На бизнес увеличивается пресс со стороны правоохранительных органов по поводу неправомерных вычетов по НДС, необходимость проверки контрагентов: являются ли они добросовестными налогоплательщиками, платят ли НДС, не являются ли фирмами "однодневками" и т.д., то есть навязываются несвойственные бизнесу, предпринимательству функции по контролю за контрагентами. Считаю необходимым воспользоваться практикой Болгарии, где была аналогичная ситуация, когда правоохранительные органы обвиняют бизнес в уходе от НДС путем заключения фиктивных договоров с фирмами «однодневками» и обналичивания через них средств. Предпринимательские структуры Болгарии сами выступили с инициативой введения НДС-счетов, перечисление средств на НДС-счет организации уже предполагает, что налоговые органы сделку с этой организацией, не могут признать фиктивной, связанной с уходом от НДС.
Практический результат
Упорядочивание контроля за НДС, изменение последующего контроля (как сейчас) за НДС на текущий (непосредственный) контроль, резервирование средств НДС. Увеличение уровня «автоматизма» при расчете НДС, уровня налоговой дисциплины. Исключение (уменьшение) возможности обналичивания денежных средств экономическими средствами (невыгодно потерять 18% НДС). Выравнивание налогового бремени, исключение зависимости уровня налогового бремени от знакомств. Снижение уровня коррупции. Снижение «давления» правоохранительных органов на бизнес, уменьшение нагрузки на них.
В масштабах государства, если взять остатки средств на всех НДС-счетах на определенную дату ФНС РФ, Минфин РФ и ЦБ РФ могут определить макроэкономические показатели по реальному состоянию дел в экономике, не прибегая к данным Росстата, так как эти остатки- это потенциальный доход государства.
Для расчетов по НДС каждой организации параллельно к расчетному счету банк открывает НДС-счет. Сколько у организации расчетных счетов- столько и НДС-счетов. Сведения о движении средств по НДС счету автоматически, электронно попадают в базу данных налоговых органов. Меняется формат платежных поручений: появляется специальные поля: Сумма без НДС, Сумма НДС, Всего. По расчетному счету и НДС-счету банки выдают отдельные выписки. Покупатель ТМЦ, услуг перечисляет оплату за ТМЦ, услуги на расчетный счет и НДС- счет Продавца ТМЦ или услуги и, таким образом действуют все организации. Организации перечисляют НДС со своих НДС-счетов в бюджет. Возможно кредитование на НДС-счет, который производят налоговые органы, взимая проценты. Допускается перечисление с расчетного счета на НДС-счет. Перечисление с НДС-счетов на р/счета не допускается, либо в исключительных случаях, после сложной проверки. Не допускается возврат займов, выданных на расчетный счет заемщика путем перечисления средств на НДС-счет займодавца, в том числе с использованием третьих лиц. Не допускается перечисления НДС отдельно с НДС счета покупателя на НДС-счет поставщика без уплаты задолженности на расчетный счет поставщика, то есть НДС должен перечисляться одной платежкой с выделением отдельно сумм без НДС, суммы НДС и Суммы итого. Таким образом, федеральный налог: НДС «не выскочит» ( не должен выскочить) из системы «НДС-счетов». Это своеобразная труба по взысканию НДС чуть ли, не силом.
Необходимы изменения: ГК РФ: ввести специальную статью «НДС-счет», расписать как специальный банковский счет, для расчетов по НДС, со специальными ограничениями, НДС- как потенциальный доход государства, изменить очередность платежей: списание средств с НДС счета: нулевой очередностью весь собранный НДС, в частности, при банкротстве (ликвидации) организации, запрет на снятие средств с НДС-счета на все, кроме уплаты НДС в бюджет и перечисления НДС поставщику внутри платежного поручения с выделением суммы НДС, запрет перечисления суммы НДС поставщику отдельно от уплаты на расчетный счет, запрет погашения долга, перечисленного на расчетный счет, средствами на НДС-счете. В НК РФ ввести серию статей про НДС-счет. Изменить банковское законодательство, форматы платежных поручений, ввести бесплатное ведение банками НДС-счетов, обязать банки ежедневно передавать сведения по НДС-счету организации в налоговый орган. Внести поправки в Таможенный Кодекс РФ, касающиеся НДС-счетов, предусмотреть возврат НДС при экспорте с НДС-счета организации на расчетный лишь после строгой проверки, для проверки привлекать оперативные службы ФСБ, чтобы не было незаконного возврата НДС по экспортным операциям- это одно из узких мест НДС-счетов.
Через некоторое время или сразу изменить ставку НДС: сделать всем равной, например, до 15-16% или оставить на прежнем уровне, при этом льготы 0% и 10% убрать полностью, иначе возможна путаница.
При ликвидации (банкротстве) банков средства на НДС счетах взыскиваются в бюджет без очереди (нулевой очередью).
В рамках Таможенного союза необходимо ввести аналогичное законодательство по НДС-счетам.