Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
76Ф98888
Уровень инициативы:
Федеральный

Уборка мусора и ликвидация мусорных свалок на муниципальных землях должно стать бесспорной предусмотренной законом обязанностью органов местного самоуправления

Мусорные свалки – проблема на всей территории Российской Федерации.
Если свалка на частной территории, механизм решения вопроса понятен. Но если мусорная свалка на муниципальной земле, то однозначного ответа, кто и каким образом обязан ее ликвидировать, в законах нет. Да и просто сбором мусора на муниципальной земле часто никто не занимается.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит размытую формулировку полномочий органов местного самоуправления (местных администраций): участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. «Участие в организации деятельности» - это не обязанность. То есть не относится к расходным обязательствам по ст. 65 Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ при формировании бюджетных расходов, так считают местные администрации, а значит собирать и вывозить мусор (тем более мусорные свалки) не должны.
Вот позиции иных органов по данному вопросу.
Позиция Конституционного Суда РФ выражена в Постановлении от 13 октября 2015 г. № 26-П: "Обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель "земли населенных пунктов", не может быть возложена на администрации поселений безусловно...".
Позиция Министерства природных ресурсов и экологии РФ в письме от 11 октября 2019 г. № 08-25-53/24802 “О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО”: обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ.
Последняя позиция Минприроды России "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)": ликвидацией несанкционированных свалок обязан заниматься Региональный оператор.
Действующий в настоящее время Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ не содержит понятий «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидацию таких свалок нельзя напрямую отнести к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.
На практике все понимают, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, организованных на муниципальной земле, лежит на органах местного самоуправления, но чаще решения данного вопроса добиваются только через суд.

Практический результат

Четкое закрепление за местной администрацией обязанности по сбору и вывозу мусора, находящегося на муниципальных землях.
Бесспорное понуждение и привлечение к ответственности местную администрацию, не выполняющую обязанности по сбору и вывозу мусора.
Отсутствие судебных разбирательств, затягивающих решение вопроса.
Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду, чистоту и порядок на территории проживания.

Решение

Внести следующие изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
Подпункт 18 пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; накопление (в том числе раздельное накопление), сбор и транспортирование до места утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов, находящихся на муниципальных землях.
Подпункт 14 пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
14) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; накопление (в том числе раздельное накопление), сбор и транспортирование до места утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов, находящихся на муниципальных землях.
Подпункт 24 пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
24) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; накопление (в том числе раздельное накопление), сбор и транспортирование до места утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов, находящихся на муниципальных землях.

К началу списка инициатив