Эпидемия сибирской язвы в Свердловске - вспышка заболеваний сибирской язвой, произошедшая в Свердловске в 1979 году в результате случайного выброса в атмосферу облака спор сибирской язвы из военно-биологической лаборатории военного городка № 19, расположенного в Чкаловском районе города. Свердловск-19 входил в строго засекреченную систему «Биопрепарат», занимавшуюся разработкой и производством биологического оружия, запрещённого международной конвенцией, к которой в 1972 году присоединился и СССР. Советские власти скрывали истинную причину эпидемии. Согласно официальной версии, она была вызвана мясом заражённого скота. В результате погибло около 100 человек; точное количество жертв неизвестно.
Одной из жертв этой катастрофы стал Михаил Л., умерший 3 мая 1979 года в результате воздействия сибирской язвы.
Маргарита Л.в период времени с 19.11.1971 года состояла в браке с Михаилом Л.
В браке родились Наталия 01.09.1973 года рождения и Алексей 01.09.1972 года рождения.
В первых числах апреля 1979 года Верх-Исетским военным комиссариатом г.Свердловска Михаил Л. был призван на ежегодные офицерские военные сборы, которые проходил на территории 32 Военного городка в г.Свердловске. На сборах Михаил Л. находился в течение одной недели. После прохождения сборов Михаил Л.рассказал Маргарите Л., что на военном полигоне расположенном между 32 и 19 Военными городками он снимал электромотор (иные лица проходившие сборы отказались проводить эти работы). После выполнения этого задания его руководство проводившее сборы отпустило домой ранее положенного срока проведения военных сборов.
После военных сборов Михаил Л. вернулся домой и чувствовал себя здоровым в течение примерно 20 дней.
30 апреля 1979 года у Михаила Л. резко поднялась температура тела до 41 градуса Цельсия, появился сильный кашель, отдышка, боли в груди. Вызвали «скорую медицинскую помощь». Врачи госпитализировали Михаила Л. в инфекционное отделение Городской клинической больницы № 40 г.Свердловска.
В этот же день у нас в квартире № 99 по улице Металлургов д.28 в г.Свердловске, где находился Михаил Л. проведена дезинфекция помещения людьми в масках. Из помещения были изъяты вещи - подушки, одеяла, посуду засыпали хлоркой. В справке № 23923 от 30.04.1979 года указан диагноз: подозрение на сибирскую язву.
Михаил Л. скончался 3 мая 1979 года в больнице № 40 г.Свердловска от заражения сибирской язвой полученной в результате деяния должностных лиц Министерства Обороны СССР при обстоятельствах изложенных выше.
Маргарита Л. осталась одна с двумя малолетними детьми на руках и в течение всего времени с момента смерти Михаила Л. не получала и не получила какой-либо компенсации душевных страданий от переживания смерти мужа и отца детей, в том числе и материальной поддержки от государства.
Катастрофа произошедшая на территории г.Свердловска в апреле 1979 года на территории 19-го военного городка – ныне «Центра военно-технических проблем научно-исследовательский институт микробиологии Министерства Обороны Российской Федерации» является общеизвестным фактом и частично признан Российской Федерацией в виде Закона РФ от 4 апреля 1992 г. N 2667-I "Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в городе Свердловске в 1979 году". Однако в настоящее время указанный нормативно-правовой акт фактически бездействует.
Маргарита Л., Алексей Л., Наталия Л. обратились с исковым заявлением к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «48 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации» с требованиями о компенсации морального вреда причиненного бездействием ответчиков, результатом которого явилась смерть близкого им человека мужа и отца Михаила Л.
Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 15 октября 2019 года (дело № 2-4505/2019) в удовлетворении исковых требований истцам отказано (решение вступило в законную силу 24.01.2020 года).
Мотивом принятия решения суда послужил факт отсутствия законодательного регулирования компенсации морального вреда распространяемых на деликтные обязательства возникшие до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации.
На момент причинения вреда здоровью Михаила Л. на территории г.Свердловска (г.Екатеринбурга) действовала Конституция СССР (в виду вхождения РСФСР (России) в состав государства СССР).
Согласно Конституции СССР статья 57. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
В соответствии с Конституцией СССР статья 58. Граждане СССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Указанные законоположения имеются и в Конституции России, действующей на территории Российской Федерации в настоящее время (статьи 20, 53 Конституции России).
Российская Федерация является правопреемницей по обязательствам СССР.
Под правопреемством в международном праве понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому (континуитет).
Континуитет означает автоматическое сохранение в силе международных обязательств (так называемое продолжательство). При этом речь идет не о континуитете международной правосубъектности, а о континуитете обязательств, который в доктрине международного права называют автоматическим правопреемством.
Выдвинутая Российской Федерацией концепция государства-продолжателя, полностью принимающего на себя обязательства Союза Советских Социалистических Республик, была поддержана решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. В названном решении другие правопреемники СССР поддержали Российскую Федерацию в том, чтобы она «продолжала членство СССР в Организации Объединенных Наций, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях».
Переход в ООН места СССР к Российской Федерации не потребовал никаких официальных решений Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Генеральный секретарь ООН исходил из того, что обращение к нему Президента Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. о продолжении Россией членства в ООН и других международных организациях системы ООН носит уведомительный характер. О согласии с этим сообщили постоянные члены Совета Безопасности и ряд других стран. Этот подход не встретил никаких препятствий в других международных организациях.
Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия Российской Федерации в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие международные организации, включая специализированные учреждения ООН.
Статус государства-продолжателя нашел отражение и в иных международно-правовых актах. Так, в преамбуле Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. констатировалось, что Российская Федерация является государством-продолжателем СССР. В Совместной декларации Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 30 января 1992 г. предусмотрено, что «Российская Федерация продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».
Соответственно обязательства связанные с причинением вреда жизни и здоровью Л.Михаила Михайловича органами и должностными лицами Министерства Обороны СССР принадлежат в настоящее время правопреемнику Министерству Обороны Российской Федерации.
Согласно ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации – к нематериальным благам относятся жизнь, здоровье иные нематериальные блага принадлежащие человеку от рождения. Нематериальные блага защищаются в соответствии с законами (ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами), в том числе признания судом факта нарушения нематериального блага.
Вред причинённый нематериальному благу подлежит денежной компенсации причинителем такого вреда (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Л. Маргарита Петровна не может согласиться с тем обстоятельством - невозможности компенсации морального вреда лицам потерявшим родных и близких в результате катастрофы произошедшей в городе Екатеринбурге (Свердловске) в 1979 году, том числе и в части психических (душевных) и физических страданий связанных со смертью Михаила Л. (мужа и отца), которые имеют место быть и в настоящее время поскольку Российская Федерация является правопреемником СССР по обязательствам и положения ст.54 п.1 Конституции России (иные вытекающие из указанной нормы права законодательные акты) не могут применяться к государству Российская Федерация (в лице должностных лиц и органов государства) поскольку относится к правам и свободам человека и гражданина (глава 2 Конституции Российской Федерации), а не к публичному образованию Российская Федерация, в лице Министерства Обороны Российской Федерации.
Маргарита Л. обращалась с заявлениями о внесении законопроекта регулирующий правовой статус лиц пострадавших, умерших в результате заболевания сибирской язвой в городе Свердловске в 1979 году, в том числе установить порядок возмещения вреда (компенсации морального вреда) указанным лицам и членам их семей (возможно по аналогии с Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 № 1244-1) к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Крашенинникову Павлу Владимировичу, в том числе 21 января 2022 года, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину Вячеславу Викторовичу, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Матвиенко Валентине Ивановне, Члену Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сенатору Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Росселю Эдуарду Эргартовичу, Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу - поддержки в части внесения законопроекта от указанных лиц Маргарита Л. не получила.
Маргарита Л. надеется на сопереживание своей и детей боли от утраты близкого человека и скорейшего принятия нормативно-правого регулирующего правовой статус лиц пострадавших, умерших в результате заболевания сибирской язвой в городе Свердловске в 1979 году, в том числе установить порядок позволяющий компенсировать моральный вред, для лиц столкнувшихся с такой жизненной ситуацией, потерявших родных и близких людей в результате бактериологической катастрофы произошедшей в 1979 году в городе Свердловске (Екатеринбурге).
Практический результат
Инициатива направлена на компенсацию морального вреда граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы, а также восстановления социальной справедливости для граждан потерявших своих близких и родных в результате катастрофы, произошедшей в городе Свердловске (Екатеринбурге) в 1979 году.