Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф94324
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии равных правил оборота всех видов гражданского огнестрельного гладкоствольного и нарезного оружия с любой длиной ствола

Необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и любого огнестрельного гладкоствольного магазинного (барабанного) или многоствольного оружия, чем иного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (пятилетний стаж владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием и статус профессионального охотника или стрелка-спортсмена высокого класса для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, имеющего любую дульную энергию, и двухлетний стаж владения огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием или статус стрелка-спортсмена для приобретения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с магазином (барабаном) или количеством стволов более двух, имеющего любую дульную энергию), и установление в качестве критериев более строгого оборота огнестрельного оружия определенных значений его дульной и удельной кинетических энергий, поскольку согласно ст. 13 ФЗ Об оружии охотничье и спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом разрешается приобретать только при наличии стажа владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием (5 лет) либо при наличии специальных оснований, предусмотренных для профессиональных охотников (перечень соответствующих профессий предусмотрен законодательством субъектов РФ, но он не предусмотрен в законодательстве города Москвы и части других субъектов РФ) или стрелков-спортсменов высокого класса, с последующей регистрацией в Росгвардии (для приобретения огнестрельного длинноствольного оружия в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия), а для приобретения патронов к нему необходимо разрешение на хранение и ношение данного оружия. При этом возможно приобретение данных патронов по лицензии на коллекционирование оружия, но их приобретение по данной лицензии не указано в самом ФЗ Об оружии и, в соответствии с Правилами оборота гражданского, служебного оружия и патронов к нему, они не могут быть использованы в оружии, но отдельных запретов и мер ответственности за использование коллекционируемых патронов в оружии законным владельцев оружия или другим лицом ФЗ Об оружии, КоАП и УК РФ не предусматривают (если патрон имеет культурную ценность, - возможна ответственность по ст. 243 УК РФ).
В ФЗ Об оружии отсутствуют специальные ограничения и запреты на приобретение патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному оружию, правила приобретения которого отсутствуют (в частности, к спортивному гладкоствольному короткоствольному оружию), и к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, но четкие критерии отличия данных патронов от иных патронов и правила их оборота отсутствуют. При этом существуют данные виды оружия, предназначенные для использования патронов к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в Росгвардии. Это означает отсутствие возможности приобретения патронов к ним без приобретения оружия, приобретаемого по лицензии, подлежащего регистрации в Росгвардии, и получения на него разрешения. Поэтому лицо, имеющее оружие под патроны к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в Росгвардии, желающее приобрести патроны к своему оружию, обязано получить лицензию, приобрести по ней соответствующее оружие и получить разрешение на него.
При этом в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ об обороте оружия отсутствуют четкие критерии разграничения по степени опасности и поражающей способности видов гражданского и иного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, приобретаемых по лицензии или без лицензии, видов указанного оружия, правила приобретения и (или) многие другие правила оборота которых отсутствуют, включая различные виды огнестрельного и иного оружия, имеющего культурную ценность, спортивного оружия и многие виды боевого или иного наградного оружия, видов оружия, запрещенных к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, а также видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, патронов к различным видам оружия и предметов, сходных с оружием, но не являющихся им.
Поэтому различные виды оружия, патронов и других предметов не четко разграничены по степени опасности.
ФЗ Об оружии строго ограничивает оборот современного огнестрельного оружия с нарезным стволом или указанного короткоствольного гладкоствольного или нарезного оружия, не ограничивая подобным образом оборот пневматического и метательного оружия (ствольных арбалетов (шнепперов)) с нарезным и (или) коротким стволом, а также любых конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не отнесенных к оружию (пружинных пистолетов, ружей и т.п.), и не устанавливая упорядоченных правил оборота гладкоствольных пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, и предметов, сходных с огнестрельным оружием по принципу действия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2.
Действующие правила приобретения огнестрельного оружия с нарезным стволом обязывающие владеть охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием, фактически способствуют искусственному увеличению количества огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и пневматического оружия, имеющих любую дульную энергию, во владении граждан и может способствовать как законному, так и незаконному обороту иного оружия, учитывая отсутствие ограничений на приобретение по лицензии многих видов нарезного огнестрельного и иного оружия, приобретаемого в целях коллекционирования, и наличие возможности использования патронов к гражданскому огнестрельному оружию во многих видах автоматического и иного запрещенного к обороту в РФ боевого, иностранного военного, атипичного или другого огнестрельного оружия.
Запрет на коллекционирование видов гражданского оружия, право на приобретение которых граждане РФ не имеют, уточненный в новом ФЗ (Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии""(направлен на развитие оружейной отрасли в Российской Федерации, поддержку отечественных производителей гражданского оружия и патронов к нему, а также уточняет основания приобретения гражданами Российской Федерации гражданского огнестрельного длинноствольного оружия)"), и запрет на коллекционирование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом, действующий с 2018 года, не учитывают степень опасности конкретных видов оружия и негативно отражаются на соблюдении конституционных прав граждан РФ, владеющих огнестрельным оружием с нарезным или коротким стволом, не имеющим культурной ценности, и на учете оружия для контроля за его оборотом, т.к. часть оснований владения данным оружием действуют временно и могут прекратить свое действие в любое время, независимо от появления общих оснований, исключающих возможность выдачи лицензий и разрешений на оборот оружия (увольнение с работы или службы, прекращение занятия конкретным видом деятельности, исключение профессии из перечня профессий, дающих право на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях охоты, в законодательстве субъекта РФ и др.), но данные основания являются специальными и прекращают право на владение данным оружием, вместе с которым может быть прекращено и право на владение патронами к такому оружию, порохом, капсюлями, охотничьим метательным и холодным клинковым оружием (в зависимости от наличия в законном владении иного огнестрельного оружия соответствующего вида и сохранения статуса охотника или стрелка-спортсмена). Ограничение перечня граждан, имеющих право на приобретение данного оружия, и наличие оснований введения права на его приобретение только, если гражданин занимается определенной деятельностью, осложняют учет огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и влекут как изначальное распространение данного оружия в незаконном обороте и рост прибылей черных рынков оружия, так и его переход из законного оборота в незаконный. Это сводит к нулю всю эффективность мер по контролю за оборотом огнестрельного и иного оружия.
Огнестрельное оружие с нарезным и (или) коротким стволом не представляет большей степени опасности, чем огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, поскольку степень поражающей способности определяется его удельной и дульной кинетическими энергиями, максимальные значения которых в ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях к оружию не указаны, а минимальное значение определено в Криминалистических требованиях только для удельной кинетической энергии любого огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2). Поэтому логичным является отсутствие ограничений на тип и, во многих случаях, длину ствола пневматического и метательного оружия, любого оружия, имеющего культурную ценность, а также предметов, не отнесенных к оружию, а наличие и сохранение различных правил оборота огнестрельного оружия, имеющего различные тип и длину ствола, нелогично и не может способствовать борьбе с преступностью. Это требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ, упорядочивающих правила оборота огнестрельного оружия только по значениям удельной и дульной кинетических энергий, а также по обстоятельствам, указывающим на необходимость его нахождения в гражданском обороте для многих или всех лиц, либо отменяющим ограничения на оборот многих видов огнестрельного оружия, учитывая законодательство Российской империи, СССР до 1975 года, США и целого ряда других стран мира.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена пятилетнего стажа владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения соответствующего огнестрельного оружия с нарезным стволом как правила, искусственно увеличивающего количество данного оружия любой степени опасности во владении граждан РФ, влекущего распространение случаев приобретения данного оружия в целях спорта или охоты для упрощения приобретения любого данного оружия, холодного и метательного оружия, пороха и капсюлей, а также огнестрельного оружия с нарезным стволом, но ограничивающего права граждан на самооборону и владение оружием в любых законных целях и не способствующего борьбе с преступностью.
Виды стрелкового оружия, не отнесенные к огнестрельному, и предметы, не являющиеся оружием не ограничены к обороту по количеству стволов, наличию и емкости магазина (барабана), а также по скорострельности и возможности автоматической перезарядки (неавтоматические и самозарядные). Более того, не запрещены и специально не ограничены к обороту их виды, позволяющие вести стрельбу очередями (автоматические).
Вышеуказанные виды пневматического оружия находятся в обороте, определенном для огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, если они имеют дульную энергию более 3 Дж или 7,5 Дж при калибре более 4,5 мм, либо в обороте без лицензий, если они имеют дульную энергию от 3 Дж до 7,5 Дж и калибр не более 4,5 мм, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют дульную энергию не более 3 Дж, или не отнесены к оружию по своему назначению.
Подобные виды метательного оружия находятся в обороте, определенном для охотничьего метательного оружия, приобретаемого по разрешению на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, если оно отнесено к арбалетам с натяжением тетивы более 43 кгс, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют натяжение тетивы не более 43 кгс, или не отнесены к оружию по своему назначению, либо не являются арбалетами и не отнесены к оружию по данному признаку.
Любые конструктивно сходные с оружием изделия и иные предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте.
Поэтому все ограничения на оборот огнестрельного и иного оружия являются формальными и не способствуют борьбе с преступностью, т.к. учет оружия осложняется при увеличении его количества в законном обороте, а оборот оружия и других предметов, не подлежащих регистрации, и незаконный оборот оружия являются неконтролируемыми, а увеличение перечня видов оружия и других предметов, подлежащих регистрации может только ухудшить ведение учета оружия и увеличить количество оружия и других предметов, находящихся в незаконном обороте, а также способствовать резкому увеличению числа лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер. При этом увеличение перечней наиболее ограниченных и запрещенных видов оружия и других предметов может только увеличить их количество, находящееся в незаконном обороте и доходы черных рынков, а также число лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер.
Это явно указывает на необходимость внесения в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ изменений, упорядочивающих правила оборота огнестрельного и иного оружия только по значениям удельной и дульной кинетических энергий, а также по обстоятельствам, указывающим на необходимость его нахождения в гражданском обороте для многих или всех лиц, и отменяющим ограничения на оборот холодного оружия, сигнального оружия, не предназначенного для поражения цели, газового и иного нелетального или любых видов малоопасного оружия, либо отменяющим ограничения на оборот многих или всех видов оружия, учитывая законодательство США и целого ряда других стран мира.
Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на приобретение патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, учитывая отсутствие у них права на регистрацию приобретенного оружия и получение разрешения на него, а также отсутствие у лиц без гражданства права на приобретение гражданского оружия. При этом запрет на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия и охотничьего стрелкового метательного оружия установлен только в отношении лиц без гражданства, а перечень видов гражданского оружия, которое могут приобретать по лицензии на приобретение оружия, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств соответствующих государств, с обязательным вывозом оружия из РФ не позднее 10 дней, иностранные граждане, в ст. 14 ФЗ Об оружии и ином законодательстве не оговорен, что означает наличие права на приобретение любого охотничьего и иного гражданского оружия с обязательным его вывозом из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, а толкование положений ст. 13 ФЗ Об оружии как запрета на приобретение иностранными гражданами видов оружия, приобретаемых гражданами РФ без лицензии, не указанных в ст. 14 ФЗ Об оружии как приобретаемых без лицензии иностранными гражданами, нелогично и противоречит положениям ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. При этом положения ФЗ Об оружии не могут быть применены к гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ установлены иные правила, согласно положениям ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Поэтому правила оборота оружия, патронов, пороха и капсюлей могут определяться положениями международных договоров РФ, а не только ФЗ Об оружии иным законодательством РФ о обороте оружия.
Таким образом, введение ограничений на приобретение и иной оборот оружия, патронов к огнестрельному и иному оружию, пороха и капсюлей не способствует пресечению бесконтрольного оборота опасных предметов, но влечет ограничение прав владельцев целого ряда видов оружия, предоставляя право на приобретение патронов к оружию, пороха и капсюлей только гражданам РФ, имеющим разрешение на хранение соответствующих видов гражданского оружия.
При этом указанные граждане имеют право на хранение в любом количестве и использование патронов в любом оружии, не имеющим культурной ценности, находящимся в их законном владении, на использование пороха в любом охотничьем или дульнозарядном огнестрельном оружии, не имеющем культурной ценности, которым они законно владеют, и на использование капсюлей в оружии, не имеющем культурной ценности, которым они законно владеют, и в предметах, не отнесенных к оружию, а также имеют возможность заряжания оружия, имеющего культурную ценность, использование патронов в которых законно в случае имитации стрельбы из указанного оружия, не отнесенного к старинному (антикварному), ношение и имитация использования которого осуществляются вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий, или использования любого оружия и других предметов в состояниях, исключающих преступность и наказуемость деяния (необходимой обороны, крайней необходимости и т.п.).
Патроны к пистолетам и револьверам могут быть использованы в спортивном и охотничьем огнестрельном оружии с нарезным стволом, а ряд видов патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию имеет сходство с патронами к любому огнестрельному оружию с нарезным стволом. При этом подобные виды гладкоствольного огнестрельного оружия и патронов к нему с 29 июня 2022 года ФЗ от 28.06.2021 N 231-ФЗ в ФЗ Об оружии будут отнесены к огнестрельному оружию с нарезным стволом и патронам к нему, если в стволе оружия имеется нарезная часть любой длины и пуле придается вращательное движение, но четкие критерии отличия патронов к оружию с нарезным стволом от патронов к гладкоствольному оружию введены не будут.
С 29 июня 2022 года данным ФЗ будет запрещено приобретение в целях самообороны или охоты гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с магазином (барабаном) или с количеством стволов более двух гражданами РФ, не владеющими иным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием более 2 лет. При этом будет сохранено право на приобретение любого указанного огнестрельного оружия для занятий спортом без установления сроков владения каким-либо оружием.
Незаконный оборот огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к огнестрельному оружию отнесен к преступлениям в ст. 222 и 223 УК РФ, максимальные наказания за которые составляют с 2021 года до 5, 8, 10, 12 и 15 лет лишения свободы, а незаконные сбыт, изготовление ремонт или переделка гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и незаконное изготовление патронов к нему влекут лишение свободы на сроки до 4, 6, 8 и 10 лет.
Необходимость наличия стажа владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и введение обязательного стажа владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения указанного оружия с магазином (барабаном) или более чем с двумя стволами, при ограничении категорий граждан РФ, имеющих право на его оборот без указанных стажей (профессиональных охотников, работающих по профессиям, указанным органами власти субъектов РФ, и спортсменов высокого класса по стрельбе как граждан РФ, имеющих право на приобретение без стажа охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, и стрелков-спортсменов как граждан РФ, имеющих право на приобретение без стажа любого гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия), негативно влияет на соблюдение законных прав лиц, проживающих в местностях, в которых огнестрельное оружие необходимо для самообороны, охоты и других законных целей, лиц, имеющих огнестрельное оружие с нарезным стволом, приобретенное по другим основаниям в РФ, СССР или в зарубежных странах, либо занимающимися опасными видами деятельности или деятельностью, связанной с оборотом или использованием огнестрельного оружия с нарезным стволом и (или) любого магазинного огнестрельного оружия, либо имевшими опыт обращения с указанным огнестрельным оружием, но наиболее негативно оно ограничивает конституционные права лиц, которым любое гражданское или иное огнестрельное оружие необходимо для защиты жизни, включая лиц, подлежащих государственной защите, лиц преклонного возраста и лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, при которых не ограничивается право на приобретение оружия, т.к. лица, находящиеся в опасной ситуации, или достигшие преклонного возраста, либо страдающие указанными заболеваниями, могут так и не получить необходимый стаж владения оружием по причине смерти или возникновения обстоятельств, препятствующих правильному использованию оружия или законному владению оружием, и не заниматься видами деятельности, дающими право на приобретение такого оружия. Поэтому положения ФЗ Об оружии в отношении правил оборота огнестрельного оружия с нарезным стволом носят дискриминационный характер и не соответствуют степени опасности всех видов данного оружия.
При этом излишние ограничения на оборот гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом и иного оружия могут упрощать фабрикации уголовных дел против любых лиц и применение мер, ограничивающих их конституционные и иные законные права. Способствовать упрощению незаконного привлечения к уголовной ответственности и применению иных мер, ограничивающих как право на приобретение оружия по лицензиям и разрешениям, так и основные конституционные права человека, данные правила могут как в отношении граждан старшего возраста, но и всех лиц, не достигших определенных минимальных совершеннолетних возрастов (не менее 21, 23 или 26 лет), учитывая минимальные возраста приобретения оружия в РФ и субъектах РФ и стаж владения огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием. Приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом с 18 лет возможно только, если с указанного возраста можно получить соответствующую профессию или спортивное звание, либо в случае награждения оружием, а его приобретение до 18 лет гражданином РФ запрещено положениями ст. 13 ФЗ Об оружии.
Таким образом, права на приобретение гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом не имеют многие граждане РФ, достигшие возраста полной уголовной и иной ответственности совершеннолетнего лица (18 или 20 лет), включая владельцев огнестрельного оружия.
Запреты на отнесение огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом к гражданскому оружию самообороны и на отнесение огнестрельного короткоствольного оружия к охотничьему негативно влияют на противодействие преступности и обеспечение как безопасности на охоте, так и личной безопасности любых лиц и являются неэффективными, в особенности, учитывая отсутствие у данного огнестрельного оружия большей степени опасности, чем у огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и метательного, пневматического и иного подобного оружия или предметов, формально не отнесенных к оружию (в зависимости от кинетической энергии и поражающей способности), и отсутствие правил оборота спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия или запрета на его отнесение к спортивному оружию в ФЗ Об оружии. При этом в законодательстве России и СССР до 1924 и 1927 годов короткоствольное оружие не ограничивалось к приобретению многими лицами и могло использоваться в целях самообороны или на охоте. В ФЗ Об оружии до 2011 года отсутствовал запрет на отнесение короткоствольного огнестрельного оружия к охотничьему, а правила оборота всех видов охотничьего гладкоствольного и нарезного огнестрельного оружие не различались в зависимости от длины его ствола. При этом, на практике, сертифицировалось и находилось в обороте только охотничье длинноствольное огнестрельное оружие.
В законодательстве многих стран мира, включая значительное число стран постсоветского пространства, предусмотрено право на оборот огнестрельного короткоствольного и нарезного оружия в целях самообороны и (или) на использование огнестрельного короткоствольного оружия на охоте.
Существуют охотничьи гладкоствольные и нарезные пистолеты и револьверы, имеющие большие калибр и длину ствола. При этом данные и другие виды пистолетов и револьверов были разрешены к использованию на охоте в законодательстве Российской империи, РСФСР и СССР до 1927 года или более позднего времени (в зависимости от их отнесения к охотничьему оружию и категорий граждан, имеющих право на их приобретение и использование на охоте), и не были запрещены ФЗ Об оружии до 2011 года, а также разрешены к обороту в целях охоты и (или) самообороны во многих странах мира. Для космонавтов в СССР был создан охотничий трехствольный пистолет ТП-82, который не был допущен в гражданский оборот в качестве охотничьего и иного короткоствольного оружия и не может быть отнесен к не запрещенному к обороту гражданскому длинноствольному огнестрельному оружию, учитывая его размеры. При этом подобное оружие может быть необходимо любому лицу в экстренных ситуациях, а его поражающая способность не превышает поражающую способность огнестрельного оружия.
Поэтому необходимо введение права на оборот огнестрельного оружия с любым типом и длиной ствола в целях охоты, самообороны и в других законных целях многими или любыми лицами (в опасных экстренных ситуациях справедливо предоставлять право на оборот всех видов гражданского и иного подобного оружия любым лицам).
Оборот многих видов огнестрельного оружия является ограниченным лицензированием или запрещенным (в зависимости от их соответствия криминалистическим требованиям и положениям ФЗ Об оружии), но к огнестрельному оружию могут быть отнесены только предметы, конструктивно сходные с ним, имеющие удельную энергию выстрела металлическими снарядами не более 0,5 Дж/мм2, а предметы, имеющие меньшую удельную энергию, могут быть отнесены к сигнальному, списанному или газовому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения или к предметам конструктивно сходным с огнестрельным оружием, но не являющимися оружием, учитывая положения криминалистических требований.
Отнесение предмета к вышеуказанным видам предметов определяется наличием в его стволе ограничителя движения пули (рассекателя) и другими его характеристиками, исключающими его отнесение к огнестрельному оружию. При этом сигнальные пистолеты и револьверы, использующие только капсюли могут быть отнесены только к сигнальному оружию, приобретаемому без лицензии, а пистолеты, револьверы и другие конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия, не имеющие в стволе ограничителя, но имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж/мм2, могут быть отнесены только к конструктивно сходным с оружием изделиям, т.е. находятся в свободном обороте.
По исследованиям А.И. Устинова, Л.Ф. Савраня, Е.И. Сташенко и других ученых, с 1979 года в СССР установлены определенные формальные критерии принадлежности предметов к огнестрельному оружию, действующие в РФ и многих других странах постсоветского пространства.
Минимальная кинетическая энергия для стандартных пуль различного калибра, как показали эксперименты А.И. Устинова при стрельбе по трупным материалам, имеет следующие значения: 5,6 мм — 11 Дж; 6,35 мм — 16 Дж; 7,62 мм - 27 Дж; 9 мм - 30 Дж.
При этом было установлено, что пули этих калибров, обладая скоростью 100м/с, заведомо способны нанести проникающее повреждение телу человека.
При этом в военном деле под поражающей способностью принято понимать не причинение проникающего повреждения, а безусловный вывод человека из строя и поэтому оперируют гораздо большими значениями необходимой для поражения человека минимальной кинетической энергии пули (для винтовочных патронов 7,62 мм указывается значение кинетической энергии 80 Дж, обеспечивающее безусловный вывод человека из строя).
Очевидно, что при одинаковой кинетической энергии способность нанести проникающее повреждение человеку больше у пули с меньшей площадью поперечного сечения. Поэтому для оценки поражающей способности оружия различного калибра было предложено (Л.Ф.Саврань, 1979) использовать в качестве единого критерия значение удельной кинетической энергии пули.
Удельная кинетическая энергия Еуд(Дж/см2) определяется как отношение кинетической энергии пули к площади поперечного сечения ее ведущей части: Eyд=E/S, где S=пR2, R (см) — радиус ведущей части пули, п = 3,14.
По сделанным оценкам пули патронов калибра от 5,6 мм до 9 мм при скорости 100 м/с имеют удельную кинетическую энергию в интервале от 40 Дж/см2 до 60 Дж/см2, поэтому за минимальное значение удельной кинетической энергии, соответствующее границе поражения человека, в криминалистике принято среднее значение из этого интервала 50 Дж/см2 или 0,05 кГм/мм2. По данным судебной медицины при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6—8 Дж/см2 причиняет ссадины; 14—17 Дж/см2 — поверхностные раны; 32—36 Дж/см2 — непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; 54—60 Дж/см2 — проникающие ранения грудной клетки; 135—145 Дж/см2 — проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Это требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, устанавливающих минимальные критерии надежности огнестрельного оружия, несоответствие которым означает невозможность эффективного, безопасного и правильного использования предмета в качестве огнестрельного оружия, и, следовательно, обязательно должно влечь исключение предмета из перечня видов огнестрельного оружия.
При отграничении патронов к огнестрельному оружию от иных патронов, следует учитывать, что значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости пули 100 м/с2 (как было указано выше), т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию.
При этом спортивно-охотничьи патроны кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм приобретаются по разрешению на хранение и ношение соответствующего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом или другим подобным разрешениям на длинноствольное или короткоствольное огнестрельное оружие (спортивным, наградным и т.п.), а их незаконный оборот влечет уголовную ответственность по ч. 1 – 6 ст. 222 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ, если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ и ст. 20.10 КоАП РФ), что приравнивает по ограничениям и мерам наказаний данные патроны к любым более мощным патронам к огнестрельному оружию и ужесточает правила их оборота, а также меры ответственности и наказаний за их незаконный оборот в сравнении с патронами к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию. Указанным образом распределены ограничения и меры ответственности в отношении оборота патронов к огнестрельному оружию меньшего калибра, включая патроны без пороха (патроны Флобера), имеющими удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2. Любые патроны к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, имеющие удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2 (многие стандартные виды данных патронов имеют в несколько раз большие значения удельной кинетической энергии), приобретаются по разрешению на хранение или хранение и ношение соответствующего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия или другим подобным разрешениям на длинноствольное огнестрельное оружие (наградным и т.п.), а их незаконный оборот влечет административную или уголовную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, если он не является малозначительным деянием, предусмотренным УК РФ, но не являющимся преступлением (ч. 2 ст. 14 УК РФ, ст. 20.10 КоАП РФ).
Оборот патронов с металлическими пулями и иных патронов, сходных с патронами к огнестрельному оружию, но имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, или являющихся специальными патронами, не отнесенными к патронам к оружию (строительно-монтажными и т.п.), не ограничен и не может влечь ответственности по вышеуказанным нормам о незаконном обороте оружия, независимо от установления ограничений на их оборот.
Поэтому ограничения на оборот патронов к различным видам оружия и другим предметам, а также меры ответственности и наказаний за их незаконный оборот распределены нелогично без учета их поражающей способности.
Согласно данным судебной медицины (как было указано выше): при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией от 32-36 Дж/см2 до 135-145 Дж/см2 причиняются непроникающие и проникающие ранения грудной клетки с переломами грудины, а также проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки, поэтому огнестрельным оружием являются именно огнестрельные устройства, причиняющие не менее тяжелые ранения, чем проникающее ранение грудной клетки с переломами грудины. При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, но его виды, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2, отдельно не указаны в ФЗ Об оружии. Поэтому основным критерием установления всех ограничений и запретов на оборот огнестрельного оружия является именно удельная кинетическая энергия более 50 Дж на см2, но многие распространенные его виды имеют удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см. При этом достижение данного значения удельной кинетической энергии возможно в метательном стрелковом оружии (луках и арбалетах), конструктивно сходных с ним изделиях, механических метательных устройствах, не отнесенных к метательному оружию, пистолетах и ружьях для подводной охоты, иных пружинных пистолетах и ружьях, других подобных устройствах, в малокалиберном пневматическом оружии с дульной энергией от 7,5 до 25 Дж или от 3 до 7,5 Дж и в конструктивно сходных с ним изделиях с дульной энергией до 3 Дж (при калибре менее 2 мм), а также при нанесении ударов холодным оружием, бытовыми ножами или иными острыми предметами.
Поэтому значение удельной кинетической энергии, составляющее 0,5 Дж на мм2, является заниженным критерием для отнесения предметов к огнестрельному оружию, а виды данного оружия с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2 и менее 1,45 Дж на мм2 являются менее распространенными в обороте, чем его виды с большими значениями данных энергий, что не может способствовать борьбе с преступностью и предотвращению несчастных случаев с огнестрельным и иных стрелковым оружием и может искусственно увеличивать количество лиц, привлеченных к административной или уголовной ответственности за незаконные действия с огнестрельным или иным оружием, лишенных оружия и (или) понесших иные материальные потери, либо лишенным права на приобретение оружия по лицензии, в действиях которых отсутствует общественная опасность и (или) умысел на совершение противоправных действий.
При этом данное значение удельной кинетической энергии является минимальным критерием только для отнесения огнестрельных устройств к огнестрельному оружию и не применяется к иным видам оружия, в которых не используются патроны, порох и (или) капсюли (луки и арбалеты относятся к метательному оружию, если имеют натяжение тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, пружинные пистолеты, ружья, стреляющие ножи и иные подобные устройства не отнесены к оружию, одним из критериев холодного оружия является отсутствие повреждений на нем после определенного количества ударов энергией 20 – 50 Дж в сосновую доску или ударов плашмя по бревну, а пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж, приобретаемое без лицензии, и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия могут иметь удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, если их калибры составляют менее 4,5 и 2,8 мм соответственно, либо если пневматическое устройство имеет специальное назначение при любой дульной энергии более 3 Дж (пневматическое ружье для подводной охоты, пневматический строительно-монтажный пистолет и т.п.)), и к конструктивно сходным с огнестрельным оружием изделиям, имеющим специальное назначение (строительно-монтажным пистолетам и т.п.).
При этом различные виды патронов, капсюлей и снарядов могут быть использованы в любом разрешенном или запрещенном оружии либо в других предметах, если они конструктивно подходят к ним, и посредство их использования возможно поражение цели с любой кинетической энергией, допустимой в конкретном виде оружия или другом предмете, а многие виды снарядов к оружию находятся в свободном обороте (пули для пневматического оружия или других подобных устройств, рогаток и многих других видов оружия или сходных с ним изделий, большинство видов стрел, дробь, картечь и т.п.) или представляют собой распространенные в быту предметы (шарики для подшипников, гвозди, мячи и т.п.) или иные объекты материального мира (камни, палки и т.п.).
Поэтому запрет свободного оборота многих видов патронов к оружию и капсюлей не имеет смысла необоснованно ограничивает права владельцев предметов, в которых они используется, учитывая отсутствие ограничений на оборот данных предметов и на оборот патронов к подобным предметам, предназначенным для использования патронов.
Необходимость наличия для приобретения патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, а также охотничьего холодного клинкового и стрелкового метательного оружия именно разрешения на хранение определенных видов оружия, а также необходимость наличия определенных стажей владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным огнестрельным оружием, приобретаемым по лицензии, подлежащим регистрации в Росгвардии, для приобретения магазинного, барабанного или многоствольного гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в целях самообороны или охоты и охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия для приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом влекут излишние расходы владельцев оружия и распространение в обороте именно опасного огнестрельного длинноствольного оружия, имеющего дульную энергию более 2000 Дж, которое может быть использовано в преступных целях законными владельцами или попасть в незаконный оборот с любыми последствиями, либо может быть с различными целями переделано в запрещенное оружие (обрезы ружей, карабинов и винтовок, являющихся огнестрельным оружием, автоматическое огнестрельное оружие и т.п.).
Таким образом, все усилия государства, направленные на борьбу с преступностью и противодействие незаконному обороту оружия, а также профилактику несчастных случаев с оружием, сводятся к нулю, учитывая увеличение количества ружей, карабинов, винтовок, пистолетов и револьверов всех калибров, имеющих любую поражающую способность (удельную кинетическую энергию, дульную энергию и другие подобные характеристики, определяющие поражающую способность снаряда) в законном обороте у населения и лиц, привлеченных к ответственности за незаконные действия с оружием и другими подобными предметами, и (или) владеющих оружием или другими подобными предметами незаконно.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена двухлетнего стажа владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения такого оружия с магазином (барабаном) или более чем с двумя стволами в целях самообороны или охоты как правила, искусственно увеличивающего количество данного оружия любой степени опасности во владении граждан РФ, влекущего распространение случаев приобретения данного оружия в целях спорта или охоты для упрощения приобретения любого данного оружия, холодного и метательного оружия, пороха и капсюлей, а также огнестрельного оружия с нарезным стволом, но ограничивающего права граждан на самооборону и владение оружием в любых законных целях и не способствующего борьбе с преступностью.
В ФЗ Об оружии отсутствуют отдельные правила оборота патронов Флобера (без пороха) и право на снаряжение капсюлями гильз без дальнейшего их снаряжения порохом лицами, не имеющими разрешений на хранение и ношение спортивного или охотничьего огнестрельного оружия, но законно владеющими оружием, но отсутствует и запрет на свободный оборот капсюлированных гильз, а патроны к части видов оружия, приобретаемого без лицензии, изготавливаются только в виде капсюлированных гильз, не имеющих порохового заряда, пыжей и заглушек.
Следует отметить, что в законодательстве Российской империи и СССР оборот патронов к оружию и многих видов оружия не всегда был ограничен, а ограничения не всегда касались любых патронов и видов оружия. При этом разрешалось хранение до 30 фунтов пороха без ограничений на его приобретение.
В ряде стран СНГ и других стран постсоветского пространства отменены специальные условия получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом (Молдове, ПМР, Армении, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и др.), а в части данных стран короткоствольное огнестрельное оружие разрешено приобретать в целях самообороны (Молдове, ПМР, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и др.). При этом в Законе Об оружии Белоруссии разрешено хранение спортивного огнестрельного короткоствольного оружия вне спортивных объектов и его ношение, а в Законе Об оружии Южной Осетии не отнесены к огнестрельному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения пистолеты, револьверы, ружья, винтовки и другие подобные предметы с дульной энергией не более 3 Дж и приобретаются без лицензии огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж, независимо от достижения значения удельной кинетической энергии, превышающего 0,5 Дж на мм2.
Во многих странах мира отсутствуют различия правил оборота гладкоствольного и нарезного огнестрельного длинноствольного и короткоствольного оружия.
В США ограничения на оборот многих видов оружия отсутствуют, при этом в ряде штатов не установлены ограничения на оборот огнестрельного и иного стрелкового оружия (встречается даже детское оружие, являющееся огнестрельным), а патроны к оружию свободно продаются в различных местах, включая продуктовые магазины и аптеки.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и любого огнестрельного гладкоствольного магазинного (барабанного) или многоствольного оружия, чем иного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (пятилетний стаж владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием и статус профессионального охотника или стрелка-спортсмена высокого класса для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, имеющего любую дульную энергию, и двухлетний стаж владения огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием или статус стрелка-спортсмена для приобретения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с магазином (барабаном) или количеством стволов более двух, имеющего любую дульную энергию), и установление в качестве критериев более строгого оборота огнестрельного оружия определенных значений его дульной и удельной кинетических энергий.
При этом необходимо введение права на приобретение любого огнестрельного оружия с дульной энергией не более 150 Дж и удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному гражданскому оружию, многие правила оборота которого отсутствуют в ФЗ Об оружии (в частности, к спортивному огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию), оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и наградному оружию, а также пороха по отдельным лицензиям или разрешениям без приобретения иного оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия и патронов, а также на свободное приобретение холодного оружия, капсюлей, патронов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, патронов к огнестрельному оружию с минимальной удельной кинетической энергией, составляющей при скорости снаряда до 100 м/c или иной определенной его скорости не более 0,5 Дж на мм2, патронов без пороха (патронов Флобера) и капсюлированных гильз, а также пороха в количестве, которое не может придать снаряду удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, либо на свободное приобретение любого огнестрельного и пневматического оружия с удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию, и пороха в определенном или любом количестве владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота патронов к оружию, пороха и капсюлей, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также декриминализация незаконного оборота патронов и пороха, используемых в огнестрельном оружии и других подобных предметах, если он связан с законным оборотом указанных видов оружия и других предметов (в особенности, их заряжанием или стрельбой из них), а также установление четких минимальных критериев поражающей способности огнестрельного и иного оружия, соответствующих их реальной степени опасности для человека и распределение ограничений на оборот огнестрельного и иного оружия по значениям удельной кинетической и (или) дульной энергии снаряда, при которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку либо пробитие дополнительных препятствий в случае однократного использования оружия, при которой необходима отмена критериев отнесения предметов к холодному оружию с его исключением из перечня видов оружия, а также исключение из перечня видов оружия сигнального оружия, не предназначенного для поражения живой и иной цели.
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот холодного оружия, сигнального оружия, оружия, имеющего культурную ценность, дульнозарядного огнестрельного оружия и стрелкового оружия с удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (в зависимости от вида оружия, применяемых в нем снарядов и его фактической поражающей способности, т.к. не все предметы с указанными значениями удельных кинетических энергий являются оружием и (или) способны причинить смерть человеку при однократном использовании), патронов к оружию и пороха, а также декриминализация их незаконного оборота отдельно от оружия и без преступных целей, незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного и нелетального оружия, незаконного оборота иного малоопасного оружия и боеприпасов к нему и незаконного оборота всех видов гражданского или любого огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и любого огнестрельного гладкоствольного магазинного (барабанного) или многоствольного оружия, чем иного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (пятилетний стаж владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием и статус профессионального охотника или стрелка-спортсмена высокого класса для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, имеющего любую дульную энергию, и двухлетний стаж владения огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием или статус стрелка-спортсмена для приобретения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с магазином (барабаном) или количеством стволов более двух, имеющего любую дульную энергию), и установление в качестве критериев более строгого оборота огнестрельного оружия определенных значений его дульной и удельной кинетических энергий.
При этом необходимо введение права на приобретение любого огнестрельного оружия с дульной энергией не более 150 Дж и удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному гражданскому оружию, многие правила оборота которого отсутствуют в ФЗ Об оружии (в частности, к спортивному огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию), оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и наградному оружию, а также пороха по отдельным лицензиям или разрешениям без приобретения иного оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия и патронов, а также на свободное приобретение холодного оружия, капсюлей, патронов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, патронов к огнестрельному оружию с минимальной удельной кинетической энергией, составляющей при скорости снаряда до 100 м/c или иной определенной его скорости не более 0,5 Дж на мм2, патронов без пороха (патронов Флобера) и капсюлированных гильз, а также пороха в количестве, которое не может придать снаряду удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, либо на свободное приобретение любого огнестрельного и пневматического оружия с удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию, и пороха в определенном или любом количестве владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота патронов к оружию, пороха и капсюлей, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также установление четких минимальных критериев поражающей способности огнестрельного и иного оружия, соответствующих их реальной степени опасности для человека и распределение ограничений на оборот огнестрельного и иного оружия по значениям удельной кинетической и (или) дульной энергии снаряда, при которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку либо пробитие дополнительных препятствий в случае однократного использования оружия.
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот оружия, имеющего культурную ценность, дульнозарядного огнестрельного оружия и стрелкового оружия с удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (в зависимости от вида оружия, применяемых в нем снарядов и его фактической поражающей способности), а также декриминализация незаконного оборота малоопасного оружия и боеприпасов к нему и незаконного оборота всех видов гражданского или любого огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 894 голоса

106

Против решения: 236 голосов

К началу списка инициатив