Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф96284
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконных сбыта и изготовления пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж

Необходимо декриминализировать незаконные сбыт и изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, учитывая не большую опасность пневматического оружия, чем сигнального и иного оружия, за незаконный оборот которого отсутствует уголовная ответственность, и конструктивно сходных с оружием изделий, отсутствие критериев отнесения к метательному оружию пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и других механических стреляющих устройств, не являющихся луками и арбалетами, имеющими дугу с тетивой, и метательным бросковым оружием, при отнесении к метательному стрелковому оружию в Криминалистических требованиях и ФЗ Об оружии только луков и арбалетов, имеющих высокие значения натяжения тетивы, составляющие более 27 и 43 кгс соответственно, и невозможности отнесения данных пружинных стреляющих устройств к пневматическому оружию.
Незаконный сбыт или иной оборот пневматического оружия влечет сроки лишения свободы, превышающие 4 года по УК и другим законам в основном тех стран, в которых оно приравнено к холодному или огнестрельному оружию (Израиля, КНР и др.), и, как правило, в ограниченном перечне случаев. Во многих странах его незаконный оборот не влечет таких строгих наказаний или уголовной ответственности.
Таким образом, в УК и других законах многих стран мира отсутствуют сроки лишения свободы до 4 и более лет за незаконный сбыт холодного, метательного, пневматического и газового оружия, а УК и других законах стран, в которых такие его сроки предусмотрены, они применяются только на части территорий государств и (или) установлены только в отношении запрещенного оружия или определенных должностных лиц (в частности, работников торговых организаций), совершающих отдельные нарушения при продаже оружия (в частности, продающих его несовершеннолетним).
В УК и других законах многих стран мира наблюдается тенденция смягчения наказаний за незаконный оборот пневматического и (или) иного оружия (в УК различных штатов США и др.), декриминализации его незаконного оборота (в УК Латвии, различных штатов США и др.), а также смягчения наказаний за многие или любые преступления для определенных категорий лиц (в УК КНР, Узбекистана и др.), что указывает на признание политики усиления наказаний за незаконный оборот оружия и другие ненасильственные преступления неэффективной.
При этом в УК многих стран мира, в которых незаконный оборот пневматического оружия частично или полностью криминализирован, за незаконные действия с ним предусмотрено основное наказание в виде штрафа (в качестве уголовного наказания назначается только штраф). Поэтому УК РФ является достаточно жестким по отношению к незаконным действиям с пневматическим оружием, допуская возможность назначения основного наказания в виде штрафа только, если суд признает наличие исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК РФ), что является правом, а не обязанностью суда. При этом максимальный размер основного наказания в виде штрафа для конкретных преступлений не определен и может составлять для совершеннолетних осужденных до 500000 рублей или быть равным размеру дохода за период до трех лет за преступления небольшой или средней тяжести (ч. 2 ст. 46 УК РФ).
Увеличение срока лишения свободы до 4 лет за незаконный сбыт холодного, метательного и ряда других видов оружия, а также установление данного наказания за незаконный сбыт пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и сохранение дополнительного наказания в виде штрафа в указанном размере повлекли двойное усиление уголовной ответственности любых лиц, его совершивших, что явно избыточно строго и опасно в части роста количества заключенных (учитывая наличие широких полномочий органов расследования и суда на применение задержания, заключения под стражу и наказания в виде лишения свободы к подозреваемым, обвиняемым и осужденным за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления) и должников по штрафам и другим платежам (учитывая отсутствие четких критериев назначения штрафа и возможные расходы обвиненных лиц на услуги адвокатов, экспертов и других лиц, уполномоченных на оказание правовой и иной законной необходимой помощи по уголовным делам, а также иные их финансовые потери), а также усиления коррупции, в особенности, для обвиненных в незаконном сбыте холодного оружия, не представляющего большей опасности, нежели распространенные в быту предметы, или пневматического оружия, незаконный оборот которого не влек уголовной ответственности в РСФСР, СССР и РФ до 2021 года и не влечет ее в во многих странах постсоветского пространства (включая Казахстан, Абхазию, ДНР, ЛНР, Украину, Молдову, Эстонию, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), т.к. данное оружие представляет меньшую опасность, нежели огнестрельное оружие и менее эффективное, нежели огнестрельное и многие другие виды оружия, а его виды, имеющие дульную энергию до 25 Дж часто лишь формально отнесены к оружию, учитывая большие значения дульной энергии, необходимые для отнесения луков и арбалетов к метательному оружию и огнестрельных устройств к огнестрельному оружию, а также отсутствие критериев отнесения к оружию пневматических, гидропневматических или механических ружей для подводной охоты и других различных видов ружей, имеющих признаки метательного оружия (механических ружей), пружинных стреляющих ножей, пистолетов и иных предметов, отнесенных к конструктивно сходным с оружием изделиям или другим предметам, не отнесенным к оружию.
Поэтому необходима отмена данных усилений и декриминализация незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного, пневматического и других видов оружия, не представляющих высокой степени опасности, для соблюдения конституционных прав человека и усиления противодействия коррупции.
В. А. Звягин писал в 2015 году в своей работе «О декриминализации изготовления и сбыта холодного оружия» о необоснованности и нелогичности наличия уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия. При этом его доводы касаются оборота любого оружия. Автор указывал: «Получается, если гражданин приобрел холодное оружие на законных основаниях (например, как охотник), а подарил, не имея злого умысла, т. е. сбыл, что незаконно, то он стал преступником. А если он подарил кухонный нож, а этим ножом потом зарезали человека, то с точки зрения закона даритель невиновен. В чем же заключается опасность холодного оружия по сравнению со схожими предметами бытового назначения? Можно сделать вывод, что эта особенная опасность существует исключительно на бумаге в виде положений УК РФ».
Утверждения В. А. Звягина актуальны для случаев незаконного оборота любого оружия, включенного в ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ, учитывая критерии отнесения предметов к оружию, перечень криминализированных деяний и основания их криминализации, а также другие обстоятельства, характеризующие правомерность, противоправность и общественную опасность конкретных действий с оружием и другими предметами.
Согласно ГОСТ Р 51612-2000 «Оружие пневматическое» его требования не распространяются на:
- боевое пневматическое оружие;
- пневматическое оружие и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия, производимые только для экспорта;
- экспериментальные и находящиеся в стадии разработки пневматическое оружие и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия;
- маркеры для игры в пейнтбол;
- ружья и пистолеты для подводной охоты;
- промышленное и потребительское пневматическое оборудование, предназначенное для забивания гвоздей, скоб и т.п., забоя скота и т.д.;
- изделия, которые к оружию не относятся, - винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией до 0,5 Дж;
- ранее разработанные, серийно выпускаемые и сертифицированные пневматическое оружие и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия.
Таким образом, данный ГОСТ не распространяется на целый ряд предметов, конструктивно сходных с пневматическим оружием, находящихся в свободном обороте, боевое пневматическое оружие (пневматическое оружие, состоящее на вооружении в РФ, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач (ст. 5 ФЗ Об оружии), и имеющее дульную энергию более 3 Дж (ст. 3 и 13 ФЗ Об оружии – минимальный критерий пневматического оружия и лицензирования приобретения пневматического оружия калибра более 4,5 мм) или 7,5 Дж (минимальный критерий пневматического оружия, приобретаемого по лицензии при любом калибре (ст. 3, 13 и 14 ФЗ Об оружии))), на пистолеты, винтовки и другие подобные пневматические устройства (как правило, пружинно-поршневые), имеющие дульную энергию до 0,5 Дж (независимо от калибра и значений удельной кинетической энергии, которая может составлять более 0,2, 0,5 или 1,5 Дж на мм2 при калибрах менее 4 мм), а также на пневматическое оружие, разработанное, серийно выпускаемое и сертифицированное до 2000 года, включая пневматическое оружие, имеющее культурную ценность. При этом любое пневматическое оружие может быть отнесено именно к оружию, если оно имеет дульную энергию более 3 Дж, а пневматическое оружие, имеющее дульную энергию от 3 до 7,5 Дж и калибр не более 4,5 мм, приобретается без лицензии и не регистрируется, учитывая положения ст. 3, 13 и 14 ФЗ Об оружии и его большую юридическую силу, чем подзаконных и других нормативно-правовых актов, включая ГОСТы
Криминалистические требования к гражданскому и служебному оружию не распространяются на оружие, имеющее культурную ценность, или не предусмотренное ФЗ Об оружии.
Таким образом, различные виды конструктивно сходных с пневматическим оружием изделий и пневматическое оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, могут иметь дульную энергию более 3, 7,5 или 25 Дж и любой калибр, находясь в свободном обороте, а любые виды пневматического оружия, имеющего культурную ценность, находятся в равном обороте и приобретаются гражданами по лицензии на коллекционирование оружия или свободно (в зависимости от их отнесения к старинному (антикварному) оружию или иному оружию, имеющему культурную ценность, либо к пневматическому оружию с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм), независимо от значений дульной энергии, превышающих 3, 7,5 или 25 Дж.
В настоящее время правила хранения, сбыта (за исключением торговли), передачи и перевозки видов оружия, имеющего культурную ценность, приобретаемых по лицензии на коллекционирование оружия, правила их оборота владельцами, не имеющими указанной лицензии, которые законно приобрели их до 31 декабря 2017 года, и правила приобретения, хранения, сбыта (за исключением торговли), передачи и перевозки других видов оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют в ФЗ Об оружии, что указывает на наличие права на совершение данных действий по их обороту любыми лицами, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. При этом хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии, и регистрация которого в уполномоченном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия (ст. 22 ФЗ Об оружии).
Данным ФЗ введен запрет на использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанных с его хранением, коллекционированием или экспонированием и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, но не введен запрет на проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, необходимых для его отнесения к оружию, но способных его повредить.
Само оружие, имеющее культурную ценность, остается в перечне видов оружия, что нелогично, учитывая наличие запрета на его использование для поражения цели и отсутствие ограничений, установленных на оборот оружия, имеющего культурную ценность, в отношении оборота предметов, имеющих культурную ценность, но не являющихся оружием, к которым могут быть отнесены и предметы, являвшиеся оружием в прошлом, и многие из которых могут использоваться для поражения цели с такими же рисками причинения вреда здоровью или смерти человеку либо повреждения ценного предмета, с какими может быть использовано с данной целью такое оружие.
Учитывая вышеизложенное, необходимо не введение лицензирования оборота оружия, имеющего культурную ценность, а отмена всех ограничений на его оборот как оружия, при этом целесообразно исключение холодного и иного наименее опасного оружия, имеющего культурную ценность, либо всех видов оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия.
Вышеизложенное требует введения точного определения оружия, имеющего культурную ценность, учитывая отсутствие в ФЗ правил приобретения и совершения многих других действий по обороту наиболее опасных видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и введение им лицензирования приобретения всех видов холодного оружия, имеющего культурную ценность. При этом допустимо введение в ФЗ Об оружии права на свободное приобретение всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или отмена всех ограничений на его оборот как оружия, учитывая наличие запрета на продажу патронов к огнестрельному оружию, имеющему культурную ценность, и оружию, приобретаемому по лицензии, а также пороха лицам, не имеющим соответствующих разрешений на конкретные виды оружия, и уголовной ответственности за повреждение культурных ценностей или покушение на него, а также не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, при обращении с ним или его использовании в качестве оружия, и распространение в свободном обороте ряда видов пневматического оружия и конструктивно сходных с метательным оружием изделий, способных причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия.
Привлечение к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с оружием влияет на возможность владения оружием по лицензии, поскольку в ст. 13 ФЗ Об оружии к обстоятельствам, исключающим получение лицензии на приобретение оружия и влекущим аннулирование лицензии или разрешения на оружие отнесено, в частности, наличие судимости за умышленное преступление, отбывание уголовного наказания за преступление и повторное привлечение в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или порядок управления (главы 20 и 19 КоАП РФ), поэтому лицо, осужденное за незаконный оборот оружия или неоднократно нарушавшее правила оборота оружия и привлекавшееся к административной ответственности за каждое из нарушений, не имеет права на получение лицензии, а выданные лицензии или разрешения аннулируются.
В ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу совершенствования правил оборота оружия, имеющего культурную ценность) не указаны конкретные сроки получения лицензий на коллекционирование оружия гражданами, хранящими оружие, имеющее культурную ценность, до истечения которых должно быть запрещено привлечение указанных граждан к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия или признание хранения незаконным и привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконное хранение огнестрельного оружия.
С 30 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 280-ФЗ, которым введен запрет на хранение оружия, лицами, не имеющими права на его приобретение в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, которые его обнаружили или получили в результате передачи, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии.
С 5 августа 2022 года ФЗ от 25.02.2022 N 21-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в ст. 25 ФЗ Об оружии будет введен запрет на коллекционирование оружия гражданами РФ запрещается, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, данными ФЗ вводятся запреты на хранение и коллекционирование любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение, которое означает введение полного запрета на оборот лицами без гражданства видов гражданского оружия, приобретение которых ограничено, и существенно ограничивает законные права как лиц без гражданства, так и всех лиц, находящихся на территории РФ, что может повлечь их массовое привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота, учитывая различные ограничения, установленные для приобретения большей части видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (возраст, гражданство или наличие специальных документов), и наличие административной ответственности за нарушение правил оборота и незаконный оборот оружия и уголовной ответственности за незаконное хранение большей части видов огнестрельного оружия и незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности, газового оружия, приобретаемого по лицензии или запрещенного к обороту в РФ, метательного и огнестрельного оружия, а также части видов пневматического оружия.
При этом ФЗ от 25.02.2022 N 21-ФЗ в ст. 18 и 22 ФЗ Об оружии уточняется право лиц без гражданства, иностранных граждан и граждан РФ, соответствующих предъявляемым ФЗ Об оружии требованиям, на замещение должностей, связанных с продажей, хранением или учетом оружия в организациях, имеющих лицензии на производство гражданского и служебного оружия и торговлю им или разрешения на его хранение. Поэтому наличие полного запрета на оборот гражданского оружия лицами без гражданства и существенных ограничений на его оборот иностранными гражданами представляются нелогичными и несправедливыми, а также могут способствовать совершению хищений оружия, его незаконному обороту, усилению коррупции и росту различных видов преступности.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию, применяемую и к метательному бросковому оружию, входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира.
Данные критерии признания предмета холодным или метательным бросковым оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав человека.
Стреляющие ножи, выстреливающие клинок (баллистических ножи) и иные виды стреляющих ножей не предусмотрены ФЗ Об оружии, при этом запрещены только данные ножи, отнесенные к огнестрельному оружию (стреляющие клинками, пулями или иными снарядами за счет энергии порохового или иного заряда и имеющие удельную кинетическую энергию клинка, пули или иного метаемого снаряжения более 0,5 Дж на мм2), т.к. они являются огнестрельным оружием, имеющим форму, имитирующую другие предметы, а различные правила награждения оружием содержат запреты на отнесение к наградному оружию стреляющих ножей и ножей специального назначения.
В Криминалистических требованиях отсутствует запрет на оборот стреляющих ножей и иные запреты на оборот оружия не распространяются конкретно на стреляющие ножи.
Отнесение стреляющих ножей к пневматическому оружию зависит от дульной энергии устройства, метающего клинок, пулю или иные виды снарядов за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа, поскольку минимальная дульная энергия пневматического устройства, необходимая для его отнесения к пневматическому оружию, составляет более 3 Дж (ст. 3 ФЗ Об оружии), а для его отнесения к пневматическому оружию, незаконные сбыт и изготовление которых влекут уголовную ответственность, и приобретение которого в качестве охотничьего, спортивного или старинного (антикварного) оружия подлежит лицензированию при любом калибре (включая калибр до 4,5 мм) – 7,5 Дж (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ и ст. 13 ФЗ Об оружии). Поэтому к пневматическому оружию, приобретаемому по лицензии, могут быть отнесены стреляющие ножи, выстреливающие клинок или иной снаряд калибра более 4,5 мм с дульной энергией более 3 Дж, либо выстреливающие пулю или иной снаряд любого калибра с дульной энергией более 7,5 Дж, а к пневматическому оружию, приобретаемому без лицензии, могут быть отнесены стреляющие ножи, выстреливающие пулю или иной снаряд калибра до 4,5 мм с дульной энергией более 3 Дж.
В качестве метательного стрелкового оружия стреляющие ножи и многие другие пружинные стреляющие устройства законодательно не определены, а минимальные характеристики метательного стрелкового оружия и правила его оборота предусмотрены только для луков и арбалетов. Им является натяжение тетивы более 27 кгс для луков и 43 кгс – для арбалетов, поэтому стреляющий нож не может быть отнесен к метательному оружию, учитывая его конструктивные отличия от арбалета (отсутствие дуги и тетивы), согласно положениям ст. 3 ФЗ Об оружии и Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему. Поэтому пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, находятся в свободном обороте.
Наказания, предусмотренные за незаконные сбыт и изготовление оружия, указанного в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, являются излишне строгими и несоответствующими степени опасности данных деяний.
Менее строгие чем наказание в виде лишения свободы виды наказания (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест (не применяющийся вид уголовного наказания) и принудительные работы), также являются излишне строгими и не соответствуют степени опасности данных деяний.
При этом наказания, предусмотренные в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, являются более строгими, нежели наказания за подобные деяния во многих странах мира, в которых за их совершение предусмотрена уголовная ответственность, и наказания за целый ряд насильственных и других опасных преступлений.
ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ с 30 января 2020 года к метательному оружию отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии, метаемое с использованием мускульной силы человека (метательное бросковое оружие), а также оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядами, метаемыми с использованием механической энергии (метательное стрелковое оружие).
К метательному стрелковому оружию отнесено метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели, а к метательному бросковому оружию - метательное оружие, предназначенное для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания с использованием мускульной силы человека (броска).
Введено определение метаемого снаряда, к которому отнесено устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенные для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия.
Наличие строгих ограничений на оборот пневматического оружия (в особенности, калибра более 4,5 мм либо с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж), при отсутствии правил приобретения большинства видов метательного оружия и наличии права на приобретение части видов оружия, имеющего культурную ценность, только по лицензии на коллекционирование оружия, выдаваемой гражданам РФ, оставляет нерешенным вопрос о праве на приобретение пневматического и иного оружия, имеющего культурную ценность, иностранными гражданами, поскольку перечень видов гражданского оружия, на приобретение которых иностранные граждане могут получить лицензию, действующую не более 10 дней со дня приобретения оружия, т.е. до истечения срока его вывоза из РФ, не предусмотрен в ст. 14 и других нормах ФЗ Об оружии. При этом как наличие, так и отсутствие права на приобретение данного оружия носит дискриминационный характер и нарушает принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), учитывая отсутствие четких правил приобретения иного оборота многих видов холодного и метательного оружия, а также степень пневматического оружия с дульной энергией от 3 или 7,5 до 25 Дж, а при калибрах более 8 мм – и с большей дульной энергией, поскольку наличие указанного права у всех иностранных граждан, получивших в РФ лицензию на приобретение гражданского оружия, означает наличие запрета на приобретение части видов данного оружия именно многими категориями граждан РФ, имеющих право на приобретение и (или) хранение других видов оружия, а отсутствие данного права у всех иностранных граждан означает установление для них ограничений на приобретение оружия, представляющего меньшую опасность, нежели наиболее опасные виды гражданского оружия, которые они имеют право приобретать по лицензии, что нелогично и не соответствует степени опасности метательного оружия. Поэтому необходимо введение права любых граждан на приобретение конкретных видов метательного оружия по лицензии или без лицензии.
Учитывая необоснованность наличия в ФЗ Об оружии запрета на приобретение гражданского оружия лицами без гражданства, следует отменить указанный запрет и ввести право на приобретения ими пневматического и иного оружия в порядке, установленном для иностранных граждан или граждан РФ, в зависимости от временного или постоянного проживания в РФ, наличия в прошлом гражданства СССР, РФ или страны СНГ и отнесения конкретного вида оружия к оружию, приобретаемому без лицензии гражданами РФ и иностранными гражданами.
Вышеизложенное указывает на необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного, пневматического и метательного оружия, а также других видов оружия, не представляющих большей опасности, нежели виды оружия, не указанные в ст. 222 и 223 УК РФ, учитывая отнесение к преступлениям только противоправных деяний, представляющих общественную опасность в ст. 14 УК РФ.
ФЗ Об оружии и экспертными критериями не отнесены к оружию предметы, сходные по принципу действия и имеющие равную или большую поражающую способность, чем, соответственно: газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие. В частности, ружья для подводной охоты могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс, но не являются метательным или пневматическим оружием и при большем усилии при заряжании. Пружинные пистолеты и ружья, не являющиеся пневматическими (пружинно-поршневыми), указанные пружинные стреляющие ножи, а также строительно-монтажные пистолеты не отнесены к оружию и не ограничены в обороте, хотя могут превосходить по дульной энергии многие виды пневматического и огнестрельного оружия. Огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2, не отнесенные к огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому, сигнальному и иному оружию, не являются оружием, в том числе при наличии нарезного ствола и т.п.
К холодному оружию отнесены предметы, имеющие: длину клинка от 50 мм или 90 мм, удобные рукоятки длиной от 70 мм, толщину обуха клинка не менее 2,6 мм, твердость клинка не менее 25 HRC, и только полное соответствие этим критериям относит предмет к холодному оружию.
К огнестрельному оружию могут быть отнесены только соответствующие предметы с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2. Для достижения этой энергии крупному снаряду необходимо придать дульную энергию до 100 или более Дж (в зависимости от калибра), но для снарядов калибра до 4,5 мм достаточно дульной энергии до 7,5 Дж (при наименьших калибрах (от 1 до 2,8 мм) достаточно дульной энергии до 3 Дж), поскольку удельная кинетическая энергия определяется как отношение дульной энергии к площади поперечного сечения снаряда. Поэтому увеличение калибра потребует увеличения дульной энергии, необходимой для достижения значения его удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2. При этом правила оборота огнестрельного оружия являются одинаково строгими по отношению к огнестрельному оружию независимо от дульной энергии (в особенности, к короткоствольному или имеющему нарезной ствол), если удельная кинетическая энергия составляет более 0,5 Дж на мм2.
Для огнестрельного оружия ограниченного поражения минимального значения дульной и удельной кинетической энергии не установлено.
К пневматическому оружию отнесены сходные с ним предметы, имеющие дульную энергию более 3 Дж, а уголовная ответственность установлена за незаконные сбыт и изготовление пневматического оружия, имеющего дульную энергию более 7,5 Дж.
Это означает отнесение к оружию и установление строгих ограничений на оборот именно пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4.5 мм и установление уголовной ответственности за незаконные сбыт или изготовление именно пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, при отнесении к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождении в свободном обороте огнестрельных устройств имеющих данные или большие калибр и дульную энергию и отнесение к огнестрельному оружию огнестрельных устройств, имеющих калибр менее 4,5 мм и дульную энергию не более 7,5 Дж, а также отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождение в свободном обороте луков и арбалетов, имеющих дульную (начальную) энергию более 25 Дж, ружей и пистолетов для подводной охоты, имеющих дульную энергию, как не большую, так и превышающую 25 Дж, и нахождение в свободном обороте других метательных устройств, не отнесенных к лукам и арбалетам, а также к метательному бросковому оружию, учитывая отсутствие правил их оборота и критериев их отнесения к метательному оружию.
При этом наличие дульной энергии 0,5 Дж и калибра 1 мм означает достижение значения удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 (0,7 Дж на мм2), т.е. энергию огнестрельного оружия может иметь и игрушечное оружие калибра 1 мм.
Луки и арбалеты, отнесенные к оружию, имеют большие минимальные значения дульной и удельной кинетических энергий, чем пневматическое и огнестрельное оружие (учитывая минимальные значения силы натяжения тетивы 27 и 43 кгс).
Законодательством РФ не определены критерии отнесения к метательному оружию пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и тому подобных предметов, не являющихся луками, арбалетами и метательным бросковым оружием, что означает их отнесение к предметам, не являющимся оружием. При этом любые пружинные и иные устройства, не имеющие дуги и тетивы, законодательно не отнесены к арбалетам и иному метательному оружию, но ствольные арбалеты (шнепперы), имеющие дугу и тетиву, предназначенные для стрельбы как стрелами (арбалетными болтами), так и пулями, отнесены к метательному оружию по общему критерию (натяжение тетивы должно быть более 43 кгс), независимо от калибра, дульной и удельной кинетических энергий, т.е. дульная энергия стрел и пуль, выпущенных из шнепперов, как отнесенных, так и не отнесенных к метательному оружию, может превышать 7,5 или 25 Дж, а удельная кинетическая энергия – 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (в особенности, если пули имеют небольшой калибр (до 4,5 или 6 мм)).
В законодательстве ряда стран СНГ (Казахстане, Узбекистане и др.) к метательному стрелковому оружию (к холодному метательному оружию) отнесены только луки и арбалеты, но предусмотрены меньшие значения натяжения тетивы, при превышении которых они отнесены к оружию, чем в законодательстве РФ (14, 20 кгс и т.п.). Данные значения были предусмотрены законодательстве РФ в соответствующих ГОСТах до 2002 года. При этом значения натяжения тетивы, равные 20 или 14 кгс также могут придавать снаряду дульную энергию более 3, или 7,5 Дж и удельную кинетическую энергию более 0,5 или 1,5 Дж (в зависимости от калибра пули или диаметра стрелы). Поэтому критерии отнесения к оружию пневматических или огнестрельных устройств являлись более строгими в законодательстве РФ, чем в отношении луков и арбалетов, и до 2002 года. При этом законодательство части стран СНГ и других стран постсоветского пространства в отношении критериев огнестрельного или пневматического оружия не отличается или незначительно отличается от законодательства РФ.
В других странах мира они часто составляют 15, 12 кгс или менее (в законодательстве Гонг-Конга – 6 кгс, а в законодательстве Великобритании – 1,4 кгс (Crossbow act)). При этом во многих странах мира луки и арбалеты приобретаются без лицензии или по упрощенным лицензиям, для получения которых не требуется наличия специального статуса, владения иным стрелковым оружием и т.д. В Законе «Об оружии и боеприпасах» Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия, поэтому любые кинжалы, мечи, луки, арбалеты и другие подобные предметы приобретаются в Болгарии без ограничений.
Во многих странах минимальная дульная энергия пневматического и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Об оружии Абхазии 2020г. разрешен оборот без лицензий и разрешений совершеннолетними дееспособными гражданами Абхазии огнестрельного оружия ограниченного поражения, пневматического оружия с дульной энергией не более 10 Дж, газового, сигнального и списанного оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность, и национального холодного оружия Абхазии.
В законодательстве Латвии минимальная дульная энергия пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, незаконный оборот которого отнесен к преступлениям, составляет 12 Дж.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В Законе «Об оружии и боеприпасах» Болгарии минимальная дульная энергия пневматического оружия высокой мощности, которое приобретается по лицензии, составляет 24 Дж.
В законодательстве Испании минимальная дульная энергия пневматического оружия, которое приобретается по лицензии, составляет 24,2 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР минимальным критерием огнестрельного оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2), что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонг-Конга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Согласно данным судебной медицины: при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6-8 Дж/см2 причиняет ссадины; с энергией 14-17 Дж/см2 - поверхностные раны; с энергией 32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; с энергией 54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки; с энергией 135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки. При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, но его виды, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2 (более 1,45 Дж на мм2), отдельно не указаны в ФЗ Об оружии, а предметы с удельной кинетической энергией до 50 Дж на см2 не отнесены к огнестрельному оружию, но при определенном строении стволов могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому, сигнальному или списанному оружию.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф.Савранем и Е.И.Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
Таким образом, для метательного оружия установлены наибольшие минимальные критерии поражающей способности, учитывая превышение значений дульной энергии от 3 до 25 Дж и удельной кинетической энергии от 0,5 до 1,5 Дж на мм2 при натяжении тетивы луков и арбалетов более 27 или 43 кгс и необходимости соответствия метательного броскового оружия критериям холодного оружия, способного выдерживать энергию ударов в деревянные предметы, составляющую от 20 до 50 Дж.
При этом пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения. В своей работе (Андреев А. Г. «Современное состояние и проблемы криминалистического исследования самодельного огнестрельного оружия»: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003) А. Г. Андреев указывает, что некоторые пули патронов 5,45x39 внедрялись в биологический материал под углом, вследствие чего глубина их проникновения уменьшалась, а результат не учитывался при обработке результатов экспериментальной стрельбы.
При этом существуют предметы, имеющие характеристики, превышающие значения натяжения тетивы арбалетов и минимальные критерии холодного оружия, но не отнесенные к оружию (пистолеты и ружья для подводной охоты, пневматические и пороховые строительно-монтажные пистолеты, пружинные пистолеты и ружья, топоры, мачете, кукри, туристические ножи и др.) по различным причинам (хозяйственно-бытовое или производственное назначение предметов, их отнесение к спортивным снарядам, неудобство их использования в качестве оружия, пробел в законе или отсутствие распространенности использования предмета в качестве оружия и т.п.). Поэтому оборот всех огнестрельных и иных стреляющих устройств, а также других предметов, имеющих удельную кинетическую энергию более 0,5 и 1,5 Дж на мм2 и (или) дульную энергию более 0,5, 3, 7,5, 25 или 50 Дж, просто невозможно ограничить, в особенности, без массового нарушения конституционных прав и свобод человека, а распространенность в обороте предметов, имеющих не меньшую поражающую способность, чем холодного, метательного, огнестрельного и иного оружия, и необходимость их использования в жизнедеятельности людей, делают установление данных ограничений бессмысленным и губительным для личности, государства и общества.
Таким образом, критерии отнесения предметов к стрелковому оружию и ограничения на их оборот зависят не энергии снаряда, метаемого данным предметом, и не от степени опасности самого предмета или его снаряда, а от способа метания снаряда, а к оружию отнесены только пружинные пистолеты, ружья и другие устройства, метающие снаряд за счет энергии сжатого воздуха, находящегося в резервуаре за стволом, в котором перемещается поршень с пружиной, сжимающий воздух при выстреле (пружинно-поршневое оружие), имеющие дульную энергию более 3 Дж, при отсутствии у предмета специального назначения, исключающие его отнесение к оружию. Правила оборота пружинно-поршневого пневматического оружия не отличаются от правил оборота иного пневматического оружия (отсутствие лицензирования приобретения при дульной энергии от 3 до 7,5 Дж и калибре до 4,5 мм, наличие лицензирования приобретения при дульной энергии более 3 Дж и калибре более 4,5 мм или при дульной энергии более 7,5 Дж, наличие уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление при дульной энергии более 7,5 Дж, а также запрет оборота в качестве охотничьего оружия при дульной энергии более 25 Дж), но оно не может развить большую дульную энергию (максимальная дульная энергия составляет не более 40 Дж).
Пружинные пистолеты, ружья и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию и не ограничены к обороту при любой дульной энергии, несмотря на возможность достижения значений дульной энергии, превышающих 3, 7,5 или 25 Дж. Не отнесены к оружию и духовые трубки, метающие снаряд за счет воздуха, выдуваемого из легких человека. При этом оно может быть сходно по принципу действия с метательным бросковым оружием, т.к. для метания используется мускульная сила человека, но данное метание снаряда не является броском, и он метается через ствол трубки, а не непосредственно, поэтому духовые трубки не могут быть отнесены к метательному или пневматическому оружию, а в случае расширения понятий пневматического или метательного оружия на них будут распространены излишне строгие правила оборота (лицензирование приобретения части видов пневматического оружия в качестве охотничьего или спортивного либо оружия, имеющего культурную ценность, запрет к обороту многих видов метательного броскового оружия и т.п.), не учитывающие их конструкцию (они могут быть сделаны из любой трубки) и возможность массового привлечения лиц к ответственности за незаконный оборот простейшего оружия (такое оружие легко изготовить из подручных материалов или приобрести другим способом, в том числе в целях фабрикации уголовного дела или дела об административном правонарушении).
Учитывая это, явно необходима отмена ограничений на оборот холодного оружия и простейшего метательного оружия, а также видов оружия, не представляющих большей опасности, чем распространенные в быту предметы, указанные виды оружия и другие доступные для свободного использования предметы материального мира (пружинно-поршневого пневматического оружия, иного пневматического оружия с дульной энергией до 25 Дж и удельной кинетической энергией до 0,5 или 1,5 Дж на мм2 и других видов оружия с указанными характеристиками (в особенности, нелетального, или не предназначенного для поражения живой цели)). Для установления ограничений на оборот оружия и других предметов, необходимо учитывать отсутствие у них бытового назначения, возможность занятия законной деятельностью или самообороны без использования, при наличии у них повышенной поражающей способности, обеспечиваемой их конструкцией. При определении поражающей способности предмета, необходимо устанавливать именно фактическую возможность причинения его снарядами вреда здоровью или смерти человеку на различном расстоянии, а не формальные значения удельной и дульной кинетических энергий, а также кинетической энергии при метании предмета рукой (броске) или нанесении им удара по цели.
При этом возможно максимальное упрощение правил оборота всех видов оружия (отмена ограничений на приобретение и хранение с сохранением регистрации наиболее опасного огнестрельного оружия или ее отменой для случаев его приобретения и хранения многими или всеми лицами) или отмена всех ограничений на его оборот с установлением общих запретов на использование предметов в противоправных целях, учитывая правила оборота других опасных предметов (для владения автомобилями и мотоциклами не требуется получения водительского удостоверения, необходимого для их использования, велосипеды находятся в свободном обороте и т.п.).
Существующие криминалистические требования, предусматривающие разрушающие испытания, не позволяют проводить экспертизу оружия, имеющего культурную ценность, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии.
Отдельная уголовная ответственность за все виды незаконных действий с любыми видами оружия отсутствовала в России до 1917 года.
В частности, в законодательстве Российской империи не предусматривалось ответственности за любой незаконный оборот оружия, а многие нарушения правил его оборота (включая хранение и ношение запрещенного оружия) являлись уголовными проступками или другими нарушениями, не относимыми к преступлениям.
В Уголовном Уложении Великого Княжества Финляндского, являвшегося автономной территорией в составе Российской империи, ответственность за любые нарушения правил оборота оружия и оборот запрещенного оружия не предусматривалась. При этом ответственность была предусмотрена за производство выстрела в нарушение установленных правил и в случаях, когда могут пострадать люди, и за противоправное применение или попытку применения против другого человека оружия, ножа, меча или иного опасного для жизни человека предмета.
Следует отметить, что в законодательстве СССР и союзных республик уголовная и административная ответственность за незаконный оборот пневматического оружия не предусматривалась.
В КоАП РФ административная ответственность за незаконный оборот пневматического оружия была введена только с 2002 года, но отдельная административная ответственность с 2002 по 2021 год предусматривалась только за незаконные передачу, продажу и изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра свыше 4,5 мм без разрешения органов внутренних дел (ст. 20.10).
Уголовная ответственность за незаконный оборот пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж отсутствовала в УК РФ до 2021 года.
Уголовная ответственность за незаконный оборот пневматического оружия полностью отсутствует в УК многих стран мира (Эстонии, Польши, Молдовы, ПМР, Узбекистана, Армении, Грузии, Украины, ДНР, ЛНР, Абхазии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и др.).
Ответственность за незаконные действия с пневматическим оружием отсутствует и в КоАП части стран постсоветского пространства (Армении, Узбекистана и др.).
Таким образом, уголовная и иная ответственность за незаконные действия с пневматическим оружием предусмотрена не во всех странах мира.
До 20 века в России и других странах встречалось детское холодное, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие, являвшееся настоящим оружием уменьшенных размеров (многие подобные предметы не являются холодным оружием по его критериям, установленным законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства).
Учитывая вышеизложенное, необходимы декриминализация незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного, метательного и пневматического оружия, введение правил оборота всех видов данного оружия, соответствующих степени их опасности, и отмена ограничений на приобретение и иной оборот указанного оружия, не представляющего большей опасности, чем распространенные в быту предметы и другие доступные для применения в качестве оружия предметы материального мира, либо не способного пробить грудную клетку человека и причинить вред здоровью человека без приложения дополнительных усилий или поражения наиболее уязвимых органов тела человека (в частности, глаз).
При внесении данных изменений, наиболее правильным решением может быть введение права на приобретение всех видов пружинно-поршневого пневматического оружия и иного (газобалонного, компрессионного или патронного) пневматического оружия любого калибра с дульной энергией до 25 или 50 Дж и удельной кинетической энергией до 0,5 или 1,5 Дж на мм2 без лицензии и других разрешительных документов и отнесение всех видов пневматического оружия с дульной энергией до 20 Дж и удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2 к предметам, не являющимся оружием, а также установление менее строгих правил оборота пневматического оружия, чем правила оборота стандартного или мощного современного огнестрельного оружия, не вводящих более строгих ограничений на его оборот, нежели предусмотренные для огнестрельного и метательного оружия.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния (включая незаконное ношение и иной незаконный оборот оружия) в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С. П. Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л. Н. Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний (принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части, ареста и др.), сходных со специальными тюрьмами многих стран Европы, в которых разрешены свободные вход и выход из них, работа, учеба и проживание вне их, свободное перемещение по их территории, право голосовать на выборах всех уровней и многие другие действия, запрещенные или ограниченные для осужденных к лишению свободы законодательством РФ (возможно даже введение права на хранение и ношение в них ножей и других инструментов, оружия, приобретаемого без лицензии, или части других видов оружия, учитывая незначительность совершенных противоправных деяний и опыт Российской империи, РСФСР, СССР и других стран мира).
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимы декриминализация незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного, метательного и пневматического оружия, введение правил оборота всех видов данного оружия, соответствующих степени их опасности, и отмена ограничений на приобретение и иной оборот указанного оружия, не представляющего большей опасности, чем распространенные в быту предметы и другие доступные для применения в качестве оружия предметы материального мира, либо не способного пробить грудную клетку человека и причинить вред здоровью человека без приложения дополнительных усилий или поражения наиболее уязвимых органов тела человека (в частности, глаз).
При внесении данных изменений, наиболее правильным решением может быть введение права на приобретение всех видов пружинно-поршневого пневматического оружия и иного (газобалонного, компрессионного или патронного) пневматического оружия любого калибра с дульной энергией до 25 или 50 Дж и удельной кинетической энергией до 0,5 или 1,5 Дж на мм2 без лицензии и других разрешительных документов и отнесение всех видов пневматического оружия с дульной энергией до 20 Дж и удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2 к предметам, не являющимся оружием, а также установление менее строгих правил оборота пневматического оружия, чем правила оборота стандартного или мощного современного огнестрельного оружия, не вводящих более строгих ограничений на его оборот, нежели предусмотренные для огнестрельного и метательного оружия.
Необходима отмена лишения свободы за незначительные деяния.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 879 голосов

121

Против решения: 260 голосов

К началу списка инициатив