Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
61Ф94428
Уровень инициативы:
Федеральный

О возврате специальных режимов налогообложения (УСН и ПСН) в ювелирной отрасли

9 марта 2022 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В связи с тем, что закон предусматривал важный в сложившейся геополитической ситуации альтернативный инструмент накопления средств граждан и принимался в кратчайшие сроки - детального обсуждения и общественных слушаний законопроекта не было. При этом, наравне с отменой НДС на покупку золота для физических лиц, была отменена возможность применения УСН и Патента (ПСН) практически для всей ювелирной отрасли с 01.01.2023 г - более 19 000 (свыше 90%) участников рынка.
По мнению участников рынка ДМДК, принятие указанных изменений в части отмены специальных налоговых режимов, можно объяснить только интересами двух-трех десятков представителей крупного бизнеса в сфере производства и реализации ювелирных изделий, тех компаний, которые стремятся создать доминирующее положение на рынке ювелирной продукции.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» специальные налоговые режимы были введены для субъектов среднего и малого предпринимательства с целью поддержки, развития и компенсации административных затрат при ведении бизнеса.
В реестре спецучета Федеральной пробирной палаты по состоянию на 01.03.2022 числится 21 109 субъектов хозяйственной деятельности, занятых в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Более 90 % от общего числа являются представителями малого и среднего бизнеса (ООО – 7697, ИП — 11602).
Отмена специальных налоговых режимов с 01.01.2023 г. для более, чем 19 000 субъектов малого ювелирного бизнеса, будет иметь катастрофические последствия для всей отрасли.
Согласно расчетов депутата Госдумы РФ Резника В.М. (автор изменений), отмена специальных режимов должна привести к увеличению налоговых поступлений на 20-30 млрд руб. То есть НДС 20% будет взиматься с оборота 100-150 млрд рублей.
На практике, по результатам опросов субъектов МСП, при введении НДС и ОСНО свою деятельность прекратят более 94% участников. То есть оборот в отрасли уменьшится на 90-135 млрд рублей, а уплата от НДС будет всего 2-3 млрд рублей.
Российские ювелирные изделия являются одним из немногих потребительских товаров, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами.
Принятая инициатива по упразднению специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли приведет к целому ряду негативных последствий:
- закрытие большинства субъектов малого бизнеса в связи с существенным увеличением затрат;
- уменьшение поступления налоговых платежей в бюджет в связи с сокращением объектов налогообложения;
- значительное повышение затрат на ведение бухучета на ОСНО. Потребуется привлечение в штат квалифицированного бухгалтера, приобретение с постоянным техническим обслуживанием бухгалтерских программ для ведения учета, возрастет в десятки раз количество отчетов о деятельности предприятия. Для предприятий с количеством сотрудников от 1 до 5-7 (ювелирные мастерские, скупки, мелкие торговые предприятия, комиссионные магазины) экономическая целесообразность продолжения деятельности в предлагаемых условиях фактически отсутствует;
- объём теневого сектора на рынке ювелирных изделий вероятнее всего увеличится;
- доля крупных торговых сетей и крупных производителей ювелирных изделий на рынке вырастет. Следовательно, скорее всего, вырастут и цены. Катализатором этого процесса выступит снижение конкуренции;
- безработица и социальная напряженность. Порядка 200-300 тысяч граждан, занятых в отрасли, останутся без работы и средств к существованию. Если считать, что в среднем на каждом малом предприятии трудится по 5 человек, то получаем 100 000 сотрудников, а вместе с членами их семей это 200 000 – 300 000 человек, которые останутся без весомой части дохода;
- малая доля оставшихся на рынке малых предприятий при реализации товаров после перехода на ОСНО заплатит 36% с выручки (20% НДС + 20% налог на прибыль) – эта сумма равна 56% надбавки после налогообложения (36/(100-36)). Это больше чем прибыль розничных магазинов, и значительно выше наценки производственных и оптовых компаний. Оплаченные затраты на УСН и ПСН нельзя будет отнести к затратам на ОСНО, также не будет принят НДС к зачету (п.2 ст.346.25 НК РФ).
Чтобы получить прибыль малым предприятиям необходимо будет увеличить отпускную цену на 56% и в этом случае цена товара станет неконкурентоспособной.
Отмена специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли принесет значительные потери малому и микробизнесу, приведет к появлению серого и черного рынков, к глобальным социальным последствиям. Сокращение малого бизнеса, а фактически его полная ликвидация, приведет к олигополии ювелирного бизнеса с доминирующим положением не более 20 крупных игроков.

Практический результат

Возврат специальных налоговых режимов (УСН и ПСН) позволит сохранить средний, малый и микробизнес в ювелирной отрасли. Это приведет к сохранению более 100 тысяч рабочих мест, непосредственно занятых в ювелирной сфере, а также окажет положительное воздействие на развитие смежных отраслей и бизнесов - арендный, рекламный, полиграфический, транспортный, модельный, IT-сфера, производство специализированного оборудования и инструмента и пр. Также следует учитывать, что 100 тысяч рабочих мест - это прежде всего люди и их семьи, а значит вместе с членами их семей речь идет о благосостоянии и доходах 200-300 тысяч человек. Возврат специальных налоговых режимов для ювелирной отрасли позволит сохранить и соответствующие налоговые отчисления в бюджеты различных уровней. Но помимо всего этого, многообразие небольших ювелирных студий, мастерских, микропредприятий, небольших салонов и магазинов является залогом создания здоровой конкуренции на ювелирном рынке, от которой в конечном итоге выиграют потребители.

Решение

Внести во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:
1) подпункт 22 пункта 3 статьи 346.12 исключить;
2) подпункт 8 пункта 6 статьи 346.43 исключить.

К началу списка инициатив