Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
46Ф95432
Уровень инициативы:
Федеральный

Ужесточение ответственности за движение и стоянку на тротуарах

В последние годы на территории Российской Федерации сложились условия, в которых требования Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) нарушаются всё чаще. В частности это касается правил движения, остановки и стоянки транспортных средств в местах, предназначенных для движения пешеходов: тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, пешеходных переходах и т.п.
В связи с этим создаются значительные помехи движению пешеходов, возникают ситуации, угрожающие жизни и здоровью пешеходов. Инвалиды, пешеходы с детьми, детскими колясками вынуждены смещаться из стороны в сторону, пропуская транспортные средства, движущиеся по тротуарам в нарушение ПДД РФ. При этом следует учитывать, что пешеход является самым незащищённым участником дорожного движения.
Вместе с тем, оставленные на тротуарах транспортные средства создают помехи работе коммунальной и уборочной технике, не позволяя производить уборку на должном уровне. Также создаются помехи движению и работе экстренных служб: пожарной, аварийно-спасательной технике. Более того, за последнее время значительно возросло количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов на тротуаре.
Не решает проблему даже установка на тротуарах дорожных знаков 5.33 "Пешеходная зона", их требования также массово игнорируются. Ситуация не меняется годами, если не десятилетиями.
Оставленные на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними транспортные средства значительно ограничивают обзор как водителям, приближающимся к переходу, так и пешеходам, пересекающим проезжую часть. В связи с этим возникают аварийные ситуации.
Учитывая официальную статистику роста личного автотранспорта на 1,5% ежегодно, а также прогнозируемый экспертами по транспортному планированию двукратный рост числа автомобилей на 1000 человек населения к 2040 году, можно сделать вывод, что ситуация со временем будет только ухудшаться.
Одним из факторов, повлиявших на сложившуюся ситуацию, может являться недостаточная эффективность действующих мер наказания, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В условиях современной экономики действующие суммы штрафов являются крайне низкими, малоэффективными, не выполняющими функцию профилактики правонарушений.
Так например, штраф в размере одной тысячи рублей за остановку и стоянку транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, а также нарушения правил остановки и стоянки на тротуарах, предусмотренный частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ, был увеличен в 2012 году (Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04.2011). Штраф в размере двух тысяч рублей за движение по пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД РФ, предусмотренный частью 2 статьи 12.15 КоАП РФ, был увеличен в 2007 году (Федеральный закон №210-ФЗ от 24.07.2007). Наказание за движение, остановку и стоянку транспортных средств в зоне действия знака 5.33 "Пешеходная зона" вообще не регламентируется какими-либо специальными нормами КоАП РФ. Поэтому нарушителей требований данных знаков привлекают к административной ответственности по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ, наказание по которой предусматривает предупреждение или штраф в размере пятисот рублей. Таким образом, за общественно опасные деяния, заключающиеся в создании угроз жизни и здоровью неограниченного круга лиц, за создание значительных препятствий в работе ряда коммунальных и оперативных служб нарушители ограничиваются либо незначительным штрафом, либо вообще предупреждением.
Как видно, индексация размеров штрафов производилась 10-15 лет назад. Покупательная способность суммы в 500-1 000 рублей в те годы была гораздо выше сегодняшней. За это время уровень доходов населения значительно увеличился, увеличилась также стоимость товаров и услуг. При этом, размеры штрафов за общественно опасные деяния сохраняются на прежнем уровне. Более того, согласно части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате в 20-дневный срок со дня вынесения постановления штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. Таким образом, действующие суммы штрафов не способствуют профилактике правонарушений. Неудивительно, что число нарушений с каждым годом растёт.

Практический результат

В результате количество указанных административных правонарушений сократится, возрастёт уровень комфорта и безопасности дорожного движения, в частности - движения самых незащищённых участников дорожного движения - пешеходов.

Решение

В целях повышения эффективности борьбы с нарушениями ПДД РФ и повышения уровня безопасности дорожного движения предлагается:
1) предусмотреть в КоАП РФ административную ответственность за нарушения правил движения, остановки и стоянки транспортных средств на элементах дорог, участках и территориях, предназначенных для движения пешеходов - на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, а также пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними и установить наказание в виде штрафа в размере 25% от суммы средней заработной платы в регионе, где зафиксировано правонарушение (или 7 000 рублей);
2) предусмотреть в КоАП РФ административную ответственность за повторные нарушения правил движения, остановки и стоянки транспортных средств на элементах дорог, участках и территориях, предназначенных для движения пешеходов - на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, а также пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними и установить наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 6 месяцев.

К началу списка инициатив