие владеть охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием, фактически способствуют искусственному увеличению количества огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и пневматического оружия, имеющих любую дульную энергию, во владении граждан и может способствовать как законному, так и незаконному обороту иного оружия, учитывая отсутствие ограничений на приобретение по лицензии многих видов нарезного огнестрельного и иного оружия, приобретаемого в целях коллекционирования, и наличие возможности использования патронов к гражданскому огнестрельному оружию во многих видах автоматического и иного запрещенного к обороту в РФ боевого, иностранного военного, атипичного или другого огнестрельного оружия.
Огнестрельное оружие с нарезным и (или) коротким стволом не представляет большей степени опасности, чем огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, поскольку степень поражающей способности определяется его удельной и дульной кинетическими энергиями, максимальные значения которых в ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях к оружию не указаны, а минимальное значение определено в Криминалистических требованиях только для удельной кинетической энергии любого огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2). Поэтому логичным является отсутствие ограничений на тип и, во многих случаях, длину ствола пневматического и метательного оружия, любого оружия, имеющего культурную ценность, а также предметов, не отнесенных к оружию, а наличие и сохранение различных правил оборота огнестрельного оружия, имеющего различные тип и длину ствола, нелогично и не может способствовать борьбе с преступностью. Это требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ, упорядочивающих правила оборота огнестрельного оружия только по значениям удельной и дульной кинетических энергий, а также по обстоятельствам, указывающим на необходимость его нахождения в гражданском обороте для многих или всех лиц, либо отменяющим ограничения на оборот многих видов огнестрельного оружия, учитывая законодательство Российской империи, СССР до 1975 года, США и целого ряда других стран мира.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена пятилетнего стажа владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом как правила, искусственно увеличивающего количество данного оружия любой степени опасности во владении граждан РФ, влекущего распространение случаев приобретения данного оружия в целях спорта или охоты для упрощения приобретения любого данного оружия, холодного и метательного оружия, пороха и капсюлей, а также огнестрельного оружия с нарезным стволом, но ограничивающего права граждан на владение оружием в любых законных целях и не способствующего борьбе с преступностью.
Виды стрелкового оружия, не отнесенные к огнестрельному, и предметы, не являющиеся оружием не ограничены к обороту по количеству стволов, наличию и емкости магазина (барабана), а также по скорострельности и возможности автоматической перезарядки (неавтоматические и самозарядные). Более того, не запрещены и специально не ограничены к обороту их виды, позволяющие вести стрельбу очередями (автоматические).
Вышеуказанные виды пневматического оружия находятся в обороте, определенном для огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, если они имеют дульную энергию более 3 Дж или 7,5 Дж при калибре более 4,5 мм, либо в обороте без лицензий, если они имеют дульную энергию от 3 Дж до 7,5 Дж и калибр не более 4,5 мм, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют дульную энергию не более 3 Дж, или не отнесены к оружию по своему назначению.
Подобные виды метательного оружия находятся в обороте, определенном для охотничьего метательного оружия, приобретаемого по разрешению на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, если оно отнесено к арбалетам с натяжением тетивы более 43 кгс, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют натяжение тетивы не более 43 кгс, или не отнесены к оружию по своему назначению, либо не являются арбалетами и не отнесены к оружию по данному признаку.
Любые конструктивно сходные с оружием изделия и иные предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте.
Поэтому все ограничения на оборот огнестрельного и иного оружия являются формальными и не способствуют борьбе с преступностью, т.к. учет оружия осложняется при увеличении его количества в законном обороте, а оборот оружия и других предметов, не подлежащих регистрации, и незаконный оборот оружия являются неконтролируемыми, а увеличение перечня видов оружия и других предметов, подлежащих регистрации может только ухудшить ведение учета оружия и увеличить количество оружия и других предметов, находящихся в незаконном обороте, а также способствовать резкому увеличению числа лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер. При этом увеличение перечней наиболее ограниченных и запрещенных видов оружия и других предметов может только увеличить их количество, находящееся в незаконном обороте и доходы черных рынков, а также число лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер.
Это явно указывает на необходимость внесения в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ изменений, упорядочивающих правила оборота огнестрельного и иного оружия только по значениям удельной и дульной кинетических энергий, а также по обстоятельствам, указывающим на необходимость его нахождения в гражданском обороте для многих или всех лиц, и отменяющим ограничения на оборот холодного оружия, сигнального оружия, не предназначенного для поражения цели, газового и иного нелетального или любых видов малоопасного оружия, либо отменяющим ограничения на оборот многих или всех видов оружия, учитывая законодательство США и целого ряда других стран мира.
Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на приобретение патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, учитывая отсутствие у них права на регистрацию приобретенного оружия и получение разрешения на него, а также отсутствие у лиц без гражданства права на приобретение гражданского оружия. При этом запрет на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия и охотничьего стрелкового метательного оружия установлен только в отношении лиц без гражданства, а перечень видов гражданского оружия, которое могут приобретать по лицензии на приобретение оружия, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств соответствующих государств, с обязательным вывозом оружия из РФ не позднее 10 дней, иностранные граждане, в ст. 14 ФЗ Об оружии и ином законодательстве не оговорен, что означает наличие права на приобретение любого охотничьего и иного гражданского оружия с обязательным его вывозом из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, а толкование положений ст. 13 ФЗ Об оружии как запрета на приобретение иностранными гражданами видов оружия, приобретаемых гражданами РФ без лицензии, не указанных в ст. 14 ФЗ Об оружии как приобретаемых без лицензии иностранными гражданами, нелогично и противоречит положениям ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. При этом положения ФЗ Об оружии не могут быть применены к гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ установлены иные правила, согласно положениям ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Поэтому правила оборота оружия, патронов, пороха и капсюлей могут определяться положениями международных договоров РФ, а не только ФЗ Об оружии иным законодательством РФ о обороте оружия.
Таким образом, введение ограничений на приобретение и иной оборот холодного и иного оружия, патронов к огнестрельному и иному оружию, пороха и капсюлей не способствует пресечению бесконтрольного оборота опасных предметов, но влечет ограничение прав владельцев целого ряда видов оружия, предоставляя право на приобретение патронов к оружию, пороха и капсюлей только гражданам РФ, имеющим разрешение на хранение соответствующих видов гражданского оружия.
При этом указанные граждане имеют право на хранение в любом количестве и использование патронов в любом оружии, не имеющим культурной ценности, находящимся в их законном владении, на использование пороха в любом охотничьем или дульнозарядном огнестрельном оружии, не имеющем культурной ценности, которым они законно владеют, и на использование капсюлей в оружии, не имеющем культурной ценности, которым они законно владеют, и в предметах, не отнесенных к оружию, а также имеют возможность заряжания оружия, имеющего культурную ценность, использование патронов в которых законно в случае имитации стрельбы из указанного оружия, не отнесенного к старинному (антикварному), ношение и имитация использования которого осуществляются вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий, или использования любого оружия и других предметов в состояниях, исключающих преступность и наказуемость деяния (необходимой обороны, крайней необходимости и т.п.).
Патроны к пистолетам и револьверам могут быть использованы в спортивном и охотничьем огнестрельном оружии с нарезным стволом, а ряд видов патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию имеет сходство с патронами к любому огнестрельному оружию с нарезным стволом. При этом подобные виды гладкоствольного огнестрельного оружия и патронов к нему с 29 июня 2022 года ФЗ от 28.06.2021 N 231-ФЗ в ФЗ Об оружии будут отнесены к огнестрельному оружию с нарезным стволом и патронам к нему, если в стволе оружия имеется нарезная часть любой длины и пуле придается вращательное движение, но четкие критерии отличия патронов к оружию с нарезным стволом от патронов к гладкоствольному оружию введены не будут.
С 29 июня 2022 года данным ФЗ будет запрещено приобретение в целях самообороны или охоты гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с магазином (барабаном) или с количеством стволов более двух гражданами РФ, не владеющими иным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием более 2 лет. При этом будет сохранено право на приобретение любого указанного огнестрельного оружия для занятий спортом без установления сроков владения каким-либо оружием.
Нарушение запрета на продажу патронов к оружию влечет административную ответственность за незаконный оборот оружия и патронов к оружию правил оборота оружия (ст. 20.10 КоАП РФ), как и нарушение иных запретов на оборот. При этом незаконный оборот патронов к огнестрельному оружию отнесен к преступлениям в ст. 222 и 223 УК РФ, максимальные наказания за которые составляют с 2021 года до 5, 8, 10, 12 и 15 лет лишения свободы, а незаконные сбыт и изготовление патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовым пистолетам и револьверам влекут лишение свободы на сроки до 4 и 2 лет соответственно.
Незаконный оборот пороха влечет уголовную ответственность за незаконный оборот взрывчатых веществ по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, а незаконный оборот капсюлей влечет административную ответственность только, если имеет место их незаконная продажа по ст. 14.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконную продажу ограниченных или запрещенных к обороту товаров, т.к. капсюли не являются оружием, патронами к оружию и иными боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами.
При этом незаконный оборот холодного, газового и метательного оружия, а также пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж влечет административную и уголовную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Оборот многих видов огнестрельного оружия является ограниченным лицензированием или запрещенным (в зависимости от их соответствия криминалистическим требованиям и положениям ФЗ Об оружии), но к огнестрельному оружию могут быть отнесены только предметы, конструктивно сходные с ним, имеющие удельную энергию выстрела металлическими снарядами не более 0,5 Дж/мм2, а предметы, имеющие меньшую удельную энергию, могут быть отнесены к сигнальному, списанному или газовому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения или к предметам конструктивно сходным с огнестрельным оружием, но не являющимися оружием, учитывая положения криминалистических требований.
Отнесение предмета к вышеуказанным видам предметов определяется наличием в его стволе ограничителя движения пули (рассекателя) и другими его характеристиками, исключающими его отнесение к огнестрельному оружию. При этом сигнальные пистолеты и револьверы, использующие только капсюли могут быть отнесены только к сигнальному оружию, приобретаемому без лицензии, а пистолеты, револьверы и другие конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия, не имеющие в стволе ограничителя, но имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж/мм2, могут быть отнесены только к конструктивно сходным с оружием изделиям, т.е. находятся в свободном обороте.
При отграничении патронов к огнестрельному оружию от иных патронов, следует учитывать, что значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости пули 100 м/с2, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию.
При этом спортивно-охотничьи патроны кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм приобретаются по разрешению на хранение и ношение соответствующего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом или другим подобным разрешениям на длинноствольное или короткоствольное огнестрельное оружие (спортивным, наградным и т.п.), а их незаконный оборот влечет уголовную ответственность по ч. 1 – 6 ст. 222 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ, если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ и ст. 20.10 КоАП РФ), что приравнивает по ограничениям и мерам наказаний данные патроны к любым более мощным патронам к огнестрельному оружию и ужесточает правила их оборота, а также меры ответственности и наказаний за их незаконный оборот в сравнении с патронами к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию. Указанным образом распределены ограничения и меры ответственности в отношении оборота патронов к огнестрельному оружию меньшего калибра, включая патроны без пороха (патроны Флобера), имеющими удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2. Любые патроны к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, имеющие удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2 (многие стандартные виды данных патронов имеют в несколько раз большие значения удельной кинетической энергии), приобретаются по разрешению на хранение или хранение и ношение соответствующего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия или другим подобным разрешениям на длинноствольное огнестрельное оружие (наградным и т.п.), а их незаконный оборот влечет административную или уголовную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, если он не является малозначительным деянием, предусмотренным УК РФ, но не являющимся преступлением (ч. 2 ст. 14 УК РФ, ст. 20.10 КоАП РФ).
Аналогичным образом распределены в ФЗ Об оружии ограничения на оборот патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения и к газовому оружию, приобретаемому по лицензии (газовым пистолетам и револьверам), имеющих любые значения удельной кинетической энергии, при которых возможно их отнесение к указанным видам оружия, а также меры ответственности и наказаний за их незаконный оборот в ст. 20.10 КоАП РФ, ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, но незаконный оборот патронов к любому сигнальному оружию, приобретаемому как без лицензии, так и по лицензии, и другому подобному оружию, а также незаконный оборот газового оружия, приобретаемого без лицензии (включая патроны к нему), за исключением его незаконного изготовления, уголовной ответственности не влечет, поэтому возможна только административная ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ. При этом исключение уголовной ответственности за незаконные действия с газовым оружием, приобретаемым без лицензии, содержится с 2021 года только в норме о незаконном сбыте газового оружия (ч. 7 ст. 222 УК РФ), а не о незаконном изготовлении газового оружия. До 2021 года исключения уголовной ответственности за незаконный сбыт газового оружия, приобретаемого без лицензии, в соответствующей норме УК РФ (ч. 4 ст. 222 УК РФ) не содержалось, но существовали мнения об отсутствии уголовной ответственности за его незаконные сбыт и изготовление, а также до настоящего времени существует позиция Верховного Суда РФ о наличии уголовной ответственности только за незаконные сбыт и изготовление газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими и иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого в РФ запрещен, указываемая в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о незаконном обороте оружия. Поэтому Верховным Судом РФ оспаривается наличие уголовной ответственности за какие-либо незаконные действия не только с газовым оружием, приобретаемым без лицензии, но и с любым гражданским газовым оружием, что требует законодательного урегулирования.
Оборот патронов с металлическими пулями и иных патронов, сходных с патронами к огнестрельному оружию, но имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, или являющихся специальными патронами, не отнесенными к патронам к оружию (строительно-монтажными и т.п.), не ограничен и не может влечь ответственности по вышеуказанным нормам о незаконном обороте оружия, независимо от установления ограничений на их оборот.
Поэтому ограничения на оборот патронов к различным видам оружия и другим предметам, а также меры ответственности и наказаний за их незаконный оборот распределены нелогично без учета их поражающей способности.
Согласно данным судебной медицины: при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6-8 Дж/см2 причиняет ссадины; с энергией 14-17 Дж/см2 - поверхностные раны; с энергией 32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; с энергией 54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки; с энергией 135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки. При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, но его виды, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2, отдельно не указаны в ФЗ Об оружии. Поэтому основным критерием установления всех ограничений и запретов на оборот огнестрельного оружия является именно удельная кинетическая энергия более 50 Дж на см2, но многие распространенные его виды имеют удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см. При этом достижение данного значения удельной кинетической энергии возможно в метательном стрелковом оружии (луках и арбалетах), конструктивно сходных с ним изделиях, механических метательных устройствах, не отнесенных к метательному оружию, пистолетах и ружьях для подводной охоты, иных пружинных пистолетах и ружьях, других подобных устройствах, в малокалиберном пневматическом оружии с дульной энергией от 7,5 до 25 Дж или от 3 до 7,5 Дж и в конструктивно сходных с ним изделиях с дульной энергией до 3 Дж (при калибре менее 2 мм), а также при нанесении ударов холодным оружием, бытовыми ножами или иными острыми предметами.
Поэтому значение удельной кинетической энергии, составляющее 0,5 Дж на мм2, является заниженным критерием для отнесения предметов к огнестрельному оружию, а виды данного оружия с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2 и менее 1,45 Дж на мм2 являются менее распространенными в обороте, чем его виды с большими значениями данных энергий, что не может способствовать борьбе с преступностью и предотвращению несчастных случаев с огнестрельным и иных стрелковым оружием и может искусственно увеличивать количество лиц, привлеченных к административной или уголовной ответственности за незаконные действия с огнестрельным или иным оружием, лишенных оружия и (или) понесших иные материальные потери, либо лишенным права на приобретение оружия по лицензии, в действиях которых отсутствует общественная опасность и (или) умысел на совершение противоправных действий.
При этом данное значение удельной кинетической энергии является минимальным критерием только для отнесения огнестрельных устройств к огнестрельному оружию и не применяется к иным видам оружия, в которых не используются патроны, порох и (или) капсюли (луки и арбалеты относятся к метательному оружию, если имеют натяжение тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, пружинные пистолеты, ружья, стреляющие ножи и иные подобные устройства не отнесены к оружию, одним из критериев холодного оружия является отсутствие повреждений на нем после определенного количества ударов энергией 20 – 50 Дж в сосновую доску или ударов плашмя по бревну, а пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж, приобретаемое без лицензии, и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия могут иметь удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, если их калибры составляют менее 4,5 и 2,8 мм соответственно, либо если пневматическое устройство имеет специальное назначение при любой дульной энергии более 3 Дж (пневматическое ружье для подводной охоты, пневматический строительно-монтажный пистолет и т.п.)), и к конструктивно сходным с огнестрельным оружием изделиям, имеющим специальное назначение (строительно-монтажным пистолетам и т.п.).
При этом различные виды патронов, капсюлей и снарядов могут быть использованы в любом разрешенном или запрещенном оружии либо в других предметах, если они конструктивно подходят к ним, и посредство их использования возможно поражение цели с любой кинетической энергией, допустимой в конкретном виде оружия или другом предмете, а многие виды снарядов к оружию находятся в свободном обороте (пули для пневматического оружия или других подобных устройств, рогаток и многих других видов оружия или сходных с ним изделий, большинство видов стрел, дробь, картечь и т.п.) или представляют собой распространенные в быту предметы (шарики для подшипников, гвозди, мячи и т.п.) или иные объекты материального мира (камни, палки и т.п.).
Поэтому запрет свободного оборота многих видов патронов к оружию и капсюлей не имеет смысла необоснованно ограничивает права владельцев предметов, в которых они используется, учитывая отсутствие ограничений на оборот данных предметов и на оборот патронов к подобным предметам, предназначенным для использования патронов.
Необходимость наличия для приобретения патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, а также охотничьего холодного клинкового и стрелкового метательного оружия именно разрешения на хранение определенных видов оружия влечет излишние расходы владельцев оружия и распространение в обороте именно опасного огнестрельного длинноствольного оружия, имеющего дульную энергию более 2000 Дж, которое может быть использовано в преступных целях законными владельцами или попасть в незаконный оборот с любыми последствиями, либо может быть с различными целями переделано в запрещенное оружие (обрезы ружей, карабинов и винтовок, являющихся огнестрельным оружием, автоматическое огнестрельное оружие и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена двухлетнего стажа владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения такого оружия с магазином (барабаном) или более чем с двумя стволами в целях самообороны или охоты как правила, искусственно увеличивающего количество данного оружия любой степени опасности во владении граждан РФ, влекущего распространение случаев приобретения данного оружия в целях спорта или охоты для упрощения приобретения любого данного оружия, холодного и метательного оружия, пороха и капсюлей, а также огнестрельного оружия с нарезным стволом, но ограничивающего права граждан на самооборону и владение оружием в любых законных целях и не способствующего борьбе с преступностью.
Таким образом, все усилия государства, направленные на борьбу с преступностью и противодействие незаконному обороту оружия, а также профилактику несчастных случаев с оружием, сводятся к нулю, учитывая увеличение количества ружей, карабинов, винтовок, пистолетов и револьверов всех калибров, имеющих любую поражающую способность (удельную кинетическую энергию, дульную энергию и другие подобные характеристики, определяющие поражающую способность снаряда) в законном обороте у населения и лиц, привлеченных к ответственности за незаконные действия с оружием и другими подобными предметами, и (или) владеющих оружием или другими подобными предметами незаконно.
В ФЗ Об оружии отсутствуют отдельные правила оборота патронов Флобера (без пороха) и право на снаряжение капсюлями гильз без дальнейшего их снаряжения порохом лицами, не имеющими разрешений на хранение и ношение спортивного или охотничьего огнестрельного оружия, но законно владеющими оружием, но отсутствует и запрет на свободный оборот капсюлированных гильз, а патроны к части видов оружия, приобретаемого без лицензии, изготавливаются только в виде капсюлированных гильз, не имеющих порохового заряда, пыжей и заглушек. В частности, гильзы ряда видов холостых патронов к устройству «УДАР» имеют только капсюль и не имеют заглушки. Снаряжение таких гильз капсюлями не разрешено, но и не запрещено законом, но оно не является общественно опасным деянием и не может влечь ответственности по ч. 4 ст. 223 УК РФ, другим частям данной нормы или по иным нормам УК РФ, что требует введения права любых лиц на снаряжение гильз только капсюлями и правил оборота капсюлированных гильз ко всем видам патронов, исключающих установление излишне строгих ограничений на их оборот, учитывая большую опасность полностью снаряженных патронов, чем капсюлированных гильз.
В ФЗ Об оружии отсутствуют правила оборота луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, но не являющихся охотничьими и не имеющими культурной ценности. При этом запрещено хранение и использование вне спортивных объектов спортивного метательного оружия, за исключением проведения исследовательских и научно-профилактических работ по иммобилизации и инъецированию объектов животного мира, но не предусмотрены правила их оборота в указанных случаях и критерии их отличия от охотничьих луков и арбалетов, что требует введения четких правил оборота всех видов метательного оружия, соответствующих степени их опасности, или отмены ограничений на их оборот, учитывая их меньшую степень опасности, чем многих других видов оружия, обусловленную менее удобным и эффективным их использованием в качестве оружия, чем многих других видов стрелкового оружия, отсутствием ограничений на оборот метательных устройств, сходных с ими по поражающей способности (луков с натяжением тетивы до 27 кгс, арбалетов с натяжением тетивы до 43 кгс, ружей для подводной охоты, других видов пружинных ружей и т.п.), а также законодательство многих стран мира.
В ФЗ Об оружии отсутствуют правила оборота части видов холодного оружия, не имеющих культурной ценности. При этом запрещено хранение и использование вне спортивных объектов спортивного холодного клинкового оружия, не отнесенного к оружию в п. 5.1 ГОСТа «Оружие холодное. Определения и термины», а виды холодного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, или отнесенные к боевому оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии, не имеют четких критериев отличия от охотничьего и иного гражданского холодного оружия, что требует введения отмены ограничений на оборот всех видов холодного оружия, учитывая их меньшую степень опасности, чем многих других видов оружия, обусловленную отсутствием ограничений на оборот метательных и многих других стреляющих устройств (луков с натяжением тетивы до 27 кгс, арбалетов с натяжением тетивы до 43 кгс, ружей для подводной охоты, других видов пружинных ружей, пружинных стреляющих ножей, не отнесенных к холодному оружию, огнестрельных устройств, имеющих удельную кинетическую энергию до 0,5 Дж на мм2, не имеющих характеристик газового, сигнального и иного подобного оружия, и т.п.), равную опасность холодного оружия в сравнении с распространенными бытовыми предметами, находящимися в свободном обороте (бытовых ножей, топоров, мачете и т.п.), и другими предметами материального мира, доступными любым лицам (камнями, палками и т.п.), а также законодательство многих стран мира.
Следует отметить, что в законодательстве Российской империи и СССР оборот патронов к оружию и многих видов оружия не всегда был ограничен, а ограничения не всегда касались любых патронов и видов оружия. При этом разрешалось хранение до 30 фунтов пороха без ограничений на его приобретение.
В законодательстве СССР и РФ до 1993 года охотничьи ножи и кинжалы приобретались свободно или по охотничьему билету, национальное и охотничье холодное оружие находилось в обороте без разрешений милиции и специальных ограничений в соответствующих местностях, а оборот метательного оружия не регулировался законодательством. При этом предварительного приобретения охотничьего или иного огнестрельного оружия для приобретения холодного и иного оружия не требовалось. Правила оборота пневматического оружия различались и отличались от правил оборота огнестрельного и холодного оружия, а газовые пистолеты и револьверы могли приобретать только определенные организации до 1992 года, когда были введены разрешения на их приобретение, хранение и ношение гражданами. Подобные правила устанавливались в отношении сигнальных устройств (ракетниц, стартовых пистолетов и т.п.).
В Законе РФ Об оружии 1993г. для приобретения охотничьего холодного оружия, к которому относилось и метательное оружие, было необходимо наличие права на приобретение огнестрельного оружия (лицензии на приобретение огнестрельного оружия). При этом приобретение огнестрельного оружия требовалось только для ношения охотничьего холодного оружия (было необходимо наличие разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия). Иное холодное оружие могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством, но для его хранения в коллекции разрешения не требовалось.
На местном уровне принимались акты об обороте национального холодного оружия, в частности, якутских ножей в Якутии, которые приобретались по лицензии на приобретение огнестрельного оружия или открытой лицензии. В ЧРИ в 1997 году был принят закон об оружии, не распространявшийся на оборот национального холодного оружия Чеченской Республики.
Пневматическое оружие регистрации не подлежало, но его приобретение было запрещено гражданам, если оно имело калибр более 4,5 мм и скорость пули более 150 м/с. Газовые пистолеты и револьверы были впервые отнесены к оружию и приобретались по отдельной открытой лицензии без количественных ограничений с регистрацией только продавцом торговой организации и продлением истекших лицензий в органах МВД.
Понятие сигнального оружия отсутствовало до принятия ФЗ Об оружии, поэтому ограничения на оборот сигнального оружия Законом РФ Об оружии 1993г. не устанавливались и лицензии на приобретения части его видов были введены только в ФЗ Об оружии.
Поэтому в прежнем российском законодательстве отсутствовал запрет на приобретение охотничьего холодного и метательного оружия гражданами, не владеющими огнестрельным или пневматическим оружием, приобретаемым по лицензиям (разрешениям) и правила оборота холодного и иного гражданского оружия различались, а в законодательстве СССР и РФ до 1993 года оборот данных видов оружия не всегда ограничивался и многие ограничения были менее строгими (приобретение охотничьего холодного оружия по охотничьему билету или свободное его приобретение, свободный оборот охотничьего и национального холодного оружия в ряде местностей РСФСР и СССР, а также свободное приобретение метательного оружия).
В ряде стран СНГ и других стран постсоветского пространства на приобретение охотничьего холодного оружия достаточно получения отдельного разрешения (Туркменистане и др.) или для его приобретения не требуется получения разрешений и других документов (Молдове, Абхазии (в части приобретения абхазских охотничьих ножей и национальных кинжалов и кавказских шашек в качестве национального холодного оружия), Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и др.).
В законодательстве государств и территорий, входивших в состав Российской империи, но не РСФСР, СССР и РФ (Финляндии, Польши и штата Аляска (США)) оборот многих или всех видов холодного оружия не регулируется законодательством и ограничения на их приобретение не установлены, а оборот метательного оружия ограничен не строго и регулируется наравне с оборотом пневматического оружия или разрешен наравне с огнестрельным оружием (в штате Аляска).
В законодательстве Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия.
В США ограничения на оборот многих видов холодного оружия отсутствуют, при этом в ряде штатов не установлены ограничения на оборот огнестрельного и иного стрелкового оружия (встречается даже детское оружие, являющееся огнестрельным), а патроны к оружию свободно продаются в различных местах, включая продуктовые магазины и аптеки.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение без лицензии холодного и сигнального оружия, а также всех видов оружия, имеющего культурную ценность, и решить вопрос о введении указанного права в отношении всех видов гражданского газового оружия, иного нелетального оружия, пневматического оружия с дульной энергией до 25 Дж или любого пневматического оружия, разрешенного к гражданскому обороту, части или всех видов метательного оружия и маломощного огнестрельного оружия.
При этом необходимо введение права на приобретение метательного оружия, патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному гражданскому оружию, многие правила оборота которого отсутствуют в ФЗ Об оружии (в частности, к спортивному огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию), оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и наградному оружию, а также пороха по отдельным лицензиям или разрешениям без приобретения иного оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия и патронов, а также на свободное приобретение холодного оружия, капсюлей, патронов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, патронов к огнестрельному оружию с минимальной удельной кинетической энергией, составляющей при скорости снаряда до 100 м/c или иной определенной его скорости не более 0,5 Дж на мм2, патронов без пороха (патронов Флобера) и капсюлированных гильз, а также пороха в количестве, которое не может придать снаряду удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, либо на свободное приобретение метательного оружия, патронов, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию, и пороха в определенном или любом количестве владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота патронов к оружию, пороха и капсюлей, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также декриминализация незаконного оборота патронов и пороха, используемых в огнестрельном оружии и других подобных предметах, если он связан с законным оборотом указанных видов оружия и других предметов (в особенности, их заряжанием или стрельбой из них), а также установление четких минимальных критериев поражающей способности огнестрельного и иного оружия, соответствующих их реальной степени опасности для человека и распределение ограничений на оборот огнестрельного и иного оружия по значениям удельной кинетической и (или) дульной энергии снаряда, при которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку либо пробитие дополнительных препятствий в случае однократного использования оружия, при которой необходима отмена критериев отнесения предметов к холодному оружию с его исключением из перечня видов оружия, а также исключение из перечня видов оружия сигнального оружия, не предназначенного для поражения живой и иной цели.
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот холодного оружия, сигнального оружия, патронов к оружию и пороха, а также декриминализация их незаконного оборота отдельно от оружия и без преступных целей, незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного и нелетального оружия, незаконного оборота иного малоопасного оружия и боеприпасов к нему и незаконного оборота всех видов гражданского или любого огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение без лицензии холодного и сигнального оружия, а также всех видов оружия, имеющего культурную ценность, и решить вопрос о введении указанного права в отношении всех видов гражданского газового оружия, иного нелетального оружия, пневматического оружия с дульной энергией до 25 Дж или любого пневматического оружия, разрешенного к гражданскому обороту, части или всех видов метательного оружия и маломощного огнестрельного оружия.
При этом необходимо введение права на приобретение метательного оружия, патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному гражданскому оружию, многие правила оборота которого отсутствуют в ФЗ Об оружии (в частности, к спортивному огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию), оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и наградному оружию, а также пороха по отдельным лицензиям или разрешениям без приобретения иного оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия и патронов, а также на свободное приобретение холодного оружия, капсюлей, патронов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, патронов к огнестрельному оружию с минимальной удельной кинетической энергией, составляющей при скорости снаряда до 100 м/c или иной определенной его скорости не более 0,5 Дж на мм2, патронов без пороха (патронов Флобера) и капсюлированных гильз, а также пороха в количестве, которое не может придать снаряду удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, либо на свободное приобретение метательного оружия, патронов, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию, и пороха в определенном или любом количестве владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота патронов к оружию, пороха и капсюлей, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также декриминализация незаконного оборота патронов и пороха, используемых в огнестрельном оружии и других подобных предметах, если он связан с законным оборотом указанных видов оружия и других предметов (в особенности, их заряжанием или стрельбой из них), а также установление четких минимальных критериев поражающей способности огнестрельного и иного оружия, соответствующих их реальной степени опасности для человека и распределение ограничений на оборот огнестрельного и иного оружия по значениям удельной кинетической и (или) дульной энергии снаряда, при которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку либо пробитие дополнительных препятствий в случае однократного использования оружия, при которой необходима отмена критериев отнесения предметов к холодному оружию с его исключением из перечня видов оружия, а также исключение из перечня видов оружия сигнального оружия, не предназначенного для поражения живой и иной цели.
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот холодного оружия, сигнального оружия, патронов к оружию и пороха, а также декриминализация их незаконного оборота отдельно от оружия и без преступных целей, незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного и нелетального оружия, незаконного оборота иного малоопасного оружия и боеприпасов к нему и незаконного оборота всех видов гражданского или любого огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий.

К началу списка инициатив