Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф96240
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконного оборота всех видов метательного оружия и отмены ограничений на оборот метательного броскового оружия или всех видов метательного оружия

Необходимо декриминализировать незаконные сбыт и изготовление метательного оружия, учитывая не большую опасность метательного оружия, чем сигнального и иного оружия, за незаконный оборот которого отсутствует уголовная ответственность, декриминализацию незаконных приобретения и ношения метательного оружия в 2003 году, отнесение всех видов предметов метательного действия, являющихся оружием (метаемого холодного оружия), к бросковому метательному оружию с 30 января 2020 года и отсутствие критериев отнесения к метательному оружию пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и других механических стреляющих устройств, не являющихся луками и арбалетами, имеющими дугу с тетивой, и метательным бросковым оружием, при отнесении к метательному стрелковому оружию в Криминалистических требованиях (в части перечня видов гражданского стрелкового метательного оружия) и ФЗ Об оружии (в части перечня видов охотничьего стрелкового метательного оружия и оснований хранения и использования вне спортивных объектов луков и арбалетов, отнесенных к спортивному метательному оружию) только луков и арбалетов, имеющих высокие значения натяжения тетивы, составляющие более 27 и 43 кгс соответственно.
Незаконный сбыт или иной оборот метательного оружия влечет сроки лишения свободы, превышающие 4 года по УК и другим законам в основном тех стран, в которых оно приравнено к холодному или огнестрельному оружию (Израиля, КНР и др.), и, как правило, в ограниченном перечне случаев. Во многих странах его незаконный оборот не влечет таких строгих наказаний или уголовной ответственности.
Таким образом, в УК и других законах многих стран мира отсутствуют сроки лишения свободы до 4 и более лет за незаконный сбыт холодного, метательного, пневматического и газового оружия, а УК и других законах стран, в которых такие его сроки предусмотрены, они применяются только на части территорий государств и (или) установлены только в отношении запрещенного оружия или определенных должностных лиц (в частности, работников торговых организаций), совершающих отдельные нарушения при продаже оружия (в частности, продающих его несовершеннолетним).
При этом в РФ максимальное наказание за незаконный сбыт холодного, метательного и многих других видов оружия является самым строгим в мире, в особенности, после его усиления в части необязательного дополнительного к лишению свободы наказания в виде штрафа, поскольку размер штрафа составляет до 80 тысяч рублей или размер дохода осужденного за период до 6 месяцев (в ч. 1 ст. 222 за незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия и боеприпасов его размер составляет до 80 тысяч рублей или размер дохода осужденного за период до 3 месяцев как в действовавшей редакции, так и в редакции данного ФЗ, что является нелогичным и несправедливым распределением наказаний), притом что в УК и других законах многих стран мира (включая Белоруссию, Туркменистан и многие другие страны СНГ) дополнительные штрафы за незаконные действия с холодным, метательным и (или) многими либо всеми видами оружия не предусмотрены, в УК ряда стран установлены меньшие размеры данных штрафов, а в УК Армении запрещено применение штрафа в качестве дополнительного вида наказания за любые преступления.
Размеры дополнительного наказания в виде штрафа, равные его размерам, предусмотренным ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, установлены только в УК ДНР, а все виды, сроки и размеры наказаний, предусмотренные данными нормами УК РФ, установлены только уголовным законодательством Южной Осетии, т.к. в Южной Осетии действует УК РФ и отдельные уголовные законы РЮО, поэтому уголовная ответственность за различные деяния, предусмотренные нормами особенной части УК РФ в РЮО зависит именно от принятия в РЮО своих уголовных законов.
В УК и других законах многих стран мира наблюдается тенденция смягчения наказаний за незаконный оборот метательного и (или) иного оружия (в УК различных штатов США и др.), декриминализации его незаконного оборота (в УК Латвии, различных штатов США и др.), а также смягчения наказаний за многие или любые преступления для определенных категорий лиц (в УК КНР, Узбекистана и др.), что указывает на признание политики усиления наказаний за незаконный оборот оружия и другие ненасильственные преступления неэффективной.
При этом в УК многих стран мира, в которых незаконный оборот метательного оружия частично или полностью криминализирован, за незаконные действия с метательным оружием предусмотрено основное наказание в виде штрафа (в качестве уголовного наказания назначается только штраф). Поэтому УК РФ является достаточно жестким по отношению к незаконным действиям с метательным оружием, допуская возможность назначения основного наказания в виде штрафа только, если суд признает наличие исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК РФ), что является правом, а не обязанностью суда. При этом максимальный размер основного наказания в виде штрафа для конкретных преступлений не определен и может составлять для совершеннолетних осужденных до 500000 рублей или быть равным размеру дохода за период до трех лет за преступления небольшой или средней тяжести (ч. 2 ст. 46 УК РФ).
Увеличение срока лишения свободы до 4 лет за незаконный сбыт холодного, метательного и ряда других видов оружия, а также установление данного наказания за незаконный сбыт пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и сохранение дополнительного наказания в виде штрафа в указанном размере повлекли двойное усиление уголовной ответственности любых лиц, его совершивших, что явно избыточно строго и опасно в части роста количества заключенных (учитывая наличие широких полномочий органов расследования и суда на применение задержания, заключения под стражу и наказания в виде лишения свободы к подозреваемым, обвиняемым и осужденным за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления) и должников по штрафам и другим платежам (учитывая отсутствия четких критериев назначения штрафа и возможные расходы обвиненных лиц на услуги адвокатов, экспертов и других лиц, уполномоченных на оказание правовой и иной законной необходимой помощи по уголовным делам, а также иные их финансовые потери), а также усиления коррупции, в особенности, для обвиненных в незаконном сбыте холодного оружия, не представляющего большей опасности, нежели распространенные в быту предметы, или пневматического оружия, незаконный оборот которого не влек уголовной ответственности в РСФСР, СССР и РФ до 2021 года и не влечет ее в во многих странах постсоветского пространства (включая Казахстан, Абхазию, ДНР, ЛНР, Украину, Молдову, Эстонию, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), т.к. данное оружие представляет меньшую опасность, нежели огнестрельное оружие и менее эффективное, нежели огнестрельное и многие другие виды оружия, а его виды, имеющие дульную энергию до 25 Дж часто лишь формально отнесены к оружию, учитывая большие значения дульной энергии, необходимые для отнесения луков и арбалетов к метательному оружию и огнестрельных устройств к огнестрельному оружию, а также отсутствие критериев отнесения к оружию пневматических, гидропневматических или механических ружей для подводной охоты и других различных видов ружей, имеющих признаки метательного оружия (механических ружей), пружинных стреляющих ножей, пистолетов и иных предметов, отнесенных к конструктивно сходным с оружием изделиям или другим предметам, не отнесенным к оружию.
Поэтому необходима отмена данных усилений и декриминализация незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного и других видов оружия, не представляющих высокой степени опасности, для соблюдения конституционных прав человека и усиления противодействия коррупции.
О необоснованности и нелогичности наличия уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия писал в 2015 году (до отнесения предметов метательного действия, являющихся холодным оружием, к метательному бросковому оружию) В. А. Звягин в своей работе «О декриминализации изготовления и сбыта холодного оружия». Автор указывал: «Получается, если гражданин приобрел холодное оружие на законных основаниях (например, как охотник), а подарил, не имея злого умысла, т. е. сбыл, что незаконно, то он стал преступником. А если он подарил кухонный нож, а этим ножом потом зарезали человека, то с точки зрения закона даритель невиновен. В чем же заключается опасность холодного оружия по сравнению со схожими предметами бытового назначения? Можно сделать вывод, что эта особенная опасность существует исключительно на бумаге в виде положений УК РФ». Автор цитировал В. В. Яровенко, который утверждал: «В условиях, когда уголовный закон применительно к холодному оружию и предметам, используемым в качестве холодного оружия, не делает различия, данные виды преступлений могут быть декриминализированы как не представляющие большой общественной опасности. Практически данные статьи загромождают Уголовный кодекс, так как они малоэффективны и не действуют». При этом В. А Звягин указывал на нелогичность ст. 209 УК РФ о бандитизме и Постановления Пленума ВС РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»: Обратим внимание и на постановление Пленума ВС РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», п. 5 которого гласит: «Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия... Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды».
По логике Верховного Суда РФ «организованная устойчивая вооруженная одним кинжалом группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации» — это банда, а «организованная устойчивая вооруженная заточенными отвертками, цепями и бейсбольными битами группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации» — не банда. Хотя здравый смысл говорит нам, что разницы нет.
Опрошенные в Приморском крае следователи ОВД и Следственного комитета РФ ответили, что абсолютное большинство орудий убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, разбоев — это бытовые предметы (молотки, кувалды, веревки, утюги, кухонные ножи, топоры). Холодное оружие в качестве орудия преступления используется крайне редко. Те же преступники, которые используют в качестве орудия преступления холодное оружие, часто не подозревают об этом».
Утверждения В. А. Звягина актуальны для случаев незаконного оборота любого оружия, включенного в ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ, учитывая критерии отнесения предметов к оружию, перечень криминализированных деяний и основания их криминализации, а также другие обстоятельства, характеризующие правомерность, противоправность и общественную опасность конкретных действий с оружием и другими предметами. В. А. Звягин подчеркивает, что незаконные сбыт, изготовление и иной незаконный оборот холодного оружия не представляют той общественной опасности, которая указывает на необходимость криминализации каких-либо незаконных действий с ним как с видом оружия и его отграничения от предметов, не отнесенных к оружию, но применяемых в качестве оружия, в нормах УК РФ. Более того, не большая опасность для человека холодного оружия, чем бытовых предметов, указывает на необоснованность наличия любых составов правонарушений, включающих холодное оружие в перечень видов оружия и отграничивающих незаконные действия с ним и его применение от указанных действий с предметами, не отнесенными к оружию, а также на нелогичность и бессмысленность всех ограничений, устанавливаемых на оборот холодного оружия именно как вида оружия.
Следует отметить, что в 2019 году (до отнесения предметов метательного действия, являющихся холодным оружием, к метательному бросковому оружию) депутатом ГД ФС РФ А. Е. Хинштейном и Росгвардией планировались подготовка и внесение в ГД ФС РФ законопроекта, предусматривающего декриминализацию незаконных сбыта и изготовления холодного оружия, но указанный законопроект не был подготовлен, а в данном ФЗ необоснованно сохранена уголовная ответственность и все виды, сроки и размеры наказаний за незаконное изготовление холодного оружия в ч. 4 ст. 223 УК РФ, при увеличении максимального срока лишения свободы за незаконный сбыт холодного оружия до 4 лет. Это явно нелогично и несправедливо, поэтому необходима декриминализация незаконных сбыта и изготовления холодного оружия в данном ФЗ, т.к. данные деяния могут быть декриминализированы другим федеральным законом, учитывая их малозначительность, либо произойдет рост ложных обвинений в их совершении, провокаций их совершения и фабрикаций уголовных дел, репрессивных действий в отношении многих людей, а также массовое привлечение лиц, действия которых не представляют общественной опасности, к уголовной ответственности за данные незначительные деяния и назначение им строгих наказаний, включая реальное лишение свободы со штрафом или без него, что, в свою очередь, приведет к возвращению к вопросу о декриминализации данных деяний и их возможной декриминализации. Поэтому необходимо исключение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия из данного ФЗ.
В настоящее время правила хранения, сбыта (за исключением торговли), передачи и перевозки видов оружия, имеющего культурную ценность, приобретаемых по лицензии на коллекционирование оружия, правила их оборота владельцами, не имеющими указанной лицензии, которые законно приобрели их до 31 декабря 2017 года, и правила приобретения, хранения, сбыта (за исключением торговли), передачи и перевозки других видов оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют в ФЗ Об оружии, что указывает на наличие права на совершение данных действий по их обороту любыми лицами, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. При этом хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии, и регистрация которого в уполномоченном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия (ст. 22 ФЗ Об оружии).
Данным ФЗ введен запрет на использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанных с его хранением, коллекционированием или экспонированием и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, но не введен запрет на проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, необходимых для его отнесения к оружию, но способных его повредить.
Само оружие, имеющее культурную ценность, остается в перечне видов оружия, что нелогично, учитывая наличие запрета на его использование для поражения цели и отсутствие ограничений, установленных на оборот оружия, имеющего культурную ценность, в отношении оборота предметов, имеющих культурную ценность, но не являющихся оружием, к которым могут быть отнесены и предметы, являвшиеся оружием в прошлом, и многие из которых могут использоваться для поражения цели с такими же рисками причинения вреда здоровью или смерти человеку либо повреждения ценного предмета, с какими может быть использовано с данной целью такое оружие.
Учитывая вышеизложенное, необходимо не введение лицензирования оборота оружия, имеющего культурную ценность, а отмена всех ограничений на его оборот как оружия, при этом целесообразно исключение холодного и иного наименее опасного оружия, имеющего культурную ценность, либо всех видов оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия.
Вышеизложенное требует введения точного определения оружия, имеющего культурную ценность, учитывая отсутствие в ФЗ правил приобретения и совершения многих других действий по обороту наиболее опасных видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и введение им лицензирования приобретения всех видов холодного оружия, имеющего культурную ценность. При этом допустимо введение в ФЗ Об оружии права на свободное приобретение всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или отмена всех ограничений на его оборот как оружия, учитывая наличие запрета на продажу патронов к огнестрельному оружию, имеющему культурную ценность, и оружию, приобретаемому по лицензии, а также пороха лицам, не имеющим соответствующих разрешений на конкретные виды оружия, и уголовной ответственности за повреждение культурных ценностей или покушение на него, а также не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, при обращении с ним или его использовании в качестве оружия, и распространение в свободном обороте ряда видов пневматического оружия и конструктивно сходных с метательным оружием изделий, способных причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку.
ФЗ N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу совершенствования правил оборота оружия, имеющего культурную ценность) являясь измененным (при рассмотрении во втором чтении) законопроектом № 691842-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность», целью принятия которого являлись исполнение Постановления Конституционного Суда от 17 июня 2014г. N 18-П, декриминализировавшего незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и либерализация правил оборота антикварного и иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, для обеспечения соблюдения их конституционных прав его владельцев, не только ограничивает приобретение всех видов антикварного оружия и большей части видов оружия, имеющего культурную ценность, его лицензированием, но и не вносит никаких изменений в нормы УК и КоАП РФ об ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота. Это полностью противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года N 18-П, поскольку из ч. 4 ст. 222 УК РФ, признанной частично несоответствующей Конституции РФ, не была исключена ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, а в КоАП РФ не установлена ответственность за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, соответствующая степени опасности данного оружия и обеспечивающая правовую охрану культурных ценностей.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия.
Привлечение к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с оружием влияет на возможность владения оружием по лицензии, поскольку в ст. 13 ФЗ Об оружии к обстоятельствам, исключающим получение лицензии на приобретение оружия и влекущим аннулирование лицензии или разрешения на оружие отнесено, в частности, наличие судимости за умышленное преступление, отбывание уголовного наказания за преступление и повторное привлечение в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или порядок управления (главы 20 и 19 КоАП РФ), поэтому лицо, осужденное за незаконный оборот оружия или неоднократно нарушавшее правила оборота оружия и привлекавшееся к административной ответственности за каждое из нарушений, не имеет права на получение лицензии, а выданные лицензии или разрешения аннулируются.
Данным ФЗ не учтено отсутствие правил оборота многих видов холодного оружия, не имеющего культурной ценности, допускающее их свободный оборот, и отнесение спортивного холодного клинкового оружия к конструктивно сходным с оружием изделиям в п. 5.1 разд. 5 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» и в ст. 1 ФЗ Об оружии, в которых оно отнесено к конструктивно сходным с оружием спортивным снарядам, характеристики которых зафиксированы в правилах соревнований, а спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружие, отнесены к конструктивно сходным с оружием изделиям.
В ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу совершенствования правил оборота оружия, имеющего культурную ценность) не указаны конкретные сроки получения лицензий на коллекционирование оружия гражданами, хранящими оружие, имеющее культурную ценность, до истечения которых должно быть запрещено привлечение указанных граждан к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия или признание хранения незаконным и привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконное хранение огнестрельного оружия.
С 30 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», которым введен запрет на хранение оружия, лицами, не имеющими права на его приобретение в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, которые его обнаружили или получили в результате передачи, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии.
С 5 августа 2022 года ФЗ от 25.02.2022 N 21-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в ст. 25 ФЗ Об оружии будет введен запрет на коллекционирование оружия гражданами РФ запрещается, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, данными ФЗ вводятся запреты на хранение и коллекционирование любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение, которое означает введение полного запрета на оборот лицами без гражданства видов гражданского оружия, приобретение которых ограничено, и существенно ограничивает законные права как лиц без гражданства, так и всех лиц, находящихся на территории РФ, что может повлечь их массовое привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота, учитывая различные ограничения, установленные для приобретения большей части видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (возраст, гражданство или наличие специальных документов), и наличие административной ответственности за нарушение правил оборота и незаконный оборот оружия и уголовной ответственности за незаконное хранение большей части видов огнестрельного оружия и незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности, газового оружия, приобретаемого по лицензии или запрещенного к обороту в РФ, метательного и огнестрельного оружия, а также части видов пневматического оружия.
При этом ФЗ от 25.02.2022 N 21-ФЗ в ст. 18 и 22 ФЗ Об оружии уточняется право лиц без гражданства, иностранных граждан и граждан РФ, соответствующих предъявляемым ФЗ Об оружии требованиям, на замещение должностей, связанных с продажей, хранением или учетом оружия в организациях, имеющих лицензии на производство гражданского и служебного оружия и торговлю им или разрешения на его хранение. Поэтому наличие полного запрета на оборот гражданского оружия лицами без гражданства и существенных ограничений на его оборот иностранными гражданами представляются нелогичными и несправедливыми, а также могут способствовать совершению хищений оружия, его незаконному обороту, усилению коррупции и росту различных видов преступности.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию, применяемую и к метательному бросковому оружию, входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира.
Данные критерии признания предмета холодным или метательным бросковым оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как данного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного и метательного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, соответствующий спортивный снаряд или предмет, имеющий культурную ценность, не отнесенный к оружию, от метательного броскового оружия (метательного ножа, сюрикена и т.п.).
Стреляющие ножи, выстреливающие клинок (баллистических ножи) и иные виды стреляющих ножей не предусмотрены ФЗ Об оружии, при этом запрещены только данные ножи, отнесенные к огнестрельному оружию (стреляющие клинками, пулями или иными снарядами за счет энергии порохового или иного заряда и имеющие удельную кинетическую энергию клинка, пули или иного метаемого снаряжения более 0,5 Дж на мм2), т.к. они являются огнестрельным оружием, имеющим форму, имитирующую другие предметы, а различные правила награждения оружием содержат запреты на отнесение к наградному оружию стреляющих ножей и ножей специального назначения.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии на территории РФ запрещен оборот:
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия.
В Криминалистических требованиях отсутствует запрет на оборот стреляющих ножей и иные запреты на оборот оружия не распространяются конкретно на стреляющие ножи. При этом запрещены к обороту менее опасные виды холодного и метательного броскового оружия, не имеющие культурной ценности (автоматические ножи, имеющие длину клинка и лезвия более 90 мм, и метательные ножи), а холодное и метательное бросковое оружие, имеющее культурную ценность, и любое оружие, имеющее культурную ценность, не соответствующее криминалистическим требованиям, не могут быть отнесены к видам оружия, запрещенным к обороту в РФ, являются гражданским оружием, согласно положениям ст.3 ФЗ Об оружии, на их хранение не требуется получения разрешения (старинное (антикварное) оружие и холодное оружие, имеющее культурную ценность, приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, но не полежит регистрации (ст.13 ФЗ Об оружии), а правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют), но их ношение разрешено только с историческими костюмами на официальных массовых мероприятиях, проводимых в установленном порядке, но многие правила их оборота отсутствуют, что означает наличие права на их оборот любыми лицами, учитывая положения п.1 и 2 ст.129 ГК РФ. Использование оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия, включая производство выстрела из него, запрещено положениями ст.24 ФЗ Об оружии.
Ограничения и запреты на оборот предметов, которые имеют сходство с оружием или могут быть к нему отнесены (включая стреляющие ножи), распространяются только на виды оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии, и отнесенные к оружию ФЗ Об оружии и экспертными критериями. Исключение могут составлять только автоматические ножи, имеющие длину клинка более 90 мм, однако, учитывая положения ст. 6 ФЗ Об оружии, запрещающие оборот данных ножей в качестве гражданского и служебного оружия, можно сделать вывод о наличии запрета к обороту только таких автоматических ножей, отнесенных к холодному оружию, что означает отсутствие в ФЗ Об оружии запретов на оборот любых предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему законодательством, поэтому необходимо внесение изменений в ст. 6 ФЗ Об оружии, уточняющих критерии предметов, запрещенных к обороту в РФ в качестве оружия.
Метательным бросковым оружием стреляющие ножи не являются, поскольку оно предназначено для метания в цель при помощи мускульной силы человека (броска) и должно обладать определенными аэродинамическими характеристиками, поэтому использование любого механизма для метания предмета или отсутствие у предмета необходимых аэродинамических характеристик исключает его отнесение к метательному бросковому оружию.
В качестве метательного стрелкового оружия стреляющие ножи и многие другие пружинные стреляющие устройства законодательно не определены, а минимальные характеристики метательного стрелкового оружия и правила его оборота предусмотрены только для луков и арбалетов. Им является натяжение тетивы более 27 кгс для луков и 43 кгс – для арбалетов, поэтому стреляющий нож не может быть отнесен к метательному оружию, учитывая его конструктивные отличия от арбалета (отсутствие дуги и тетивы), согласно положениям ст. 3 ФЗ Об оружии и Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему. Поэтому пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, находятся в свободном обороте.
При этом наказания, предусмотренные в ч.7 ст.222 и ч.4 ст.223 УК РФ, являются более строгими, нежели наказания за подобные деяния во многих странах мира, в которых за их совершение предусмотрена уголовная ответственность, и наказания за целый ряд насильственных и других опасных преступлений.
В ст. 6 ФЗ Об оружии был запрещен оборот на территории РФ в качестве гражданского и служебного оружия сюрикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях.
В п. 3.2 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» виды холодного оружия, предназначенные для поражения цели на расстоянии путем их метания рукой, отнесены к метаемому холодному оружию.
До 30 января 2020 года в ст. 1 ФЗ Об оружии к метательному оружию отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства, что отличает его от пневматического, огнестрельного и других видов оружия, но допускает отнесение к метательному оружию пистолетов, револьверов, ружей, винтовок и других подобных предметов, действующих по принципу использования для метания снаряда энергии механического устройства.
ФЗ от 02.08.2019 № 280-ФЗ с 30 января 2020 года к метательному оружию отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии, метаемое с использованием мускульной силы человека (метательное бросковое оружие), а также оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядами, метаемыми с использованием механической энергии (метательное стрелковое оружие).
К метательному стрелковому оружию отнесено метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели, а к метательному бросковому оружию - метательное оружие, предназначенное для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания с использованием мускульной силы человека (броска)
Введено определение метаемого снаряда, к которому отнесено устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенные для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия.
Таким образом, метаемые снаряды четко отграничены от холодного оружия и броскового метательного оружия.
Перечень видов охотничьего оружия дополнен только охотничьим метательным стрелковым оружием, не имеющим механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющим механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (далее - охотничье метательное стрелковое оружие).
Следует отметить, что метательное оружие было включено в перечень видов охотничьего оружия в Законе Об оружии 1993г., могло быть приобретено гражданами, имеющими лицензию на приобретение любого огнестрельного оружия, и не подлежало регистрации, но охота с подобными видами оружия была запрещена, а приобретение гражданами многих видов спортивного оружия было запрещено.
В ФЗ Об оружии метательное оружие было исключено из перечня видов охотничьего оружия и был введен запрет на оборот сюрикенов, бумерангов и других предметов метательного действия, за исключением спортивных снарядов (ст. 6 ФЗ Об оружии).
Отсутствие правил приобретения большинства видов метательного оружия и наличие права на приобретение части видов оружия, имеющего культурную ценность, только по лицензии на коллекционирование оружия, выдаваемой гражданам РФ, оставляет нерешенным вопрос о праве на приобретение метательного оружия иностранными гражданами, поскольку перечень видов гражданского оружия, на приобретение которых иностранные граждане могут получить лицензию, действующую не более 10 дней со дня приобретения оружия, т.е. до истечения срока его вывоза из РФ, не предусмотрен в ст.14 и других нормах ФЗ Об оружии. При этом как наличие, так и отсутствие права на приобретение данного оружия носит дискриминационный характер и нарушает принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), учитывая отсутствие четких правил приобретения иного оборота многих видов холодного и метательного оружия, а также степень опасности броскового и иного метательного оружия, поскольку наличие указанного права у всех иностранных граждан, получивших в РФ лицензию на приобретение гражданского оружия, означает наличие запрета на приобретение части видов данного оружия именно многими категориями граждан РФ, имеющих право на приобретение и (или) хранение других видов оружия, а отсутствие данного права у всех иностранных граждан означает установление для них ограничений на приобретение оружия, представляющего меньшую опасность, нежели наиболее опасные виды гражданского оружия, которые они имеют право приобретать по лицензии, что нелогично и не соответствует степени опасности метательного оружия. Поэтому необходимо введение права любых граждан на приобретение конкретных видов метательного оружия по лицензии или без лицензии.
Учитывая необоснованность наличия в ФЗ Об оружии запрета на приобретение гражданского оружия лицами без гражданства, следует отменить указанный запрет и ввести право на приобретения ими метательного и иного оружия в порядке, установленном для иностранных граждан или граждан РФ, в зависимости от временного или постоянного проживания в РФ, наличия в прошлом гражданства СССР, РФ или страны СНГ и отнесения конкретного вида оружия к оружию, приобретаемому без лицензии гражданами РФ и иностранными гражданами.
ФЗ от 02.08.2019 № 280-ФЗ с 30 января 2020 года предметы метательного действия, являвшиеся холодным оружием (метательные ножи, сюрикены, бумеранги и др.), отнесены к бросковому метательному оружию, что вывело такие предметы, имеющие культурную ценность, из-под действия Постановления Конституционного Суда от 17 июня 2014 г. № 18-П, учитывая отнесение метательного оружия к отдельному виду оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии. При этом правовое положение предметов, отнесенных к бросковому метательному оружию останется прежним, за исключением, правового положения броскового метательного оружия, имеющего культурную ценность, изготовленного после 1899 года, поскольку ограничения на его приобретение отменены, учитывая наличие ограничений только на приобретение старинного (антикварного) метательного оружия, к которому в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено только оружие, изготовленное до конца 1899 года, и холодного оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов которого предметы, отнесенные к бросковому метательному оружию, исключены с 30 января 2020 года, а также отсутствие правил приобретения и многих других правил оборота метательного оружия, имеющего культурную ценность, изготовленного до конца 1899 года. Поэтому разрешены к обороту только его виды, имеющие культурную ценность, отнесенные к гражданскому оружию с 1 января 2018 года. При этом оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к отдельному виду гражданского оружия – оружию, используемому в культурных и образовательных целях в ст.3 ФЗ Об оружии.
Таким образом, незаконный сбыт всех видов броскового метательного оружия отнесен к преступлениям, поскольку сбыт запрещенного к обороту холодного и метательного оружия им является, а законодательные акты и постановления Конституционного Суда, декриминализирующие незаконный сбыт метательного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют. При этом сбыт броскового метательного оружия, имеющего культурную ценность, является незаконным в случаях сбыта лицам, имеющим или не имеющим лицензии на коллекционирование оружия, лицами, как имеющими, так и не имеющими данной лицензии (если указанные лица приобрели его не ранее 1 января 2018 года), старинного (антикварного) броскового метательного оружия, либо торговли без лицензии данным оружием или бросковым метательным оружием, изготовленным после 1899 года.
ФЗ Об оружии и экспертными критериями не отнесены к оружию предметы, сходные по принципу действия и имеющие равную или большую поражающую способность, чем, соответственно: газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие. В частности, мачете не является холодным оружием, газовые баллончики против медведей, или отнесенные к спецсредствам МВД, не отнесены к оружию. Ружья для подводной охоты могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс и не являются метательным или пневматическим оружием и при большем усилии при заряжании. Пружинные пистолеты и ружья, пружинные стреляющие ножи, а также строительно-монтажные пистолеты не отнесены к оружию и не ограничены в обороте, хотя могут превосходить по дульной энергии многие виды пневматического и огнестрельного оружия. Огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2, не отнесенные к огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому, сигнальному и иному оружию, не являются оружием, в том числе при наличии нарезного ствола и т.п., но они способны пробивать грудную клетку на расстоянии до 1 метра.
К холодному оружию отнесены предметы, имеющие: длину клинка от 50 мм или 90 мм, удобные рукоятки длиной от 70 мм, толщину обуха клинка не менее 2,6 мм, твердость клинка не менее 25 HRC, и только полное соответствие этим критериям относит предмет к холодному оружию. Сувенирные сабли, кинжалы, кукри и другие предметы, сходные с холодным оружием по поражающей способности, находятся в свободном обороте в качестве предметов бытового назначения.
К огнестрельному оружию могут быть отнесены только соответствующие предметы с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2. Для достижения этой энергии крупному снаряду необходимо придать дульную энергию до 100 или более Дж (в зависимости от калибра), но для снарядов калибра до 4,5 мм достаточно дульной энергии до 7,5 Дж (при наименьших калибрах (от 1 до 2,8 мм) достаточно дульной энергии до 3 Дж), поскольку удельная кинетическая энергия определяется как отношение дульной энергии к площади поперечного сечения снаряда. Поэтому увеличение калибра потребует увеличения дульной энергии, необходимой для достижения значения его удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2. При этом правила оборота огнестрельного оружия являются одинаково строгими по отношению к огнестрельному оружию независимо от дульной энергии (в особенности, к короткоствольному или имеющему нарезной ствол), если удельная кинетическая энергия составляет более 0,5 Дж на мм2.
Для огнестрельного оружия ограниченного поражения минимального значения дульной и удельной кинетической энергии не установлено.
К пневматическому оружию отнесены сходные с ним предметы, имеющие дульную энергию более 3 Дж. Минимальная дульная энергия огнестрельного оружия в большинстве случаев намного превышает это значение.
Это означает отнесение к оружию и установление строгих ограничений на оборот именно пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4.5 мм, при отнесении к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождении в свободном обороте огнестрельных устройств имеющих данные или большие калибр и дульную энергию и отнесение к огнестрельному оружию огнестрельных устройств, имеющих калибр менее 4,5 мм и дульную энергию не более 7,5 Дж, а также отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождение в свободном обороте луков и арбалетов, имеющих дульную (начальную) энергию более 25 Дж, ружей и пистолетов для подводной охоты, имеющих дульную энергию, как не большую, так и превышающую 25 Дж, и нахождение в свободном обороте других метательных устройств, не отнесенных к лукам и арбалетам, а также к метательному бросковому оружию, учитывая отсутствие правил их оборота и критериев их отнесения к метательному оружию.
При этом наличие дульной энергии 0,5 Дж и калибра 1 мм означает достижение значения удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 (0,7 Дж на мм2), т.е. энергию огнестрельного оружия может иметь и игрушечное оружие калибра 1 мм.
Луки и арбалеты, отнесенные к оружию, имеют большие минимальные значения дульной и удельной кинетических энергий, чем пневматическое и огнестрельное оружие (учитывая минимальные значения силы натяжения тетивы 27 и 43 кгс).
Законодательством РФ не определены критерии отнесения к метательному оружию пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и тому подобных предметов, не являющихся луками, арбалетами и метательным бросковым оружием, что означает их отнесение к предметам, не являющимся оружием. При этом любые пружинные и иные устройства, не имеющие дуги и тетивы, законодательно не отнесены к арбалетам и иному метательному оружию, но ствольные арбалеты (шнепперы), имеющие дугу и тетиву, предназначенные для стрельбы как стрелами (арбалетными болтами), так и пулями, отнесены к метательному оружию по общему критерию (натяжение тетивы должно быть более 43 кгс), независимо от калибра, дульной и удельной кинетических энергий, т.е. дульная энергия стрел и пуль, выпущенных из шнепперов, как отнесенных, так и не отнесенных к метательному оружию, может превышать 7,5 или 25 Дж, а удельная кинетическая энергия – 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (в особенности, если пули имеют небольшой калибр (до 4,5 или 6 мм)).
В законодательстве ряда стран СНГ (Казахстане, Узбекистане и др.) к метательному стрелковому оружию (к холодному метательному оружию) отнесены только луки и арбалеты.
Согласно данным судебной медицины: при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6-8 Дж/см2 причиняет ссадины; с энергией 14-17 Дж/см2 - поверхностные раны; с энергией 32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; с энергией 54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки; с энергией 135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки. При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, но его виды, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2 (более 1,45 Дж на мм2), отдельно не указаны в ФЗ Об оружии, а предметы с удельной кинетической энергией до 50 Дж на см2 не отнесены к огнестрельному оружию, но при определенном строении стволов могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому, сигнальному или списанному оружию.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф.Савранем и Е.И.Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
Таким образом, для метательного оружия установлены наибольшие минимальные критерии поражающей способности, учитывая превышение значений дульной энергии от 3 до 25 Дж и удельной кинетической энергии от 0,5 до 1,5 Дж на мм2 при натяжении тетивы луков и арбалетов более 27 или 43 кгс и необходимости соответствия метательного броскового оружия критериям холодного оружия, способного выдерживать энергию ударов в деревянные предметы, составляющую от 20 до 50 Дж.
При этом пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения. В своей работе (Андреев А. Г. «Современное состояние и проблемы криминалистического исследования самодельного огнестрельного оружия»: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003) А. Г. Андреев указывает, что некоторые пули патронов 5,45x39 внедрялись в биологический материал под углом, вследствие чего глубина их проникновения уменьшалась, а результат не учитывался при обработке результатов экспериментальной стрельбы.
При этом существуют предметы, имеющие характеристики, превышающие значения натяжения тетивы арбалетов и минимальные критерии холодного оружия, но не отнесенные к оружию (пистолеты и ружья для подводной охоты, пневматические и пороховые строительно-монтажные пистолеты, пружинные пистолеты и ружья, топоры, мачете, кукри, туристические ножи и др.) по различным причинам (хозяйственно-бытовое или производственное назначение предметов, их отнесение к спортивным снарядам, неудобство их использования в качестве оружия, пробел в законе или отсутствие распространенности использования предмета в качестве оружия и т.п.). Поэтому оборот всех огнестрельных и иных стреляющих устройств, а также других предметов, имеющих удельную кинетическую энергию более 0,5 и 1,5 Дж на мм2 и (или) дульную энергию более 0,5, 3, 7,5, 25 или 50 Дж, просто невозможно ограничить, в особенности, без массового нарушения конституционных прав и свобод человека, а распространенность в обороте предметов, имеющих не меньшую поражающую способность, чем холодного, метательного, огнестрельного и иного оружия, и необходимость их использования в жизнедеятельности людей, делают установление данных ограничений бессмысленным и губительным для личности, государства и общества.
Учитывая это, явно необходима отмена ограничений на оборот холодного оружия и простейшего метательного оружия, а также видов оружия, не представляющих большей опасности, чем распространенные в быту предметы, указанные виды оружия и другие доступные для свободного использования предметы материального мира. Для установления ограничений на оборот оружия и других предметов, необходимо учитывать отсутствие у них бытового назначения, возможность занятия законной деятельностью или самообороны без использования, при наличии у них повышенной поражающей способности, обеспечиваемой их конструкцией. При определении поражающей способности предмета, необходимо устанавливать именно фактическую возможность причинения его снарядами вреда здоровью или смерти человеку на различном расстоянии, а не формальные значения удельной и дульной кинетических энергий, а также кинетической энергии при метании предмета рукой (броске) или нанесении им удара по цели.
При этом возможно максимальное упрощение правил оборота всех видов оружия (отмена ограничений на приобретение и хранение с сохранением регистрации наиболее опасного огнестрельного оружия или ее отменой для случаев его приобретения и хранения многими или всеми лицами) или отмена всех ограничений на его оборот с установлением общих запретов на использование предметов в противоправных целях, учитывая правила оборота других опасных предметов (для владения автомобилями и мотоциклами не требуется получения водительского удостоверения, необходимого для их использования, велосипеды находятся в свободном обороте и т.п.).
Следует отметить, что в законодательстве СССР и союзных республик уголовная и административная ответственность за незаконный оборот метательного оружия не предусматривалась, а в Законе РФ Об оружии 1993 г. и аналогичных законах многих стран СНГ метательное оружие было отнесено к холодному оружию, что означало криминализацию незаконных действий с ним, предусмотренных ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960 г., ч.4 ст.222 УК РФ и аналогичными нормами УК части стран СНГ.
В ст. 1 ФЗ Об оружии 1996 г. метательное оружие выделено в отдельный вид оружия.
В законах об оружии и других законодательных актах ряда стран СНГ метательное оружие отнесено к холодному оружию.
Уголовная ответственность за незаконный оборот метательного оружия полностью отсутствует в УК многих стран мира (Эстонии, Латвии, Польши, Молдовы, Узбекистана, Болгарии и др.) и частично отсутствует в УК Армении (кроме незаконного ношения (ч. 4 ст. 235 УК РА)) и ряда других стран мира.
В УК Таджикистана отсутствует наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот метательного оружия, при этом ответственность предусмотрена за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт метательного оружия, совершенные после привлечения к административной ответственности, и за незаконное изготовление метательного оружия (ч. 4 ст. 195 и 196 УК РТ).
В УК Казахстана 2014 г. уголовная ответственность установлена только за незаконное изготовление метательного оружия, которое является уголовным проступком (ч.1 ст. 287 и ч.4 ст. 288 УК РК), т.е. влечет уголовную ответственность, но не влечет судимости, при этом применение ареста за уголовные проступки ко всем лицам, которым он может быть назначен, будет возможно только с 2027 года (Согласно ст. 467 УК РК, в которую вносились изменения в 2017 – 2021 годах, действие ст. 45 о наказании в виде ареста приостановлено до 1 января 2027 года, при этом установлено, что ее положения применяются в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 УК РК (при неуплате штрафа осужденным за совершение уголовного проступка, возникновении обстоятельств, препятствующих отбыванию исправительных работ трудоспособным осужденным за совершение уголовного проступка, и уклонении от общественных работ осужденным за совершение уголовного проступка), с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года). С 2018 года максимальный срок ареста сокращен с 90 до 50 суток, согласно ч.1 ст.45 УК РК. При этом арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45).
Таким образом, в УК Казахстана все незаконные действия с метательным оружием исключены из перечня преступлений, но его незаконное изготовление сохранено в УК в качестве промежуточного между административным правонарушением и преступлением деяния – уголовного проступка.
Ответственность за незаконные действия с метательным оружием отсутствует и в КоАП части стран постсоветского пространства (Армении, Узбекистана и др.).
В новом УК Кыргызстана 2021 г., отменено наказание в виде лишения свободы за незаконные приобретение, ношение или сбыт холодного, метательного, газового и огнестрельного гладкоствольного оружия (ч.1 ст.267), а новом Кодексе КР о правонарушениях не предусмотрена административная ответственность за незаконные действия с холодным оружием и нарушения правил его оборота, но за его незаконное изготовление оно введено на срок до 3 лет (ч.1 ст. 268), как и за незаконное изготовление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное без квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 268). При этом в УПК Кыргызстана запрещено задержание и заключение под стражу по делам о преступлениях, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и ограничено определенными исключительными случаями по делам о преступлениях, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Со времени вступления в силу УК Кыргызстана 1997 г. и до исключения из него наказания в виде ареста в 2007 году наказание в виде лишения свободы было отменено за незаконное изготовление холодного оружия (ч.4 ст.242). С 2007 по 2018 год за данное деяние было установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года (ч.4 ст.242), а с 1 января 2019 года до 2022 года наказание в виде лишения свободы отменено за данное деяние в УК Кыргызстана 2017 г. (ч.1 ст.254).
Лицензирование приобретения луков и арбалетов не предусмотрено законодательством многих стран мира (Великобритании, Болгарии, Финляндии, Чехии, Германии, части штатов США и др.), а в большей части других стран (Австралии, Дании, части штатов США и др.), включая многие страны СНГ (Белоруссию, Казахстан, Узбекистан и др.), на их приобретение необходимо получение отдельных лицензий или разрешений, что указывает на их сравнительно небольшую степень опасности и более четкое правовое регулирование их оборота, чем в законодательстве РФ. Иной их оборот ограничен законодательством многих зарубежных стран, как правило, менее строго, чем нормами ФЗ Об оружии.
В Законе Болгарии Об оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и пиротехнических изделиях критерии отнесения к оружию и правила оборота всех видов холодного и метательного оружия, а к неогнестрельному оружию отнесены только сигнальное, газовое и пневматическое оружие, поэтому холодное и метательное оружие не отнесены к оружию и не ограничены обороту законодательством Болгарии.
В Законе Об оружии Узбекистана от 29 июля 2019 г. № ЗРУ-550 к спортивному метательному оружию отнесены луки, арбалеты и копья, поэтому законодательством Узбекистана разрешен оборот одного вида метательного броскового оружия в качестве спортивного метательного оружия.
Детали к метательному оружию и метаемые снаряды находятся в свободном обороте, а рогатки, духовые трубки и другие подобные предметы, на практике, не относятся к метательному и иному оружию и находятся в свободном обороте. Поэтому наличие запрета к обороту большинства видов броскового метательного оружия не влечет как фактического пресечения их незаконного оборота, так и роста числа насильственных преступлений с их использованием, что требует отмены излишних ограничений на оборот метательного оружия.
Учитывая вышеизложенное, необходимы декриминализация незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного и метательного оружия, введение правил оборота всех видов броскового и иного метательного оружия, соответствующих степени их опасности, и отмена запретов на оборот броскового метательного оружия, не имеющего культурной ценности, и существующих ограничений на приобретение и иной оборот указанного оружия, имеющего культурную ценность, а также решение вопроса о введении в ФЗ Об оружии отдельного вида холодного оружия - метаемого холодного оружия и отнесении к нему метательных ножей и других видов холодного оружия, предназначенных для поражения цели путем их метания рукой без использования дополнительных приспособлений.
При внесении данных изменений, наиболее правильным решением может быть введение права на приобретение всех видов броскового метательного оружия без лицензии и других разрешительных документов и отнесение его видов, метаемых вручную, к метаемому холодному оружию, а также установление правил оборота стрелкового метательного оружия, сходных с правилами оборота пневматического оружия, не вводящих более строгих ограничений на его оборот, нежели предусмотрены для пневматического оружия.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимы декриминализация незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного и метательного оружия, введение правил оборота всех видов броскового и иного метательного оружия, соответствующих степени их опасности, и отмена запретов на оборот броскового метательного оружия, не имеющего культурной ценности, и существующих ограничений на приобретение и иной оборот указанного оружия, имеющего культурную ценность, а также решение вопроса о введении в ФЗ Об оружии отдельного вида холодного оружия - метаемого холодного оружия и отнесении к нему метательных ножей и других видов холодного оружия, предназначенных для поражения цели путем их метания рукой без использования дополнительных приспособлений.
При внесении данных изменений, наиболее правильным решением может быть введение права на приобретение всех видов броскового метательного оружия без лицензии и других разрешительных документов и отнесение его видов, метаемых вручную, к метаемому холодному оружию, а также установление правил оборота стрелкового метательного оружия, сходных с правилами оборота пневматического оружия, не вводящих более строгих ограничений на его оборот, нежели предусмотренные для пневматического оружия.

К началу списка инициатив