Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
32Ф9888
Уровень инициативы:
Федеральный

Запретить нерегулируемые пешеходные переходы через несколько полос, предназначенных для движения в одном направлении

На российских дорогах распространена практика организации нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах. Несмотря на ужесточение ответственности водителей, такие пешеходные переходы не перестают быть местом повышенной опасности для пешеходов.

Один из нашумевших трагических случаев — гибель маленькой девочки в Брянске 7 октября 2011, произошедший во время дежурства экипажа ДПС рядом с пешеходным переходом. Но подобных случаев происходит множество каждый день по всей стране.

Сравнивая с опытом европейских стран, где в целом статистика прошествий с участием пешеходов существенно лучше, можно выделить ряд объективных причин, почему никакое ужесточение ответственности водителей не может сделать подобные нерегулируемые пешеходные переходы безопасными:

1. При наличии нескольких полос для движения в одну сторону соседние ряды автомобилей могут перекрывать видимость знака пешеходного перехода для водителей из соседних рядов. Разметка же при этом зачастую отсутствует или не видна по разным причинам (ремонт, погодные условия, плохое состояние дороги). В некоторых случаях знак пешеходного перехода дублируется на разделительной полосе или сверху, но на практике дублирование знаков применяется нечасто. Несмотря на то, что по ПДД в подобных случаях виновником прошествий является водитель, эта вина зачастую носит неумышленный характер. Водитель совершает ошибки, а платой за эти ошибки нередко является жизнь пешеходов и свобода виновника. Реальная безопасность должна обеспечиваться не на бумаге, а путем создания условий, когда такие ошибки будут либо исключены полностью, либо маловероятны.

2. По ПДД пешеход обязан убедиться в безопасности перехода перед его началом. Однако, при наличии множества полос на дороге, это сделать затруднительно, так как видимость пешехода ограничивает габаритный транспорт (автобусы, троллейбусы), движущийся по ближайшем полосам. В целом предсказуемость ситуации для пешехода сильно снижается при наличии множества полос для движения.

После изменения пункта 14.1 ПДД безопасность нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах существенно не улучшилась. При этом теперь водители наказываются за нарушение этого пункта даже в тех случаях, когда пешеход начал переход с другой стороны широкой многополосной дороги и находится на значительном удалении от автомобиля этого водителя. Чтобы избегать таких нарушений водитель, движущийся справа, вынужден отклонять взгляд в противоположную сторону дороги, тем самым упуская из вида собственную зону безопасности (впереди автомобиля), что также не способствует безопасности движения.

Практический результат

Повышение безопасности дорог для пешеходов одновременно с удобством (и как следствие, также и безопасностью) дорог для водителя. Приведение стандартов безопасности к общеевропейскому уровню.

Варианты решения, предлагаемые в настоящей инициативе, системным и более гибким образом покрывают проблемы, описанные в следующих похожих инициативах:
1. "Пешеходные переходы обязательно совмещать со светофорами" (https://www.roi.ru/7154). В отличие от этой инициативы в настоящей инициативе предлагается несколько альтернативных способов решения проблемы.
2. "Запрет на размещение нерегулируемого пешеходного перехода через многополосную автомобильную дорогу вне населенного пункта" (https://www.roi.ru/6792). В отличие от этой инициативы настоящая инициатива распространяется на населенные пункты.
3. "Запрет на установку нерегулируемого пешеходного перехода на дорогах с интенсивным движением" https://www.roi.ru/584. В отличие от этой инициативы в настоящей инициативе предлагается строгий и однозначный способ для определения необходимости применения альтернатив нерегулируемым пешеходным переходам — 2 или большее количество полос для движения в одном направлении. На дорогах с одной полосой для движения в каждую сторону необходимости в запрете нерегулируемых пешеходных переходов нет, так как обзор знака перехода и пешеходов не закрывается для водителя другими автомобилями.

Решение

Запретить нерегулируемые пешеходные переходы через несколько полос, предназначенных для движения в одном направлении, заменив их безопасными альтернативными решениями:

1. Пешеходными переходами со светофорным регулированием, оснащенными кнопкой «переход по требованию» или автоматическими датчиками обнаружения пешеходов.

2. Вне населенных пунктов — надземными или подземными переходами.

3. Пешеходными переходами, оснащенными «островками безопасности». Таким образом можно разбить длинные пешеходные переходы на несколько коротких.

К началу списка инициатив