Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
32Ф94067
Уровень инициативы:
Федеральный

Гуманизация уголовного законодательства РФ в части незаконных рубок лесных насаждений

Согласно части 1 статьи 23.1 Лесного кодекса РФ, рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).
При этом, пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21, незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
За незаконную рубку деревьев действующим законодательством предусмотрен административное (статья 8.28 КоАП РФ) и уголовная (статья 260 УК РФ) ответственности. При этом, разграничение ответственности осуществляется в зависимости от суммы причиненного лесам вреда. Так в случае, если сумма вреда (ущерба) составит свыше 5000 рублей, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности, в остальных случаях - к административной.
Сумма причиненного лесам вреда, исчисляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 г. № 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства". Согласно этой методике, в среднем, сумма вреда в 5000 и более наступает уже с двух-трех (в зависимости от местоположения и прочих условий) срубленных хвойных деревьев. Таким образом, при осуществлении незаконной рубки двух-трех деревьев, гражданин будет привлечен к уголовной ответственности.
Действующим законодательством не учтена несоразмерность причиненного лесам вреда назначаемому наказанию с его последствиями, так как у гражданина появится судимость за общественно не опасное деяние (за исключением рубки большого количества деревьев).
Граждане, особенно в сельской местности, оступившись и не имея умысла к продаже незаконно заготовленной древесины (срубленных для личного пользования), а так же иные граждане, в том числе туристы рискуют попасть под уголовную статью срубив дерево для вытаскивания автомобиля из грязи, срубив дерево, опасно зависшее над дорогой и т.д. Такие граждане могут быть привлечены с административной ответственности и обязанности возместить причиненный вред, если величить минимальный порог "значительного ущерба" в уголовном кодексе.

Практический результат

- уменьшение количества осужденных в местах лишения свободы и условно осужденных, тем самым уменьшение криминогенной обстановки в стране;
- гуманизация уголовного законодательства;
- снижение социальной напряженности.

Решение

Для гуманизации уголовного законодательства может быть 2 пути:
исключить из статьи 260 УК РФ часть 1 полностью;
либо внести изменения в часть 1 статьи 260 УК РФ и примечание к статье в целях увеличения минимального порога значительного ущерба с 5 000 до минимум 10 000 рублей (как правило это ущерб за 5-6 деревьев).

К началу списка инициатив