Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Р98823
Уровень инициативы:
Региональный

О необходимости принятия законов города Москвы, определяющих правовой статус контролеров общественного транспорта и ограничения в приеме на данную работу при судимости за тяжкие насильственные преступления, либо упраздняющих должность контролера

Необходимо принятие законов г. Москвы, определяющих правовой статус контролеров общественного транспорта, их права и обязанности, а также ограничения в приеме на данную работу лиц, имеющих судимости за тяжкие насильственные преступления или иные основания для их недопущения к указанной работе или их увольнения, либо упраздняющих должность контролера общественного транспорта и вводящих запрет на введение или сохранение других должностей работников транспорта, уполномоченных контролировать оплату проезда (кондукторов, водителей-контролеров и др.), учитывая отсутствие указанных законов в нарушение положений Конституции РФ (ограничения прав и свобод человека допускаются только федеральным законом и определенные его права ограничению не подлежат, а имущество может быть изъято у собственника только по решению суда) и введение ФЗ от 11.06.2022г. 155-ФЗ с 1 марта 2023 года в ТК РФ запрета на работу водителями общественного транспорта и такси лиц, имеющих или имевших судимость за многие тяжкие или иные преступления, либо освобожденных от уголовного преследования за данные преступления по нереабилитирующим основаниям.
Данные изменения необходимы, учитывая отсутствие четкого правового статуса контролера транспорта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, включая г. Москва, и наличие статуса представителей власти только у контролеров ГКУ "Организатор перевозок", существующих в г. Москве и ряде других субъектов РФ, при отсутствии четкого указания данного статуса в федеральных законах и законах субъектов РФ, а также при наличии существенных полномочий у контролеров ГКУ "Организатор перевозок" и контролеров перевозчика (ГУП "Мосгортранс" и транспортных организаций других субъектов РФ, в которых имеются должности контролеров), ограничивающих права граждан и способствующих превышению полномочий контролерами (наложение штрафов за безбилетный проезд и (или) ряд других нарушений на транспорте контролерами ГКУ "Организатор перевозок" в г. Москве и ряде других субъектов РФ, вызов полиции и передача сотрудникам полиции полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях указанными контролерами, задержание нарушителей, применивших насилие или угрожавших расправой, для их доставления в полицию или подача на них заявлений в полицию, изъятие чужих или иных социальных карт при выялении нарушений правил их использования, а также поддельных билетов или документов различными категориями контролеров транспорта, высаживание контролерами из транспорта, в том числе с привлечением полиции, в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ, лиц, не имеющим проездного документа, достигших возраста 16 лет, передача контролерами ГКУ "Организатор перевозок" материалов о неоплаченных в установленный срок штрафах судебным приставам для их взыскания и др.).
При этом транспортная безопасность и надлежащее качество услуг по пассажирским перевозкам имеют более важное значение, чем контроль за оплатой проезда, а водитель является более значимым для осуществления пассажирских перевозок лицом, чем контролер. Поэтому необходимо введение четких правил работы контролеров, ограничивающих их полномочия в сравнении с сотрудниками полиции и иными представителями власти, или их упразднение с соблюдением конституционных прав человека и трудовых прав работников, предусмотренных законодательством, в особенности, учитывая установление ограничений на работы водителями транспорта с 1 марта 2023 года, увеличения количества бесплатного транспорта, отмену обязанности оплаты проезда в различных странах мира, на их отдельных территориях и в ряде субъектов РФ, снятие коронавирусных ограничений и амнистию по штрафам за их нарушение с 15 марта и 1 июня 2022 года соответственно, а также современное развитие техники, при котором контроль на транспорте или даже управление им могут быть автоматизированы и осуществляться дистанционно.
Иные лица, контролирующие оплату проезда без статуса представителей власти, определенного федеральным законом (кондукторы и водители контролеры), в городе Москве упразднены с 2006 по 2008 год, а водители лишены права на билетный контроль с 2006 года и не контролируют проход в транспорт и валидацию билетов с 2018 года после отмены турникетов в наземном городском транспорте города Москвы, а также лишены права на продажу билетов с 2020 и 2021 годов. При этом федеральные законы об упразднении кондукторов и других подобных должностей на транспорте, а также о запрете на добровольное или обязательное осуществление билетного контроля водителями и (или) на продажу ими билетов отсутствуют, а кондукторы, помощники водитетелей, проверяющие билеты, водители, имеющие право на проверку билетов и (или) их продажу, существуют во многих субъектах РФ, но их деятельность четко не урегулирована законодательством РФ и субъектов РФ. Также не урегулированы федеральными законами и законами субъектов РФ обязанности контролеров, кондукторов и любых водителей по наличию определенных форменной одежды и удостоверений, что создает сложности при пресечении деятельности лжеконтролеров и иных лиц, совершающих противоправные действия, в субъектах РФ, в которых не утверждена обязательная форменная одежда контролеров и других работников транспорта (в г. Москве это имело место до введения обязательной форменной одежды контролеров транспорта в 2006 году, но отмена с 2011 года обязательного предъявления контролером удостоверения перед проверкой билета у пассажира, независимо от просьбы пассажира, не способствует полному устранению таких проблем).
Поэтому необходимо введение законов города Москвы, четко распределяющих полномочия контролеров и других работников транспорта, вводящих не менее строгие ограничения на их работу по признакам их опасности для окружающих, чем для водителей транспорта, либо упраздняющих контролирующих оплату проезда лиц, являющихся работниками транспорта, или иными должностными лицами с соблюдением конституционных, трудовых и иных законных прав указанных лиц.
Федеральными законами урегулирована деятельность целого ряда категорий представителей власти (полиции, Росгвардии, ФССП (федеральной службы судебных приставов), ФСБ, ФСО и др.) и иных граждан, деятельность которых связана с обеспечением безопасности или ограничением прав неопределенного круга лиц по другим основаниям (частных охранников и детективов, внештатных сотрудников полиции, народных дружинников, коллекторов, контролирующих взыскание задолженностей, и др.). При этом не урегулирована федеральным законодательством деятельность контролеров и кондукторов транспорта, иных билетных контролеров, контролеров торгового зала, сторожей, вахтеров, консьержей, парковщиков и целого ряда других лиц, которые имеют право на ограничение каких-либо прав граждан.
Таким образом, регулируемые и нерегулируемые федеральными законами виды деятельности лиц, частично или полностью имеющих полномочия представителей власти, неупорядочены. Неупорядоченными являются и их полномочия, т.к. частные охранники полностью лишены права на применение физической силы во всех случаях, не связанных с насилием, угрожающим их жизни или жизни других лиц на охраняемых объектах, или совершаемым при оказании сопротивления лицами, совершившими преступления против охраняемого имущества, но имеют право на ношение специальных средств и целого ряда видов оружия, а право на применение силы контролерами транспорта, кондукторами, сторожами и другими подобными должностными лицами не регламентировано на федеральном уровне и должно быть во многом не большим, чем у частных охранников и любых других лиц (право на задержание преступников, необходимую оборону или на применение силу в состоянии крайней необходимости имеют любые лица), но они не имеют специального права на ношение и использование огнестрельного и иного оружия или специальных средств. При этом не установлено и специального запрета на ношение и использование ими любого гражданского газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, иного оружия самообороны, и многих специальных средств, включая служебных собак.
Поэтому необходимо введение законов, четко регулирующих деятельность контролеров транспорта и других лиц, имеющих право на ограничение каких-либо прав человека, и решение вопросов об упразднении части данных категорий лиц для соблюдения конституционных прав человека, экономии средств федерального и региональных бюджетов, налогоплательщиков и других лиц, а также упрощения государственного и общественного контроля за деятельностью указанных категорий лиц.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, упорядочиванию правовых норм, экономии бюджетных средств и средств частных лиц, а также популяризации общественного транспорта.


Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, экономия средств федерального и региональных бюджетов, налогоплательщиков и других лиц, упорядочивание правовых норм, а также популяризация общественного транспорта.

Решение

Необходимо принятие законов г. Москвы, определяющих правовой статус контролеров общественного транспорта, их права и обязанности, а также ограничения в приеме на данную работу лиц, имеющих судимости за тяжкие насильственные преступления или иные основания для их недопущения к указанной работе или их увольнения, либо упраздняющих должность контролера общественного транспорта и вводящих запрет на введение или сохранение других должностей работников транспорта, уполномоченных контролировать оплату проезда (кондукторов, водителей-контролеров и др.).
При этом необходимо введение законов города Москвы, четко распределяющих полномочия контролеров и других работников транспорта, вводящих не менее строгие ограничения на их работу по признакам их опасности для окружающих, чем для водителей транспорта, либо упраздняющих контролирующих оплату проезда лиц, являющихся работниками транспорта, или иными должностными лицами с соблюдением конституционных, трудовых и иных законных прав указанных лиц.
Необходимо введение законов, четко регулирующих деятельность контролеров транспорта и других лиц, имеющих право на ограничение каких-либо прав человека, и решение вопросов об упразднении части данных категорий лиц.

К началу списка инициатив