Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф98269
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения перечня видов оружия, являющихся источниками повышенной опасности, или полной отмены определения оружия как источника повышенной опасности

Необходима частичная или полная отмена в определении оружия указания на то, что оно является источником повышенной опасности, учитывая наличие обязанности возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, его владельцем, независимо от наличия его вины в причинении вреда, в соответствии с положениями ст. 1079 ГК РФ, отсутствие повышенной степени опасности у холодного, нелетального и целого ряда других видов оружия, а также четкого отграничения холодного, метательного, пневматического, огнестрельного, нелетального и других видов оружия от конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, законодательно не отнесенных к оружию, и введение с 29 июня 2022 года в определение оружия, указания на то, что оно является источником повышенной опасности (ст. 2 ФЗ Об оружии), при отсутствии правил оборота целого ряда видов холодного и иного оружия, а также четких критериев разграничения оружия и других предметов, отграничивающих оружие от них именно по степени его опасности, а также отсутствие повышенной опасности у холодного оружия, метательного броскового оружия, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов), нелетального оружия и иного оружия, имеющего небольшую дульную энергию (до 50 Дж), сходных по поражающей способности с бытовыми предметами, находящимися в свободном обороте, а также у иного оружия, не имеющего повышенной поражающей способности.
Отнесение предмета к оружию и его конкретным видам или к предметам, не являющимся оружием, определяется не степенью его опасности, а сертификатом, выданным не него и заключением эксперта, а также отдельными техническими признаками предмета, не влияющими на его поражающую способность и степень опасности (наличие или отсутствие дуги с тетивой, имеющей определенное натяжение, у механического стреляющего устройства, использование для производства выстрела энергии пружины, тетивы, газа или иного источника энергии, наличие или отсутствие у предмета прочности и других признаков холодного оружия, отнесение холодного оружия к охотничьему, казачьему, национальному российскому, оружию, имеющему культурную ценность, боевому или запрещенному оружию и др.), либо делающими более опасным предмет, не отнесенный к оружию, чем аналогичный предмет, отнесенный к конкретному виду оружия (наличие в ружье пружины для метания снаряда с усилием при заряжании более 43 или 50 кгс, наличие в ноже пружины, метающей его клинок или иной снаряд (иглы, пули и т.п.), наличие у ножа или иного подобного предмета клинка или иной боевой части, изгибающейся или ломающейся после проникновения в тело (пилумы, пластиковые ножи и т.п.), наличие большой поражающей способности у предмета, не отнесенного к метательному, огнестрельному или пневматическому оружию, но сходного с ними по ряду признаков, и т.п.).
ФЗ Об оружии и экспертными критериями не отнесены к оружию предметы, сходные по принципу действия и имеющие равную или большую поражающую способность, чем, соответственно: газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие. В частности, мачете не является холодным оружием, газовые баллончики против медведей, или отнесенные к спецсредствам МВД, не отнесены к оружию. Ружья для подводной охоты могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс, но не являются метательным или пневматическим оружием и при большем усилии при заряжании. Пружинные пистолеты и ружья, пружинные стреляющие ножи, а также строительно-монтажные пистолеты не отнесены к оружию и не ограничены в обороте, хотя могут превосходить по дульной энергии многие виды пневматического и огнестрельного оружия. Огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2, не отнесенные к огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому, сигнальному и иному оружию, не являются оружием, в том числе при наличии нарезного ствола и т.п., но они способны пробивать грудную клетку на расстоянии до 1 метра.
К холодному оружию отнесены предметы, имеющие: длину клинка от 50 мм или 90 мм, удобные рукоятки длиной от 70 мм, толщину обуха клинка не менее 2,6 мм, твердость клинка не менее 25 HRC, и только полное соответствие этим критериям относит предмет к холодному оружию. Сувенирные сабли, кинжалы, кукри и другие предметы, сходные с холодным оружием по поражающей способности, находятся в свободном обороте в качестве предметов бытового назначения.
К метательному бросковому оружию отнесены предметы, соответствующие критериям холодного оружия, и имеющие определенные аэродинамические характеристики (до 2020 года данное оружие было отнесено к холодному оружию (метаемому холодному оружию)). К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс (до вступления в силу ФЗ Об оружии 1 января 1997 года метательное оружие было отнесено к холодному оружию в Законе РФ Об оружии 1993г. (холодное (метательное) оружие)). Пружинные пистолеты, стреляющие ножи, ружья, пушки, духовые трубки, рогатки, катапульты, не являющиеся баллистами (метательными орудиями, конструктивно сходными с арбалетами), и другие устройства, не имеющие дуги с тетивой, и не отнесенные к лукам или арбалетам, не могут быть отнесены к метательному оружию при любом усилии при заряжании снаряда, которое может составлять более 50 кгс.
К огнестрельному оружию могут быть отнесены только соответствующие предметы с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2. Для достижения этой энергии крупному снаряду необходимо придать дульную энергию до 100 или более Дж (в зависимости от калибра), но для снарядов калибра до 4,5 мм достаточно дульной энергии до 7,5 Дж (при наименьших калибрах (от 1 до 2,8 мм) достаточно дульной энергии до 3 Дж), поскольку удельная кинетическая энергия определяется как отношение дульной энергии к площади поперечного сечения снаряда. Поэтому увеличение калибра потребует увеличения дульной энергии, необходимой для достижения значения его удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2. При этом правила оборота огнестрельного оружия являются одинаково строгими по отношению к огнестрельному оружию независимо от дульной энергии (в особенности, к короткоствольному или имеющему нарезной ствол), если удельная кинетическая энергия составляет более 0,5 Дж на мм2.
К пневматическому оружию отнесены сходные с ним предметы, имеющие дульную энергию более 3 Дж. Минимальная дульная энергия огнестрельного оружия в большинстве случаев намного превышает это значение.
Для огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, сигнального и иного оружия, не являющегося огнестрельным или пневматическим оружием, минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий не установлено. Поэтому минимальные критерии степени опасности видов оружия, не отнесенных к холодному, метательному, пневматическому или огнестрельному оружию, законодательно не установлены.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия).
При этом правила оборота похожих по различным критериям видов холодного оружия существенно отличаются, а правила приобретения части их видов являются более строгими, чем установленные в отношении огнестрельного оружия.
Спортивное холодное клинковое оружие не является холодным оружием, согласно п. 5.1 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» и ст. 1 ФЗ Об оружии, т.к. спортивное холодное оружие отнесено к конструктивно сходным с оружием спортивным снарядам. Поэтому оно ошибочно отнесено к оружию в ст. 3 ФЗ Об оружии и строго ограничено к обороту в ст. 6 ФЗ Об оружии (запрещено его хранение и использование вне спортивных объектов), а отнесение к нему только ножей, не являющихся метательными, в новых Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию, утвержденных Приказом МВД РФ от 07.06.2022г. № 403, вступающих в силу с 29 июня 2022 года, противоречит его назначению.
К боевому холодному оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии отнесено холодное оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение в РФ. Кортики, состоящие на вооружении в РФ, предназначены для ношения с форменной одеждой и ошибочно отнесены к боевому оружию в ст. 19 ФЗ Об оружии.
Остальные виды холодного оружия не предусмотрены ФЗ Об оружии и правила их оборота отсутствуют, а ограничение на их ношение наложено ст. 31 Конституции РФ.
Вышеуказанные экспертные критерии холодного оружия и распределение ограничений на оборот его видов нелогичны и не могут соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая равную опасность различных его видов, предусмотренных или не предусмотренных ФЗ Об оружии, и отсутствие у него большей степени опасности, чем у распространенных в быту предметов (бытовых ножей, топоров, мачете, бейсбольных бит и т.п.) и других предметов материального мира, которые могут быть использованы в качестве оружия любыми лицами (камней, палок, кусков льда, частей различных предметов и т.п.), т.к. военные кинжалы, сабли и иные подобные виды холодного оружия находятся в свободном обороте, если они не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, либо к охотничьему, казачьему, национальному российскому, боевому или запрещенному к обороту в РФ холодному оружию.
Предметы, отнесенные к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или к оружию, предусмотренному им, приобретаемому свободно гражданами РФ любого возраста и иностранными гражданами, имеющими право на приобретение конкретного вида оружия в соответствии с законодательством государств, гражданами которых они являются, получившими лицензию на приобретение оружия, могут ничем не отличаться по поражающей способности от оружия, ограниченного в обороте для граждан РФ, и должны соответствовать экспертным критериям конкретных видов оружия, действующим в РФ, для отнесения их к оружию в РФ.
В РФ отсутствуют специальные ограничения и запреты на оборот стреляющих ножей и комбинированных видов холодного и стрелкового оружия, не отнесенных к огнестрельному оружию, имеющему форму, имитирующую другие предметы.
В ФЗ Об оружии до 2012 года отсутствовали правила оборота кортиков, т.к. кортики не отнесены к охотничьему и иному холодному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии до 2012 года. С 2012 года к гражданскому оружию отнесено любое оружие, имеющее культурную ценность, т.е. и кортики, отнесенные экспертными критериями к холодному оружию, имеющие культурную ценность, но правила оборота современных кортиков введены не были.
ФЗ от 28.03.2017 N 37-ФЗ введена обязанность регистрации современных офицерских кортиков, состоящих на вооружении в РФ, сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, и получения лицензии их наследниками с дальнейшей регистрацией, а ФЗ от 05.12.2017 N 391-ФЗ все виды холодного оружия, имеющего культурную ценность, включены в ФЗ Об оружии и отнесены к категории гражданского оружия, приобретение которого ограничено лицензированием. На приобретение холодного оружия, имеющего культурную ценность, необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия, действующей бессрочно, но регистрации данное оружие не подлежит.
Поэтому правила оборота кортиков, не имеющих культурной ценности, или не состоящих на вооружении в РФ, отсутствуют, но указания об этом ФЗ Об оружии не содержит. Правила оборота кортиков, состоящих на вооружении в РФ, не выданных определенным категориям граждан, и не наследуемым от них, а не приобретенных иными способами, отсутствуют. Правила хранения и иного оборота многих видов наградного оружия, не являющегося боевым короткоствольным ручным стрелковым оружием, установлены только для награжденных ими граждан, а их продажа, дарение и наследование не запрещены и специально не ограничены законом, поэтому лицо, получавшее наградное оружие от награжденного, не может получить наградного разрешения на него, а после отчуждения наградного оружия, оно находится в обороте в качестве иного оружия. Поэтому на его оборот могут быть наложены только общие ограничения, предусмотренные ФЗ Об оружии, а если они не установлены, его оборот является свободным.
При этом полностью отсутствуют правила оборота стилетов, не имеющих культурной ценности, а до 2012 года отсутствовали правила оборота любых стилетов, т.к. они не отнесены к охотничьему, запрещенному или иному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии.
Следует отметить, что многие виды кортиков имеют конструкцию, которая затрудняет их использование для поражения цели (незаточенный клинок, неудобная для удержания при нанесении колющего или рубящего удара рукоятка, небольшой размер ограничителя, наличие на ограничителе кнопки, без нажатия на которую, кортик невозможно извлечь из ножен и т.п.), что отличает их от стилетов. При этом существуют стандартные образцы парадных кортиков, состоящие или состоявшие на вооружении армий и флотов различных государств мира, но не являющиеся холодным оружием по экспертным критериям, утвержденным в РФ, ввиду низкой твердости клинка, рукояток неудобных для удержания или изготовленных из непрочных материалов (слоновой кости, фарфора и т.п.), непрочного крепления клинка в рукоятке и т.п., в частности, морские немецкие кортики Веймарской республики и нацистской Германии образца 1921, 1929, 1935 и 1938гг., имеют клинки с толщиной в любой части, составляющей более 3 мм, без режущих кромок и заточенного острия, а также непрочные рукоятки, а армейские немецкие кортики 1934, 1935 и 1938гг. не имеют режущей кромки при сведенных спусках и имеют твердость клинка, установленную для сувенирных изделий, сходных по внешнему виду с холодным оружием, а ряд других кортиков, состоявших на вооружении в части стран Европы (Дании, Голландии и др.), имеют небольшие размеры рукояток и (или) крестовины. Поэтому многие виды кортиков не соответствуют российским экспертным критериям холодного оружия.
Критерии холодного оружия, действующие в РФ, отсутствуют в законодательстве многих стран мира, а законы части стран мира не регулируют оборот холодного клинкового (Польши и др.) или любого холодного оружия (части штатов США и др.) либо холодного и метательного оружия (Болгарии).
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), не как минимальную энергию, позволяющую причинить легкий вред здоровью человека или телесные повреждения, его не повлекшие, а как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л. Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения. В своей работе (Андреев А. Г. «Современное состояние и проблемы криминалистического исследования самодельного огнестрельного оружия»: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003) А. Г. Андреев указывает, что некоторые пули патронов 5,45x39 внедрялись в биологический материал под углом, вследствие чего глубина их проникновения уменьшалась, а результат не учитывался при обработке результатов экспериментальной стрельбы.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых страна мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Существуют виды миниатюрного или малокалиберного огнестрельного оружия, формально соответствующие критериям огнестрельного оружия, но имеющие небольшие для нормального удержания рукой при стрельбе размеры и (или) дульную энергию, не превышающую 7,5 Дж. В частности, пистолет «Колибри», производившийся в Австро-Венгрии, имел калибр 2,7 мм, дульную энергию 4 Дж и размеры, не позволяющие эффективно его использовать в качестве оружия. При этом его удельная кинетическая энергия превышает минимальное ее значение, установленное для огнестрельного оружия законодательством РФ (0,5 Дж на мм2), учитывая его калибр и превышение значения удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2 при калибре более 2,8 мм, а его дульная энергия превышает ее минимальные значения, установленные законодательством ряда других стран мира (как было указано выше), но в законодательстве целого ряда вышеуказанных стран мира (Германии, Венгрии, Польши, Франции, Швеции и др.) предусмотрены значительно большие минимальные значения дульных или иных кинетических энергий стрелкового оружия (от 7,5 до 24,2 Дж либо 10 Дж (3 Дж для автоматического оружия) в четырех метрах от ствола (в законодательстве Швеции)). Поэтому пистолет «Колибри» не является огнестрельным оружием по законодательству части стран мира.
В законодательстве РФ указанный пистолет может быть не отнесен к оружию ввиду несоответствия критерию надежности, но данный критерий является нечетким, а в ФЗ Об оружии такой пистолет может быть отнесен к оружию, имеющему культурную ценность, не являющемуся старинным (антикварным) оружием, приобретаемому без лицензии любыми гражданами. При этом на его ношение, ввоз в РФ, вывоз из РФ, торговлю и ряд других действий налагаются такие же строгие ограничения, какие установлены на оборот любого оружия, и запрещено производство выстрелов из него, кроме имитации стрельбы на определенных мероприятиях, имеющего культурную ценность, и (или) любого гражданского оружия, а подобный современный пистолет ограничен к обороту как спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом или наградное короткоствольное боевое или гражданское огнестрельное оружие, т.е. его запрещено хранить вне стрелкового объекта и носить или можно хранить по месту жительства или носить, если им наградили и выдали наградное разрешение, и любой его оборот сильно ограничен. При этом подобными пистолетами обычно не награждают и к спортивному оружию часто относят стандартные спортивные или боевые пистолеты с дульной энергией до 300 и более Дж. Поэтому ограничения на оборот подобных маломощных пистолетов, отнесенных к огнестрельному оружию, несоответствуют степени их опасности и являются более строгими, чем правила оборота пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж.
Таким образом, критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию являются примерными критериями отнесения именно к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, и превышают значения дульной энергии, установленные нормами ФЗ Об оружии в качестве критериев оборотоспособности охотничьего и спортивного пневматического оружия (3, 7,5 и 25 Дж). При этом поражающая различных видов металлических снарядов и снарядов травматического действия существенно различается, учитывая большую проникающую способность твердых металлических снарядов, чем упругих резиновых снарядов травматического действия.
В ст. 3 и 6 ФЗ Об оружии указаны только максимальные значения дульной энергии разрешенного к обороту огнестрельного оружия ограниченного поражения, составляющие 91 Дж для его отнесения к гражданскому оружию, и не более 150 Дж для его отнесения к служебному оружию, а в криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию установлен запрет на возможность производства выстрела из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения металлическими снарядами, имеющими удельную кинетическую энергию, превышающую минимальное значение, установленное для отнесения предмета к огнестрельному оружию, составляющее 0,5 Дж на мм2.
При этом данное значение удельной кинетической энергии достигается в оружии калибром более 8 мм при дульной энергии более 25 Дж, а в оружии калибром до 4,5 или 2,8 мм - при дульной энергии до 7,5 или 3 Дж соответственно, т.е. минимальная дульная энергия огнестрельного оружия возрастает по мере увеличения калибра и уменьшается по мере его уменьшения, составляя в огнестрельном оружии распространенных калибров более 7,5 или 25 Дж.
На предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, но имеющие удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2, не являющиеся оружием, согласно ст. 1 ФЗ Об оружии, криминалистическим требованием и экспертным методикам, не распространяются ограничения и запреты, предусмотренные ст. 6 и другими нормами ФЗ Об оружии, а также криминалистическими требованиями в отношении огнестрельного оружия (данные предметы могут иметь форму, имитирующую предметы, не являющиеся огнестрельным оружием по внешним признакам, вести стрельбу очередями и иметь другие признаки огнестрельного оружия, запрещенного к обороту), и ограничения и запреты, распространяющиеся на все виды гражданского и иного оружия, включая запреты на установку приспособлений для бесшумной стрельбы или их наличие в конструкции оружия.
На виды огнестрельного оружия ограниченного поражения (ограничения на ношение и иной оборот оружия, запреты на оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, несоответствующего криминалистическим требованиям, и т.п.).
Для определения отнесения к огнестрельному или иному оружию, предметов, сходных с оружием, имеющих культурную ценность, необходимо проведение криминалистической экспертизы, определяющей соответствие предмета минимальным критерием конкретных видов оружия, в частности, наличие возможности производства выстрела с удельной кинетической энергии снаряда более 0,5 Дж на мм2, определяющей отнесение предмета к огнестрельному оружию, ее проведение в отношении оружия, имеющего культурную ценность, и других подобных предметов запрещено, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии, полностью запрещающих повреждать культурные ценности и производить выстрел и совершать другие действия, способные повредить оружие, имеющее культурную ценность, не связанные с его хранением, коллекционированием или экспонированием. При этом проведение криминалистической экспертизы видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, изготовленного под шпилечные патроны и другие нестандартные виды патронов, снаряженных дымным или бездымным порохом, часто является невозможным, учитывая отсутствие таких патронов в обороте и наличие запрета на самостоятельное изготовление, переделку или снаряжение унитарных патронов экспертами. Поэтому оружие, имеющее культурную ценность, на практике, не может быть отнесено к оружию, а его отнесение к оружию может влечь уголовную ответственность лиц, причастных к экспертизе оружия.
Предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, но имеющие конструкцию, исключающую возможность стрельбы металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, предназначенные для использования холостых, газовых и других специальных видов патронов, не являющиеся огнестрельным оружием ограниченного поражения или списанным оружием отнесены ФЗ Об оружии и криминалистическими требованиями к сигнальному или газовому оружию либо к конструктивно сходным с оружием изделиям (если они соответствуют криминалистическим требованиям, предъявляемым к конкретному виду оружия, или не отнесены к оружию).
Не все виды крупнокалиберного травматического или иного оружия, конструктивно сходного с огнестрельным, и различные патроны к ним отнесены к огнестрельному и иному оружию в ФЗ Об оружии. В частности, французские полицейские крупнокалиберные травматические пистолеты и ружья «Flash-Ball» калибра 44 мм, имеют удельную кинетическую энергию не более 0,2, 0,3 или 0,5 Дж на мм2, т.е. не являются огнестрельным оружием в РФ, но они стреляют резиновыми снарядами (мячами) газового, травматического и иного нелетального действия с дульной энергией до 270 или более Дж, теоретически, не причиняющими вреда здоровью человека и ран, а практика их применения указывает на их опасность жизни и здоровья человека (встречались случаи лишения глаз, перелома ребер или летального исхода во время подавления массовых беспорядков во Франции).
В ФЗ Об оружии данные виды оружия не могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения или иному оружию.
Поэтому данные устройства не отнесены в РФ к оружию и ограничения на их оборот отсутствуют, т.к. они имеют гладкий ствол без ограничителя полета снаряда.
При этом предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, имеющие конструкцию, исключающую возможность стрельбы металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, но имеющие гладкий ствол без ограничителя, препятствующего производству выстрелов металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, или нарезной ствол, не отнесены к оружию и их оборот не ограничен, несмотря на наличие запретов на использование гладкого ствола без ограничителя или нарезного ствола в огнестрельном оружии ограниченного поражения, газовом или сигнальном оружии, ствола без внесенных изменений, исключающих возможность производства выстрела из списанного оружия или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением (любыми поражающими элементами), с наличием возможности имитации выстрела светозвуковым патроном или без ее наличия, в списанном оружии и нарезного ствола в гражданском огнестрельном оружии самообороны.
В предметах, конструктивно сходных с огнестрельным оружием, имеющих конструкцию, исключающую возможность стрельбы металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, но имеющих гладкий ствол без ограничителя, препятствующего производству выстрелов металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, или нарезной ствол, могут использоваться металлические снаряды и стволы любой длины. При этом к указанным предметам могут быть отнесены и предметы, не имеющие ствола, не являющиеся огнестрельным оружием, огнестрельным оружием ограниченного поражения или другими видами оружия, предназначенные для использования металлических снарядов.
Подобное распределение предметов, сходных с огнестрельным оружием, не ограниченных к обороту, и данных предметов, отнесенных к различным видам оружия, не отнесенных к огнестрельному оружию, либо отнесенных к списанному оружию или огнестрельному оружию ограниченного поражения, нелогично и не учитывает степень опасности конкретных предметов, поскольку пистолеты, револьверы и другие подобные предметы с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, не имеющие ограничителя в гладком или нарезном стволе, предназначенные для стрельбы металлическими снарядами, не могут представлять меньшую опасность для жизни и здоровья человека, чем огнестрельное оружие ограниченного поражения, пневматическое, метательное, газовое, сигнальное и, тем более, списанное оружие.
Таким образом, ФЗ Об оружии нечетко разграничивает оружие и другие предметы, а также оборотоспособность видов оружия, представляющих различную степень опасности. При этом нечетко разграничены и меры ответственности и наказаний за незаконные действия с оружием в УК и КоАП РФ.
Согласно ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности обязан возместить причиненный им вред, независимо от своей вины (умышленной или неосторожной), если данный источник не был у него противоправно изъят без вины владельца в его противоправном изъятии. При этом приведенные выше критерии отнесения предметов к оружию не могут способствовать правильному отграничению источников повышенной опасности от других предметов, а холодное оружие не может быть источником повышенной опасности по определению. Поэтому отнесение любого оружия к источникам повышенной опасности повлечет произвольность применения положений ст. 1079 ГК РФ и усиление коррупционности норм ФЗ Об оружии, ГК и иного законодательства РФ при решении вопроса об отнесении предмета к оружию (в особенности, к холодному оружию), а отнесение к источникам повышенной опасности любого ножа, топора, пружинного устройства или другого подобного предмета будет противоречить здравому смыслу и влечь массовое привлечение к гражданско-правовой ответственности лиц, не имеющих вины по отношению к вреду, причиненному предметами, владельцами которых они являются, которое, в свою очередь, будет влечь массовые финансовые потери и иные тяжелые для людей последствия, т.к. источник повышенной опасности должен по определению отличаться от распространенных в обороте предметов по своим свойствам и представлять опасность для жизни многих людей, а случаи причинения вреда любыми ножами, кинжалами, топорами, газовыми баллончиками и другими распространенными предметами встречаются очень часто. При этом вред, причиненный ими, является не более тяжелым, чем вред, причиняемый предметами природного происхождения (камнями, ветками и т.п.) или человеком, не использующим какие-либо предметы для причинения вреда (удары руками или ногами, падение или прыжки одного человека на другого и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, введение указания об отнесении любого оружия к источникам повышенной опасности в ФЗ Об оружии требует исключения из перечня видов оружия холодного оружия и других предметов, не являющихся источниками повышенной опасности, или его замену на определение конкретных видов оружия, являющихся источниками повышенной опасности, либо его исключения из ФЗ Об оружии.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, ГК и иного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, ГК и иного законодательства РФ.

Решение

Необходима частичная или полная отмена в определении оружия указания на то, что оно является источником повышенной опасности, путем исключения из перечня видов оружия холодного оружия и других предметов, не являющихся источниками повышенной опасности, или его замену на определение конкретных видов оружия, являющихся источниками повышенной опасности, либо его исключения из ФЗ Об оружии.

К началу списка инициатив