Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф96365
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости полной декриминализации незаконного оборота газового оружия и решения вопроса о его исключении из перечня видов оружия

Необходимо декриминализировать незаконные сбыт и изготовление газового оружия, учитывая небольшую опасность данного оружия, поскольку оно предназначено не для причинения смерти человеку, а для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ (ст. 1 ФЗ Об оружии) и его меньшую опасность, чем сигнального и иного оружия, за незаконный оборот которого отсутствует уголовная ответственность, и конструктивно сходных с оружием изделий, способных поражать цель на расстоянии и причинять тяжкий вред здоровью человека (строительно-монтажных пистолетов, ружей для подводной охоты, луков и арбалетов для развлекательной стрельбы и т.п.)., отсутствие четких минимальных критериев отнесения предметов к газовому оружию и критериев отнесения к метательному оружию пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и других механических стреляющих устройств, не являющихся луками и арбалетами, имеющими дугу с тетивой, и метательным бросковым оружием, при отнесении к метательному стрелковому оружию в Криминалистических требованиях и ФЗ Об оружии только луков и арбалетов, имеющих высокие значения натяжения тетивы, составляющие более 27 и 43 кгс соответственно, и невозможности отнесения данных пружинных стреляющих устройств к пневматическому оружию.
Предметы, в настоящее время отнесенные ФЗ Об оружии к газовому оружию, были отнесены к оружию только в Законе РФ Об оружии 1993г., поэтому ранее они не всегда являлись оружием по законодательству РФ.
Предметы, отнесенные к газовому оружию в ФЗ Об оружии, в законодательстве ряда стран мира (в частности, в законодательстве Латвии) отнесены не к оружию, а к специальным средствам. При этом в части стран мира (включая США) к оружию отнесены любые предметы, используемые в качестве оружия для защиты и нападения.
Уголовная или административная ответственность за незаконные действия с предметами, отнесенными к газовому оружию, в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик не предусматривалась.
В РФ уголовная ответственность за ряд незаконных действий с газовым оружием была введена в 1997 году (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), а административная ответственность за многие незаконные действия с различными видами оружия была введена только с 1 июля 2002 года (ст. 20.8 – 2015 КоАП РФ). При этом отдельная ответственность была введена только за продажу без лицензии механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных веществами слезоточивого или раздражающего действия, т.е. видов газового оружия, приобретаемого без лицензии (ст. 20.15 КоАП РФ), а в других нормах КоАП РФ была установлена ответственность за нарушение многих правил оборота оружия и патронов к нему (ст. 20.8 – 20.14 КоАП РФ).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия.
Наказания, предусмотренные за незаконные сбыт и изготовление газового оружия в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, являются излишне строгими и несоответствующими степени опасности данных деяний.
В ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а также за незаконные изготовление, переделку или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию.
Менее строгие чем наказание в виде лишения свободы виды наказания (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест (не применяющийся вид уголовного наказания) и принудительные работы), также являются излишне строгими и не соответствуют степени опасности данных деяний.
При этом наказания, предусмотренные в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, являются более строгими, нежели наказания за подобные деяния во многих странах мира, в которых за их совершение предусмотрена уголовная ответственность, и наказания за целый ряд насильственных и других опасных преступлений.
В УК и других законах многих стран мира наблюдается тенденция смягчения наказаний за незаконный оборот газового и (или) иного оружия (в УК различных штатов США и др.), декриминализации его незаконного оборота (в УК Латвии, различных штатов США и др.), а также смягчения наказаний за многие или любые преступления для определенных категорий лиц (в УК КНР, Узбекистана и др.), что указывает на признание политики усиления наказаний за незаконный оборот оружия и другие ненасильственные преступления неэффективной.
При этом в УК многих стран мира, в которых незаконный оборот газового оружия частично или полностью криминализирован, за незаконные действия с ним предусмотрено основное наказание в виде штрафа (в качестве уголовного наказания назначается только штраф). Поэтому УК РФ является достаточно жестким по отношению к незаконным действиям с пневматическим оружием, допуская возможность назначения основного наказания в виде штрафа только, если суд признает наличие исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК РФ), что является правом, а не обязанностью суда. При этом максимальный размер основного наказания в виде штрафа для конкретных преступлений не определен и может составлять для совершеннолетних осужденных до 500000 рублей или быть равным размеру дохода за период до трех лет за преступления небольшой или средней тяжести (ч. 2 ст. 46 УК РФ).
Увеличение срока лишения свободы до 4 лет за незаконный сбыт холодного, газового, метательного и ряда других видов оружия, а также установление данного наказания за незаконный сбыт пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и сохранение дополнительного наказания в виде штрафа в указанном размере повлекли двойное усиление уголовной ответственности любых лиц, его совершивших, что явно избыточно строго и опасно в части роста количества заключенных (учитывая наличие широких полномочий органов расследования и суда на применение задержания, заключения под стражу и наказания в виде лишения свободы к подозреваемым, обвиняемым и осужденным за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления) и должников по штрафам и другим платежам (учитывая отсутствия четких критериев назначения штрафа и возможные расходы обвиненных лиц на услуги адвокатов, экспертов и других лиц, уполномоченных на оказание правовой и иной законной необходимой помощи по уголовным делам, а также иные их финансовые потери), а также усиления коррупции, в особенности, для обвиненных в незаконном сбыте холодного оружия, не представляющего большей опасности, нежели распространенные в быту предметы, или газового оружия, незаконный оборот которого не влек уголовной ответственности в РСФСР, СССР и РФ до 2021 года и не влечет ее во многих странах постсоветского пространства (включая Украину, Молдову и Узбекистан), т.к. данное оружие представляет меньшую опасность, нежели огнестрельное оружие и менее эффективное, нежели огнестрельное и многие другие виды оружия, является нелетальным и лишь формально отнесены к оружию, учитывая большие значения дульной энергии, необходимые для отнесения луков и арбалетов к метательному оружию и огнестрельных устройств к огнестрельному оружию, а также отсутствие критериев отнесения к оружию пневматических, гидропневматических или механических ружей для подводной охоты и других различных видов ружей, имеющих признаки метательного оружия (механических ружей), пружинных стреляющих ножей, пистолетов и иных предметов, отнесенных к конструктивно сходным с оружием изделиям или другим предметам, не отнесенным к оружию.
Поэтому необходима отмена данных усилений и декриминализация незаконных сбыта и изготовления холодного, метательного, газового и других видов оружия, не представляющих высокой степени опасности, для соблюдения конституционных прав человека и усиления противодействия коррупции.
Одним из главных недостатков ч. 7 ст. 222, ч. 4 ст. 223 и других норм УК РФ о незаконном обороте ряда видов оружия и иных опасных (фактически или по мнению законодателя) предметов или веществ является отсутствие в качестве криминообразующего или квалифицирующего признака совершения преступления с применением оружия или других опасных предметов, что означает наличие уголовной ответственности лица, совершившего незаконное действие с предметом (деяние должно быть противоправным и запрещенным конкретным законом, в частности, нормами Особенной части УК РФ и законом другой отрасли права (ФЗ Об оружии, КоАП РФ и др.)), ее влекущее (противоправное деяние, запрещенное нормами Особенной части УК РФ и законом другой отрасли права должно быть общественно опасным (ст. 14 УК РФ)), но не применившего такой предмет в качестве орудия преступления, и отсутствие уголовной ответственности лица, применившего данный предмет, но не совершившего криминализированного незаконного действия с ним по причинам отсутствия факта его совершения или совершения только законных действий до применения предмета либо недоказанности фактов совершения конкретных незаконных действий.
Более того, отсутствие уголовной ответственности за незаконный оборот предмета исключает возможность привлечения лица, применившего его в качестве орудия преступления к уголовной ответственности по совокупности данного преступления и незаконного действия с предметом. Подобное распределение мер ответственности за незаконный оборот предметов и их применение в качестве орудий преступления, а также нелогичное распределение ограничений на оборот оружия или других опасных предметов, допускающее произвольные введение или отмену ограничений на оборот предметов, представляющих различную степень опасности, несоответствует основной цели криминализации незаконного оборота оружия и других опасных предметов, заключающейся в предотвращении роста насильственной преступности и случаев наступления тяжких последствий в результате совершения неконтролируемых действий с опасными предметами, а также в усилении наказания лицам, применившим для совершения преступления опасные предметы, учитывая отсутствие возможности привлечения к уголовной ответственности по совокупности преступлений лиц, незаконно применивших предмет, оборот которого ими является законным или не влечет уголовной ответственности, при наличии такой возможности в отношении лиц, совершивших криминализированное незаконное действие с конкретным предметом и его применение для совершения преступления, и наличии возможности привлечения к уголовной ответственности за криминализированные незаконные действия с определенными опасными предметами лиц, не имеющих цели применения таких предметов для совершения насильственного преступления, виновных только в данных незаконных действиях, не повлекших наступления тяжких последствий.
Подобное распределение мер ответственности подрывает основную идею криминализации незаконного оборота опасных предметов, установления иной ответственности за их незаконный оборот и введения ограничений на их оборот в целях усиления правовой охраны жизни и здоровья человека, других его основных прав и свобод, собственности и других охраняемых законом благ, а бесконтрольное установление уголовной ответственности за различные деяния, не повлекшие тяжких последствий, и произвольное ее установление за незаконные действия с частью видов оружия, представляющих различную степень опасности, может влечь массовое привлечение к уголовной ответственности многих лиц и рост насильственной, имущественной, коррупционной и иной преступности как в мирное, так и в военное время, учитывая негативные правовые и не правовые последствия привлечения к уголовной ответственности, судимости и отбывания лишения свободы и других строгих уголовных наказаний, а также рост преступлений со стороны лиц, склонных к их совершению и привлекавшихся к уголовной ответственности, и изменение отношения к уголовной ответственности, заключающееся в отношении к мерам уголовной ответственности и наказаний не как к таковым, а как к производственному риску и неизбежным негативным последствиям совершения действий, которые необходимо совершать в правомерных целях или совершение которых провоцируется жизненными обстоятельствами, что противоречит самим целям наказания, предусмотренным ст. 43 УК РФ, и основным принципам Конституции РФ и международного права.
Привлечение к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с оружием влияет на возможность владения оружием по лицензии, поскольку в ст. 13 ФЗ Об оружии к обстоятельствам, исключающим получение лицензии на приобретение оружия и влекущим аннулирование лицензии или разрешения на оружие отнесено, в частности, наличие судимости за умышленное преступление, отбывание уголовного наказания за преступление и повторное привлечение в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или порядок управления (главы 20 и 19 КоАП РФ), поэтому лицо, осужденное за незаконный оборот оружия или неоднократно нарушавшее правила оборота оружия и привлекавшееся к административной ответственности за каждое из нарушений, не имеет права на получение лицензии, а выданные лицензии или разрешения аннулируются.
ФЗ от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 28 июня 2022 года будут введены очень строгие ограничения на приобретение и иной оборот оружия, приобретаемого по лицензии или разрешительным документам, для получения которых необходимо наличие лицензии на приобретение или коллекционирование оружия.
Получение лицензии на приобретение оружия и владение оружием по лицензии или разрешению в ст. 13 ФЗ Об оружии будут запрещены гражданам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление, либо снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, либо снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия, либо снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, либо снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), либо гражданам два и более раза осужденным за совершение преступления, а также привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, или привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Таким образом, неоднократное осуждение за любое преступление либо осуждение к наказанию за незаконный оборот оружия (включая незаконные сбыт или изготовление холодного оружия) или ряд других преступлений будет влечь пожизненное лишение права на приобретение и хранение оружия по лицензиям или разрешениям, а привлечение к административной ответственности за любое правонарушение, за которое предусмотрен административный арест (включая неуплату в срок административного штрафа, незаконный оборот оружия, если отсутствуют признаки преступления, и многие другие административные правонарушения), влечет лишение данного права на один год. Поэтому декриминализация излишне криминализированных деяний в сфере оборота оружия и иных деяний, не представляющих реальной общественной опасности или утративших ее, и иная гуманизация законодательства имеют принципиально важное для общества и государства значение, а сохранение уголовной ответственности за их совершение и других строгих мер может лишить многих людей права на владение основными эффективными видами оружия и способствовать их массовому привлечению к уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия.
С 30 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», которым введен запрет на хранение оружия, лицами, не имеющими права на его приобретение в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, которые его обнаружили или получили в результате передачи, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии.
С 5 августа 2022 года ФЗ от 25.02.2022 N 21-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в ст. 25 ФЗ Об оружии будет введен запрет на коллекционирование оружия гражданами РФ запрещается, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, данными ФЗ вводятся запреты на хранение и коллекционирование любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение, которое означает введение полного запрета на оборот лицами без гражданства видов гражданского оружия, приобретение которых ограничено, и существенно ограничивает законные права как лиц без гражданства, так и всех лиц, находящихся на территории РФ, что может повлечь их массовое привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота, учитывая различные ограничения, установленные для приобретения большей части видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (возраст, гражданство или наличие специальных документов), и наличие административной ответственности за нарушение правил оборота и незаконный оборот оружия и уголовной ответственности за незаконное хранение большей части видов огнестрельного оружия и незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности, газового оружия, приобретаемого по лицензии или запрещенного к обороту в РФ, метательного и огнестрельного оружия, а также части видов пневматического оружия.
При этом ФЗ от 25.02.2022 N 21-ФЗ в ст. 18 и 22 ФЗ Об оружии уточняется право лиц без гражданства, иностранных граждан и граждан РФ, соответствующих предъявляемым ФЗ Об оружии требованиям, на замещение должностей, связанных с продажей, хранением или учетом оружия в организациях, имеющих лицензии на производство гражданского и служебного оружия и торговлю им или разрешения на его хранение. Поэтому наличие полного запрета на оборот гражданского оружия лицами без гражданства и существенных ограничений на его оборот иностранными гражданами представляются нелогичными и несправедливыми, а также могут способствовать совершению хищений оружия, его незаконному обороту, усилению коррупции и росту различных видов преступности.
Минимальные критерии отнесения предметов к газовому оружию отсутствуют в ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях и экспертных методиках.
При этом газовое оружие не должно обеспечивать возможность выстрела металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, согласно Криминалистическим требованиям.
Газовые устройства, конструктивно сходные с пневматическим или метательным оружием, либо иные указанные устройства, не отнесенные к газовым пистолетам и револьверам, могут быть отнесены в ФЗ Об оружии к газовому оружию, приобретаемому без лицензии, пневматическому или метательному оружию, конструктивно сходным с ним изделиям, либо к конструктивно сходным с огнестрельным оружием изделиям (газовые ружья с патронами к ним, имеющие удельную кинетическую энергию на более 0,5 Дж на мм2, пистолеты и револьверы, не имеющие рассекателей и иных ограничителей в стволе с указанной энергией), но это четко не отражено в ФЗ Об оружии. При этом установлены различные критерии отнесения к оружию огнестрельных, пневматических и других устройств, а предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте при любой поражающей способности.
К огнестрельному оружию могут быть отнесены только соответствующие предметы с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2. Для достижения этой энергии крупному снаряду необходимо придать дульную энергию до 100 или более Дж (в зависимости от калибра), но для снарядов калибра до 4,5 мм достаточно дульной энергии до 7,5 Дж (при наименьших калибрах (от 1 до 2,8 мм) достаточно дульной энергии до 3 Дж), поскольку удельная кинетическая энергия определяется как отношение дульной энергии к площади поперечного сечения снаряда. Поэтому увеличение калибра потребует увеличения дульной энергии, необходимой для достижения значения его удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2. При этом правила оборота огнестрельного оружия являются одинаково строгими по отношению к огнестрельному оружию независимо от дульной энергии (в особенности, к короткоствольному или имеющему нарезной ствол), если удельная кинетическая энергия составляет более 0,5 Дж на мм2.
Для огнестрельного оружия ограниченного поражения минимального значения дульной и удельной кинетической энергии не установлено.
К пневматическому оружию отнесены сходные с ним предметы, имеющие дульную энергию более 3 Дж, а уголовная ответственность установлена за незаконные сбыт и изготовление пневматического оружия, имеющего дульную энергию более 7,5 Дж.
Это означает отнесение к оружию и установление строгих ограничений на оборот именно пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4.5 мм и установление уголовной ответственности за незаконные сбыт или изготовление именно пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, при отнесении к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождении в свободном обороте огнестрельных устройств имеющих данные или большие калибр и дульную энергию и отнесение к огнестрельному оружию огнестрельных устройств, имеющих калибр менее 4,5 мм и дульную энергию не более 7,5 Дж, а также отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождение в свободном обороте луков и арбалетов, имеющих дульную (начальную) энергию более 25 Дж, ружей и пистолетов для подводной охоты, имеющих дульную энергию, как не большую, так и превышающую 25 Дж, и нахождение в свободном обороте других метательных устройств, не отнесенных к лукам и арбалетам, а также к метательному бросковому оружию, учитывая отсутствие правил их оборота и критериев их отнесения к метательному оружию.
При этом наличие дульной энергии 0,5 Дж и калибра 1 мм означает достижение значения удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 (0,7 Дж на мм2), т.е. энергию огнестрельного оружия может иметь и игрушечное оружие калибра 1 мм.
Луки и арбалеты, отнесенные к оружию, имеют большие минимальные значения дульной и удельной кинетических энергий, чем пневматическое и огнестрельное оружие (учитывая минимальные значения силы натяжения тетивы 27 и 43 кгс).
Законодательством РФ не определены критерии отнесения к метательному оружию пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и тому подобных предметов, не являющихся луками, арбалетами и метательным бросковым оружием, что означает их отнесение к предметам, не являющимся оружием. При этом любые пружинные и иные устройства, не имеющие дуги и тетивы, законодательно не отнесены к арбалетам и иному метательному оружию, но ствольные арбалеты (шнепперы), имеющие дугу и тетиву, предназначенные для стрельбы как стрелами (арбалетными болтами), так и пулями, отнесены к метательному оружию по общему критерию (натяжение тетивы должно быть более 43 кгс), независимо от калибра, дульной и удельной кинетических энергий, т.е. дульная энергия стрел и пуль, выпущенных из шнепперов, как отнесенных, так и не отнесенных к метательному оружию, может превышать 7,5 или 25 Дж, а удельная кинетическая энергия – 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (в особенности, если пули имеют небольшой калибр (до 4,5 или 6 мм)).
Согласно данным судебной медицины: при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6-8 Дж/см2 причиняет ссадины; с энергией 14-17 Дж/см2 - поверхностные раны; с энергией 32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; с энергией 54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки; с энергией 135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки. При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, но его виды, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2 (более 1,45 Дж на мм2), отдельно не указаны в ФЗ Об оружии, а предметы с удельной кинетической энергией до 50 Дж на см2 не отнесены к огнестрельному оружию, но при определенном строении стволов могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому, сигнальному или списанному оружию.
При этом существуют предметы, имеющие характеристики, превышающие значения натяжения тетивы арбалетов и минимальные критерии холодного оружия, но не отнесенные к оружию (пистолеты и ружья для подводной охоты, пневматические и пороховые строительно-монтажные пистолеты, пружинные пистолеты и ружья, топоры, мачете, кукри, туристические ножи и др.) по различным причинам (хозяйственно-бытовое или производственное назначение предметов, их отнесение к спортивным снарядам, неудобство их использования в качестве оружия, пробел в законе или отсутствие распространенности использования предмета в качестве оружия и т.п.). Поэтому оборот всех огнестрельных и иных стреляющих устройств, а также других предметов, имеющих удельную кинетическую энергию более 0,5 и 1,5 Дж на мм2 и (или) дульную энергию более 0,5, 3, 7,5, 25 или 50 Дж, просто невозможно ограничить, в особенности, без массового нарушения конституционных прав и свобод человека, а распространенность в обороте предметов, имеющих не меньшую поражающую способность, чем холодного, метательного, огнестрельного и иного оружия, и необходимость их использования в жизнедеятельности людей, делают установление данных ограничений бессмысленным и губительным для личности, государства и общества.
Пневматическое и метательное оружие не отнесены к оружию самообороны, а правила оборота средств самообороны, не отнесенных к оружию, отсутствуют и их оборот является свободным.
Таким образом, необходимо уточнение определения газового оружия и четкое распределение критериев отнесения к оружию и ограничений на оборот газового, пневматического и метательного оружия.
В ФЗ Об оружии сохраняются запреты на приобретение и сбыт всех видов гражданского оружия лицами без гражданства и на их продажу иностранными гражданами, поэтому лицо без гражданства не имеет права на приобретение, продажу, дарение и наследование даже тех видов газового оружия, которые приобретаются без лицензии и регистрации не подлежат, а иностранные граждане не имеют права на продажу приобретенного ими газового оружия и обязаны вывезти из РФ в течение 10 дней виды газового оружия, приобретаемого по лицензии и подлежащего регистрации в уполномоченных органах, регистрация которых с выдачей разрешения на хранение оружия предусмотрена только для граждан РФ. При этом патроны к такому оружию могут быть приобретены только по разрешению на хранение оружия.
Это может способствовать росту количества обвинений иностранных граждан и лиц без гражданства в незаконном сбыте газового и иного гражданского оружия и увеличению числа противоправных посягательств на лиц без гражданства и иностранных граждан и случаев причинения данными лицами тяжкого вреда здоровью или смерти нападающим, учитывая полное отсутствие права на приобретение оружия самообороны лицами без гражданства и ограничение права иностранных граждан на приобретение и иной оборот видов оружия, приобретаемого по лицензии.
В ст. 13 ФЗ Об оружии установлен запрет на приобретение гражданского оружия самообороны, включая газовое оружие гражданами РФ, не достигшими возраста 18 лет, поэтому данное оружие, приобретаемое как по лицензии, так и без лицензии, не может быть приобретено несовершеннолетними гражданами РФ (включая граждан РФ, достигших возраста 16 лет, имеющих разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выдаваемое указанным несовершеннолетним гражданам в ряде субъектов РФ в соответствии с их законодательством). При этом несовершеннолетние лица, достигшие возраста 16 лет, подлежат административной и уголовной ответственности на общих основаниях.
В ст. 14 ФЗ Об оружии отсутствует возрастное ограничение на приобретение газового и иного оружия, приобретаемого иностранными гражданами без лицензии, но запрещена продажа любого гражданского оружия иностранными гражданами, а на приобретение газовых пистолетов и иного оружия, приобретаемого иностранными гражданами и (или) гражданами РФ по лицензии, необходимо получение специальной лицензии, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются, с обязанностью вывоза оружия из РФ в течение 10 дней со дня его приобретения.
Учитывая необоснованность наличия в ФЗ Об оружии запрета на приобретение гражданского оружия лицами без гражданства, следует отменить указанный запрет и ввести право на приобретения ими газового и иного оружия в порядке, установленном для иностранных граждан или граждан РФ, в зависимости от временного или постоянного проживания в РФ, наличия в прошлом гражданства СССР, РФ или страны СНГ и отнесения конкретного вида оружия к оружию, приобретаемому без лицензии гражданами РФ и иностранными гражданами. Необходимо и введение права на продажу иностранными гражданами видов оружия, приобретаемых без лицензии, или всех видов гражданского оружия.
Учитывая вышеизложенное, необходимы введение права на приобретение гражданского газового оружия самообороны, приобретаемого без лицензии, любыми несовершеннолетними лицами, прошедшими инструктаж по использованию данного оружия, имеющими справки о знании правил безопасного обращения с оружием либо документы, удостоверяющие право на охоту (охотничьи билеты), или дающие право на приобретение охотничьего оружия (соответствующие лицензии или разрешения), либо отмена возрастного ограничения и ограничения по гражданству на приобретение части или всех данных видов оружия без установления обязанности предъявления вышеуказанных или других специальных документов, либо полная отмена возрастного ограничения на приобретение всех его видов, четкое разделение видов оружия самообороны, приобретаемых по лицензии или без лицензии, а также отмена ограничений на оборот всех видов оружия самообороны, препятствующих его ношению и использованию в целях самообороны.
При внесении данных изменений, направленных на большее распространение в целях самообороны газового оружия самообороны, необходимо четкое упорядочивание критериев, отграничивающих виды оружия от других предметов, по степени их опасности, и введение правил оборота видов гражданского оружия, правила приобретения которых отсутствуют, и видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, упорядочивающих ограничения на их оборот по степени их опасности.
При определении критериев отнесения к оружию устройств газового действия, учитывая степень их опасности и законодательство стран мира, во многих из которых такие предметы не отнесены к оружию, но к оружию отнесены любые предметы, примененные для нападения или защиты, логично исключить их из перечня видов оружия или отнести к оружию любые предметы, приспособленные для использования в качестве оружия или используемые в его качестве.
До 20 века в России и других странах встречалось детское холодное, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие, являвшееся настоящим оружием уменьшенных размеров (многие подобные предметы не являются холодным оружием по его критериям, установленным законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства).
Таким образом, законодательством прошлого и современным законодательством США и целого ряда других стран мира разрешалось и разрешено до настоящего времени приобретение лицами любого возраста видов оружия, представляющих намного большую степень опасности, чем газовое оружие, и существует указанное оружие, предназначенное для детей по своим размерам.
Поэтому возможно обеспечить право на приобретение газового и иного оружия лицами любого возраста с информированием о конструкции и принципе действий конкретных видов оружия и обучением обращению с ними, а наличие и степень контроля за приобретением, хранением и иным оборотом оружия должны зависеть только от степени его опасности и поражающей способности конкретных видов оружия в сравнении с бытовыми предметами и другими распространенными предметами материального мира, а также от возможности замены наиболее опасных видов оружия менее опасными в законной деятельности.
Учитывая современное развитие науки и техники, необходимо создание газового или иного оружия самообороны, способного эффективно временно остановить нападение, но не причиняющего нападающему, обороняющемуся или другим лицам вреда здоровью, которое можно безопасно доверить лицу любого возраста, как имеющему, так и не имеющему возможности его правильного использования, или выявление с последующим введением в свободный оборот такого оружия в числе предметов, производимых в РФ как законно, так и незаконно, либо ввозимых в РФ, если о конкретных предметах распространяется информация об их безопасном использовании в целях самообороны. Это возможно путем комплексного взаимодействия законодателей, правоприменителей, ученых различных технических и естественнонаучных специальностей и лиц, предлагающих проекты создания таких предметов или изготовивших подобные предметы, а также других лиц, интересующихся проблемами создания наиболее эффективных и безопасных средств самообороны.
Лицензирование приобретения газовых пистолетов и револьверов отменено в законодательстве значительного числа зарубежных стран (Латвия, Литва, Германия, США и др.), а в части данных стран отменена и их регистрация в полиции.
В различных странах мира существуют виды пуль, являющиеся капсулами, содержащими вещества слезоточивого или раздражающего действия, предназначенные для использования в газовых пистолетах, пневматическом оружии или в других видах стрелкового оружия, и специальные газовые пистолеты, револьверы, газобаллонные пневматические пистолеты и револьверы, а также иные предметы, сходные по принципу действия с газовым, пневматическим или иным оружием, но предназначенные для поражения цели на расстоянии пулями, снаряженными слезоточивыми или иными веществами, разрешенными к использованию в газовом оружии. В частности, в США производятся и распространяются газобаллонные пневматические пистолеты, в которых используются именно газовые пули, а в ЮАР для самообороны разрешено приобретение устройств, сходных с маркерами для игры в пейнтбол, и газовых пуль к ним. Существуют французские полицейские крупнокалиберные травматические пистолеты и ружья «Flash-Ball» калибра 44 мм, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,2, 0,3 или 0,5 Дж на мм2, т.е. не являются огнестрельным оружием в РФ, в которых используются снаряды, снаряженные слезоточивым газом, способными пробить дверь комнаты, или резиновые снаряды (мячи) с дульной энергией до 270 или более Дж, теоретически, не причиняющими вреда здоровью человека и ран, но практика их применения указывает на их опасность жизни и здоровья человека (встречались случаи лишения глаз, перелома ребер или летального исхода во время подавления массовых беспорядков во Франции).
В ФЗ Об оружии данные виды оружия не могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, если они являются ружьями, а не пистолетами, револьверами или огнестрельными бесствольными устройствами российского производства. При этом данные пистолеты, бесствольные и другие подобные устройства не могут быть отнесены к разрешенному гражданскому или служебному огнестрельному оружию ограниченного поражения по причинам отсутствие ограничителя в стволе ствольного травматического оружия и высокой дульной энергии, в несколько раз превышающей разрешенные в РФ для огнестрельного оружия ограниченного поражения 91 и 150 Дж.
Поэтому данные пистолеты и ружья не отнесены в РФ к оружию и ограничения на их оборот отсутствуют, а такие пистолеты и другие подобные предметы могут быть отнесены к запрещенному огнестрельному оружию ограниченного поражения и являются предметами административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ, и преступлений, предусмотренных ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст.223 УК РФ, но четкие критерии отнесения к нему предметов, имеющих гладкий ствол, без ограничителя в стволе.
В ФЗ Об оружии понятие газовых пуль и иных газовых устройств, не отнесенных к газовым пистолетам, револьверам, патронам, а также механическим распылителям, аэрозольным и другим устройствам, и правила их оборота либо запрет на их оборот не предусмотрены. При этом к газовым пистолетам и револьверам относят только предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, а к иным видам газового оружия фактически отнесены только пистолеты, револьверы и иные устройства, сходные с огнестрельным оружием, не предназначенные для использования патронов, имеющих большинство признаков патронов к современному огнестрельному оружию (сходные калибр, длину гильзы и т.п.), и, как правило, имеющие меньшую прочность, чем огнестрельное оружие и газовые пистолеты и револьверы, приобретаемые по лицензии, исключающую использование в патронах порохового заряда в значительном или в любом количестве, аэрозольные пистолеты, механические распылители и газовые баллончики для самообороны.
Предметы, являющиеся газобаллонными пневматическими пистолетами, маркерами для игры в пейнтбол или иными устройствами, предназначенными для метания пуль, сходными с пневматическим, метательным сигнальным или огнестрельным оружием, могут быть отнесены только к указанным видам оружия или конструктивно сходным с оружием изделиям, что означает отсутствие возможности применения к случаям незаконных сбыта и изготовления многих их видов положений ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, учитывая отнесение многих видов указанных предметов к не газовому, метательному или огнестрельному оружию, а к иным видам оружия или другим предметам, и отсутствие запретов на свободный оборот части видов метательного оружия и других видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, а также наличие ответственности за незаконные действия с пистолетами, револьверами, винтовками и многими другими видами огнестрельного оружия в ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ, а не в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ. При этом отнесение предмета к пневматическому сигнальному или метательному оружию исключает его отнесение к оружию самообороны, учитывая положения ст. 3 ФЗ Об оружии, а отнесение пневматического или сигнального оружия к видам оружия, приобретаемым по лицензии, напрямую исключает право на его приобретение в целях самообороны, давая право на его приобретение только в качестве сигнального, охотничьего или спортивного оружия соответственно, учитывая положения ст. 13 ФЗ Об оружии.
Фактически отсутствуют прямые ограничения возможности использования в целях самообороны всех видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации, или видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, а также конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не отнесенных к оружию, но отсутствие их в перечне видов оружия самообороны и наличие в ФЗ Об оружии понятия именно оружия, а не иных средств самообороны, может создавать трудности при решении вопроса о признании действий обороняющихся правомерными, а наличие у примененного предмета поражающей способности, позволяющей причинить тяжкий вред здоровью человеку, и его причинение указанным предметом может создавать условия для привлечения к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны или за совершение преступления, не связанного с самообороной.
При этом использование газовых пуль, имеющих характеристики, исключающие возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, не может повлечь уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, предусмотренной ст. 108 или 114 УК РФ, и может исключить ответственность по ст. 116, 116.1, 115, 112 и другим нормам УК РФ о причинении вреда здоровью или физической боли человеку в случаях отсутствия доказательств необходимой обороны и других обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния.
Ответственность за незаконные действия с газовыми пулями в УК и КоАП РФ отсутствует и указанные виды пуль не отнесены к оружию, боеприпасам и другим предметам, оборот которых ограничен ФЗ Об оружии.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение четких правил оборота газовых пуль и устройств, предназначенных для их использования, в качестве оружия самообороны, устанавливающих критерии допустимой поражающей способности газовых пуль и вводящих ограничения их использования, соответствующие степени опасности конкретных видов оружия.
Не все виды газовых устройств, которые могут быть использованы для самообороны отнесены к газовому оружию в ФЗ Об оружии. Такими устройствами являются газовые баллончики, предназначенные для самообороны от животных, содержащие повышенные концентрации слезоточивых или раздражающих веществ, которые не отнесены к оружию и разрешены к гражданскому обороту в качестве средств бытовой химии, что означает их нахождение в свободном обороте, а специальные газовые баллончики и другие устройства, содержащие повышенные концентрации слезоточивых или раздражающих веществ, состоящие на вооружении органов внутренних дел и других государственных военизированных организаций, на вооружение которых они были приняты в порядке, установленном законодательством РФ, отнесены не к оружию, а к специальным средствам, поэтому они не являются предметами преступлений, предусмотренных ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, и административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.8 - 20.15 КоАП РФ, но отдельная ответственность за их незаконный оборот и нарушение правил их оборота в УК и КоАП РФ не предусмотрена и их оборот не регулируется ФЗ Об оружии или другим специальным федеральным законом.
Поэтому многие устройства, конструктивно сходные с газовым оружием, и представляющие большую опасность, чем гражданское газовое оружие, не отнесены к оружию и на оборот большей части таких устройств отсутствуют ограничения, установленные на оборот газового оружия в ФЗ Об оружии, что требует декриминализации незаконных сбыта и изготовления газового оружия и установления точных и справедливых критериев отнесения конкретных устройств к газовому оружию, исключающих произвольность их отнесения к оружию, и установления ограничений на их оборот.
К газовому оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ, а в ст. 6 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет к обороту на территории РФ газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
При этом газовое оружие признается законодательством РФ и международным законодательством менее опасным видом оружия, чем химическое оружие, оборот которого запрещен международным договором РФ. В ст. 2 ФЗ от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» предусмотрена обязанность уничтожать химическое оружие, хранящееся на территории РФ. При этом к химическому оружию в ст. 1 данного ФЗ отнесены в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.
Оборот химического оружия и иного оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, влечет ответственность по ст. 355 УК РФ.
Таким образом, устройство, способное причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку путем его поражения отравляющим веществом, не может быть отнесено к газовому оружию и может быть отнесено к химическому оружию только, если оно является токсичными химикатами, боеприпасами и устройствами, специально предназначенными для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудованием, специально предназначенным для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств, а отнесение к газовому оружию устройства, предназначенного для причинения вреда здоровью человека, проблематично, учитывая определение газового оружия и отнесение многих газовых устройств, обладающих более высокой поражающей способностью, чем гражданское газовое оружие, не к оружию, а к средствам бытовой химии или специальным средствам.
Следует отметить, что в законодательстве СССР и союзных республик уголовная и административная ответственность за незаконный оборот газового оружия не предусматривалась и оно не было отнесено к оружию, но запрещалось для приобретения гражданами до 1992 года. Газовые пистолеты, револьверы и другие газовые устройства для самообороны были отнесены к оружию только с 1 января 1994 года в Законе РФ Об оружии 1993г.
В ст. 1 ФЗ Об оружии 1996г. сохраняется отнесение газового оружия к отдельному виду оружия.
В законах об оружии и других законодательных актах стран СНГ газовое оружие отнесено к отдельному виду оружия, но в ряде других стран мира (включая часть стран постсоветского пространства) оно не отнесено к оружию.
Уголовная ответственность за незаконный оборот газового оружия полностью отсутствует в УК многих стран мира (Эстонии, Латвии, Молдовы, Украины, Грузии, Узбекистана и др.) и частично отсутствует в УК Армении (кроме незаконного ношения (ч. 4 ст. 235 УК РА)) и ряда других стран мира.
В УК Таджикистана отсутствует наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот газового оружия, при этом ответственность предусмотрена за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт газового оружия, совершенные после привлечения к административной ответственности, и за незаконное изготовление метательного оружия (ч. 4 ст. 195 и 196 УК РТ).
В УК Казахстана 2014г. уголовная ответственность установлена только за незаконное изготовление газового оружия, которое является уголовным проступком (ч. 1 ст. 287 и ч. 4 ст. 288 УК РК), т.е. влечет уголовную ответственность, но не влечет судимости, при этом применение ареста за уголовные проступки ко всем лицам, которым он может быть назначен, будет возможно только с 2027 года (Согласно ст. 467 УК РК, в которую вносились изменения в 2017 – 2021 годах, действие ст. 45 о наказании в виде ареста приостановлено до 1 января 2027 года, при этом установлено, что ее положения применяются в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 УК РК (при неуплате штрафа осужденным за совершение уголовного проступка, возникновении обстоятельств, препятствующих отбыванию исправительных работ трудоспособным осужденным за совершение уголовного проступка, и уклонении от общественных работ осужденным за совершение уголовного проступка), с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года). С 2018 года максимальный срок ареста сокращен с 90 до 50 суток, согласно ч. 1 ст. 45 УК РК. При этом арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45).
Таким образом, в УК Казахстана все незаконные действия с газовым оружием исключены из перечня преступлений, но его незаконное изготовление сохранено в УК в качестве промежуточного между административным правонарушением и преступлением деяния – уголовного проступка.
Ответственность за незаконные действия с газовым оружием отсутствует и в КоАП части стран постсоветского пространства (Армении, Узбекистана и др.).
В новом УК Кыргызстана 2021г., отменено наказание в виде лишения свободы за незаконные приобретение, ношение или сбыт холодного, метательного, газового и огнестрельного гладкоствольного оружия (ч. 1 ст. 267), а новом Кодексе КР о правонарушениях не предусмотрена административная ответственность за незаконные действия с холодным оружием и нарушения правил его оборота, но за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного гладкоствольного оружия оно введено на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 268), как и за незаконное изготовление иного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное без квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 268). При этом в УПК Кыргызстана запрещено задержание и заключение под стражу по делам о преступлениях, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и ограничено определенными исключительными случаями по делам о преступлениях, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Со времени вступления в силу УК Кыргызстана 1997г. и до исключения из него наказания в виде ареста в 2007 году наказание в виде лишения свободы было отменено за незаконное изготовление холодного, метательного или газового оружия (ч. 4 ст. 242). С 2007 по 2018 год за данное деяние было установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года (ч. 4 ст. 242), а с 1 января 2019 года до 2022 года наказание в виде лишения свободы отменено за данное деяние в УК Кыргызстана 2017г. (ч. 1 ст. 254).
Таким образом, уголовная и иная ответственность за незаконные действия с газовым оружием предусмотрена не во всех странах мира и целом ряде стран оно приравнено по мерам ответственности или правовому статусу к холодному оружию.
В ст. 20.15 КоАП РФ с 2002 года предусмотрена ответственность за продажу без соответствующей лицензии видов газового оружия, приобретаемого без лицензии, при наличии с 2021 года исключения данного газового оружия из ч. 7 ст. 222 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконный газового оружия, а получение лицензии необходимо только на производство и торговлю всеми видами гражданского газового оружия, но запреты и ограничения установлены и на ряд других видов сбыта гражданского газового оружия, приобретаемого без лицензии, которыми являются продажа оружия иностранными гражданами и любой сбыт гражданского газового оружия несовершеннолетним гражданам РФ и лицам без гражданства или его сбыт, совершенный ими. За незаконное изготовление всех видов газового оружия предусмотрена только уголовная ответственность (ч. 4 ст. 223 УК РФ). На практике, встречаются случаи привлечения к уголовной ответственности только за незаконный сбыт газовых пистолетов и револьверов (если они отнесены именно к газовым пистолетам и револьверам, приобретаемым по лицензии) по ч. 4 (7) ст. 222 УК РФ и к административной ответственности за торговлю без лицензии газовыми баллончиками и другими подобными устройствами по ст. 20.15 КоАП РФ. При этом распространено мнение об отсутствии уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление газовых баллончиков и других видов газового оружия, приобретаемого без лицензии, а Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 года N 5, затрагивающее рассмотрение вопросов судебной практики по делам о незаконном обороте оружия, содержит указание на наличие возможности привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот только видов газового оружия, запрещенных к обороту, что формально противоречит положениям ФЗ Об оружии и УК РФ, не являясь полным противоречием положениям ч. 2 ст. 14 УК РФ, учитывая малозначительность незаконных сбыта и изготовления гражданского газового оружия во многих случаях, поскольку данное оружие не представляет большей опасности, чем виды оружия, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности, и предметов, сходных с газовым оружием, но не являющихся им. При этом случаи привлечения за незаконные сбыт и изготовление запрещенного газового оружия не встречаются в судебной практике.
В ст. 20.10 КоАП РФ с 2021 года предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу и иной незаконный оборот любого оружия и более строгие наказания.
Поэтому ответственность за незаконный оборот различных видов газового оружия нечетко, нелогично и несправедливо распределена в КоАП РФ.
В одном из проектов нового КоАП РФ планируется отмена отдельной административной ответственности за продажу без соответствующей лицензии видов газового оружия, приобретаемого без лицензии.
При этом в ст. 20.10 отсутствует и четкое распределение ответственности за незаконное использование оружия, отдельная административная ответственность за которое установлена с 2021 года, т.к. по ст. 20.13 КоАП РФ с 2002 года наказуема стрельба из любого оружия в неотведеных для этого местах или в отведенных местах, но с нарушением установленного порядка. Размеры штрафов по ст. 20.13 в несколько раз превышают их размеры в ст. 20.10 КоАП РФ, а конфискация оружия, применяемая судом, является обязательной, в отличие от ст. 20.10, но в ст. 20.13 отсутствует административный арест, предусмотренный в ст. 20.10. При этом в ст. 20.13 и 20.10 не предусмотрены конкретные опасные обстоятельства, дающие основания для привлечения к такой строгой административной ответственности за стрельбу из оружия или иное его незаконное использование, и основания освобождения от строгих наказаний или ответственности, что явно ограничивает конституционные права человека.
Стрельба из предметов, формально не отнесенных к оружию, и иное их использование отдельной ответственности не влекут и специально не ограничены ФЗ Об оружии и иным законодательством, за исключением отдельных ограничений на использование в определенных местах различных предметов или владения ими.
Таким образом, лицо, производящее выстрелы из газового или иного пистолета, отнесенного к оружию, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.13 КоАП РФ, получить крупный штраф и лишиться оружия по постановлению суда, но оно не будет задержано более чем на 3 часа с момента доставления или вытрезвления и арестовано по постановлению суда, а лицо, распыляющее газовый баллончик, отнесенный к оружию, метающее холодное или метательное бросковое оружие, либо иным образом использующее любое оружие без стрельбы или без возможности производства выстрелов, может получить меньший штраф и оружие может быть оставлено в его владении по постановлению суда, но оно может быть задержано на срок до 48 часов и арестовано на срок от 5 до 15 суток по постановлению суда. Это явно нелогичное и несправедливое распределение наказаний, которое может влечь произвольное применение ст. 20.13 и 20.10 КоАП РФ к случаям производства выстрелов из оружия и назначение излишне строгих наказаний за иное использование оружия (его использование без стрельбы, метание ножей и кинжалов, отнесенных к оружию, фехтование на шпагах и других предметах, отнесенных к холодному оружию, распыление слезоточивых и иных веществ из распылителей, отнесенных к газовому оружию, и т.п.), что никак не будет способствовать противодействию вооруженной преступности, стрельбе из оружия с нарушением правил и иному использованию оружия в нарушение законодательства.
При этом лицо, стреляющее из ружей для подводной охоты, пружинных пистолетов и ружей, арбалетов с натяжением тетивы не более 43 кгс и других предметов, не отнесенных к оружию, либо метающее бытовые ножи и топоры, или использующее в качестве холодного оружия бытовые ножи и другие предметы, не отнесенные к оружию, либо распыляющее любое вещество из баллончиков и других предметов, не отнесенных к газовому или иному оружию, не может быть привлечено к ответственности по ст. 20.10 или 20.13 КоАП РФ и подвергнуто вышеуказанным строгим наказаниям.
Это сводит к нулю борьбу с противоправной стрельбой из оружия и иным его незаконным использованием, поэтому необходимо четкое разделение мер ответственности и наказаний за незаконное использование различных видов оружия и других предметов с их распределением по степени опасности конкретных видов оружия, необходимости совершения и последствиям незаконного использования оружия и нарушения правил его использования, либо отмена ответственности за стрельбу из оружия, не являющегося огнестрельным оружием высокой степени опасности, и иное его незаконное использование.
При этом к преступлениям формально отнесены именно незаконные сбыт и изготовление газового и ряда других видов оружия, а наиболее тяжким по наказанию является именно их незаконный сбыт, что еще более нелогично и несправедливо.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости декриминализации незаконных сбыта и изготовления газового оружия и иных деяний, заключающихся в незаконном обороте предметов, не представляющих значительно большей опасности, чем предметы, распространенные в свободном обороте, и в незаконном обороте более опасных предметов, не повлекшем наступления тяжких последствий, а также четкого распределения ограничений на оборот различных предметов по степени их опасности.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходима декриминализация незаконных сбыта и изготовления газового оружия и иных деяний, заключающихся в незаконном обороте предметов, не представляющих значительно большей опасности, чем предметы, распространенные в свободном обороте, и в незаконном обороте более опасных предметов, не повлекшем наступления тяжких последствий, а также четкое распределение ограничений на оборот различных предметов по степени их опасности.

К началу списка инициатив