Введенные муниципальными чиновниками группы кратковременного пребывания (1-5 часов в день) были призваны решить проблему получения дошкольного образования в условиях дефицита мест в детсадах.
Очевидно, что столь короткое время пребывания ребенка в детском саду никак не может решить коллизию трудовой занятости родителей с их семейными обязанностями.
Общеизвестно, что в условиях дефицита мест в группах 12-часового пребывания, ожидания очереди на получение места в детском саду матери зачастую вынуждены увольняться с работы, чтобы присматривать и ухаживать за ребенком: частные группы присмотра и ухода за ребенком не по карману большинству граждан страны.
Таким образом, нехватка мест в детских садах не только нарушает конституционное право детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Происходит нарушение конституционной свободы труда матерей этих детей, не обеспечивается равенство этой свободы с аналогичной свободой других граждан, в том числе их супругов. В случае когда семья неполная или обременена кредитными обязательствами, такое положение дел приводит к катастрофической ситуации.
Тем не менее, многочисленные судебные процессы (Томская область, Свердловская область, Алтайский край и др.), когда родители обращались в суд за местом в детском саду, показывают, что чиновники не обязаны предоставлять места в группах полного дня (12-часового пребывания) детских садов только потому, что матери надо выходить на работу. Все суды в своих постановлениях указывают, что присмотр и уход за ребенком в детском саду законами Российской Федерации не гарантирован, а группа кратковременного пребывания позволяет детям реализовать свое конституционное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование. В связи с этим суды не усматривают незаконных действий или бездействия чиновников в отсутствии мест в группах полного дня в условиях, когда была предложена группа кратковременного пребывания.
Таким образом, катастрофическая ситуация с нехваткой мест в детских садах возникла в связи с отсутствием у властей законной обязанности обеспечивать присмотр и уход за ребенком занятых родителей в удобные для родителей сроки и режиме пребывания ребенка в детском саду.
Между тем, в обществе давно возникла необходимость и потребность в обеспечении детей занятых родителей должным присмотром и уходом в детских садах, осуществляемом в удобном для родителей режиме пребывания ребенка в детсаду.
В настоящее время, в соответствии с данными Роспотребнадзора, более 2 млн. детей дошкольного возраста не могут попасть в детские сады в связи с дефицитом там мест. Таким образом, около 2 млн. родителей не могут выйти на работу и, как следствие, участвовать в экономической деятельности, что в итоге приводит к потерям консолидированного бюджета Российской Федерации в размере около 170-180 млрд. рублей в год.
Между тем соответствующими, ратифицированными Российской Федерацией статьями Конвенции № 156 Международной организации труда и Европейской социальной хартии установлено право работника с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками, обеспечиваемое в том числе службами по дневному присмотру и уходу за его малолетними детьми.
Согласно закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются не только работающие граждане, но и граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; и т.д.
Практический результат
Обязанность властей обеспечивать присмотр и уход за детьми в детских садах в удобные для родителей сроки и режиме обеспечит ликвидацию дефицита мест в детских садах, позволит реализовать вышеуказанные права и свободы граждан, обеспечит ежегодный приток в бюджеты до 200 млрд. рублей, будет способствовать своевременному развитию детей и повышению престижа семьи, позволит гражданам достойно содержать свою семью и своих детей.