Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф96868
Уровень инициативы:
Федеральный

Ликвидация юридических лиц только по судебному решению

В ст.64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.21.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрена возможность регистрирующего органа (функции регистрирующего органа в РФ осуществляют ФНС РФ и Мин. юстиции РФ, а также их территориальные органы) исключать юридические лица из ЕГРЮЛ (то есть фактически ликвидировать их) без судебного решения. Данные нормы законов (с учётом сложившейся практики их применения) противоречат Конституции РФ, мешают развитию предпринимательства в РФ, порождают коррупцию и злоупотребления должностными полномочия со стороны сотрудников регистрирующих органов в силу нижеследующего:
1. Существуют разные подходы для коммерческих и некоммерческих юридических лиц - коммерческие юридические лица могут быть принудительно ликвидированы в административном порядке (то есть без судебного решения), некоммерческие юридические лица - принудительно ликвидируются только по судебному решению,
2. При этом такие виды некоммерческих юрлиц как товарищества собственников недвижимости и потребительские кооперативы могут быть ликвидированы в административном порядке без судебного решения (так как в отношении них сделано исключение в п. 3 ст. 1 ФЗ "О некоммерческих организаций" (то есть отсутствует логика в определении видов юр. лиц, в отношении которых может быть применена ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п."),
3. в ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр.лиц и и.п." сформулирован так называемый "формальный состав" правонарушения, то есть такой вид ответственности учредителей (участников, акционеров и проч.) и руководства юр.лица как принудительная ликвидация их юр. лица применяется вне зависимости от того является ли соответствующее принадлежавшее им юридическое лицо реально действующим или нет, а исключительно по формальным признакам - непредставление отчётности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах в течение 12 месяцев подряд, неосуществление операций по банковским счетам в течение 12 месяцев подряд, или наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверености в отношении сведений о юр. лице в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев, или отсутствие денежных средств на ликвидацию юр. лица. Таким образом, в административном порядке без судебного решения могут быть ликвидированы юридические лица, на банковском счету у которых имеются денежные средства и которые уплачивают налоги сборы (но у регистрирующего органа отсутствуют сведения о движении ден. средств по банковским счетам и отсутствует отчётность, предусмотренная законодательством о налогах и сборах), также могут быть без судебного решения ликвидированы юр. лица, ведущие активную экономическую деятельность (только на том основании, что в отношении каких-либо сведений о данном юр. лице в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности, которая не была устранена в течение 6 месяцев с момента её внесения в ЕГРЮЛ),
4. при этом на уровне Верховного Суда РФ сформулированы правовые позиции, согласно которым арбитражный суд при рассмотрении заявлений об оспаривании решений регистрирующих органов об исключении юр. лица из ЕГРЮЛ должен установить являлось ли принудительно ликвидированное юр. лицо фактически действующим (в частности, согласно правовым позициям Судебной коллегии по эконом. спорам ВС РФ не могут быть исключены из ЕГРЮЛ по основанию, предусмотренному подп. б п. 5 ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п.", фактически действующие юр. лица). При этом, поскольку соответствующие правовые позиции сформулированы на уровне только определений Судебной коллегии, а не постановлений Президиума или постановления Пленума Верховного Суда РФ, то они не являются обязательными для применения нижестоящими судами. Получается противоречивое правоприменение (что не соответствует требованиям ст. 19 Конституции РФ) - в одних случаях арбитражные суды признают незаконной принудительную административную ликвидацию юридического лица, которое в реальности осуществляло экономическую деятельность, ссылаясь при этом на позиции Верховного Суда РФ, в других случаях суды отказывают в признании незаконными таких решений в отношении фактически действовавших юр. лиц, ссылаясь на то, что в ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п." установлена возможность принудительной ликвидации в административном порядке юр. лиц вне зависимости от того, являлись ли они реально действующими или нет, а только на основании формальных критериев,
5. механизм внесения записей о недостоверености сведений о юр. лице в ЕГРЮЛ (в связи с наличием которых юр. лицо впоследствии может быть ликвидировано по основанию, предусмотренному подп. б п. 5 ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации ю.л. и и.п.") крайне непрозрачен и фактически произволен со стороны сотрудников налоговых органов. В частности, сотрудники налоговых инспекций по результатам проводимых ими проверок фактически произвольно фиксируют (либо не фиксируют) отсутствие юр. лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (иногда для подтверждения адреса достаточно таблички с наименованием фирмы на двери, а иногда необходимо продемонстрировать рабочие места сотрудников, самих сотрудников, трудовые договоры с ними и т.п.),
6. подача возражений на решение регистрирующего органа о предстоящем исключении юр. лица из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр.лиц и и.п.", крайне затруднено. Во-первых, такие возражения можно подать только по специально установленной форме (форма р38001), при этом такая форма отсутствует в программе подготовки документов для гос. регистрации, которую можно инсталлировать с интернет-сайта ФНС РФ, во-вторых, форму р38001 невозможно подать в электронном виде и заверить ЭЦП (необходимо заверять форму у нотариуса, что требует дополнительных расходов), в-третьих, регистрирующий орган даже после подачи возражений по форме р38001 вправе повторно принимать решения о предстоящем исключении юр. лица из ЕГРЮЛ через 3 месяца (и так неограниченное число раз),
7. при этом подп. "ф" п. 1 ст. 23 ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п." предусматривает ограничение конституционных прав граждан (право на использование способностей к труду и право на осуществление предпринимательской деятельности) в отношении лиц, являвшихся участниками обществ с ограниченной ответственностью или руководивших юр. лицами, которые были исключены из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п.". Данное ограничение накладывается на граждан на три года без судебного решения и вообще без какого-либо разбирательства, не предусмотрен механизм смягчения ответственности,
8. принудительная ликвидация по основаниям, предусмотренным ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации ю.л. и и.п." зачастую фактически подменяет собой процедуру упрощённого банкротства, предусмотренную параграфом 2 гл. 11 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При том что применение именно норм ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является более соответствующим требованиям законности и оправданным экономически, так как: а) дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом, б) осуществляется поиск и привлечение к участию в деле всех заинтересованных лиц (прежде всего учредителей (участников, акционеров и проч.) и кредиторов, в) оспариваются сделки должника, а контролирующие должника лица привлекаются к субсидиарной ответственности (что позволяет хотя бы частично погасить долги перед кредиторами, в том числе, перед государством),
9. в письме от 27 января 2021 г. № 03-03-06/1/4667 Минфин РФ необоснованно делает дифференциацию в отношении возможности списания задолженности компаний, ликвидированных на основании ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п." - в отношении юр. лиц, исключённых из ЕГРЮЛ по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации ю.л. и и.п.", списание задолженности таких юр. лиц их контрагентами как безнадёжной по данному основанию возможно, в отношении юр. лиц, исключённых из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п.", списание задолженности таких юр. лиц их контрагентами как безнадёжной по данному основанию невозможно,
10. в связи с тем, что на основании ст. 21.1. ФЗ "О гос. регистрации юр. лиц и и.п." очень часто ли ликвидируются фактически действующие юр. лица у которых есть имущество и активы, при этом процедура исключения из ЕГРЮЛ не предусматривает необходимости проведения ликвидационных мероприятий, предусмотренных ст. 63 ГК РФ, на практике часто возникает вопрос о распределении имущества ликвидированного юридического лица. При этом механизм распределения имущества ликвидированного юр. лица, установленный ст. 64 ГК РФ, неясен и не регулирует в полной мере соответствующие общественные отношения (кто должен привлекаться к участию в соответствующем деле? какие полномочия у арбитражного управляющего? какие публикации и где должны осуществляться при осуществлении процедуры распределения имущества ликвидированного юр. лица? размер вознаграждения арбитражного управляющего и порядок его выплаты? сроки проведения процедуры? соотношение норм ГК РФ о ликвидации и норм ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедуры распределения имущества ликвидированного юр. лица? соотношение с нормами наследственного права? и проч., проч., проч.).

Практический результат

1. Обеспечение законности при осуществлении предпринимательской деятельности, снижение произвола сотрудников гос. органов, снижение уровня коррупции, рейдерства (в том числе, рейдерства "под прикрытием" налоговых органов) и проч.
2. Обеспечение стабильности предпринимательского оборота.
3. Защита прав предпринимателей.
4. Экономический рост.

Решение

1. Отменить статью 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 21.1, подп. "ф" п.1 ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
2. Установить, что все юридические лица принудительно ликвидируются только на основании судебного решения (судебные расходы на проведение судебного разбирательства возлагаются на ликвидируемое юридическое лицо, а при отсутствии у него достаточных средств - на основании п.5 ст.61, п.2 ст.62 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагаются на его учредителей (участников) субсидиарно.
3. Фактически прекратившие свою деятельность юридические лица, имеющие задолженность перед бюджетом или иными кредиторами, подлежат ликвидации в порядке, определённом ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (через упрощённую процедуру банкротства).
4. Запрет на участие в уставных (акционерных) капиталах вновь регистрируемых юр. лиц или осуществление в них функций единоличного исполнительного органа возможен только по судебному решению (в порядке привлечения к уголовной ответственности или ответственности за совершение административного правонарушения, либо в порядке принятия судом решения о дисквалификации).
5. Установление нового вида сбора - "реестрового сбора" для юридических лиц, не осуществляющих какой-либо деятельности в течение 12 месяцев подряд.

К началу списка инициатив