Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф98160
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости принятия федерального закона, исключающего регулирование ФЗ Об оружии оборота видов холодного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и его видов сходных с ними, либо полностью упраздняющего холодное оружие как вид оружия

Необходимо принятие федерального закона, исключающего регулирование ФЗ Об оружии оборота видов холодного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и его видов, предусмотренных ФЗ Об оружии, но сходных с его видами, им не предусмотренными, по многим признакам, при отмене обязательности получения разрешительных документов для приобретения и хранения гражданского и иного подобного холодного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, и иных ограничений и запретов на оборот холодного оружия, являющихся более строгими, чем ограничения на оборот различных предметов, не отнесенных к оружию, и, тем более, видов стрелкового оружия, с введением в ФЗ Об оружии указания на свободный оборот холодного оружия и других наименее опасных видов оружия, либо исключающего все виды холодного оружия из ФЗ Об оружии, отменяющего экспертные критерии отнесения предметов к холодному оружию и упраздняющего холодное оружие как вид оружия, учитывая отсутствие ограничений на оборот видов холодного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, в силу п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, предусматривающих, что предметы могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте, а виды предметов, ограниченных в обороте, определяются в порядке, установленном законом, и положения преамбулы ФЗ Об оружии, указывающие на то, что данный ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ и ст. 3, 5 и 6 данного ФЗ, не предусматривающих вышеуказанных видов холодного оружия в перечне гражданского и боевого холодного оружия, а также холодного оружия, запрещенного к обороту в РФ.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая усиление наказаний за незаконный оборот холодного и иного оружия в нормах УК и КоАП РФ, а также введение с 29 июня 2022 года в определение оружия, указания на то, что оно является источником повышенной опасности (ст. 1 ФЗ Об оружии), при отсутствии правил оборота целого ряда видов холодного и иного оружия, а также четких критериев разграничения оружия и других предметов, отграничивающих оружие от них именно по степени его опасности, а также отсутствие повышенной опасности у холодного оружия, метательного броскового оружия, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов), нелетального оружия и иного оружия, имеющего небольшую дульную энергию (до 50 Дж), сходных по поражающей способности с бытовыми предметами, находящимися в свободном обороте, а также у иного оружия, не имеющего повышенной поражающей способности.
Введение данного указания в ФЗ Об оружии требует исключения из перечня видов оружия холодного оружия и других предметов, не являющихся источниками повышенной опасности, или его замену на определение конкретных видов оружия, являющихся источниками повышенной опасности, либо его исключения из ФЗ Об оружии.
За незаконный оборот холодного и иного оружия, не влекущий уголовной ответственности, с 2021 года предусмотрена административная ответственность в ст. 20.10 КоАП РФ и строгие меры наказания (административный штраф от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией оружия или без таковой, либо административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия или без таковой). За незаконный сбыт холодного оружия в ч. 7 ст. 222 УК РФ предусмотрены чрезмерно строгие уголовные наказания, включая лишение свободы, срок которого с 2021 года увеличен до 4 лет, в дополнение к которому может быть назначен штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере иного дохода осужденного за период до 6 месяцев. При этом в ч. 7 ст. 222 УК РФ не содержится исключения уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, которая была исключена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. № 18-П, имеющим силу закона и обязывающим внести изменения в норму закона (ч. 4 ст. 222 УК РФ), но необходимые изменения в ч. 4 ст. 222 УК РФ так и не были внесены, а установление ответственности за данное деяние в ч. 7 ст. 222 УК РФ с 2021 года не отменяет обязанности внесения данных изменений. Поэтому незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, с 2021 года может влечь только административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ.
За незаконное изготовление холодного оружия сохранены прежние строгие наказания, включая лишение свободы на срок до 2 лет, в дополнение к которому может быть назначен штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей или в размере иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.
К видам холодного оружия, не предусмотренным ФЗ Об оружии, отнесены современные образцы: кортиков, стилетов, шпаг, военных кинжалов, сабель и шашек, мечей, алебард, протазанов, пик, боевых топоров и иного современного холодного оружия, не отнесенного к гражданскому, боевому или запрещенному холодному оружию, и т.п.
Указанное разграничение различных видов оружия и других предметов означает, что право на приобретение, хранение и иной оборот оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, или предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии и (или) экспертными критериями, имеют любые лица, а право на оборот гражданского или иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, правила приобретения и (или) хранения которого отсутствуют, имеет любое лицо, являющееся гражданином РФ или другого государства, т.к. лица без гражданства не отнесены в ФЗ Об оружии к лицам, имеющим право приобретать или продавать оружие (оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии), но право на его приобретение и продажу (кроме торговли) без ограничений имеют только граждане РФ, учитывая наличие в ст. 14 ФЗ Об оружии обязанности иностранных граждан получать лицензию на приобретение любого гражданского оружия, не отнесенного к оружию приобретаемому без лицензии совершеннолетними гражданами РФ в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, и вывозить приобретенное оружие из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, отсутствие иностранных граждан в перечне субъектов, имеющих право продавать оружие, и наличие запрета на продажу ими оружия в Правилах оборота гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия), антикварное холодное оружие от его копии, не являющейся оружием, казачьего кинжала от его сувенирной копии и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить и большую опасность стрелкового оружия.
При этом правила оборота похожих по различным критериям видов холодного оружия существенно отличаются, а правила приобретения части их видов являются более строгими, чем установленные в отношении огнестрельного оружия. В частности, для приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, гражданину РФ с 2018 года необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия. При этом для приобретения охотничьего холодного клинкового оружия необходимо наличие у гражданина РФ охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, а для приобретения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой или с национальными костюмами народов РФ, гражданину РФ необходимо получение лицензии, дающей право на приобретение не только данного оружия, но и газовых пистолетов, револьверов и сигнального оружия, а право на ношение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, имеют только казаки, являющиеся членами казачьих обществ, включенных в государственный реестр обществ российского казачества (Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 года N 648), которыми могут быть только граждане РФ (ФЗ О государственной службе российского казачества). Спортивное холодное клинковое оружие не является холодным оружием, согласно п. 5.1 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» и ст. 1 ФЗ Об оружии, т.к. спортивное холодное оружие отнесено к конструктивно сходным с оружием спортивным снарядам. Поэтому оно ошибочно отнесено к оружию в ст. 3 ФЗ Об оружии и строго ограничено к обороту в ст. 6 ФЗ Об оружии (запрещено его хранение и использование вне спортивных объектов), а отнесение к нему только ножей, не являющихся метательными, в новых Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию, утвержденных Приказом МВД РФ от 07.06.2022г. № 403, вступающих в силу с 29 июня 2022 года, противоречит его назначению. Правила оборота спортивного холодного клинкового оружия отсутствуют, но его приобретение разрешено без лицензии (при отсутствии правил его приобретения), а его хранение вне спортивных объектов полностью запрещено. При этом его отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям исключает ответственность за нарушение правил его оборота и указанные ограничения на его хранение и использование.
К боевому холодному оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии отнесено холодное оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение в РФ. Кортики, состоящие на вооружении в РФ, предназначены для ношения с форменной одеждой и ошибочно отнесены к боевому оружию в ст. 19 ФЗ Об оружии. Правила оборота боевого холодного и иного оружия, не запрещенного к обороту в РФ, определены только в части его оборота в государственных военизированных организациях и награждения им, а правила оборота кортиков, состоящих на вооружении в РФ, определены также в части их выдачи сотрудникам государственных военизированных организациях, уходящим в отставку, их наследования у указанных категорий граждан и регистрации ранее выданных или унаследованных кортиков, состоящих на вооружении в РФ. Оружие, запрещенное к обороту в РФ, не может быть наградным. К запрещенному к обороту в РФ холодному оружию в ст. 6 ФЗ Об оружии отнесены предметы ударно-раздробляющего действия и холодное клинковое оружие, имеющее клинок длиной более 90 мм, извлекаемый из рукояти при нажатии на кнопку или рычаг либо при ускоренном движении, и фиксируемый ими, а также предметы метательного действия, отнесенные с 2020 года к метательному бросковому оружию, за исключением спортивных снарядов или указанных предметов, имеющих культурную ценность.
Остальные виды холодного оружия не предусмотрены ФЗ Об оружии и правила их оборота отсутствуют, а ограничение на их ношение наложено ст. 31 Конституции РФ.
Вышеуказанные экспертные критерии холодного оружия и распределение ограничений на оборот его видов нелогичны и не могут соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая равную опасность различных его видов, предусмотренных или не предусмотренных ФЗ Об оружии, и отсутствие у него большей степени опасности, чем у распространенных в быту предметов (бытовых ножей, топоров, мачете, бейсбольных бит и т.п.) и других предметов материального мира, которые могут быть использованы в качестве оружия любыми лицами (камней, палок, кусков льда, частей различных предметов и т.п.), т.к. военные кинжалы, сабли и иные подобные виды холодного оружия находятся в свободном обороте, если они не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, либо к охотничьему, казачьему, национальному российскому, боевому или запрещенному к обороту в РФ холодному оружию. При этом кортики, стилеты и шпаги могут быть отнесены только оружию, имеющему культурную ценность, или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, а иностранные национальные ножи, кинжалы, сабли, шашки и иные виды национального холодного оружия не могут быть отнесены к холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, если они предназначены для ношения с национальными костюмами народов других государств (грузинские, азербайджанские, иранские и другие кинжалы и т.п.) или полностью отличаются от национального холодного оружия народов РФ (грузинские (хевсурские) палаши, ножи сикхов (кирпаны), малайские кинжалы (крисы), шотландские кинжалы (дирки) и т.п.). При этом они могут быть отнесены к холодному оружию, имеющему культурную ценность, охотничьему холодному клинковому оружию или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, что означает совершенно иные правила их оборота и отсутствие их обязательной регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), при равной степени их опасности с национальным российским холодным оружием и свободно обращаемыми бытовыми предметами.
Криминалистические требования относят к холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с казачьей формой или с национальными костюмами народов РФ, только определенные виды кинжалов, сабель и шашек, поэтому ножи (включая якутский нож), палаши, мечи, кортики и другие подобные предметы не могут быть отнесены к данному оружию, но грузинские, иранские и иные подобные кинжалы могут быть сходны с указанным холодным оружием. При этом встречаются виды национальных ножей, которые, как правило, не соответствуют критериям холодного оружия, действующим в РФ и других странах СНГ (финские ножи, нож пчак, непальский кукри и т.п.)
Правила оборота огнестрельного и иного оружия, не являющегося холодным или метательным бросковым, являются более четкими и предоставляют больше возможностей приобретения указанного оружия, включая право на приобретение охотничьих гладкоствольных ружей в целях самообороны, а право на приобретение оружия, имеющего культурную ценность, на отнесенного к холодному оружию или старинному (антикварному) оружию, имеет любой гражданин РФ.
Отнесение предмета к оружию и его конкретным видам или к предметам, не являющимся оружием, определяется не степенью его опасности, а сертификатом, выданным не него и заключением эксперта, а также отдельными техническими признаками предмета, не влияющими на его поражающую способность и степень опасности (наличие или отсутствие дуги с тетивой, имеющей определенное натяжение, у механического стреляющего устройства, использование для производства выстрела энергии пружины, тетивы, газа или иного источника энергии, наличие или отсутствие у предмета прочности и других признаков холодного оружия, отнесение холодного оружия к охотничьему, казачьему, национальному российскому, оружию, имеющему культурную ценность, боевому или запрещенному оружию и др.), либо делающими более опасным предмет, не отнесенный к оружию, чем аналогичный предмет, отнесенный к конкретному виду оружия (наличие в ружье пружины для метания снаряда с усилием при заряжании более 43 или 50 кгс, наличие в ноже пружины, метающей его клинок или иной снаряд (иглы, пули и т.п.), наличие у ножа или иного подобного предмета клинка или иной боевой части, изгибающейся или ломающейся после проникновения в тело (пилумы, пластиковые ножи и т.п.), наличие большой поражающей способности у предмета, не отнесенного к метательному, огнестрельному или пневматическому оружию, но сходного с ними по ряду признаков, и т.п.).
Предметы, отнесенные к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или к оружию, предусмотренному им, приобретаемому свободно гражданами РФ любого возраста и иностранными гражданами, имеющими право на приобретение конкретного вида оружия в соответствии с законодательством государств, гражданами которых они являются, получившими лицензию на приобретение оружия, могут ничем не отличаться по поражающей способности от оружия, ограниченного в обороте для граждан РФ, и должны соответствовать экспертным критериям конкретных видов оружия, действующим в РФ, для отнесения их к оружию в РФ, т.е. виды холодного оружия должны соответствовать критериям холодного оружия, действующим в РФ, спортивные и иные гладкоствольные пистолеты и револьверы, имеющие признаки огнестрельного оружия, должны быть отнесены к огнестрельному оружию и могут иметь любую удельную кинетическую энергию, превышающую 0,5 Дж на мм2, а стреляющие ножи и комбинированные стреляющие устройства (ножи, кинжалы, шпаги и другие подобные предметы с прикрепленными к клинкам пистолетами и т.п.) должны быть отнесены к холодному или пневматическому оружию (стреляющие ножи, отнесенные к огнестрельному оружию, имитирующие ножи или иные предметы, не являющиеся огнестрельным оружием, запрещены к обороту ст. 6 ФЗ Об оружии).
В РФ отсутствуют специальные ограничения и запреты на оборот стреляющих ножей и комбинированных видов холодного и стрелкового оружия, не отнесенных к огнестрельному оружию, имеющему форму, имитирующую другие предметы.
В ФЗ Об оружии до 2012 года отсутствовали правила оборота кортиков, т.к. кортики не отнесены к охотничьему и иному холодному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии до 2012 года. С 2012 года к гражданскому оружию отнесено любое оружие, имеющее культурную ценность, т.е. и кортики, отнесенные экспертными критериями к холодному оружию, имеющие культурную ценность, но правила оборота современных кортиков введены не были.
ФЗ от 28.03.2017 N 37-ФЗ введена обязанность регистрации современных офицерских кортиков, состоящих на вооружении в РФ, сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, и получения лицензии их наследниками с дальнейшей регистрацией, а ФЗ от 05.12.2017 N 391-ФЗ все виды холодного оружия, имеющего культурную ценность, включены в ФЗ Об оружии и отнесены к категории гражданского оружия, приобретение которого ограничено лицензированием. На приобретение холодного оружия, имеющего культурную ценность, необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия, действующей бессрочно, но регистрации данное оружие не подлежит.
В ФЗ от 28.03.2017 N 37-ФЗ «О внесении дополнения в статью 19 Федерального закона "Об оружии"» (регулирование порядка оборота офицерских кортиков), вводящим ограничения на оборот современных офицерских кортиков, состоящих на вооружении в РФ, не учитываются как меньшая опасность военных кортиков, чем многих видов холодного оружия и других предметов колющего или режущего действия, так и отсутствие правил оборота современных иностранных и самодельных кортиков, а также многих других видов современного холодного оружия.
В ФЗ от 05.12.2017 N 391-ФЗ, вводящим ограничения на оборот всех видов холодного оружия, имеющего культурную ценность, не учитываются равная степень опасности всех видов холодного оружия и бытовых предметов, поскольку холодное оружие предназначено для поражения цели только при непосредственном контакте оружия с ней, а не на расстоянии метаемым снаряжением.
Поэтому правила оборота кортиков, не имеющих культурной ценности, или не состоящих на вооружении в РФ, отсутствуют, но указания об этом ФЗ Об оружии не содержит. Правила оборота кортиков, состоящих на вооружении в РФ, не выданных определенным категориям граждан, и не наследуемым от них, а не приобретенных иными способами, отсутствуют. Правила хранения и иного оборота многих видов наградного оружия, не являющегося боевым короткоствольным ручным стрелковым оружием, установлены только для награжденных ими граждан, а их продажа, дарение и наследование не запрещены и специально не ограничены законом, поэтому лицо, получавшее наградное оружие от награжденного, не может получить наградного разрешения на него, а после отчуждения наградного оружия, оно находится в обороте в качестве иного оружия. Поэтому на его оборот могут быть наложены только общие ограничения, предусмотренные ФЗ Об оружии, а если они не установлены, его оборот является свободным.
При этом полностью отсутствуют правила оборота стилетов, не имеющих культурной ценности, а до 2012 года отсутствовали правила оборота любых стилетов, т.к. они не отнесены к охотничьему, запрещенному или иному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии.
Следует отметить, что многие виды кортиков имеют конструкцию, которая затрудняет их использование для поражения цели (незаточенный клинок, неудобная для удержания при нанесении колющего или рубящего удара рукоятка, небольшой размер ограничителя, наличие на ограничителе кнопки, без нажатия на которую, кортик невозможно извлечь из ножен и т.п.), что отличает их от стилетов. При этом существуют стандартные образцы парадных кортиков, состоящие или состоявшие на вооружении армий и флотов различных государств мира, но не являющиеся холодным оружием по экспертным критериям, утвержденным в РФ, ввиду низкой твердости клинка, рукояток неудобных для удержания или изготовленных из непрочных материалов (слоновой кости, фарфора и т.п.), непрочного крепления клинка в рукоятке и т.п., в частности, морские немецкие кортики Веймарской республики и нацистской Германии образца 1921, 1929, 1935 и 1938гг., имеют клинки с толщиной в любой части, составляющей более 3 мм, без режущих кромок и заточенного острия, а также непрочные рукоятки, а армейские немецкие кортики 1934, 1935 и 1938гг. не имеют режущей кромки при сведенных спусках и имеют твердость клинка, установленную для сувенирных изделий, сходных по внешнему виду с холодным оружием, а ряд других кортиков, состоявших на вооружении в части стран Европы (Дании, Голландии и др.), имеют небольшие размеры рукояток и (или) крестовины. Поэтому многие виды кортиков не соответствуют российским экспертным критериям холодного оружия.
Перечень продукции, оборот которой запрещен или ограничен, определен не федеральным законом, а Постановлением ВС СССР от 23 мая 1991 г. N 2194-I «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная которых запрещена или ограничена» и Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», которыми к указанной продукции отнесены вооружение, пороха и иные взрывчатые вещества, яды, лекарственные препараты, приобретаемые по рецепту (с 2020 года), и целый ряд других предметов и веществ. При этом не указаны понятия вооружения и других упоминаемых предметов и отсутствуют федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, ограничивающие оборот всех видов военного и иного оружия, ядовитых и сильнодействующих веществ, а также целого ряда других предметов.
Отсутствие правил оборота предмета, предусмотренного данными Постановлением ВС СССР и Указом Президента РФ, не означает запрета на его оборот, т.к. положения об этом отсутствуют в Конституции РФ, международных договорах РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах, а ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ предусмотрены обязательное опубликование законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, и ограничение оборота предметов (объектов гражданских прав) только законом или в порядке, установленном законом, а предметы, на оборот которых конкретные ограничения не установлены, могут свободно отчуждаться.
При этом понятие ограничения реализации и (или) иного оборота предмета является очень широким и может охватывать любые запреты (наличие любого возрастного ограничения, ограничения по гражданству, состоянию здоровья и т.п.), поэтому часть ограниченных к обороту видов оружия и других предметов доступны всех гражданам РФ и (или) всем гражданам или любым лицам, в зависимости от установления конкретных ограничений на оборот предмета.
Данные акты ВС СССР и Президента РФ имеют меньшую юридическую силу, чем федеральные законы и, тем более, Конституция РФ, поэтому их применение без установления четких ограничений на оборот конкретных предметов федеральными законами невозможно, а ограничения на оборот предметов должны быть оправданы обстоятельствами и соответствовать степени опасности конкретных предметов
В Российской империи, РСФСР и СССР оборот оружия и многих других предметов регулировался не законами, а иными нормативно-правовыми актами (постановлениями, циркулярами, приказами и др.), часть которых была в ограниченном доступе и не все они опубликованы и доступны для ознакомления в настоящее время (приказы МВД СССР, регламентировавшие оборот оружия (Приказ МВД СССР от 01.12.1987г. и др.), и иные подобные ведомственные акты).
В РФ до 1 января 1994 года отсутствовал закон об оружии и действовали данные акты, а до внесения изменений в Конституцию РСФСР в 1992 году не было запрещено принятие засекреченных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, запрещенное с 1992 года в Конституции РСФСР и в Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Закон Об оружии 1993 года, действовавший с 1 января 1994 по 1 июля 1997 года регулировал оборот всех видов боевого оружия (оружия, принятого на вооружение в РФ, предназначенного для решения боевых и оперативно-служебных задач) и любых других видов оружия (гражданского и служебного оружия, оружия, запрещенного к обороту в РФ, и оружия, не предусмотренного Законом Об оружии). При этом оружие, не предусмотренное Законом Об оружии, могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а в коллекции могло храниться без получения разрешения любое оружие, производство выстрела из которого исключено.
ФЗ Об оружии 1996 года, действующий с 1 июля 1997 года регулирует оборот боевого ручного стрелкового и холодного оружия, гражданского и служебного оружия (холодное оружие не отнесено к служебному оружию в ст. 4 ФЗ Об оружии), а также оружия, запрещенного к обороту в РФ. ФЗ Об оружии и подзаконные акты об обороте оружия не регулируют оборот оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, а оборот указанных видов оружия, имеющих культурную ценность, с 2012 года регулируется также, как и оборот иного гражданского оружия, имеющего культурную ценность.
Несмотря на отсутствие правил оборота видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, встречаются обвинительные приговоры по делам о незаконном обороте части их видов.
Наиболее часто встречаются обвинительные приговоры по уголовным делам о незаконном обороте различных гладкоствольных пистолетов, отнесенных заключениями экспертов к огнестрельному оружию, и о незаконном сбыте современных кортиков и стилетов, а также о незаконном изготовлении кортиков и стилетов из напильников и других предметов.
Данные обвинительные приговоры противоречат ФЗ Об оружии, п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ и Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 №18-П, учитывая отсутствие в ФЗ Об оружии правил оборота части видов современного стрелкового и иного оружия, а также современных стилетов и кортиков, не являющихся копиями и репликами антикварного холодного оружия, изготовленного до конца 1945 года, согласно ст. 1 ФЗ Об оружии, и признание данного факта Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 №18-П, в котором было указано на положения п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
По уголовным делам о незаконном обороте оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и не ограниченного в обороте международными договорами РФ, сбыте и изготовлении современных кортиков, стилетов и других видов холодного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, должны выноситься оправдательные приговоры в связи с отсутствием в деянии события преступления, поскольку сбыт и изготовление такого холодного оружия всегда являются законными.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 №18-П, вынесенным по уголовному делу о покушении на незаконный сбыт двух кортиков Веймарской республики, был декриминализирован незаконный сбыт только холодного оружия, имеющего культурную ценность, при этом незаконный сбыт иного холодного оружия, а также незаконное изготовление холодного оружия, во многих случаях, не представляют общественной опасности, а экспертные критерии отнесения предметов к холодному оружию, действующие в РФ и других странах СНГ, сводят к нулю все ограничения на оборот холодного оружия и наказания за их незаконный оборот, т.к. они являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.) при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
При этом минимальные критерии холодного оружия, четко отделяющие его от бытовых предметов, не могут быть выработаны, учитывая высокие значения удельной кинетической энергии при ударе любым острым предметом с энергией удара от 20 до 50 Дж, невозможность обеспечения нахождения в обороте только безопасных для людей бытовых предметов, легкость изготовления многих острых или тяжелых предметов и использования их в качестве оружия, а также возможность безопасного использования в бытовых целях охотничьих ножей, тесаков и многих других видов холодного оружия (виды холодного оружия, имеющие культурную или иную коллекционную ценность, могут быть использованы в целях коллекционирования).
Поэтому во многих странах мира не применяются критерии холодного оружия, подобные российским, не всегда ограничивается оборот всех видов холодного оружия и отсутствует разрешительная система, регулирующая приобретение, хранение и сбыт холодного оружия (в особенности, обычного нескладного холодного клинкового оружия (кортиков, кинжалов, сабель и др.)), действующая в РФ и многих странах СНГ, а ограничения на оборот холодного оружия часто смягчаются или отменяются.
Это означает малозначительность незаконных сбыта и изготовления холодного оружия, исключающую преступность и наказуемость данных деяний. Поэтому даже осуждение за действительно незаконные сбыт и изготовление холодного оружия далеко не всегда является правомерным. При этом оно не определяет более высокой степени общественной опасности деяния, совершенного с применением холодного оружия, чем преступлений и иных правонарушений, в которых использовались предметы, не отнесенные к холодному оружию, т.к. поражающая способность и возможность применения в качестве оружия у холодного оружия и предметов, несоответствующим части или всем его критериям, одинаковы.
Поэтому все экспертные критерии холодного оружия и ограничения на его оборот противоречат здравому смыслу и не могут способствовать борьбе с преступностью, а сложность их установления может только усиливать коррупцию.
Законодательством об оружии многих стран мира не ограничивается лицензированием оборот антикварного или любого холодного клинкового оружия либо многих или всех видов холодного оружия (Чехии, Словакии, Абхазии, Великобритании, Франции, Германии, различных штатов США, Израиля, Сербии, Хорватии, Эстонии, Латвии и др.)
Законодательством об оружии Франции все виды холодного оружия отнесены к категории «D», т.е. к видам оружия, приобретаемым без лицензии.
В законодательстве об обороте оружия ряда стран мира предусмотрено, что законами об оружии конкретных стран не регулируется оборот многих видов холодного клинкового оружия или всех видов холодного оружия, либо антикварного и (или) ряда других видов стрелкового и иного оружия.
В частности, в Законе Об оружии и боеприпасах Польши 1999г. и в прежних законах об оружии Польши указано, что ими не регулируется оборот холодного оружия, за исключением ударно-дробящего холодного оружия.
Законом Болгарии Об оружии боеприпасах, взрывчатых веществах и пиротехнических изделиях не отнесены к оружию холодное оружие, луки и арбалеты (неогнестрельным оружием являются только пневматическое, газовое и сигнальное оружие), которые находятся в свободном обороте.
Учитывая вышеизложенное, необходимо принятие федерального закона, вводящего правило, исключающее регулирование ФЗ Об оружии оборота кортиков, стилетов, многих видов ножей, кинжалов, сабель, шашек, палашей, мечей, шпаг и иных видов холодного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или предусмотренных ФЗ Об оружии, но сходных с его видами, им не предусмотренными, по многим признакам, при отмене обязательности получения разрешительных документов для приобретения и хранения гражданского и иного подобного холодного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, и иных ограничений и запретов на оборот холодного оружия, являющихся более строгими, чем ограничения на оборот различных предметов, не отнесенных к оружию, и различных видов стрелкового оружия, с введением в ФЗ Об оружии указания на свободный оборот холодного оружия и других наименее опасных видов оружия, либо исключающего все виды холодного оружия из ФЗ Об оружии, отменяющего экспертные критерии отнесения предметов к холодному оружию и упраздняющего холодное оружие как вид оружия с отменой ограничений на оборот холодного оружия и иного наименее опасного оружия, имеющего не большую поражающую способность, чем бытовые и иные предметы материального мира, находящиеся в свободном обороте.
При внесении данных изменений необходимо четкое разделение ограничений и запретов на оборот различных предметов и веществ по степени их опасности с учетом их поражающей способности, поэтому необходимо введение в свободный оборот с указанием об этом в федеральных законах холодного оружия, метательного броскового оружия, стрелкового оружия, имеющего небольшую поражающую способность (дульную энергию до 10 или 25 Дж, удельную кинетическую энергию до 0,5 или 1,5 Дж на мм2, натяжение тетивы до 50 кгс или иные характеристики, создающие условия для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку при однократном применении оружия лицом, не имеющим специальной подготовки, и отсутствии у предмета иного назначения или запрета на его использование в качестве оружия для поражения цели), предметов нелетального действия, представляющих не большую опасность, чем холодное оружие, распространенные бытовые предметы, другие предметы материального мира, находящиеся в свободном обороте, и газовые устройства, разрешенные к приобретению гражданам или любым лицам (резиновых палок (дубинок), газовых баллончиков и т.п.), а также предметов и веществ, используемых в предметах, находящихся в свободном обороте (капсюлей, пороха в определенном или любом количестве и др.), и введение четких правил оборота всех видов указанных в обращении предметов, соответствующих степени опасности конкретных предметов и веществ, включая правила оборота предметов, имеющих культурную ценность, содержащих порох и (или) иные взрывчатые вещества либо ядовитые и иные опасные вещества, представляющих различную степень опасности, и правила приведения их в безопасное состояние, исключающее причинение вреда здоровью человека и, по возможности, нанесение им вреда как культурным ценностям, а также правила использования в оружии и других предметах сильнодействующих и ядовитых веществ, четко разграничивающие ограничения и запреты на их использование по степени опасности конкретных веществ.
До принятия вышеуказанных федеральных законов необходимо принятие указа Президента РФ о необходимости четкого соблюдения законодательства РФ в части оборота любых предметов, признания законными действий любых лиц с предметами, правила оборота которых отсутствуют полностью или в части ограничений на совершение конкретных действий с ними либо противоречат Конституции РФ, а также запрета на привлечение любых лиц по ст. 222, 223 и другим нормам УК РФ за незаконный оборот предметов, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ, и отмене в установленном законом порядке всех решений судов и иных органов в части обвинений в незаконном обороте предметов, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ.
Введение данного указа Президента РФ необходимо для соблюдения принципов высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), презумпции невиновности (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ) и других конституционных принципов, обеспечивающих защиту прав человека, в целях реализации полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо принятие федерального закона, вводящего правило, исключающее регулирование ФЗ Об оружии оборота кортиков, стилетов, многих видов ножей, кинжалов, сабель, шашек, палашей, мечей, шпаг и иных видов холодного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или предусмотренных ФЗ Об оружии, но сходных с его видами, им не предусмотренными, по многим признакам, при отмене обязательности получения разрешительных документов для приобретения и хранения гражданского и иного подобного холодного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, и иных ограничений и запретов на оборот холодного оружия, являющихся более строгими, чем ограничения на оборот различных предметов, не отнесенных к оружию, и различных видов стрелкового оружия, с введением в ФЗ Об оружии указания на свободный оборот холодного оружия и других наименее опасных видов оружия, либо исключающего все виды холодного оружия из ФЗ Об оружии, отменяющего экспертные критерии отнесения предметов к холодному оружию и упраздняющего холодное оружие как вид оружия с отменой ограничений на оборот холодного оружия и иного наименее опасного оружия, имеющего не большую поражающую способность, чем бытовые и иные предметы материального мира, находящиеся в свободном обороте.
При внесении данных изменений необходимо четкое разделение ограничений и запретов на оборот различных предметов и веществ по степени их опасности с учетом их поражающей способности, поэтому необходимо введение в свободный оборот с указанием об этом в федеральных законах холодного оружия, метательного броскового оружия, стрелкового оружия, имеющего небольшую поражающую способность (дульную энергию до 10 или 25 Дж, удельную кинетическую энергию до 0,5 или 1,5 Дж на мм2, натяжение тетивы до 50 кгс или иные характеристики, создающие условия для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку при однократном применении оружия лицом, не имеющим специальной подготовки.
До принятия вышеуказанных федеральных законов необходимо принятие указа Президента РФ о необходимости четкого соблюдения законодательства РФ в части оборота любых предметов, признания законными действий любых лиц с предметами, правила оборота которых отсутствуют полностью или в части ограничений на совершение конкретных действий с ними либо противоречат Конституции РФ, а также запрета на привлечение любых лиц по ст. 222, 223 и другим нормам УК РФ за незаконный оборот предметов, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ, и отмене в установленном законом порядке всех решений судов и иных органов в части обвинений в незаконном обороте предметов, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ.
Введение данного указа Президента РФ необходимо для соблюдения принципов высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), презумпции невиновности (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ) и других конституционных принципов, обеспечивающих защиту прав человека, в целях реализации полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ.

К началу списка инициатив