Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф98308
Уровень инициативы:
Федеральный

Совершенствование порядка управления государственными имуществами

В настоящее время в России на федеральном уровне отсутствует рамочный закон, который бы регулировал управление государственными неденежными имуществами (в отношении государственного имущества в виде денег такой закон есть - это Бюджетный кодекс Российской Федерации). В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные законы об управление "неденежной" или "имущественной" казной субъекта (такие законы регулируют вопросы управления неденежным региональным имуществом, не закреплённым за государственными предприятиями и учреждениями). Тем не менее и эти законы не обеспечивают надлежащего фундамента для правового регулирования вопросов управления государственным имуществом даже в пределах своего действия - на уровне субъектов РФ.
Кроме того, отсутствует надлежащая нормативная база по вопросу разграничения публично-правовых имущества различных уровней. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 24 декабря 1993 г. является сильно устаревшим нормативно-правовым актом, который не учитывает существующие на сегодняшний день экономические и политические реалии.
Также Федеральное Собрание по сути отстранено от вопросов управления государственным неденежным имуществом (в отличие от управления государственным денежным имуществом, в отношении которого ежегодно принимается Федеральный закон о бюджете на будущий год и плановый период), при том что государственные программы по управлению государственным неденежным имуществом (в частности, государственные программы приватизации и т.п.) по своему значению могут быть сопоставимы со значением федерального бюджета.
Кроме того, государственные органы исполнительной власти, связанные с управлением государственным имуществом имеет низкий уровень доверия у населения России (особенно это касается Федерального агентства по управлению государственным имуществом). Сама административная система управления государственным имуществом крайне неэффективна - государственные органы, осуществляющие управление публичной собственностью, как одного уровня (например, федеральные), так и разных уровней (например, федеральные и субъектов РФ) часто судятся друг с другом по вопросу о ведомственной компетенции или отнесении того или иного имущества к тому или иному уровню собственности. При этом ряд важнейших государственных имуществ фактически остаётся без внимания государственных органов (например, государственное имущество, расположенное за рубежом).
Настоящая инициатива направлена на устранение вышеописанных проблем.

Практический результат

1. Повышение прозрачности и эффективности процесса управления публичной собственностью.
2. Снижение уровня коррупции.

Решение

1. Принять Федеральный закон "Об управлении государственными имуществами", в котором установить рамочную регламентацию управления государственными имуществами. Установить этим законом, в частности, что наряду с федеральным бюджетом Правительство РФ ежегодно направляет на утверждение Федерального Собрания и Президента РФ программу управления публичным собственностью в РФ.
2. Ликвидировать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Передать его функции соответствующим органам исполнительной власти в соответствии с их компетенцией - Минпросвещения в отношении госимущества, закреплённого за подведомственными ему предприятиями и учреждениями, Минпромышленности - в отношении имущества, закреплённого за подведомственными ему предприятиями и учреждениями, МИД РФ - в отношении гос. имущества, расположенного за рубежом и проч. Управление публичным имуществом, не закреплённым за предприятиями и учреждениями, передать Федеральному казначейству РФ. Для управления особо ценным и стратегически важным государственным имуществом создать специальную правительственную комиссию под руководством Президента РФ.
3. Ликвидировать (путём исключения соответствующих норм из ГК РФ и отмены соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов) такую форму юридических лиц как государственные и муниципальные унитарные предприятия как основанные на праве хозяйственного ведения, так и основанные на праве оперативного управления. На базе ликвидированных ФГУПов, ГУПов и МУПов создать акционерные общества, в акционерном капитале которых РФ, её субъект или муниципальное образование имеют 100%, либо так называемую "золотую акцию", которая позволяет им блокировать принятие того или иного основополагающего решения в отношении соответствующего акционерного общества.
4. Перераспределить функции по управлению государственной собственностью между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ на основе специальных соглашений, которыми предусмотреть в том числе передачу части федеральных полномочий по управлению госсобственностью на уровень субъектов федерации (ч.2 ст.78 Конституции РФ, ст..51 ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в РФ").
5. Установить, что споры о принадлежности собственности к ведомственному ведению того или иного органа или к тому или иному уровню публичной собственности являются спорами о компетенции и подлежать разрешению в Конституционном Суде Российской Федерации. При этом для целей избежания перегрузки Конституционного Суда РФ большим числом подобных дел установить на уровне Правительства РФ и Президента РФ специальные комиссии по разрешению соответствующих споров во внесудебном порядке.
6. Учредить праздник "День работника государственного имущественного комплекса", а также знаки отличия, специальные награды и иные способы поощрения государственных служащих, осуществляющих управление гос. собственностью.

К началу списка инициатив